Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXX Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 15 января 2020 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Труханова А.Г. ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХОРОВОГО ДИРИЖЕРА АЛЕКСАНДРА АНДРЕЕВИЧА АРХАНГЕЛЬСКОГО // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XXX междунар. науч.-практ. конф. № 1(24). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 12-17.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХОРОВОГО ДИРИЖЕРА АЛЕКСАНДРА АНДРЕЕВИЧА АРХАНГЕЛЬСКОГО

Труханова Александра Геннадиевна

канд. искусствоведения, доц. Московского государственного института культуры,

РФ, г. Химки

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена творческой деятельности выдающегося хорового дирижера конца XIX – начала XX веков А.А. Архангельского, оказавшего заметное влияние на развитие хорового исполнительского искусства. Рассматривая основные этапы биографии хорового дирижера, определяются наиболее важные и значимые черты его творческого стиля. А.А. Архангельский, с одной стороны, продолжил развивать традиции русской школы хорового исполнительства, с другой – внес много нового, новаторского.

 

Ключевые слова: А.А. Архангельский, хоровой дирижер, исполнительское искусство.

 

Деятельность А.А. Архангельского (1846–1924 гг.) и его хорового коллектива вписали одну из замечательных страниц в историю развития хорового исполнительского искусства России. Он был первым из советских хоровых дирижеров удостоен звания заслуженного артиста Республики, а его хор также первым получил наименование «академического».

Как отмечает И.П. Дабаева, «А.А. Архангельский – сын священника, окончивший духовное училище и семинарию, певчий архиерейского хора, успешно сдавший в 1872 году экзамен в Придворной Певческой капелле на звание регента и проработавший на этом поприще всю свою жизнь, воспитывался на традициях русской церковно-певческой культуры». При этом его новации привели к настоящей революции в хоровом деле на рубеже столетий [2].

В статье, посвященной 160-летию со дня рождения А.А. Архангельского, Н.В. Кузина подчеркивает, что получение им последовательно должностей регента Саперного батальона, регента Конногвардейского полка и, наконец, регента церкви Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади Санкт-Петербурга не предполагало полного материального обеспечения. В связи с этим «...регентство приходилось сочетать с государственной службой. Благодаря министру путей сообщения Ф. Неронову А.А. Архангельский получает место письмоводителя юридической части министерства. Ф. Неронов помогает “увлеченному регенту” получить и собственный хор в Почтамтской церкви» [3].

Первый состав хора образовался еще в середине XIX века из чиновников департамента. Особое внимание А.А. Архангельский уделяет именно хору Почтамтской церкви, подбирается хороший голосовой состав, технически хор совершенствуется настолько, что у коллектива появляется значительная группа почитателей, убеждающих уже выступить с отдельными самостоятельными концертами. В этом хоре А.А. Архангельский впервые заменяет существовавшие тогда везде в церковных хорах детские голоса – женскими. Это нововведение, не имевшее прецедента в истории русского хорового искусства, было благожелательно принято музыкальными кругами и повлекло за собой подражание в столичных и провинциальных хорах. Несмотря на первоначальное некоторое недоверие к данному начинанию в церковных кругах, в дальнейшем оно приобрело признание и здесь.

Уступая настойчивым просьбам своих друзей выступить с самостоятельным концертом, А.А. Архангельский начинает активно к нему готовиться. Первое выступление состоялось на вокзале станции Озерки – направление Финляндской железной дороги, второе – в театре-саду «Аквариуме» на Каменноостровском проспекте. Оба эти выступления были чрезвычайно неудачны: реклама была поставлена слабо, само имя дирижера было широкой публике еще совсем неизвестно. А.А. Архангельский решает, однако, что причина этого неуспеха – не в одной только плохой организации. По его мнению, необходима более серьезная и более длительная, чисто музыкальная подготовка.

А.А. Архангельский начинает работать над совершенствованием своего дирижерского мастерства, над расширением своего музыкального кругозора. Он знакомится с современным ему русским музыкально-певческим миром: входит в известный кружок Я.П. Полонского, посещает собрания Думского Кружка, не пропускает собрания у А.П. Бородина, сближается с известными собирателями народной песни Н.Е. Пальчиковым, Ф.М. Истоминым, И.В. Некрасовым, В.М. Орловым, профессором Санкт-Петербургской консерватории С.А. Малоземовой. Хор Архангельского регулярно выступает в домашних концертах Великой Княгини Екатерины Михайловны и, наконец, даeт первый большой концерт хоровой музыки разных исторических эпох, который находит отклик самых широких кругов.

Именно с этого периода начинается активная концертная деятельность хора. Так, А. Г. Рубинштейн, организовавший ряд общедоступных концертов в цирке Чиннизелли, приглашает к участию в этих концертах набиравший популярность коллектив со специальной целью пропагандировать русскую народную песню. Хор поет и во дворце, по приглашению Государя Александра III, и особенно часто, у Великого Князя Константина Константиновича.

В 1889 году, граф А.Д. Шереметев приглашает А.А. Архангельского сформировать хор у себя в домовой церкви на Шпалерной улице. Хормейстер формирует смешанный хор из 30 человек, работая с которым, достигает высокого исполнительского совершенства. Частые домашнее концерты у графа – с непременным участием хора – приводят в восторг многочисленных и требовательных слушателей.

В 1890 году хор в составе 64 человек впервые отправляется в Москву, где дает 5 концертов духовной и светской музыки с самой разнообразной программой. И, несмотря на все сложности, связанные с материальной стороной организации концертов, с плохой рекламой, с небольшим количеством публики, пришедшей на концерты, коллектив выступал на высоком профессиональном уровне, «с большим воодушевлением», как писали в периодической печати. О хоре заговорили в Москве, как о ярком хоровом коллективе. С.В. Смоленский (директор Синодального училища), B.С. Орлов (дирижер Синодального хора), П.И. Сахаров (дирижер Чудовского хора) – одни из первых признали заслуги Александра Александровича в деле создания образцового хорового коллектива. Руководитель Чудовского хора вводит в свой репертуар сочинения композитора А.А. Архангельского, а позднее, во время празднования 30-летняго юбилея коллектива, Чудовский хор подносит Александру Александровичу диплом почетного члена своего общества.

1898 год ознаменован первыми гастрольными поездками хора по России, которые в дальнейшем становятся регулярными. Среди городов, где выступал коллектив, следует назвать: Псков, Вильно, Гродно, Брест-Литовск, Варшава, Смоленск, Вязьма, Калуга, Тула, Орел, Курск, Белгород, Харьков, Полтава, Екатеринослав, Ростов на Дону, Таганрог, Одесса, Кишинев, Новочеркасск и многие другие.

В истории русского хорового исполнительства это турне, по своему охвату, по программам и, главное, по художественности исполнения (всю концертную программу хористы пели наизусть) было едва ли не первым.

Немало сложностей, неожиданных препятствий и неприятностей приходилось преодолевать и переживать А.А. Архангельскому и артистам хора. Показательным в этом отношении является поездка в январе 1899 года в Финляндию, в Гельсингфорс. Предварительная продажа билетов на первый концерт почти ничего не дала. И грамотный, говоря современным языком, пиар ход А.А. Архангельского, который пригласил на первый концерт известного в Финляндии музыкального критика, написавшего восторженный отзыв о звучании «удивительного русского хора», позволил провести остальные 3 концерта с полным аншлагом – Гельсингфорс был покорен.

Результатом этой поездки стало приглашение Архангельского в 1900 году на юбилейный концерт Гельсингфорского Университетского хора, где он знакомится с дирижерами Стокгольмского Королевского оркестра – Лигхелином и Кнорингом, а также записывает финляндскую крестьянскую свадьбу и ряд народных песен. В следующую свою поездку с хором в Финляндию А.А. Архангельский исполняет финскую свадьбу и народные песни – и окончательно завоевывает горячие симпатии финляндцев.

Первые гастрольные поездки, концертные выступления хора, демонстрировавшие всегда высокий уровень исполнения, упрочили положение А.А. Архангельского, как ведущего хорового дирижера Санкт-Петербурга. Его назначают руководителем церковных хоров, где пели небольшие составы (от 8 до 16 человек) 17 Петербургских церквей (Министерства Внутренних Дел, Департамента Уделов, Министерства Земледелия, Технологического института, Института Путей Сообщений, Инженерного Замка, Сената, Военно-Медицинской Академии и т.д.). Сам А.А. Архангельский дирижировал хором в данных церквах очень редко, в исключительных особых случаях (похороны В.Ф. Комиссаржевской, П.И. Чайковского). Управляли этими церковными хорами регенты по назначению А.А. Архангельского, а репертуар вверенных ему хоров и обработки церковных песнопений он делает сам. Таким образом, число певчих, которые пели в Петербургских церквях (Архангельский на протяжении нескольких лет руководит и хором домовой церкви графа Шереметева) составляло примерно от 30 до 90 человек в разные годы.

Для гастрольных поездок, которые становятся регулярными и достаточно продолжительными, каждый год Александр Андреевич собирает новый состав, с которым и проводит сам всю работу по изучению репертуара.

Концертные турне были рассчитаны на полгода с тем, чтобы через каждые два месяца устраивать небольшой отдых с возвращением в Петербург. Маршрут по России был такой же, как и в первом турне, со специальным заездом во Владикавказ, Ригу и Киев. Как и в первую поездку, художественный успех превзошел все ожидания. Почти во всех университетских городах устраивались, кроме объявленных концертов, специальные концерты по удешевленным ценам для учащейся молодежи, которые неизменно заканчивались бурными овациями в адрес дирижера и его хора.

В начале 1900-х годов коллектив совершил первую зарубежную поездку по маршруту: Берлин, Лейпциг, Бреславль. «Пять концертов в Берлине вызвали многочисленные хвалебные отзывы немецкой прессы; по мнению немецких музыкальных критиков, Русский хор А.А. Архангельского своим исполнением И.С. Баха, Й. Гайдна, Г. Генделя открыл самим немцам пути для более широкого и глубокого понимания церковных композиций этих национальных немецких композиторов» [1, с. 103]. Результатом первых заграничных выступлений, стало приглашение А.А. Архангельского на три концерта в Дрезденский королевский театр.

Как известно, репертуар составляет основу деятельности любого певческого коллектива, способствуя развитию творческой активности участников, с его помощью вырабатываются вокально-технические навыки. Репертуар хора А.А. Архангельского охватывал различные формы и жанры композиторов разных эпох и стилей.

Наряду с хоровыми сочинениями без сопровождения, которые Александр Андреевич дирижировал сам, он готовил хор и к выступлениям в симфонических концертах с известными петербургскими оркестрами под управлением таких дирижеров, как Н.В. Галкин, А. Никиш, А. Фрис, исполнялись вокально-хоровые сочинения Л. Бетховена, В. Моцарта, Дж. Верди, Г. Берлиоза.

Наиболее часто хор выступал в концертах С.А. Кусевицкого. Все черновые репетиции с хором проводил всегда сам А.А. Архангельский, лишь с генеральной репетиции, хор вверялся симфоническому дирижеру. В концертах С.А. Кусевицкого при участии хора были исполнены такие произведения, как симфоническая поэма «Колокола» С.В. Рахманинова, «Прометей» А.Н. Скрябина, «По прочтении псалма» С. И. Танеева.

Участие хора А.А. Архангельского в постановках крупнейших петербургских театров (Императорский Александринский, Малый театр, театр В.Ф. Комиссаржевской) позволило ввести в репертуар коллектива свыше 50 новых произведений. Кроме русских песен, в таких пьесах, как «Гроза», «Мещане», «Козьма Минин Сухорукий», «Царь Феодор Иоаннович», «Светит, да не греет», «Снегурочка» – хор участвовал в целом ряде пьес иностранных авторов – «Синяя Птица», «Сестра Беатрисса», «Ганнеле» и др.

Как известно, последние два года своей жизни А.А. Архангельский прожил в Праге, где работал с Общестуденческим хором. Хор насчитывал свыше 100 человек. С первой же репетиции, по воспоминаниям современников, установилась совершенно особенная атмосфера поразительной дисциплины и готовности, со стороны хора, сделать все, что захочет дирижер. Он же, прежде всего, требовал стройности. Стройность хора – первое условие выразительности пения, считал А.А. Архангельский. Через месяц после первой репетиции, в Пражском Сметановском зале состоялся концерт, прошедший не только с аншлагом, но и с исключительным художественным успехом. Чешская и немецкая пресса написали ряд статей, посвященных русской хоровой музыке и блестящему мастерству А.А. Архангельского. Среди других значимых концертных выступлений Общестуденческого хора, которыми дирижировал выдающийся мастер, следует назвать Юбилейный концерт в честь национального чешского композитора Берджиха Сметаны (100-летие со дня рождения). После смерти А.А. Архангельского, который руководил этим коллективом лишь два года, Общестуденческий хор был удостоен носить его имя.

Таким образом, активная исполнительская деятельность А.А. Архангельского оказала огромное влияние на развитие русской музыкальной культуры. Исполнение сочинений прошлых столетий и современных композиций, многочисленных обработок песен народов разных стран, включение в репертуар духовных композиций, как собственных (А.А. Архангельский вошел в историю музыкального искусства и как выдающийся композитор), так и многих русских композиторов, несомненно, расширило музыкальный кругозор слушателей, сделало концертную жизнь того времени насыщенной и разнообразной. Кроме того, концертные выступления в различных городах России, демонстрирующие высочайший исполнительский уровень, оказали влияние на активный рост любительского и профессионального хорового музицирования.

 

Список литературы:

  1. Артемова Е.Г. Александр Архангельский – церковный композитор и хоровой дирижер // Музыкальная Академия. № 3 (743), 2013. – С. 102-108.
  2. Дабаева И.П. Духовный концерт в деятельности и музыкальном творчестве А.А. Архангельского (1846 – 1924) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnyy-kontsert-v-deyatelnosti-i-muzykalnom-tvorchestve-a-a-arhangelskogo-1846-1924/viewer.
  3. Кузина Н. Духовный композитор и регент Александр Андреевич Архангельский [Электронный ресурс]: Мир православия. № 9 (102), сентябрь, 2016. Режим доступа: http://www.baltwillinfo.com/mp09-06/mp-11.htm.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.