Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 11 ноября 2019 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Хореографическое искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Адамович О.Ю. ГАРМОНИЧНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ОСВОЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ТАНЦОРА // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 11(22). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 12-21.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ГАРМОНИЧНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ОСВОЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ТАНЦОРА

Адамович Ольга Юрьевна

доц. кафедры народного танца ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры»,

РФ, г. Тюмень

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена изучению особенностей современных методик освоения технических навыков как средства формирования исполнительской культуры и фактора гармоничного физического развития танцора. В частности определено содержание понятия «гармоничное физическое развитие», описаны параметры, с помощью которых осуществляется оценка нормы развития. Выявлена взаимосвязь между физическим развитием танцора и уровнем демонстрируемой им исполнительской культуры.

В работе дано развернутое определение исполнительской культуры, проанализированы ее особенности. Рассмотрено содержание «технических навыков» танцора, под которыми в контексте изучаемой темы понимаются специальные умения и знания, необходимые для танцевально-исполнительской деятельности. Выделены базовые технические навыки, развитие которых необходимо при формировании исполнительской культуры: устойчивость, выворотность, растяжка, гибкость, осанка, прыгучесть, музыкальный слух.

На основе выявленных технических навыков приведена классификация упражнений, способствующих их развитию. Статья содержит подробный анализ современных методик освоения технических навыков как средства формирования исполнительской культуры танцора. В частности описаны методика отечественного театрального режиссера Андрея Дрознина, трехнедельная интернет-программа занятий профессора театрального и актерского мастерства Университета Лидса (Великобритания) Джонатана Питчеса и тренировочная система «Ballet Beautiful», автором которой является профессиональная балерина Мэри Хелен Бауэрс.

ABSTRACT

This article is devoted to the study of the features of modern techniques for mastering technical skills as a means of forming a performing culture and a factor in the harmonious physical development of a dancer. In particular, the content of the concept of «harmonious physical development» is defined, the parameters are described, with the help of which the development rate is estimated. The relationship between the physical development of the dancer and the level of the performing culture demonstrated by him is revealed.

The paper gives a detailed definition of performing culture, analyzes its features. The content of the «technical skills» of the dancer is considered, which in the context of the topic under study refers to special skills and knowledge necessary for dance and performance activities. Basic technical skills are identified, the development of which is necessary in the formation of a performing culture: stability, eversion, stretching, flexibility, posture, jumping ability, musical ear.

Based on the identified technical skills, a classification of exercises contributing to their development is given. The article contains a detailed analysis of modern techniques for mastering technical skills as a means of forming a dancer's performing culture. In particular, they describe the methodology of the domestic theater director Andrei Droznin, a three-week online program of classes for the theater and acting professor at the University of Leeds (Great Britain) Jonathan Pitches and the training system «Ballet Beautiful», authored by professional ballerina Mary Helen Bowers.

 

Ключевые слова: гармоничное физическое развитие; исполнительская культура; технические навыки; танцор; методика развития технических навыков; методика А. Дрознина; методика Дж. Питчеса, тренировочная система «Ballet Beautiful».

Keywords: harmonious physical development; performing culture; technical skills; dancer; methodology for the development of technical skills; A. Droznin's technique; J. Pitches technique, training system «Ballet Beautiful».

 

ВВЕДЕНИЕ

Исполнительская культура имеет многолетнюю историю развития, на всех этапах которого ее основу составляло человеческое стремление выразить свои эмоции посредством пластики, ритмичных движений и музыки. Качество танца как продукта транслируемой исполнительской культуры в значительной степени зависит от уровня физической подготовки исполнителя. Поэтому при подготовке будущих и действующих исполнителей особое внимание должно уделяться развитию технических навыков танцора и его общему уровню физической подготовки. Для достижения гармонии физического развития танцора и высоко уровня его технических навыков необходимо непрерывно работать над исполнительской культурой, опираясь на наиболее прогрессивные методики занятий, чем и определяется актуальность данной темы.

Проблема заключается в том, что сегодня в широкой практике фактически отсутствуют современные методики развития технических навыков как средства формирования танцевально-исполнительской культуры. В то же время изучение особенностей и возможностей прогрессивных методик физического развития исполнителей, с одной стороны, позволило бы модернизировать действующие в настоящее время учебно-развивающие программы, с другой – улучшило бы показатели физической подготовки выступающих и подкрепило бы их мотивацию к занятиям физической культурой.

МЕТОДОЛОГИЯ

Таким образом, опираясь на проблемное поле и актуальность заявленной темы, можно обозначить цель данной работы - изучить особенности современных методик освоения технических навыков как средство формирования исполнительской культуры и фактор гармоничного физического развития.

Для достижения заявленной цели необходимо решить следующий ряд задач:

- определить содержание гармоничного физического развития;

- изучить особенности исполнительской культуры;

- выявить, какие технические навыки формируют исполнительскую культуру;

- изучить современные методики освоения этих технических навыков.

Методологической базой данной работы служит совокупность частно-научного (описательный контент-анализ тематической научной литературы и интернет-сайтов современных школ и тренингов физического развития исполнителей) и общенаучных (описание, сравнение, обобщение, системный анализ) методов.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Итак, изучение особенностей современных методик освоения технических навыков как средства формирования исполнительской культуры следует начать с определения составляющих гармоничного физического развития. Физическое развитие представляет собой процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма, сопровождающий его взросление на протяжении всей жизни человека. При оценке гармоничности физического развития, как правило, учитывают тип сложения человека, состояние его осанки, форму грудной клетки, ног, и стопы, рост, силу мышц кисти и становую силу, а также массу тела и жизненную емкость легких. Набор оцениваемых параметров зависит от выбранного способа проверки.

Гармоничное физическое развитие подразумевает правильность развития набора перечисленных выше и иных параметров развития организма. Иными словами физическое развитие считается гармоничным, если все исследуемые показатели соответствуют норме, определяемой при помощи различных методов (центильный метод, метод Поля Брока, индекс Кетле и другие).

Гармоничность физического развития во многом определяет уровень исполнительской культуры танцора, которая в широком смысле представляет собой культуру исполнителя, включающую в себя знание хореографии, владение хореографическим языком и необходимыми техническими приемами, навыками и средствами исполнения танца. Такая тесная связь физического развития и исполнительской культуры указывает на необходимость параллельной работы, как над физиологической, так и над эстетической составляющей деятельности исполнителя. Так становится очевидной необходимость изучения нескольких вопросов: какие технические навыки формируют исполнительскую культуру и какие современные методики освоения этих технических навыков являются наиболее эффективными сегодня.

Технические навыки представляют собой специальные умения и знания, необходимые для танцевально-исполнительской деятельности, такие как координация, устойчивость, выворотность, растяжка, гибкость, осанка, прыгучесть, музыкальный слух. Поэтому одно из обязательных условий творческих успехов исполнителей - это регулярно проводимые учебно-тренировочные занятия, совершенствующие танцевальную технику и выразительность исполнения.

Главными задачами учебно-тренировочной работы в широком смысле представляются правильная постановка корпуса, развитие и укрепление суставно-связочного аппарата, ловкости и силы, выработка эластичности мышц, выразительности, пластичности, координации и так далее [4, с. 23]. Говоря об искусстве исполнения, следует подчеркнуть, что существует классификация применяемых в данной сфере деятельности физических упражнений. Принято различать несколько базовых групп упражнений, решающих проблемы наиболее распространенных отклонений от гармоничного физического развития:

1. Упражнения для осанки. Подобные упражнения рассчитаны на исправление и профилактику таких дефектов как сутулость, седлообразная спина и асимметрия лопаток. Исправлению сутулости способствует выполнение комплекса упражнений для растягивания и укрепления передних связок грудного отдела, укрепления позвоночника и глубоких мышц спины, мышц, удерживающих лопатки в правильном положении и увеличивающих наклон таза вперед.

При наличии у танцора дефекта седлообразной спины необходимо включать в тренировочный процесс упражнения, рассчитанные на укрепление мышц тазобедренных суставов и брюшного пресса, растягивание задних связок поясничного и нижнего грудного отделов позвоночника [7, с. 11]. При асимметрии лопаток рекомендуется уделить особенное внимание укреплению мышц спины, особенно - прилегающих к лопаткам.

2. Упражнения для развития устойчивости. Способность сохранять устойчивость позы, также называемая равновесием, в тех или иных положениях тела имеет большое значение, поскольку выполнение даже самых простых движений требует определенного уровня развития органов равновесия. Основным путем совершенствования способности сохранения устойчивости является последовательное выполнение усложняющихся статических и динамических заданий.

Эта группа упражнений требует от танцоров особенной точности выполнения законченных и высокоамплитудных движений. Поскольку выполнение заданий на устойчивость отличаются особенной сложностью, они нередко сопровождаются соревновательными и игровыми элементами, например, кто дольше устоит в положении «ласточки» или совершит наиболее устойчивый соскок. Такой подход позволяет оживить достаточно трудоемкую тренировку, повысив качество отрабатываемых танцором движений [5, с. 8].

Примечательно, что многие авторы предпочитают объединять в устойчивости такие технические навыки как сохранение правильной осанки, прыгучесть, выворотность, музыкальный слух и ряд иных составляющих танцевальной техники [6, с. 15].

3. Упражнения для развития выворотности. Спецификой упражнений, развивающих выворотность, является постепенный рост темпа исполнения движений. В первую очередь упражнения данной группы направлены на развитие выворотности ног, что учитывает специфику танцевального исполнительного искусства, кроме того они позволяют исправить недостатки осанки, улучшить подвижность голени в коленном суставе, повысить гибкость и укрепить мышцы поясницы и спины в целом.

4. Упражнения для развития прыгучести. Умение прыгать является одним из основных для танцоров, поэтому его развитию уделяется достаточно большое количество тренировочного времени. Сложность выполнения упражнений данной группы определяется «взрывным» типом мышечных сокращений, посредством которых повышается эффективность протекания основных корковых процессов торможения и возбуждения, увеличивается их сила, а вместе с тем – уравновешенность, координация движений и подвижность.

5. Упражнения для развития музыкального слуха. В танцевальном искусстве, как и в любом другом виде деятельности, имеющем тесную связь с музыкой, существует специальное определение, характеризующее отклонение от нормального музыкального восприятия - «музыкальной глухота». Однако, как показывает практика, в большинстве случаев музыкальная глухота – это не более чем следствие невнимательности танцора [2, с. 78]. Так, если танцор сконцентрирован на движениях, технике их выполнения и последовательности совершаемых движений, складываемых в комбинации, то он может уделять недостаточно внимания ритму и звукам. Для нивелирования этого фактора существуют специальные упражнения, тренирующие музыкальный слух и основанные на прослушивании, запоминании и повторе несложных музыкальных произведений.

6. Упражнения для развития координации. Под координацией следует понимать одновременную и согласованную работу разных групп мышц. На сегодняшний день нет единого мнения о количестве специфически проявляемых и специальных координационных способностей. В одних научных работах их количество ограничивается 2-3 способностями, в других - достигает 11-20 и более. Однако, чаще прочих к координационным способностям, связанным с деятельностью больших мышечных групп всего тела, относят следующие: общее равновесие, равновесие на предмете, равновесие без зрительного контроля и с ним; такто - ритмическая способность, вестибулярная устойчивость. При более широком понимании развития координации как составляющей гармоничного физического методики, необходимые методики тренировки охватывают целый комплекс упражнений, развивающих все описанные выше технические навыки.

Изучив физиологическую природу упражнений, можно перейти к рассмотрению современных методик развития описанных выше навыков. Существуют как отечественные, так и зарубежные методики. Примечательно, что пользующиеся сегодня спросом методики берут свое начало из театра, причем в его классическом понимании. 

Итак, сегодня популярностью среди иных современных методик физической подготовки танцоров пользуется методика, разработанная отечественным театральным режиссером Андреем Дрозниным. Его система строится на гармоничном единении классических идей К. Станиславского, М. Чехова, Ф. Дельсарта, Э. Жак-Далькроза, В. Мейерхольда. Воззрения всех перечисленных деятелей сводятся к одному - осознанию неразрывной связи между движениями и чувствами исполнителя.

В системе А. Дрознина искусство пластики органично соединяет элементы танца и пантомимы с обыденными жестами. Особенностью данной методики является ее нацеленность на формирование у танцора пластического воображения и  представлений о неразрывной связи пластики со звуком и светом посредствам комплекса упражнений. Следуя принципам К. Станиславского, А. Дрознин модернизирует его методику, опираясь на принцип - «учить творческому применению движения нельзя, а можно лишь воспитать нервно-физический аппарат в направлении, особенно выгодном для сценической работы» [8¸ с. 67].

Для развития необходимых танцевально-технических навыков в рамках данной методики практикуется отработка самых простых упражнений, способствующих быстрому восстановлению сил после интенсивных физических нагрузок. Речь идет об упражнениях и дыхательных техниках из йоги, которые расслабляют мышцы и мозг, позволяя танцору лучше чувствовать собственное тело.

Важным аспектом методики А. Дрознина является овладение равновесием, которое, по мнению автора, повышает чувствительность телесного аппарата, обостряя чувство устойчивости. При разработке комплекса упражнений на равновесие А. Дрознин использует биомеханические наработки В. Мейерхольда, базирующиеся на сенсорно-мышечной координации, требующей согласования движений во времени и в пространстве в соответствии с движениями партнера.

Для качественного исполнения этих упражнений от танцора требуется знание чувства равновесия и силовых законов. Примером подобных упражнений могут послужить опорные прыжки через препятствие, подъем разгибом из положения лежа на спине и другие. Главная цель, преследуемая танцором, сводится к максимальной концентрации на выполняемых движениях, достигаемой посредством обострения чувствительности мышечно-двигательного аппарата, мобилизации и укрепления воли.

Не менее важной составляющей методики А. Дрознина является комплекс упражнений, ориентированный на выработку «активного осязания» и сочетающий работу исполнителей над тактильно-осязательной и суставно-мышечной системами. Выполнение этих упражнений подразумевает использование предметов различной конфигурации и фактуры, в том числе танцорам предлагается работать с ними, не используя зрение [3, с. 67].

На примере методики А. Дрознина можно убедиться, что сегодня достаточно актуальна концепция воплощения исторических идей биомеханики, созданных еще в 1920х годах В. Мейерхольдом. Наиболее прогрессивные методики, ориентирующиеся на эту концепцию, переместились в онлайн пространство. Они находят свое отражение в специальных курсах, ярким примером которым служит трехнедельная программа образовательного интернет - проекта «FutureLearn», за деятельностью, которой можно следить в реальном времени. Система, разработанная профессором театрального и актерского мастерства Университета Лидса (Великобритания) Джонатаном Питчесом, пользуется большой популярностью по всему миру благодаря использованию веб - технологий.

В течение трех недель в рамках данной методики участникам предлагается выполнять разработанный комплекс физических упражнений, способствующих развитию координации, равновесия, гибкости, отличающихся простотой исполнения: поднимание рук, вращение бедрами, перенос веса с одной ноги на другую и так далее.

В середине занятий по методике Дж. Питчеса исполнители при помощи интернет - технологий и видеоматериалов знакомятся с одним из этюдов автора методики, который состоит из серии двухминутных повторяемых упражнений, направленных на повышение выразительности и внимания, а также разработку баланса. Руководствуясь видеоматериалами, танцоры имеют возможность выработать собственное мнение о преимуществах и недостатках методики, поделившись им в комментариях к заданиям с другими участниками тренинга. Методика Дж. Питчеса имеет не только прикладную, но и научно-теоретическую ценность, поскольку в конце курса танцоры вместе с экспертами участвуют в выяснении актуальности педагогического опыта В. Мейерхольда в условиях современности [1].

Реалии современности показывают, что далеко не всегда новые методики развития технических навыков танцоров в качестве своей основы имеют классические постулаты – некоторые из них рождаются из моды. Примером подобной стихийно рожденной методики может послужить «Ballet Beautifu» –программа тренировок, направленная на развитие плечевого пояса, рук, мышц спины и живота. Методика сочетает в себе упражнения, развивающие осанку, устойчивость, гибкость, грацию, музыкальность и координацию в целом. Особое внимание уделяется работе над проблемными участками тела – внутренней и внешней поверхности бедра и ягодицам.

Автором тренировки по системе «Ballet Beautiful» является профессиональная балерина Мэри Хелен Бауэрс.  Занятие в рамках данной программы длится всего один час, за который его участникам необходимо в интенсивном режиме выполнить упражнения, ориентированные на развитие мышц пресса, таза, ног, рук и растяжку. 

Растяжка является обязательным элементом комплекса, поскольку растягивающие упражнения усиливают кровоток, снимая напряжение тела после достаточно интенсивной тренировки, в ходе которой упражнения быстро сменяют друг друга. Привлекательность и популярность данной методики среди исполнителей современности объясняется спецификой ее атмосферы – упражнения характеризуются изящностью движений, комфортным темпом, сопровождаются мягким голосом и четкими рекомендациями инструктора, также классической фортепианной музыкой. Сегодня тренировка по системе «Ballet Beautiful» приобрела широкий характер, выйдя за рамки сценической профессии, ее нередко можно встретить в перечне услуг фитнесс центров. Кроме того, методика доступна в видео формате и онлайн [9].

ВЫВОДЫ

Таким образом, анализ тематической научной литературы и иных интернет - ресурсов указывает на широту содержания понятия «гармоническое физическое развитие», заключающее в себе целый ряд показателей, тесно связанных с исполнительской культурой танцовщика. Особенность танцевально-исполнительской культуры в контексте изучаемой темы сводится к достаточно большому количеству технических навыков исполнителя, требующих непрерывной работы над их развитием. К основным техническим навыкам, формирующим исполнительскую культуру танцора, в рамках данной работы относятся осанка, устойчивость, гибкость, грация, музыкальность, прыгучесть и координация в целом.

Изученные современные методики учебно-тренировочных занятий показали, что их основой служат как фундаментальные классические подходы к развитию технических навыков исполнителя, так и совершенно новые, прогрессивные идеи, рождение которых обусловлено модой. Тем не менее, все изученные в рамках данной работы методики основаны на идее сочетания упражнений, ориентированных на развитие двигательной и чувственной систем исполнителя. В качестве главных отличий методик современности следует отметить их доступность и универсальность, обусловленные, с одной стороны, отсутствием каких-либо специальных требований физической подготовки для начала занятий, с другой – медийностью и связью с интернет - технологиями.

Теоретическая и эмпирическая значимость данной работы сводится к определению комплекса упражнений, необходимых для развития технических навыков танцоров, возможности использования изученных методик не только в условиях танцевального коллектива, но и для индивидуальных занятий, мастер-классов, а также для создания современных программ и учебно-методических пособий по хореографии.

 

Список литературы:

  1. АНО Центр Образовательных Технологий. МООК «Введение в физическую подготовку актера» на платформе FutureLearn. Электронный ресурс. URL: http://iedtech.ru/news1/physical-actor-training-meyerhold-futurelearn/ (дата обращения 05.11.2019)  
  2. Гогоберидзе А.Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. М.: Детство-Пресс. 2013. 656 c.
  3. Дрознин А. Физический тренинг актера по методике Дрознина. М.: ВЦХТ. 2004. 160 с.
  4. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.: СпортАкадемПресс. 2001. 444  с.
  5. Иванов В.П. Человеческая деятельность – познание – искусство. Киев: Наукова думка. 1977. 252 c.
  6. Казарцева А.А., Юрьева М.Н. Устойчивость в классическом танце // Журнал «Педагог». 2018. № 3. С. 11-19. 
  7. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. 149 с.
  8. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: Издательство АСТ. 2017. 120 с.
  9. Фитнес по-русски. Программа тренировок Ballet Beautiful - совершенное тело по методу балерин. Электронный ресурс. URL: https://zen.yandex.ru/media/sportboxnet/programma-trenirovok-ballet-beautiful-sovershennoe-telo-po-metodu-balerin-59955d3e8c8be3144448d19a
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.