Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXI-XXXII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 09 марта 2020 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Театральное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Козич П.Н. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК ДЛЯ ДЕТЕЙ В БЕЛАРУСИ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XXXI-XXXII междунар. науч.-практ. конф. № 2-3(25). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 30-34.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК ДЛЯ ДЕТЕЙ В БЕЛАРУСИ

Козич Павел Николаевич

аспирант учреждения образования, «Белорусский государственный университет культуры и искусств»,

Республика Беларусь, г. Минск

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются инновационные аспекты создания театральных постановок для детей и их влияние на образовательный и воспитательный процесс (на примере Республике Беларусь).

 

Ключевые слова: театральное искусство, театральная педагогика, концепция художественного образования, театральные постановки для детей, детский театр, инновации в театральной деятельности. 

 

В настоящее время в области развития театрального искусства и театральной педагогики в Республике Беларусь именно инновационная деятельность признаётся важным стратегическим направлением в образовании.

Концепция художественного образования в нашей стране предполагает достижение высокого уровня реализации потенциала нравственной составляющей искусства в качестве полноценного средства по формированию и развитию этического статуса и личностных идеалов детей. При одновременном использовании возможностей театрального искусства и художественно-творческой деятельности для:

- обеспечения психофизического оздоровления детей,

- дальнейшего обеспечения выявления детей особо одарённых для того, чтобы их образование и творчество получили соответствующие комфортные условия.

Театральное искусство в целом и спектакли для детей в частности – это универсальное средство воспитания ребёнка любого возраста. Оно обладает особой синтетической природой и спецификой, которые выражаются как в коллективности творчества и со-творчества со зрителем, так и в одномоментности, неповторимости каждого театрального спектакля. Именно эти особенности театрального искусства способствуют наиболее сильному воздействию на личность ребёнка, связанную с такими его личностными качествами, как сопереживание, познавательность, эмоциональность, коммуникативность [1, с. 7].

При просмотре спектакля на ребёнка оказывает непосредственное влияние и художественный образ театральных персонажей, создаваемый актёрами. Кроме того, театральное искусство (в том числе и детский театр, и театр для детей) и сегодня остаётся в нашей стране одним из самых демократичных и доступных видов искусства.

С помощью театрального искусства при непосредственном применении современных инновационных театральных технологий, становиться реальным решать множество актуальных проблем современной педагогики и психологии. 

Поскольку эти проблемы связаны с:

- художественным образованием детей, их воспитанием,

- формированием эстетического вкуса детей,

- нравственным воспитанием,

- развитием у личности коммуникативных качеств в области вербальных и невербальных видов общения.

В качестве основной инновационной деятельности в ходе создания спектаклей для детей мы можем рассматривать оптимизацию и совершенствование содержания театральной деятельности в рамках образовательного процесса.

Данное действие реализуется на основании:

- совершенствования в образовании Республике Беларусь развивающих технологий,

- современных форм работы с детьми.

В качестве объекта инновационной деятельности в этом случае выступает процесс становления и развития у детей, связанный с формированием:

- базовых основ театральной и речевой культуры,

- развития эмоционально-образной сферы мышления и восприятия,

- совершенствование основ коллективной творческой музыкальной и изобразительной деятельности.

В качестве предмета инновационной деятельности при создании театральных постановок детских театров и спектаклей для детей может быть представлена:

- предметно-пространственная среда, которая способна развивать ребёнка,

- прямые и косвенные формы и методы образования в Республике Беларусь.

В качестве цели инновационной деятельности при создании театральных постановок для детей как в детском, так и во взрослом театре, можно определить создание комфортных условий, которые в качестве важной культурной практики обеспечивали бы развитие современного театра для детей в нашей стране.

Таким образом, мы можем сформулировать базовые задачи применения инновационных технологий в театральной деятельности, направленной на развитие детского театра и театра для детей:

1.Обеспечение разработки и дальнейшей систематизации методического материала, направленного на создание театральных постановок разных жанров с учащимися разных возрастов.

2. Реализация подбора диагностического инструментария для обеспечения улучшения качества театральных постановок для детей и развития детского театра в нашей стране.

3. Обеспечение реализации системы взаимодействия семьи, ДОО и социальных институтов детства в отношении вопросов художественно-эстетического развития детей в процессе создании инновационных театральных постановок для детей.

4. Реализация действий по обобщению опыта работы по данной теме в масштабах одного театра, учебного заведения и в целом – в Республике Беларусь.

5. Расчёт и определение эффективности и педагогической целесообразности проведения данного опыта.

На основании перечисленных ранее позиций мы может сформулировать рабочую гипотезу инновационной деятельности в процессе создания театральных постановок и спектаклей для детей в Республике Беларусь [3, с. 15].

Таким образом мы может доказать или опровергнуть то, что инновации в области создания спектаклей для детей являют собой комплекс психолого-педагогических условий, включающий:

- структуру и содержание воспитательно-образовательной работы,

- используемые для этого в театральных постановках технологии,

- наличное и дополнительное оснащение театральных постановок для нужд образовательного процесса, которые могут эффективно оказывать содействие развитию у ребёнка культуры (театральной и речевой) и эмоционально-образного видения общества, мира, природных явлений.

В качестве критериев результативности предлагаемой инновационной деятельности в области создания театральных постановок для детей на территории нашей страны, предполагается наличие функциональности созданной театральной модели:

1. Системности деятельности театра в образовательном процессе с включением в неё:

- театрализованной деятельности для непосредственной организованной деятельности в совместной работе по базовым позициям,

- обеспечения самостоятельной деятельности детей с созданием условий, необходимых для этого;

- обеспечения взаимодействия с семьями учащихся по вопросам создания инновационных спектаклей для детей.

2. Наличие программы и перспективного плана работы с детьми и родителями в области инновационной деятельности при постановке спектаклей для детей.

3. Эффективность и действенность выбранных форм работы с детьми.

4. Разработка и внедрение системы локальных актов Республики Беларусь, которые закрепляли бы нормативный статус, регулирующий основы и направления инновационной деятельности в процессе создания театральных постановок для детей в нашей стране.

Соблюдение данных критериев способствует определению динамики достижений в вопросах создания инновационных театральных постановок для детей, в т.ч.:

1. Наличие у театра в театральных постановках для детей активной педагогической позиции.

2. Умение реализовать процесс планирования и осуществления проектирования театром воспитательно-образовательную деятельности на основании имеющихся в Республике Беларусь образовательных стандартов [3, с. 21].

3. Объективность детских театров и театров для детей в оценке своей театрально-постановочной деятельности.

4. Уровень сформированности коммуникативных умений, а также организаторских способностей театральных деятелей в отношении планируемых инноваций.

5. Наличие необходимых и достаточных знаний для осуществления инновационной деятельности в театральных постановках для детей в Республике Беларусь, к примеру, на основании исследования Е.В. Мигуновой «Диагностика профессиональной компетентности» [2, с.16].

6. Знания и умения людей, ответственных за внедрение инноваций в ходе создания спектакля для детей. Здесь следует изучить само соотношение театральной постановочной деятельности и потребностей учащихся.

7. Владение необходимыми умениями по созданию игровой среды при создании театральных постановок для детей в театре.

8. Наличие умений и навыков по выявлению образовательных потребностей и устранению профессиональных затруднений.

9. Полнота овладения достаточной степенью сформированности профессиональных умений для разработки новых технологий развития детского театра и театра для детей в Беларуси.

Таким образом, подводя итоги, следует отметить, что нами были определены объект и предмет инновационного развития театрального искусства в сфере детского театра и театра для детей; сформулирована цель инновационной деятельности в этом направлении; выдвинута рабочая гипотеза создания инновационных театральных постановок для детей в  нашей стране; разработаны критерии реализации инновационного подхода в постановках детских театров и спектаклях для детей.

 

Список литературы:

  1. Данилец, А. В. Театр и образование. /А. В. Данилец – СПб. : Педагогика, 2019 – 80 с.
  2. Мигунова, Е. В. «Диагностика профессиональной компетентности» / Е. В. Мигунова. – М. : Просвещение, 2017 – 120 с.
  3. Образование в Республике Беларусь (2017/2018 учебный год). – Мн., 2017 – 280 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий