Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXIII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 05 июня 2019 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Теория и история искусства

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Пастухов А.Р. МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «АРТЭТАЖ». ОТ САМООРГАНИЗАЦИИ К ИНСТИТУЦИИ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XXIII междунар. науч.-практ. конф. № 6(18). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 16-20.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «АРТЭТАЖ». ОТ САМООРГАНИЗАЦИИ К ИНСТИТУЦИИ

Пастухов Антон Романович

магистрант программы 50.04.03 История и методология искусствознания Школа искусств и гуманитарных наук Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ),

РФ, г. Владивосток

АННОТАЦИЯ

В статье делается обзор культурного пространства СССР 60–80х гг. ХХ века в контексте Дальневосточного андеграундного искусства. Выявляются причины возникновения самоорганизаций в искусстве. Дается характеристика пути превращения самоорганизации «Артэтаж» из фонда культуры «Сотворчество» в городской музей современного искусства с тридцатилетней историей, и не имеющий официального статуса музея. За долгое время своего существования проект перерос в значительную художественную институцию Приморского края, получив известность как в России, так и за рубежом. Проведено более трехсот выставок, от региональных до международных. Собран колоссальный архив Дальневосточного современного искусства, включающий так же работы художников со всей страны и иностранных. Но судьба «Артэтажа» по сегодняшний день остается нерешенной.

 

Ключевые слова: самоорганизация, музей современного искусства, Артэтаж, институция, современное искусство.

 

На протяжении всего периода истории, искусство привлекало к себе большое внимание со стороны государства, его властных структур, с попыткой как влияния на эту сферу в смысле культурного образования подрастающего поколения, лимитирования разрушающих духовную основу народа инициатив, так и в смысле цензурирования, подчинения своей воле и работе на свои интересы. Это можно объяснить тем, что художник и его творчество находится в авангарде движения общественной мысли. Его рука является неким проводником между зрителем и мыслями, которые витают в обществе и ищут точку своего выхода, что в свою очередь воздействует на настроение масс и позволяет ими управлять, чего любое государство всегда желало. Своеобразные формы подобный дуализм приобрел в СССР.

В культурной политике, как и в других отраслях духовной жизни Советского общества, в 1965–1985 гг. можно выделить дуализм в проводимых государством действиях. Оно прилагало громадные усилия для развития культуры, вкладывая в нее колоссальные средства, вовлекая в культурную деятельность все новые силы. В то же время с точки зрения создания нового эта помощь была направлена на художественное творчество, основывающееся на одном методе – социалистическом реализме. Хрущевская «оттепель» оказала колоссальное влияние на развитие Советской культуры. Однако, с одной стороны, здесь отчетливо были заметны и противоречия между провозглашенной либерализацией культурных процессов и сохранением жесткой организованности в области художественного творчества. Эти тенденции наиболее характерны для таких видов искусства, как изобразительное искусство и музыка [4]. С другой стороны, сообщество творцов альтернативного искусства продвигало художественные работы разного мастерского уровня и этической направленности, не наработав критериев качественного отбора в рамках своего обобщенного направления. Это следует учитывать при анализе проблемы взаимоотношений этих творцов и власти.

Так, молодые и независимые художники предпринимали попытки критически переосмыслить свой академический багаж, упорно искали почерк, стиль, и все больше отходили от советского реализма. Очевидно, что путь на финансово поддерживаемые государством выставки социалистического реализма им был закрыт. В поисках своего зрителя художники искали другие пути, выставляясь на квартирах художников и интеллигенции, но в то же время у них оказалась и использовалась возможность выставляться в небольших клубах, в фойе НИИ, вузах и т. д. В советское время самоорганизации стали не просто важным инструментом выживания нелегитимного искусства, не соответствующего и противоречащего официальной идеологии, но и получили возможность развиваться в перечисленных местах. Художники, которые не желали работать в рамках метода социалистического реализма, становились представителями неофициального искусства или андеграунда, другое их название – нонконформисты. Оставаясь за бортом официального Союза художников, они объединялись в альтернативные организации для проведения выставок. Этапными в истории неофициального искусства стали выставки МОСХ 1962 года, которую раскритиковал Н.С. Хрущев, так называемая Бульдозерная выставка 1974 года – однодневная выставка в том же году в Измайловском парке в Москве, выставки нонконформистов в Доме культуры им. И. И. Газа и Доме Культуры «Невский» (1974–1975) в Ленинграде.

Самоорганизации начинают использовать изощренные методы существования: квартирники, нелегальный вывоз работ за рубеж с дальнейшей их продажей (без уплаты налогов в СССР). Исторически данное движение начало развиваться в период «оттепели». Квартирные выставки все больше становились одной из форм для репрезентации искусства. Их организаторы, по мнению А. Ю. Демшиной, ставили своей целью не выступить против советской власти, а пытались дать возможность существовать другому видению, не укладывающемуся в официальную повестку дня [1, c. 38]. Хотя сами же участники позднее характеризовали свою тогдашнюю деятельность и в политическом духе, что следует учитывать при анализе реакции властей на те или иные их акции.

Владивосток и Приморье – территории пограничные, они до 1992 года оставались недоступными для посещения иностранными гражданами. До распространения Интернета здесь своеобразный престиж среди творцов альтернативного искусства имело углубление в зарубежные тенденции развития искусства. В Приморье происходил процесс, напоминающий адаптацию джаза и рок-н-ролла в Советской стране. Люди учились, воспринимали и создавали. Но в то же время не следует недооценивать оригинальность местных творцов альтернативного искусства.

В конце 1970-х – 1980-х годах во Владивостоке одновременно работали около десятка художников андеграунда. Но они ни разу не попытались организовать коллективный показ своих работ. Причин было несколько. Во-первых, среди этих талантливых художников не оказалось лидера. Во-вторых, идя каждый своим путем, они зачастую не умели уважать творческие поиски друг друга. В-третьих, отсутствовала какая-либо финансируемая площадка для выставления работ, обмена опытом и творческого роста Владивостокского андеграунда [2, c. 5–6].

В подобных условиях искусство ищет собственные пути – самоорганизуется: устраивает квартирные выставки, временно занимает территории подвалов, складов и пустырей, вывозит свои работы за рубеж

Альтернативные творческие объединения создавались не только в столичных городах, но и на территории всей страны. В искусстве Приморья одним из наиболее известных и исследованных объединений, созданным самими художниками, была группа «Художники на Курилах», или так называемая «Шикотанская группа». Но в отличие от культурного центра, приморские художники, ступившие на путь неформального искусства, оставались разобщенными. Ввиду различных обстоятельств, как правило сложных межличностных взаимоотношений, ими не предпринимались попытки организовать коллективные показы своих работ. Поэтому первая выставка приморских творцов, уходящих от социалистического реализма, прошла только осенью 1988 г., в Приморской картинной галерее, с инициативой которой выступило Управление культуры Приморского края, в связи с открывающимся во Владивостоке международным конгрессом стран Тихоокеанского бассейна. Куратором выставки была искусствовед Марина Эдуардовна Куликова. В первой выставке группы, позже получившей название «Владивосток», приняли участие Валерий Геннадьевич Ненаживин, Александр Александрович Пырков, Рюрик Васильевич Тушкин, Федор Михайлович Морозов, Виктор Михайлович Шлихт и Юрий Валентинович Собченко.

Идея же создания независимой платформы, для показа Приморского андеграунда, воплощается в 1990 году. Под знаменем созданной общественной организации Фонд культуры «Сотворчество» была представлена большая выставка «Владивосток» в Московском Дворце молодежи с более чем сотней работ Приморских художников. На данной выставке появилось название будущего проекта – «Артэтаж».

В поиске места для поддержки и своей постоянной дислокации, молодой проект «Артэтаж» в феврале 1992 года впервые устроил выставку под названием «Из коллекции галереи Артэтаж», в здании Администрации г. Владивосток по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, д. 22. В последствии чиновниками ни раз озвучивалась идея и возможность создания в будущем музея современного искусства. Охваченный идеей поддержки со стороны государства, руководитель «Артэтажа» А. И. Городний стремился на протяжении последних двадцати девяти лет воплотить концепцию музея в жизнь. Самоорганизация не раз меняла свой статус и место пребывания: с 1990 года галерея в Администрации г. Владивосток, а с 2006 как музей современного искусства при Дальневосточном Государственном Техническом Университете (ДВГТУ). Деятельность под крылом университета явилась золотым периодом «Артэтажа». В этот период проходили выставки фламандских, бельгийских, немецких, японских, американских и, естественно, приморских художников. Музей активно принимал участие во Владивостокской биеннале, создавал каталоги к выставкам, проводил активную просветительскую деятельность для горожан. Объединение ВУЗов Владивостока в Дальневосточный федеральный университет, продажа старых корпусов ВУЗа в городе и переезд на о.Русский побудило «Артэтаж» к поиску нового места базирования. По стечению обстоятельств, в 2015 году Администрация Владивостока приняла «Артэтаж» под свое попечительство, отдав под будущий музей часть исторического здания в центре города – дом Денби (ул. Фокина, д. 25).

Организаторы хотели бы придать проекту официальный статус городского музея современного искусства [3]. За долгое время своего существования проект перерос в значительную художественную институцию Приморского края, получив известность как в России, так и за рубежом. Проведено более трехсот выставок, от региональных до международных. Собран колоссальный архив Дальневосточного современного искусства, включающий так же работы художников со всей страны и иностранных. Но судьба «Артэтажа» по сегодняшний день остается нерешенной.

 

Список литературы:

  1. Демшина А.Ю. Визуальные искусства в ситуации глобализации культуры: институциональный аспект. – СПБ.: Астерион. — 2010. 190 с.
  2. Левданская Н.А. Край бунтарей. Современное искусство Владивостока. 1960–2010-е – М.: Издательство «Майер», 2016. – 144 с.
  3. «Артэтаж» вопреки. Директор первого музея современного искусства во Владивостоке о многолетней борьбе с властями за право существовать [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://neeest.ru/talks/2918 (Дата обращения: 10.04.19).
  4. Никонова С.И. Особенности развития советской культуры в 1965–1985 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-sovetskoy-kultury-v-1965-1985-gg (Дата обращения: 10.04.19).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий