Статья опубликована в рамках: XXXV Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 03 июня 2020 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Омирбекова М.К., Акшпекова Л.А. РОЛЬ ФОРТЕПИАННЫХ АНСАМБЛЕЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XXXV междунар. науч.-практ. конф. № 6(28). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 23-27.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РОЛЬ ФОРТЕПИАННЫХ АНСАМБЛЕЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Омирбекова Мария Кайратовна

преподаватель, Казахская Национальная консерватория имени Курмангазы,

Республика Казахстан, г. Алматы

Акшпекова Лейла Адиловна

преподаватель, Казахская Национальная консерватория имени Курмангазы,

Республика Казахстан, г. Алматы

THE ROLE OF PIANO ENSEMBLES IN MUSICAL AND PEDAGOGICAL PRACTICE

 

Maria Omirbekova

teacher, Kazakh National conservatory named after Kurmangazy,

Kazakhstan, Almaty

Leila Akshpekova

teacher, Kazakh National conservatory named after Kurmangazy,

Kazakhstan, Almaty

 

АННОТАЦИЯ

Цель статьи – оценить по данным литературы роль фортепианных ансамблей в совершенствовании профессионализма музыкантов-исполнителей. Метод. Анализ современной научной литературы по данной проблематике, публикаций отечественных и зарубежных авторов. Результат. В статье установлены возможности использования фортепианных ансамблей для совершенствования профессионального мастерства при обучении музыкантов-исполнителей. Выводы. Фортепианный ансамбль обладает большим потенциалом для творческого развития студентов-исполнителей и играет особую роль в становлении профессиональных музыкантов-исполнителей.

ABSTRACT

The purpose of the article is to assess the role of piano ensembles in improving the professionalism of musicians according to the literature. Method. Analysis of modern scientific literature on this issue, publications of domestic and foreign authors. Result. The article identifies the possibilities of using piano ensembles in order to improve professional skills of musicians during their education. Conclusion. The piano ensemble has great potential for the creative development of student-performers and plays a special role in the development of professional musicians.

 

Ключевые слова: фортепианный ансамбль; музыканты-исполнители; музыкально-педагогическая практика.

Keywords: piano ensemble; performing musicians; musical and pedagogical practice.

 

Музыкант должен музыкой выражать мысли и идеи, передавать настроения, а потому в совершенстве владеть профессиональными навыками, исполнительскими средствами, быть эрудированным в различных областях музыкально-художественного творчества. В соответствии с современными реалиями предъявляются особые требования к музыкальному образованию, к совершенствованию различных сторон педагогического процесса. С этих позиций привлекает особое внимание фортепианное ансамблевое музицирование, которое в настоящее время незаслуженно отодвигается на второй план.

Рояль, «самый интеллектуальный из всех инструментов и потому охватывает самые широкие горизонты, необъятные музыкальные просторы. Ведь на нем можно исполнять все…, что называется музыкой» [1, с.76].

И.И. Польская [2, с.4] дает следующую классификацию типов фортепианного ансамбля:1) ансамбль из двух исполнителей в четыре руки на одном фортепиано; 2) ансамбль из двух исполнителей на двух фортепиано. Существует ряд ансамблевых модификаций, родственных обоим типам фортепианного дуэта:

а) модификации четырехручного дуэта на одном фортепиано: неполный четырехручный дуэт (в три руки на одном фортепиано); ансамбль трех исполнителей в шесть рук на одном фортепиано;

б) модификации дуэта на двух фортепиано: ансамбль трех или более исполнителей на трех и более фортепиано;

в) модификации синтезирующего характера: ансамбль четырех исполнителей в восемь рук на двух фортепиано (сочетание двух четырехручных дуэтов на двух фортепиано); ансамбль четырех исполнителей в шесть рук на двух фортепиано (сочетание двух неполных четырехручных дуэтов на двух фортепиано).

По мнению И.И. Польской [2, с.4], данная классификация позволяет подчеркнуть принципиальные фактурно-пространственные различия воплощения музыки, свойственные каждому из дуэтных типов (и, соответственно, их ансамблевых модификаций). Эти два вида фортепианного ансамбля сформировали две ветви фортепианного искусства [3, с.4]. Различия в характере ансамблей отразились и в музыке, создаваемой для них: произведения для двух фортепиано тяготеют к виртуозности, концертности, сочинения же для четырехручного дуэта – к стилю камерного музицирования [3, c.4]. Как оригинальные произведения, так и транскрипции для двух фортепиано характеризуются виртуозностью обеих партий и «звуковой мощью, доходящей до оркестровой» [4, c.301]. Произведения для одного рояля в 4 руки – «очень своеобразный ансамбль, сочетающий непосредственную прелесть дружеского высказывания с широкими масштабами, сложностью ткани и разнообразием красок, присущими большим симфоническим полотнам» [4, c.21].

Практика использования в обучении музыкантов [5] фортепианного ансамбля насчитывает не один десяток лет, при этом применяются разные методы:

-словесные (сведения об исполняемом произведении и его музыкальный анализ);

-наглядные (просмотр видеоматериалов; посещение концертов; показ и исполнение произведений преподавателем);

-практические (самостоятельная работа над произведениями, как техническая, так и творческая).

Рассмотрим роль фортепианного ансамбля в музыкально-педагогической практике, как способа профессионального развития студентов, как пианистов, так и других специальностей.

Известно, что ансамблевое музицирование способствует развитию: чувства ритма, музыкального слуха, памяти, музыкального мышления, формирует художественную культуру, а также развивает и другие необходимые качества, требуемые для становления музыканта-исполнителя.

Например, студенты оркестрового факультета знакомятся со спецификой ансамблевой игры еще на ранних этапах обучения. Навык формируется в исполнении произведений по специальности в сопровождении концертмейстера, выступлениях в различных ансамблях (ансамбль скрипачей, ансамбль виолончелистов, духовой ансамбль и др.), однако фортепианный ансамбль раскрывает новые возможности творческого развития.

Говоря о возможностях творческого развития, следует отметить богатый репертуар, написанный для фортепианных ансамблей как для одного инструмента с несколькими исполнителями, так и для двух и более фортепиано, при этом произведения являются не только оригинальными сочинениями, но и переложениями известных произведений, в том числе музыки: оперной, симфонической, хоровой и многих других.

С появлением различных оркестровых и оперных переложений для фортепианных ансамблей одной из важнейших функций фортепианного ансамбля становится - музыкально-просветительская функция. Так симфонические, камерно-ансамблевые, оперные произведения издавались одновременно с их четырехручными переложениями, таким образом, простые слушатели, любители и профессионалы могли познакомиться с различными сочинениями любых жанров. [3, с.6]. Сегодня фортепианный ансамбль не утратил музыкально-просветительской функции и продолжает знакомить студентов с разнообразной музыкальной литературой. По мнению В.Д.Флеймана «…ансамблевая игра – это постоянная и быстрая смена новых восприятий, впечатлений, «открытий», интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации. Игра в ансамбле расширяет горизонты познания учащихся, обогащает их профессиональный опыт, играет активную роль в развитии музыкального сознания, создает максимально благоприятные условия для кристаллизации музыкально-интеллектуальных качеств исполнителя» [6, с.17].

Конечно, фортепианный ансамбль пианистов ставит перед собой более серьезные задачи. Процесс обучения фортепианному ансамблю является сложным, так как ставит перед собой множество задач и решает не только технологические проблемы, но и психологические аспекты. Поэтому в основе работы педагога лежит личностно-ориентированное обучение с учетом индивидуальности каждого обучающегося.

Знание специфики инструмента, его природы и выразительных возможностей во многом упрощает процесс обучения пианистов в отличие от студентов других специальностей. Однако, сложность возникает при переосмыслении понятия пианист-солист, где на первый план выходит пианист-ансамблист. При такой «идеологии» определяющими ансамблевыми задачами становятся: согласованность художественных взглядов; стремление к эмоциональному единению; сбалансированность в средствах выразительности музыкальных партий; выработка ощущения свободы каждого партнера; способность согласовывать и уступать; стремление к модели дуэта, где каждый участник ансамбля может доминировать над личным артистизмом [7, с.16]. Все эти задачи подчиняются определенной логике, где «общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются они их объединенными усилиями» [8, с.4].

Фортепианный ансамбль обладает большим потенциалом для творческого развития студентов-музыкантов всех специальностей. Огромное наследие высокохудожественных сочинений как оригинальных, так и переложенных, совершенствование всего комплекса музыкальных способностей, профессиональное, творческое и человеческое общение, расширение музыкального кругозора, формирование художественного вкуса - все это определяет особую роль фортепианного ансамбля в становлении профессиональных музыкантов-исполнителей и делает его незаменимым в процессе обучения в высшем звене музыкального образования.

 

Список литературы:

  1. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: Музгиз, 1958. – 318 с.
  2. Польская И.И. Развитие жанра фортепианного дуэта в австро-немецкой романтической музыке: дис. … канд. искусствовед. – СПб., 1992. – Т. 1. – 213 с.
  3. Сорокина Е.Г. Фортепианный дуэт. История жанра: Исслед. – М.: Музыка, 1988. – 319 с.
  4. Ступель А.М. В мире камерной музыки. 2-е изд. – Л.: Музыка, 1970. – 88 с.
  5. Морозова Л.Г. Традиции и инновации в современном образовательном процессе: в классе фортепианного ансамбля // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2014/03/15/traditsii-i-innovatsii-v-sovremennom
  6. Флейман В.Д. Фортепианный дуэт. История и развитие жанра. Образовательная и развивающая роль в процессе обучения // Учебно-методическое пособие СГИИ. - Смоленск, 2011г. – 31 с.
  7. Осипова Л.А. Психологические аспекты фортепианного дуэта // Актуальные проблемы и достижения в гуманитарных науках / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Самара, 2015. – С.14-17.
  8. Готлиб А.Д. Основы ансамблевой техники. - М., Музыка, 1978. – 94с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом