Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVII-XXXVIII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 07 сентября 2020 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Козуб Д.В. ОСОБЕННОСТИ ХОРОВЫХ АРАНЖИРОВОК НАРОДНЫХ ПЕСЕН XX ВЕКА // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XXXVII-XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 8-9(30). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 10-14.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ ХОРОВЫХ АРАНЖИРОВОК НАРОДНЫХ ПЕСЕН XX ВЕКА

Козуб Диана Витальевна

аспирант, ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры»,

РФ, г. Краснодар

FEATURES OF CHORAL ARRANGEMENTS OF FOLK SONGS OF THE XX CENTURY

 

Diana Kozub

graduate student FSBEI of HE «Krasnodar State Institute of Culture»,

Russia, Krasnodar

 

АННОТАЦИЯ

Явление хоровой аранжировки народной песни является одной из форм интерпретации музыкальных текстов, характерных для искусства ХХ века. В данной статье рассматриваются разнообразные подходы к хоровым аранжировкам народной музыки.

ABSTRACT

The phenomenon of choral arrangement of folk songs is one of the forms of interpretation of musical texts characteristic of twentieth-century art. This article discusses various approaches to choral arrangements of folk music.

 

Ключевые слова: хор, музыка, аранжировка, фактура, песня.

Keywords: chorus, music, arrangement, texture, song.

 

Развитие хорового искусства одновременно шло с активным освоением песенного наследия нашего народа. В результате собирания и изучения были определены особенности русского мелоса и распространения его в городской среде. Заслуга в этом принадлежала композиторам А.Т. Гречанинову, А.Д. Кастальскому, В.С. Калинникову, П.Г. Чеснокову и другим.

Позже обработки для хора a capella станут неотъемлемой частью в развитии академического хорового искусства. В народной песне искали творческие идеи великие композиторы и выдающиеся хоровые дирижеры. Поэтому понятие обработки народной песни далеко не ново и очень актуально и в наше время.

Многолетний труд композиторов с аутентичным материалом приобретает особый размах с середины XX века. Важно отметить, что с середины XX века отмечается усложнение подходов к обработке, преобладает роль современных техник композиции, включая сонористику, алеаторику. Слияние сложных композиторских техник и народной песни мы встречаем в творчестве Г.В. Свиридова, С.М. Слонимского, В.А. Гаврилина, Ю.А. Фалика, Р.С. Леденева, А.Л. Ларина, К.Е. Волкова.

В словаре «Восточнославянский фольклор» относительно народного творчества дается довольное обобщенное определение: «Обработка – изменение, приспособление, переосмысление фольклорного произведения для решения творческих, исполнительских задач… Обработка осуществляется путем гармонизации, аранжировки, реже – транскрипции или парафраза» [2].

По мнению исследователя О. Девуцкого, «если обрабатывается фольклорный источник, это принято называть обработкой, или гармонизацией, церковный напев – гармонизацией, изложением или переложением, инструментальное или вокальное сочинение – переложением, хоровым изложением или аранжировкой» [3]. Он представляет свой порядок терминов степени творческого участия аранжировщика: гармонизация – хоровое изложение – переложение – аранжировка – обработка – свободная обработка (транскрипция, парафраз, фантазия на тему) [3].

М.В. Медведева дает обработке более широкое понятие: обработка – это «сочинение новых голосов (вокальных и инструментальных партий) на основе первоначального музыкального материала (одно- или многоголосного), направленное на всестороннее развитие художественного образа первоисточника с помощью широкого использования различных музыкально-выразительных средств… При обработке видоизменению в той или иной степени могут быть подвержены все вышеперечисленные компоненты музыкального языка. Таким образом, обработка, являясь видом авторского творчества, предполагает довольно большие изменения первоначального музыкального материала, продуктам этой деятельности свойственна значительная степень новизны… Аранжировку, по сравнению с обработкой, отличает большая степень приближенности к первоисточнику» [5].

По мнению исследователя, «аранжировка – приспособление определенного произведения, как народного, так и авторского, к возможностям и особенностям конкретного исполнительского коллектива (или одного исполнителя), ставящее своей целью максимальное раскрытие заложенного в первоисточнике художественного образа… При аранжировке произведения необходимо сохранить его основной напев, последовательность опорных тонов, основные функции голосов, ладогармонические и метроритмические особенности, форму и стилистическое единство; можно изменить тональность, фактуру и голосоведение» [5].

Невзирая на различия формулировок, обработки и аранжировки объединяет общий смысл – наилучшее исполнение и представление народной песни для определенного коллектива или сценических условий.

Прежде чем приступать к обработке или аранжировке народной песни, нужно досконально изучить первоисточник. Нужно понимать жанровую принадлежность песни, при каких жизненных обстоятельствах звучала данная песня и сакральный смысл, заложенный в ней. После этого уже можно намечать основные линии мелодического развития [4].

Новым веянием в сфере обработки во второй половине XX века стали обработки, приближенные к аутентичному материалу. Это связано с новым подъемом в области профессиональных и любительских коллективов, ориентированных на народную культуру. Например, хор им. Пятницкого в своем творчестве стремится придерживаться региональной традиции наряду с общерусской ориентацией. Поэтому в репертуаре хора имеются песни разных регионов страны, но обработаны они в стиле региональной принадлежности коллектива [6].

Бережное отношение к фольклорному материалу мы видим в работах Н. Мешко и В. Захарченко. Нина Константиновна Мешко – мастер русского народного хорового искусства, основатель целой школы профессионального народного пения, ее обработки созданы для Северного хора на этнографическом материале северо-западной традиции. Виктор Гаврилович Захарченко – автор научных книг по народной музыке, собиратель фольклора, записавший тысячи народных песен Кубани и Сибири. Основная часть его трудов в сфере обработки народной песни основана на материале кубанского казачьего фольклора. В их работах по возможности сохранены ритмометрическая, ладово-интонационная канва произведения, тембровая окраска, тектоника. Фактура хоровых произведений максимально приближена к аутентичному образцу, выражается это терцовой второй, бурдонирующими низкими голосами, вариативной подголосочностью.

При всем достоинстве указанных обработок и их схожести с первоисточником мы видим изменения, которые свидетельствуют о том, что это уже «вторичные формы» фольклора, их приспособление к функционированию в другой среде, в частности, их сценическую интерпретацию. Теперь главенствующими становятся художественно-эстетическая, демонстрационная, трансляционная функции.

Характер сценического представления песни теперь является определяющим при создании аранжировки или обработке народной песни. Но приоритетным для аранжировщика должно оставаться раскрытие драматургического образа песни с сохранением поэтического замысла. Поэтому в процессе создания аранжировки и обработки необходимо учитывать степень интенсивности выражения кульминационных моментов и подбирать подходящие средства выразительности. Это могут быть агогические изменения темпа (ritardando, ritenuto), изменение динамической выразительности, изменение способа звуковедения (legato, marcato), изменение силы звучания, художественные паузы и голосовые «спады» и «подъезды», варьирование, полифоническое развитие.

Так как обработки или аранжировки зачастую делают для определенного коллектива, поэтому немаловажным пунктом является уровень исполнительского мастерства хора. Возраст вокалистов (ограниченность певческого диапазона), состав коллектива (женский или мужской хор) и его профессиональный уровень (исполнение сложных произведений часто не под силу самодеятельным коллективам из-за трудности освоения многоголосия, отсутствие музыкального сопровождения) откладывают отпечаток на приемы работы с первоисточником. Различные обработки в настоящее время широко используются в современных реалиях в работе хоровых профессиональных и любительских коллективов.

А.С. Абрамский, говоря о профессиональных качествах аранжировщика писал, что, «приступая к аранжировке, необходимо не только уверенно владеть познаниями в области теории музыки и гармонии, но и проявлять способность к импровизации, к подысканию добавочных партий, то есть к творческой доработке основного материала» [1].

Исходя из этого следует, что аранжировщик должен обладать не только знаниями в области теории музыки и гармонии, но и иметь бережное отношение к фольклорному материалу, чтобы сохранить тематическую основу. Стремительная смена гармоний, ритма и темпа изменит характер песни, а искажение поэтического текста изменит содержание. Таким образом, личная интерпретация оригинала может привести к полному разрушению музыкального и поэтического текста первоисточника и создать новое, а это недопустимо в процессе аранжировки или обработки.

Поэтому мы можем говорить о том, что обработка народных песен в современном мире имеет очень важное значение. В первую очередь аранжировка дает возможность современному слушателю воспринимать народную песню на доступном для него музыкальном языке. С усложнением музыкальной фактуры произведения, с добавлением в него эмоционально нового заряда, с привнесением в него театрализованного действия народная песня становится ярким сценическим номером и может конкурировать с другими творениями в современной музыкальной среде.

 

Список литературы:

  1. Абрамский А.С. Основы аранжировки для русского народного хора // Клубные вечера. – 1982. – № 15. – С. 79–93.
  2. Алехнович О.М. Обработка // Восточнославянский фольклор : словарь науч. и нар. терминологии / отв. ред. К.П. Кабашников. – Минск : Наука и техника, 1993. – С. 169–170.
  3. Девуцкий О.В. Теоретические аспекты искусства хоровой аранжировки : дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. – М., 2006.
  4. Лисина Е.Н. К определению понятий аранжировки и обработки аутентичной музыки // Огарев-online. – 2013. – № 7 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://journal.mrsu.ru/arts/k-opredeleniyu-ponyatijj-aranzhirovki-i-obrabotki-autentichnojj-muzyki.
  5. Медведева М.В. Аранжировка как вид творческой деятельности (К проблеме обучения) // Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли: сб. науч. тр. / сост. и отв. ред. В.А. Лапин. – Л. : ЛГИТМиК, 1989. Фольклор и фольклоризм. – Вып. 2. – С. 47–61.
  6. Михайлова Н.Г. Вторая жизнь традиционной народной культуры в России эпохи перемен / под ред. Н.Г. Михайловой. – М. : НБ-Медиа, 2011. – 180 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.