Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 06 апреля 2020 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Телкова Н.С. УНИКАЛЬНЫЙ ХОРОВОЙ СТИЛЬ (О ХОРОВОМ ТВОРЧЕСТВЕ С.И. ТАНЕЕВА) // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 4(26). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 12-15.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

УНИКАЛЬНЫЙ ХОРОВОЙ СТИЛЬ (О ХОРОВОМ ТВОРЧЕСТВЕ С.И. ТАНЕЕВА)

Телкова Наталия Станиславовна

канд. искусствоведения, ст. преподаватель, Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского преподаватель, Московский музыкально-педагогический колледж, хормейстер, Государственный академический русский хор им. А.В. Свешникова,

РФ, г. Москва

Хоровое творчество Сергея Ивановича Танеева (1856–1915) занимает совершенно особое место в русской культуре конца XIX – начала XX веков. Его творческая деятельность была очень многообразна и многолика. С.И. Танеев был преподавателем, пианистом[1], теоретиком, ученым, музыкально-общественным деятелем и уникальным, неповторимым композитором. Культурная общественность России на рубеже веков признавала в нем величайший музыкальный авторитет, а также личность, наделенную необыкновенными качествами человеческой души.

С.И. Танеев являлся ярким представителем Московской музыкальной школы, и вся его деятельность была связана именно с этим городом. Он окончил Московскую консерваторию в 1875 году, где его учителями были Н.А. Рубинштейн (фортепиано), П.И. Чайковский (композиция) и др. В письме к известной русской меценатке Н.Ф. фон Мекк Чайковский дает небольшую характеристику своему любимому ученику: «…Танеев есть (особенно в Москве) музыкальная выдающаяся личность, заявившая себя и на поприще композиторском, и как виртуоз, и как талантливый дирижер... Потом, это человек необычайной нравственной чистоты и высокой честности... Наконец, это человек твердого характера, неспособного уступить ни пяди из того, что он считает своим долгом»[2]. Затем С.И. Танеев продолжил работать в консерватории, был директором (1885–1905[3]), вел разные классы по теории, полифонии, фортепиано, хору. Его учениками были С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер, Р.М. Глиэр, К.Н. Игумнов, Г.Э. Конюс, Б.Л. Яворский и другие. С.И. Танеев с большим вниманием относился к педагогической деятельности, заботился о повышении уровня теоретической подготовки всех учащихся. Именно ему принадлежит идея о разделении музыкального обучения на две ступени (училище и консерватория), что впоследствии благотворно повлияло на всеобщее музыкальное образование в России.

Уникальность композиторского хорового творчества складывалась из различных аспектов мировоззрения С.И. Танеева. После смерти своего учителя П.И. Чайковского он становится главой московских музыкантов. Его даже называли Музыкальная совесть Москвы. Стремление к объективности восприятия музыкального языка роднит мастера с величайшими математиками того времени. Именно благодаря «музыкальным математическим формулам» композитору и ученому удалось постичь достижения прошлых эпох. Эпиграф грандиозного труда «Контрапункт строгого письма» Танеева содержит цитату Леонардо да Винчи: «Никакое человеческое знание не может претендовать на звание истинной науки, если не прошло через математические формулы выражения» [4, с. 3].

В музыке С.И. Танеева почти не ощущается национальная природа очевидно потому, что он не опирается на народную песенность как на основу творчества. Ему было чуждо яркое эпическое начало – то, что пропагандировали композиторы «Могучей кучки»; несвойственна столь обширная психологичность и субъективность. В своем хоровом творчестве он больше всего тяготел к нравственно-философской проблематике, заложенной величайшими композиторами прошлого – И.С. Бахом, Л.В. Бетховеном, М.И. Глинкой, П.И. Чайковским и др.

С.И. Танеев работал в различных жанрах. Он создал большое количество хоров для разных составов, романсы и вокальные ансамбли, кантаты, симфонии, струнные квартеты и трио, оперу «Орестея» и др. Ему принадлежит ряд научных исследований, в том числе «Контрапункт строгого письма» и «Учение о каноне»[4]. С.И. Танеев, являясь не только уникальным художником-композитором, но и ярчайшим ученым-музыковедом, внедрял полифонические приемы, элементы, технику письма, формы в большинство своих произведений. Его музыкальное мировоззрение содержало вненациональность, вневременность полифонии как главное художественное средство выразительности.

Хоровые произведения занимают важное место в наследии композитора. Они представлены в разных жанрах:

1) произведения малых форм;

2) кантатно-ораториальный жанр;

3) хоры из оперы «Орестея».

«Орестея[5]» – единственная опера композитора. Она содержит много интересной, выразительной хоровой музыки, например «Миг счастливый!» и сцена Кассандры с хором «Сойди скорее с колесницы» и др. Обилие коллективных массовых сцен роднит данный опус с жанром оратории.

В наследии Танеева имеют место три произведения для хора с оркестром. В 1880 году им была написана кантата «Памятник»[6] на одноименные стихи величайшего поэта А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Позднее, в 1884 году, он создает кантату «Иоанн Дамаскин»[7] на отрывок из одноименной поэмы А.К. Толстого, посвященную памяти Николая Рубинштейна. А в 1915 году – кантату «По прочтении псалма»[8], посвященную памяти матери композитора Варвары Павловны Танеевой на стихи А.С. Хомякова.

Также композитором были написаны хоры и ансамбли для различных составов[9], среди них «Венеция ночью», «Сосна», «Альпы», «Восход солнца» и другие. Композитором написано еще и несколько духовных сочинений, включая «Благослови, душе моя, Господа», «Блажен муж», «Свете тихий» и др.

Вершиной хорового письма С.И. Танеева являются два хоровых цикла без сопровождения:

1) 16 хоров для мужского состава (op. 35)[10];

2) 12 хоров для смешанных голосов на стихи Якова Полонского (op. 27).

Опус 27 был написан в 1909 году и посвящен хору московских Пречистенских курсов для рабочих. Сборник явился вершиной творчества композитора в жанре хоров без сопровождения. Хоровое письмо С.И. Танеева достигло здесь полного совершенства, где «хор голосов» представлен как своеобразный «оркестр голосов». Цикл состоит из 3 тетрадей:

I тетрадь (для 4-голосного хора) – «На могиле», «Вечер», «Развалину башни, жилище орла», «Посмотри, какая мгла»;

II тетрадь (для 5-голосного хора) – «На корабле», «Молитва», «Из вечности музыка вдруг раздалась», «Прометей»;

III тетрадь (для 6–8-голосного хора) – «Увидал из-за тучи утес», «Звезды», «По горам две хмурых тучи», «Дни, когда над сонным морем».

В данных сочинениях проявились все ярчайшие черты творчества композитора. Каждый из хоров представляет собой интереснейшее музыкальное полотно, наполненное лирикой и драматизмом. Контраст образов связан и с четко выстроенной формой, и с выразительным музыкальным языком, и с плавностью голосоведения, а также индивидуальной и неповторимой гармонией. Особое внимание стоит уделить полифоническому мастерству С.И. Танеева, представленному в данном цикле. Палитра многоголосного склада сочинений характеризуется имитациями, канонами, различными полифоническими формами.

В заключение отметим особый вклад творчества С.И. Танеева в развитии русской хоровой культуры. Создав большое количество разнообразных произведений, достигающих глубокого философского смысла и отличающихся выдающимся мастерством хорового изложения, Танеев поднял русскую хоровую музыку на небывалую художественную высоту и тем самым определил пути ее развития на многие десятилетия.

 

Список литературы:

  1. Бажанов Н.Д. Танеев С.И. – М., 1971.
  2. Бернгард Г.Б. С.И. Танеев. – М., 1950.
  3. Савенко С.И. Сергей Иванович Танеев. – М., 1984.
  4. Танеев С.И. Контрапункт строгого письма. – Лейпциг, 1909. – С. 3.
  5. Танеев С.И. Учение о каноне. – СПб., 2017.
  6. Танеев С.И. Чайковский П.И. Письма. – М., 1951.
 

[1] С.И. Танеев был первым исполнителем многих крупных фортепианных сочинений П.И. Чайковского. Также выступал в ансамбле с Л.С. Ауэром, Г.И. Венявским и др.

[2] Из письма от 2 июня 1885 года.

[3] В 1905 году Танеев самостоятельно покинул Московскую консерваторию в знак протеста.

[4] Незаконченное исследование «Учение о каноне» было издано посмертно.

[5] Опера-трилогия написана по одноименной трагедии Эсхила в 1894 году. Произведение состоит из трех частей: «Агамемном» (1), «Хоэфоры» (2), «Эвмениды» (3).

[6] Кантата «Памятник» написана на открытие памятника А.С. Пушкину в Москве.

[7] Иоанн Дамаскин – христианский святой, почитаемый в православной церкви, является автором богослужебной литературы.

[8] В кантате три большие части: I. № 1. Хор. № 2. Двойной хор. № 3. Хор (фуга); II. № 4. Хор (фуга). № 5. Квартет. № 6. Квартет и хор; III. № 7. Интерлюдия (орк.). № 8. Ария. № 9. Двойной хор (фуга).

[9] На многих партитурах есть посвящения: «Синодальному хору», «Русскому хоровому обществу», «Хору императорской оперы в Петербурге», «Хору московских Пречистенских курсов для рабочих», «Хоровому обществу чешских учителей».

[10] В опус 35 входят 4 тетради по 4 хора, но 2 тетради (2 и 4), к сожалению, были утеряны.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий