Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 11 мая 2020 г.)

Наука: Филология

Секция: Литература народов стран зарубежья

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Тулебаева А.Т. ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ В ПОЭЗИИ ТУРМАГАМБЕТА // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 5(27). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 44-48.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ В ПОЭЗИИ ТУРМАГАМБЕТА

Тулебаева Айдынгул Тойбазаровна

преподаватель, Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата,

Республика Казахстан, г. Кызылорда

PHILOSOPHICAL WORLDVIEW IN THE POETRY OF TURMAGAMBET

 

Aidyngul Tulebayeva

teacher, Korkut Ata Kyzylorda State University,

Kazakhstan, Kyzylorda

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье анализируются стихи поэта-жырау Турмагамбета Изтлеуулы, которые имеют воспитательное значение и способствуют расширению мировоззрения человека. Произведения поэта проникнуты философией благодарения, удовлетворенности. Вместе с тем автор говорит в них о бренности мира. В его стихах звучит призыв оставлять будущим потомкам только хорошее и доброе.

ABSTRACT

This article analyzes the poems of the poet-zhirau Turmagambet Iztleuuly, which are of educational value and contribute to the expansion of a person's worldview. The poet's works are imbued with a philosophy of thanksgiving, satisfaction. At the same time, the author speaks in them about the mortality of the world. In his poems, there is a call to leave the future descendants only the and the good.

 

Ключевые слова: философское мировоззрение, Арал, Сырдария, ценности, просветитель, поэзия, поэт, акын-жырау.

Keywords: philosophical worldview, Aral, Syrdaria, values, aducator, poetry, poet, akyn-zhyrau.

 

Говоря о философском мировоззрении и педагогических взглядах, мы прежде всего должны вспомнить жизнь и творчество философов, чьи имена известны во всем мире. Истинность суждений, учений и морали Сократа и Платона, Аристотеля, Эпикура и Зенона, Гераклита, Гегеля, Локка и Монтескье, Спинозы, Ф.Ницше, И.Канта, Р.Декарта, Коркыт Ата, Абу Насыр Аль-Фараби, Абилхасана Рудаки, Абурайхана Бируни, Абу Али ибн Сина, Абилкасыма Фердоуси, Жусипа Баласагун, Махмута Қашгари, Омара Хайяма, Алишера Навои и других философов доказана, и ни у кого не вызывает сомнения их ценность для познания.

Ученые-исследователи поэзии жырау А.Маргулан, З.Ахметов, М.Базарбаев, А.Дербисалин, М.Байдильдаев. К.Сыдиыков, М.Жармухамедов, Б.Абылкасымов, Т.Тебегенов, С.Негимов и другие в своих трудах дали оценку природе поэзии жырау, творчеству поэтов и их труду на благо своей родины.

Творчество поэтов-жырау Арала и Сырдарьи совпадает с процессом формирования письменной литературы в конце ХІХ - начале ХХ века, на что есть определенные причины. Литература того периода носила прогрессивный характер и пробуждала сознание народа. В казахской литературе было много поэтов, обучавшихся в восточных школах-медресе и владевших арабским, персидским, чагатайским и другими тюркскими языками. В своих произведениях они воспевали  традиционные восточные темы того времени и знакомили народ с философским мировоззрением, говорили о важности воспитания и образования.

Известные поэты-жырау земли Сыра и Арала: Мансур Бекежанов, Нартай Бекежанов, Онгар жырау Дыркайулы, Будабай Кабылулы, Карасакал Еримбет, Ешнияз сал, Кудерикожа Кошекулы, Кете Жусип, Канлы Жусип, Турымбет, Жиенбай жырау, Базар жырау, Шораяктың Омары, Нуртуган, Турмагамбет Изтлеуулы, Кулан Алдабергенов, Куаныш Баймаганбетов, Аманжол Оралбайулы и др. своим творчеством обогатили народную эстетику и этику.

Говоря о творчестве поэтов-жырау Арала и Сыра, в первую очередь надо сказать о Турмагамбете Изтлеуове. У.Жанбершиева так пишет о его поэзии: «...Турмагамбет признан выдающимся поэтом своей  эпохи, внесшим значительный вклад в казахскую литературу. Его произведения отличаются своеобразным стилем, их нельзя перепутать с произведениями  современных ему поэтов. Поэт сразу заявляет о себе. Его поэзия-это правдивые, блестящие творения народного характера. Все существо поэта полно нравственных намерений. Его мнения о справедливости, совести, чести, вере, морали созвучны с современными представлениями» [1, с. 13].

Многие призведения поэта, который, несмотря на трудную судьбу, стремился к лучшему будущему, посвящены проблемам воспитания, расширения кругозора и мировоззрения человека. Например, в рубаи «Түзеп ал татаусыз ғып мiнезiңдi» поэт говорит о том, что «человек не должен противопоставлять себя народу, должен вести себя прилично. Если хочешь, чтобы тебя уважали, нужно исправлять свой характер»:

Qoıam dep halyqpen qarsy bir ózińdi,

Bop qalma bolyp tentek tiri ezindi.

Árqashan alam deseń tórden oryn,

Túzep al tataýsyz ǵyp minezińdi” [2, с. 60].

Мысль поэта-точная, понятная, ясная. В нескольких строках он выразил глубокие философские мысли о влиянии на человеческий характер окружающей действительности, бытия.

Аксиому « Все зло – от языка», существующую в казахском народе, он разъясняет через понятие характера. Казахи художественный характер называют «ахлак». Нашему народу принадлежит выражение « Краса дерева-листья, краса человека- ахлак». Люди просили у Всевышнего здоровья, веры, духовного богатства.

«Ахлак- исламское учение, ведущее человека к высокому уровню. Ахлак призывает людей совершать благие дела и предостерегает от плохого. Цель ахлака- вести людей к художественному характеру. Но учение ахлак  не рассматривает человека с материальной стороны. Напротив, оно указывает путь, ведущий к духовным достижениям, учит тому, как отличить хорошее от плохого, и тем самым избавиться от всего плохого» [3, с. 6].

Это же подразумевает и философия рубаи поэта. Если человек вспыльчив и даёт волю гневу, он окажется побежденным. Если же его отличают такие черты характера, как мудрость и сдержанность, то он может добиться многого. В народе говорят: «Гнев-враг, мудрость –друг, приумножай свою мудрость», «Сдержанность – это золото». Что касается второго изречения, А.Турганбай  предполагает, что его автором является Турмагамбет, т.к. ранее оно нигде  не встречается. Ученый пишет: «...мы не можем утверждать, что все пословицы и поговорки в рукописях поэта принадлежат ему. Но многие из  этих  мудрых изречений до этого нигде не встречались, поэтому можно предположить, что поэт является их автором. Или же, возможно, он возродил эти изречения, дополнив их второй частью».

Он приводит вариант рукописи Турмагамбета, где стихи начинаются с фразы «Сабыр түбi – сары алтын» ( Сдержанность- это золото):

“Sabyr túbi – sary altyn,

Saqtaǵan jeter muratqa.

Asyǵys túbi – aschy sor,

Saqtaǵan qalar uıatqa...

Uıalmaǵan óleń aıtady,

Áýeıi at qosady,

Masqarapaz palýanǵa turady [2, с. 432].

В этих строках поэт говорит, что цели достигнет тот, кто умеет быть сдержанным и терпеливым, а тот, кто не обладает этими качествами, подвергнется позору.

В рубаи «Арманда болмай-ақ қой, екi көзiм» Турмагамбет жырау говорит о том, что после его смерти на земле останутся его стихи  и он не сожалеет о том, что этого будущего уже не увидят его глаза:

“Dúnıeden ómir bitip, ólsem de ózim,

Aralap jerdiń betin júrer sózim.

Kóre almaı keıingini kettim-aý!- dep,

Armanda bolmaı-aq qoı, eki kózim” [2, с.60].

Поэт проповедует философию благодарения и удовлетворения. Он смиряется с обманчивостью этого мира. В своих стихах, имеющих большое воспитательное значение, он призывает людей оставлять после себя только хорошее.

В стихотворении «Нәпсi» (вожделение) поэт пишет, что вожделение – это волк, а мысль – овца; пока вожделение не съест мысль, оно не успокоится.

“Negizinde nápsim – bórim, oıym – qoıym,

Nápsige oıdy jemeı joq qoı toıym.

Bile almaı qaısysyna qararymdy,

Bolyp júr osy ýaqytta del-sal boıym” [2, с. 60].

Поэт искренен, он не утверждает, что «он ангел и никогда не поддастся вожделению». Он говорит от первого лица о той удивительной силе, которая противостоит искушению и вожделению. Поэт искренне делится своими мыслями с другими, понимает других как самого себя.

Надо отметить, что все поэты земли Арала и Сырдарьи в своих произведениях осуждали явления, чуждые мусульманскому миру (власть, богатство, искушение и др.). Например, поэты Шораяктын Омары [4], Карасакал Еримбет [5] также говорили о том, что такие пороки, как вожделение, искушение, не приносят пользы человеку и порочат его честь.

Произведения Турмагамбета и других поэтов-жырау низовьев Сырдарьи и Арала – глубоко философские произведения, они расширяют мировоззрение читателя. Читая эти произведения, представляешь всю глубину психологии казаха. Этим и ценны самоцветы  поэзии жырау.

 

Список литературы:

  1. Жанбершиева У. Литературное наследие Турмагамбета Изтлеуова. –А.: Арыс, 2013. –336с.
  2. Изтлеуулы Т. Произведения. –А.: Дешт Кыпшак, 2007. –588с.
  3. Токсанбайулы К. Этика и мораль в исламе// Qojalar.kz.  Тарих. Таным. Тагылым. 25 ноября, 2018.
  4. Омар Шораяков. Шайыр. –А.:Санат, 1984. –176с.
  5.  Еримбет Колдейбекулы. Ұлағат сөзiм ұрпаққа. –А.: Маржан, 1995. –320с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом