Телефон: +7 (383)-312-14-32

Статья опубликована в рамках: XXXIX Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 07 октября 2020 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Театральное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Козич П.Н. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕТСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XXXIX междунар. науч.-практ. конф. № 10(31). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 4-9.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕТСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

Козич Павел Николаевич

аспирант, учреждение образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»,

 Республика Беларусь, г. Минск

 

Детское театральное движение – это явление, имеющее множество форм, каждая из которых зависит от места воплощения, поставленных творческих, педагогических и социальных задач и целей, от физических, психологических и возрастных особенностей детей. На сегодняшний день можно зафиксировать следующие формы бытования театра детей:

- семейный театр;

- лечебный театр;

- урок театра в общеобразовательной школе;

- школьный театр;

- театр в детском саду;

- театральная школа искусств;

- детская театральная студия.

Рассмотрев каждое из направлений детского театрального творчества, можем определить специфику их проявления, возможность синтеза форм и характеристики, отличающие модели детского театрального творчества.

Семейный театр - это творческое объединение нескольких семей, созданное при участии педагогов, ориентированное на интеграцию традиций домашнего и общественного театров и развитие воспитательного потенциала семьи. Такое направление создает благоприятную среду для развития творческого начала у детей, позволяет сформировать правильные семейные ценности и способствует улучшению взаимоотношений между детьми и родителями. Может быть интегрировано в учебный процесс в школе, в детском саду либо существовать как самостоятельная единица, выполняющая собственные творческие задачи и цели. Сразу скажем, что движение семейных театров только набирает популярность и начинает свое развитие в России, Беларуси и в странах ближнего зарубежья. В общей массе это частные театральные студии, позиционирующие себя как семейный театр. Однако, не имея общей стратегии, методики преподавания, а главное – профессионального специализированного образования, говорить о качестве и научной ценности данного явления на этом уровне не стоит.

В свою очередь тема лечебного театра имеет широкую направленность, может быть представлена разными направлениями и формами проявления. Арт-терапия сегодня очень развита и сильно разветвлена, между психологами и психотерапевтами разных направлений существуют серьезные расхождения во взглядах на различные методики оздоровительной и коррекционной театральной работы с детьми и юношеством. Лечебный театр решает широкий спектр задач: от снятия младенческих страхов и лечения заикания до освобождения подростков и юношей от наркозависимости. Чтобы говорить о лечебном театре недостаточно искусствоведческого образования и анализа.

В конце XX века стали возникать детские театральные школы, где создатели пытаются распространить театральные методики обучения на весь процесс или на освоение отдельных предметов. Есть учителя, которые успешно используют театральные методики в преподавании самых разных дисциплин: математики, биологии, физики и т.д. Внедрение театральных элементов в общеобразовательный процесс обучения является частью современной образовательной реформы, которая включает внедрение нынешних технологий и инноваций [5, с. 34-42].

Урок театра в сетке школьного расписания позволяет научить детей учиться творчески в школе, где большинство педагогов методами творческой педагогики не владеют. И в то же время урок театра знакомит детей с азами театральной культуры, позволяет им играть в театр, не обременяя их претензией на создание настоящего спектакля. Как мы помним, еще М. Бахтин, Вс. Всеволодский-Генгросс, В. Розанов и другие деятели 1920-х гг. выступали за то, чтобы театральной игрой был пронизан весь учебный процесс. Но они понимали, что это не везде и не всегда возможно, и урок театра неизбежен как компромиссный вариант. Так или иначе, две формы детской театральной деятельности, о которых мы говорили: Театр как метод преподавания и урок театра, – являются, прежде всего, формами образовательной деятельности [3, с. 40-43].

Школьный театрализованный праздник, о котором мы теперь будем говорить, является преимущественно формой досуговой деятельности. В XIX– XX вв. в форме театрализованного представления школа праздновала самые разнообразные события: государственные и муниципальные праздники, христианские и языческие, внутришкольные и общемировые. Формы проведения таких праздников бесконечно разнообразны: создание театрально-литературных композиций, костюмированные балы, конкурсы инсценированной песни, внутри школьные театральные конкурсы и фестивали, карнавальные и фольклорные игры и т. д. Задачи детского театрализованного праздника разнолики. Школьный праздник адресован одновременно разной аудитории: детям, учителям, родителям, разнообразному начальству. Для всех этих категорий он выполняет развлекательную функцию. Однако детей-участников праздник всегда воспитывает: приобщает к ценностям национальной или мировой культуры, к моральным и этическим нормам общества, позволяет творческим выплеском преодолеть жесткую регламентированность будничной школьной жизни. Для родителей и руководства театрализованный праздник выполняет роль своеобразного отчета [4, с. 64-66]. Нередко последняя функция поглощает другие, деформируя саму суть явления. Тогда развлекательные и воспитательные функции подавляются. Такой подход отрицательно влияет на весь процесс развития, обучения и воспитания детей. Подавляются творческие способности ребенка, искажаются представления об этике, образуется разрыв между детским и взрослым миром, накапливаются негативные переживания. Такие праздники сугубо отрицательно влияют на эстетическое воспитание детей, нарушают контакт с миром искусства и с миром театра в первую очередь. Соответственно школьный праздник может (и должен по изначальному замыслу) играть очень существенную положительную роль в личностном, в частности и эстетическом, развитии ребенка. Но это может происходить в том случае, когда превалируют правильные задачи и методы создания праздника.

Школьный театр глубоко родственен школьному празднику. Долгое время они развивались неотрывно друг от друга, но определенная разница стала очевидной в XIX в. Школьный театр ориентирован, прежде всего, на запросы и возможности общеобразовательной школы. У него есть развивающие, образовательные, досуговые и эстетические задачи. Он позволяет реализовать творческий потенциал детей и руководителей, развивает творческие способности, приучает к коллективному труду, оживляет и освежает взаимоотношения детей с литературой, историей, а иногда и с другими предметами: географией, иностранным языком и т.д. В то же время школьный театр на рубеже XX– XXI вв. был первой формой театрального искусства, с которой знакомится ребенок (иногда единственной). В этой связи одной из главных задач школьного театра является стремление разбудить интерес к этому виду искусства и помочь разобраться в особенностях его языка. Коллектив школьного театра иногда собирается для осуществления одной конкретной работы, но чаще имеет стабильное ядро. Постоянной труппы в полном объеме, как правило, нет. По данным анкетирования средний срок жизни школьного театра – 5-7 лет. Но примерно пятая часть коллективов работает более десяти. Руководит школьным театром чаще всего учитель. В основном, он работает один. Систематические занятия по актерскому мастерству в таких коллективах проводятся редко. Очень сложно выделить отдельное время для занятий вспомогательными дисциплинами: речью, движением, вокалом и т. д. Для этого нет ни специалистов, ни времени в сетке школьной кружковой работы [1, с. 4-5]. Школьный театр чаще всего слабо технически и материально обеспечен: отсутствие специально оборудованной сценической площадки, световой и звуковой аппаратуры, подсобных помещений и много другого, без чего обходиться очень трудно. С советской эпохи нам досталась крепко укоренившаяся концепция авторитарной педагогики, в рамках которой учитель рассматривается, прежде всего, как носитель знания и истины, а не как организатор учебно-творческого процесса. Для педагогики искусства, как не раз отмечалось исследователями (в частности А. Мелик-Пашаевым, А. Толстых, Б. Юсовым, А. Ершовой и др.), такой подход крайне нежелателен. Ведь задача педагога, преподающего предмет эстетического цикла – помочь ребенку на личностном уровне наладить диалог со всем многообразным миром искусства; в то время как авторитарная педагогика призывает принять эстетические предпочтения учителя как единственно верные.

Говоря о театральной студии, стоит заметить, что это место, куда дети приходят осознанно, чтобы научиться театральному ремеслу и заниматься театральным творчеством. Студия может базироваться территориально в разных местах: на базе общеобразовательной школы или школы искусств, в Центре детского творчества или в каком-либо досуговом учреждении. Студией чаще всего руководит профессиональный актер или режиссер. И, как правило, он работает не один, а вместе с преподавателями сценического движения, сценической речи, вокала. В студии занимается одна или несколько детских групп, относительно стабильных по составу. Студийный театр имеет свою структуру, разбивая обучающихся на группы по возрасту и степени театральной подготовки. Наличие специалистов в разных областях театральной деятельности дает возможность более тщательно подготавливать детей в разных направлениях театрального процесса. В программе занятий несколько предметов. Театральная игра для маленьких и основы актерского мастерства для старших – это у всех. Сценическая речь в большинстве студий преподается как отдельный предмет, но в некоторых входит отдельным блоком в программу актерского мастерства. В каждой студии, так или иначе, преподается сценическое движение, но по-разному: танец, пластика, акробатика, пантомима и другое. Помещения студии минимально оборудованы: затемнение на окнах, несколько театральных фонарей, аудиоаппаратура. Спектакли и концертные программы в студии готовятся более тщательно и часто играются не единожды. Важно отметить, что студийный театр не имеет временных ограничений в подготовке театрального действия, что дает возможность проработать тщательно детали и нюансы спектакля или постановки. Набирают детей по конкурсу. В некоторых студиях он проходит в игровой форме. В ходе игр, ведущими которых выступают режиссер и педагоги разных дисциплин, выясняется уровень активности, реактивности, внимания, проверятся музыкальность, пластичность, заразительность, контактность, воображение. В некоторых коллективах на отборе ребенок должен прочитать подготовленный материал: басню, прозу или поэзию, исполнить песню, выполнить несколько актерских задач, предлагаемых комиссией [2, с. 124-128]. Но самый главный показатель, разумеется, трудноуловим и трудноопределим. Бюджет студий не укладывается в государственные дотации, все они активно привлекают спонсорские средства, в рамках юридических возможностей дают платные представления, зарабатывают участием в рекламных акциях и т. д. Дополнительные средства расходуются, прежде всего, на материально-техническое оборудование, на декорации и костюмы. Таковы основные общие черты организации работы студий. Творчески состоятельные детские студии – не массовое явление, хотя и заметное [7, с. 109-112].

Отметим отсутствие четкой границы между школьным театром и студией: первый очень часто перерастает во вторую, или оба организма сосуществуют как одно целое. Имеет смысл заметить, что непроходимой границы нет не только между Школьным театром и Школьным праздником, но и между Школьным и Студийным театром. В практике создания школьного праздника и спектакля эстетические задачи присутствуют, хотя и не выступают на первый план. Однако именно в том случае, когда ведущие задачи (развитие и обучение) решаются на высоком уровне, эстетический результат так же бывает достаточно высоким. Причем принцип организации занятий и репетиций может тяготеть как к праздничной, так и к студийной структуре [6, с.55-56].

Проанализировав разнообразные формы проявления детского театрального творчества, стоит отметить, что современное детское театральное движение крайне неоднородно по своему составу даже в пределах одного направления. Однако все они ориентированы, прежде всего, на задачи обучения и организации досуга, развития творческого потенциала у детей и подростков, решение социальных, психологических и педагогических проблем. Между этими формами не существует непроходимых границ, каждая из них может быть синтезирована с другой. В своем развитии они, пусть и не всегда осознанно, сохраняют традиции, выработанные предшествующими веками и десятилетиями.

 

Список литературы:

  1. Барышаў, Г. Школьны тэатр / Г. Барышаў // Культура. – 1992. – Студз. № 1. – С. 4–5.
  2. Бузук, Р. Л. Особенности формирования личности ребенка средствами детского любительского театра / Р. Л. Бузук // Искусство и культура. – 2015. – № 2. – С. 124–128.
  3. Ершова, А. П. Эстетическая значимость театрального творчества школьников / А. П. Ершова // Искусство в шк. – 2011. – № 5. – C. 40–43.
  4. Конан, У. М. Эстэтыка школьнага тэатра ў Беларусі: ХVII–ХVIII стст. / У. М. Конан // Музы Нясвіжа: матэрыялы навук. канф., Нясвіж, 5 мая 1997 г. / Беларус. ін-т праблем культуры ; пад навук. кіраўн. У. П. Скараходава. – Минск, 1997. – С. 64–66.Нефёд, В. И. Школьный театр / В. И. Нефёд // История белорусского театра : учеб. пос. / В. И. Нефёд. – Минск, 1982. – С. 34–42.
  5. Няфёд, У. І. Школьны тэатр / У. І. Няфёд // Гісторыя беларускага тэатра : вучэб. дапам. / У. І. Няфёд. – Мінск, 1982. – С. 34–42.
  6. Рачковская, Н. Е. Детский театр: профессионализм или дилетанство? / Н. Е. Рачковская // Праблемы выхавання. – 1998. – № 2. – С. 70– 77.
  7. Савицкая, А. А. Детский театр: пути гармонизации личности / А. А. Савицкая // Вопросы искусствоведения, этнологии і фалькларыстыкі : зб. арт. / НАН Беларусі, Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору ; навук. рэд. А. І. Лакотка. – Мінск, 2008. – Вып. 4. – С. 159–165.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом