Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 11 мая 2020 г.)

Наука: Филология

Секция: Литература народов стран зарубежья

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Тулебаева А.Т. ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ В ПОЭЗИИ АКЫНОВ-ЖЫРАУ ЗЕМЛИ СЫРА // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 5(27). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 38-44.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ В ПОЭЗИИ АКЫНОВ-ЖЫРАУ ЗЕМЛИ СЫРА

Тулебаева Айдынгул Тойбазаровна

преподаватель, Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата,

Республика Казахстан, г. Кызылорда

PHILOSOPHICAL WORLDWIDE IN POETRY OF AKINS-ZHYRAU SYRDARIA

 

Aidyngul Tulebayeva

teacher, Korkut Ata Kyzylorda State University,

Kazakhstan, Kyzylorda

 

АННОТАЦИЯ

В статье отмечается, что в произведениях Турмагамбета, Жусупа Канлы, Базар жырау воспевается безграничная любовь к Аллаху, праведное воспитание, необходимость знаний и образования. Ценность культурно-исторического наследия акынов-жырау земли Сыра заключается в преемственности, созвучии с философскими взглядами народов всего цивилизованного мира.

ABSTRACT

The article notes that in the works of Turmagambet, Zhusup Kanly, Bazar Zhyrau, unlimited love for Allah, righteous education, the need for knowledge and education are sung. The value of the cultural ahd historical heritage of the akyns-zhyrau of the land of Syr lies in continuity, in harmony wirh the philosophical views of the peoples of the entire civilized world.

 

Ключевые слова: педагогические взгляды, процесс, ценности, толгау, акын-жырау, философское мировоззрение, поэт.

Keywords: pedagogical views, process, values, tolgau, akyn-zhyrau, philosophical worldview, poet.

 

Философия-устойчивый процесс осуществления критической оценки человеческого мышления и раскрытия новых возможностей «разнообразного мышления». Основа философии – воспитание, добро, благовоспитанность. В своем труде «Краткая история философии: от Сократа до Деррида» Дерек Джонстон выражает мысль:«Гуманизм – главная ценность». Никакие внешние причины не должны лишать человека гуманности, доброты. Сократ пренебрегал материальным богатством, его интересовал духовный мир. Он учил формировать познание через память. Согласно его учению мы копим знания, вспоминая то, что освоили в прежней жизни» [1, с. 19].

Каждая нация имеет свои особенности, национальный характер, моральные нормы, обычаи, нравы, ритуалы, традиции, свой образ жизни. У каждой нации есть своя культура, сложившаяся на протяжении сотен лет и,несомненно, влияющая на уклад жизни народа и образовательный процесс. Стремление воспитывать потомков в духе прогрессивных традиций и передовой морали, привитие им положительных качеств - это проявление закономерности и дальновидности.

Поэты-жырау низовьев Сырдарьи и Арала придерживались прогрессивных взглядов и воспитывали молодое поколение, проповедую мудрую мораль. Сохранилось и дошло до наших дней их литературное наследие, в котором авторы высказывали передовые идеи во всех сферах общественной науки, в том числе в области нравственного образования, т. е. в области педагогики. В произведениях мыслителей особое место занимает проблема нравственного воспитания. Поэтому философское мировоззрение и педагогические взгляды акынов-жырау земли Арала и Сыра имеют не только историческую ценность, но и актуальны для современности.

Произведения Турмагамбета и других поэтов-жырау низовьев Сырдарьи и Арала – глубоко философские произведения, они расширяют  мировоззрение читателя. Произведения Турмагамбета вызывают большой интерес у читателей, особо хочется отметить его стихи, посвященные теме воспитания. Одно из таких стихотворений называется «Орынсыз аға-iнiңдi өкпелетсең» ( Не обижай зря своих братьев):

«Orynsyz aǵa-inińdi ókpeletseń,

Ókinbeıdi olar saǵan órtke ketseń.

Qalady qalaıda da artyńda atyń,

Elpeńdep eldiń atyn erttep ótseń.

Kóp seni ‘kereksiz’ dep kesip tastar,

Uzaıyp kóleńkesiz kókke jetseń» [2, с. 61].

Здесь поэт учит, что « человек по отношению к старшим должен быть учтивым, по отношению к младшим- заботливым». Он напоминает читателю, что от самого человека зависит его человеческий облик, образованность, чуткость. Поэт не ищет эти качества где-то вдалеке, он находит их рядом с собой. Турмагамбет призывает всех остерегаться плохих привычек, этой теме он посвятил большое количество своих стихов, например: «Атпаңдар тiл алсаңдар насыбайды», «Ұнамайды отыру да шылым тiстеп», «Арақ». В этих стихотворениях он обращается к молодым людям и советует им не пить, не курить, призывает их держать тело и душу в чистоте:

«Atpańdar til alsańdar nasybaıdy,

Nas atsań nas bolasyń basybaıly jáne:

«Unamaıdy otyrý da shylym tistep,

Ony da qoldanbańdar «qolaıly is» dep nemese:

Esirip otyrsyńdar iship araq,

Itsińder, ıesine úrgen naǵyz baraq.

Nárseden nashaq bolar boıdy saqtap,

Júrgender kóleńkeli gújim daraq.

Qolǵa alyp, osy aqyldy ańǵarsańdar,

Aǵańnyń aıtqan sózi altyn taraq» [2, с. 61].

Основные темы поэзии акынов-жырау земли Арала и Сыра- воспитание порядочности, положительных качеств человека, учение и образование, добрые отношения с родствениками, крепкая семья и др.

Философия и педагогика – это взаимосвязанные понятия, в основе которых лежит воспитание, приносящее пользу народу.

В связи с этим ученые высказывают следующую точку зрения: «Одно из условий развития педагогической мысли – связь с философией. Философские знания входят в состав методологического обеспечения педагогических исследований. Они необходимы для построения педагогической теории, так как прямо связаны с теоретическими исследованиями и практикой, косвенно – с педагогикой, и напрямую с философией» [3, с. 49].

Одним из ярких представителей поэтов-жырау Арала и низовьев Сырдарьи является Канлы Жусуп. Г.Туякбаев так характеризует творчество этого поэта: «Свою короткую жизнь поэт посвятил казахскому народу, его свободе, единству и споскойствию.Его творчество направлено на пробуждение сознания народа. Имя поэта всегда будет жить в памяти народа» [4, с. 10].

В стихотворении «Ту көтер тұтас болып дараланбай» поэт призывает народ к единству:

«Maıda til, naqyl sózi unaǵandaı,

 Pák kóńil, kúdigi joq jas baladaı.

Tyńdaǵan kóńilińde kirbiń qalmaı,

 Quryshtaı birlik, jurtym, kerek saǵan» [5, с. 12].

Он считал, что «если народ будет единым, честным, с чистыми помыслами, то его не сможет победить враг». Также поэт призывал народ защищать родную землю.

 «Eı, alash, qamyńdy qyl, qalma qapyl!

Óshedi búıte berseń eldiń aty.

Taqyrǵa talasam dep qalma otyryp,

Oılanyp aldy-artyńdy tapsań aqyl» [5, с. 15].

В этих строках поэт призывает народ к объединению по единое знамя Алаша, чтобы сохранить родную землю для будущих поколений.

Восхищают смелость и героизм поэта, потому что в то время проповедовалась идеология, что религия – это опиум для народа, что верующий человек – это религиозный фанатик. Человек, мечтающий о независимости своей страны, мог оказаться за железной решеткой или даже быть казненным. Несмотря на это, поэт писал об этом в своих произведениях, которые воспитывали у последующих поколений  чувство любви к своей Родине.

Поэт написал басни, призывающие людей быть честными, добродетельными. В басне «Түлкi, қасқыр, қой» ( Лиса, волк, овца) он советует быть честными по отношению к своим друзьям. Автор критикует, осуждает такие явления, как предательство, коварство, подлость:

«Oılanbaı aram pikir, adal júrip,

Attap ót adyr-budyr atyz-japtan.

Qasqyrdaı qara júrek bolam deseń,

Baılanar borbaıyńa bir kún qaqpan» [5, с.38].

Здесь поэт предупреждает людей, что за подлость, предательство обязательно ждёт наказание.

Произведения Балкы Базара жырау – уроженца земли Сыра- богаты философскими размышлениями. В них ярко выражены педагогические взгляды, адресованные потомкам. В его стихах выражен дух не только местного населения, но всей необъятной казахской степи. Об этом исследователь К.Сыдиыков сказал так: «Поэт неоднократно встречался с поэтами-жырау Атырау, Сарыарки, Арала, Сыра, Средней Азии. Балкы Базар был связующим звеном поэтов-жырау Атырау, Земли Сыра»[6, с. 151].

В стихотворении «Жiгiттiк» (Мужество) он размышляет о быстротечности жизни и призывает людей проявлять уважение и добрые чувства друг другу при жизни, а не после смерти:

«Alladan aýqal kelgende,

Batyrlar turmas baǵynda-aı,

Jahandy jalǵyz bılegen

Patshalar turmas taǵynda-aı.

Ajal dushpan mysaly,

Ańdysyp turǵan kózińniń,

Qarasy menen aǵyndaı» [7, с. 42].

В творчестве Базар жырау важное место занимают его произведения в жанре толгау (размышления), в которых ярко выражены его философские и педагогические взгляды. В них он призывает народ к единству, солидарности. В толгау – размышлениях поэт дает советы, назидания, призывает брать пример с великих людей Востока. Базар жырау хотел видеть последующие поколения образованными людьми. Весь свой талант он посвятил тому, что призывал народ к единству и солидарности. В толгау «Түбi туыс байтақ ел» (Родственные народы) он говорит об этой своей мечте:

«Úrip salǵan qý qaryn,

Darııaǵa batpaıdy.

Túbi týys baıtaq el

Birin-biri satpaıdy.

...Batyr týǵan er jigit

Almasqa beren saptaıdy.

Dana týǵan bilimdi –

El keregin joqtaıdy» [8, с. 59].

В произведениях всех поэтов-жырау Арала и низовьев Сырдарьи воспеваются такие качества, как человечность, честь и достоинство, стремление к знаниям, правдивость. Их творчество имеет большое воспитательное значение.

Поэты-жырау, обращаясь в своем творчестве к религиозно-исламскому мировоззрению, отбирали из него самое ценное в качестве примера для последующих поколений. Выдающийся писатель М.О. Ауэзов так пишет о произведениях Балкы Базара: «Не быть чванливыми, быть сдержанными, справедливыми, стараться вобрать в себя все духовное богатство. Все это он подтверждает примерами из жизни лучших представителей религии» [9, с. 232]. Следующий исследователь дает такую оценку произведениям Т. Изтлеуова: «В произведениях Т.Изтлеуова гуманно-нравственные мотивы проявляются через пропаганду ислама. Стихи-молитвы поэта созвучны с жанром дидактико-философских толгау-размышлений. Эти произведения являются духовным богатством исламского мировоззрения, в то же время они воспитывают в людях лучшие человеческие качества. В советский период произведения акына рассматривались только с позиции их религиозности, не был учтен их мировоззренческий  характер» [10, с. 54].

Поэты-жырау Арала и низовьев Сырдарьи своей религиозной лирикой обогатили духовный мир народа. Они дополнили традиции софистской поэзии исламско-просветительским направлением. Несмотря на трудные времена, они считали своим долгом перед Всевышним обогатить последующие поколения источником священных, благодетельных слов. Они оставили после себя значительный след, пройдя весь жизненный путь с чистой совестью.

В качестве подтверждения данных слов приведем примеры из произведений самих акынов:

«Serigiń joq, bir Alla

Ólmeıtuǵyn tipte, tiri Alla.

 Qalaıda da, qulyńnyń,

Ózińe maǵlumat syry, Alla,

Taba – taýlyq bermeseń,

Kóńilimdi basty kir, Alla!

Sol kirlerdi ketirip,

Oıyma ornat nur, Alla» [11, с. 140].

В этих стихах Турмагамбет, обращаясь к Аллаху, просит очистить его от скверны и пролить благостный свет на его мысли.

Канлы Жусуп в стихотворении «Той бастау» (начало тоя) говорит:

 «Áýeli bismillá dep toı bastalyq,

 Allanyń haq jolynan adaspalyq.

 Joly dep sharıǵattyń amal qylsań,

 Sol ýaqytta, inshalla, azbas halyq» [5, с. 29].

Поэт говрит о том, что любое дело надо начинать со слова «Бiсмiллә» (Во имя Аллаха). Все свершается по воле Всевышнего. Благоденствовать будут потомки тех народов, которые отличаются высокой духовностью и чистыми помыслами.

Базар жырау признавал бренность, суетность этого мира, но выражал надежду на то, что Аллах ниспошлет силу, способную противостоять злу.Он проповедовал философию, призывающую не отрекаться от человечности. Он напоминал о том, что служение богу, умеренность, милосердие, глубокие мысли должны стать стержнем жизни.

Произведения поэтов-жырау, основанные на философском мировоззрении и педагогических взглядах,  требуют нового изучения  как продолжения историко-поэтических художественных традиций  в рамках единства идеалов современной цивилизации.

 

Список литературы:

  1. Джонстон Д. Краткая история философии: от Сократа до Деррида. –А.: Общественный фонд «Национальное бюро переводов», 2018. –216с.
  2. Изтлеуулы Т. Произведения. –А.: Дешт Кыпшак, 2007. –588с.
  3. Педагогика:учебник. –А.: Казахский  университет, 2006. –336с.
  4. Туякбаев Г. Канлы Жусип. –Астана: Фолиант, 2013. –272с.
  5. Канлы Жусип. Сайраған бақта бұлбұлдай. –Тараз, 2002.- 139с.
  6. Сыдиыков К. Сарқылмас қазына. –А.: Гылым, 1996. –192с.
  7. Базар жырау Ондасулы. Жәмиғы қазақ бiр туған. –А.: Дешт Кыпшак, 2008. –380с.
  8. Произведения Базар жырау. –А.: Жазушы, 1986. –200с.
  9. Ауезов М. Сборник произведений в 50-ти томах. 4-т., –А.: Гылым, 2001. –456с.
  10. Жанбершиева У. Литературное наследие Турмагамбета Изтлеуова. –А.: Арыс, 2013. –336с.
  11. Изтлеуов Т. Сборник произведений. –А.: Баспа үйi, 2007. –586с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий