Статья опубликована в рамках: XX-XXI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 08 апреля 2019 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Теория и история искусства
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОБЗОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
АННОТАЦИЯ
В статье делается обзор предпосылок для интеграции технологии дополненной реальности в сфере культуры. Изучение, анализ актуального состояния информационно-правового пространства РФ, необходимого для внедрения AR-технологи, а также формулирование выводов – задача данной работы. Ее решение осуществлялось на основе применения общенаучных методов исследования в рамках сравнительного, логического и статистического анализа. Несмотря на то, что Минкультом РФ в помощь учреждениям культуры была разработана платформа дополненной реальности ARTEFACT, только 10 % от общего количества музеев в России использовали ее в 2018 году. По мнению автора, основная причина низкого показателя скрывается в кадровом дефиците специалистов с необходимыми навыками, в том числе для создания качественного AR-контента. Музеям дали инструмент, но только малая часть на данном этапе может им воспользоваться.
Ключевые слова: технология дополненной реальности, информационное пространство, музейная коммуникация, цифровая культура, национальный проект «Культура», ARTEFACT.
В Основах государственной культурной политики c 2014 года закреплено, что культура России — такое же ее достояние, как и природные богатства. Культура впервые возводится «в ранг национальных приоритетов и признается ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России» [1]. 24 сентября 2018 года на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам был принят паспорт национального проекта «Культура». На брифинге после мероприятия Министр культуры РФ Владимир Мединский озвучил ожидание, что «развитие национального проекта в ближайшие пять-шесть лет даст качественный импульс к созданию, обновлению культурной инфраструктуры, и появлению нового, интересного, яркого культурного продукта. А, собственно, посещение учреждений культуры, привлечение новых зрителей, экскурсантов, посетителей – это один из ключевых коэффициентов оценки его эффективности» [2]. В результате реализации национального проекта «к 2024 году планируется увеличить на 15 % посещаемость организаций культуры (с 877,9 миллиона человек в 2017 году до 1 миллиарда 9 миллионов 300 тысяч человек в 2024 году)» [3].
В структуру национального проекта вошел федеральный — «Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры» («Цифровая культура»), где для достижения поставленной цели запланировано с 2019 по 2024 гг. создать 450 мультимедиа-гидов по экспозициям и выставочным проектам, при посещении которых возможно получение информации о произведениях с использованием технологии дополненной реальности. В документе отмечено, что «выставочные проекты для создания гидов дополненной реальности по ним будут отбираться из расчета их востребованности и популярности» [4]. Музеи и выставочные пространства получат возможность взаимодействовать со своими посетителями и рассказывать об объектах культурного наследия в новом формате. Жители Российской Федерации получат возможность современного взаимодействия с музейными предметами, что, по мнению авторов проекта, будет способствовать росту популярности музеев, в том числе среди детей. За пять лет федеральной программы Минкультуры России планирует ежегодно обеспечивать создание не менее 75 бесплатных для посетителей цифровых мультимедийных гидов в формате дополненной реальности по постоянным экспозициям российских музеев. Возможность новой коммуникации с выставками не только расширит круг посетителей, но, и вероятно, реактивирует целевую аудиторию, уже имеющую опыт «традиционного» осмотра постоянной коллекции конкретного учреждения, т. е. инициирует волну повторных визитов.
Сегодня музей конкурирует за посетителя не только с другими организациями культуры, но и с любыми местами в городе, где человек может провести свой досуг. В условиях «экономики впечатлений», люди ждут некоторой зрелищности и интерактивности и именно поэтому концепция музея должна меняться в сторону осуществления просветительской и образовательной деятельности в интерактивно-развлекательной форме, а также к социализации и общению с посетителем. Именно поэтому органы государственной власти заложили в федеральный бюджет финансовое обеспечение проведения онлайн-трансляций знаковых мероприятий отрасли культуры и создание виртуальных выставочных проектов, снабженных цифровыми гидами в формате дополненной реальности. С 2019 по 2024 гг. на эти цели определено 100 млн. рублей в год.
Платформа дополненной реальности ARTEFACT — начало реализации федерального проекта. Разработанная Министерством культуры Российской Федерации программа, создана для улучшения коммуникации музеев с посетителями, которые теперь могут получить интересующие их сведения об экспонате, используя собственное привычное устройство – мобильный телефон или планшетный ПК. «Особенно актуально применение данного подхода в условиях исторических интерьеров и ограниченного экспозиционного пространства. Также у музеев появляется возможность выводить экспозицию в формате фотовыставок с использованием технологий дополненной реальности в общественное городское пространство (пешеходные зоны, парки, скверы и т. д.), что расширит доступ аудитории к музейным фондам» [5] — сказано на сайте проекта. К платформе бесплатно может присоединиться любое государственное учреждение культуры для самостоятельного добавления контента. В случае частных музеев и галерей решение принимается в индивидуальном порядке уполномоченными сотрудниками Министерства Культуры Российской Федерации.
Как это работает для посетителей? Чтобы в музее увидеть режим дополненной реальности в действии, необходимо установить приложение ARTEFACT и следовать инструкции. После наведения камеры смартфона на картину, он сам идентифицирует экспонат, укажет его название и автора, расскажет о деталях сюжета или нюансах техники исполнения. Информацию об экспонатах в приложении музей наносит прямо поверх экспоната. Технология дополненной реальности позволяет показать эскизы работы, ее состояние до или в процессе реставрации, альтернативные варианты сюжета или произведение, скрытое от глаз зрителя.
В Проекте итогового доклада «Об основных направлениях и результатах деятельности Министерства культуры Российской Федерации в 2018 году и задачах на 2019 год» отмечается, что «на конец 2018 г. к проекту «Артефакт» присоединилось 285 музеев и выставочных залов, более 130 выставок в 65 музеях имеют цифровые гиды. Приложение установило более 70 000 человек» [6]. Пушкинский музей один из первых, кто внедрил AR-технологию в свою деятельность, Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) имени академика И. Э. Грабаря также ее активные пользователи.
Нет сомнений, что государство создало важный и очень нужный технологический инструмент, направленный на повышение эффективности государственных организаций музейного типа. Однако ограничение в количестве высококвалифицированных специалистов для работы в области применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере культуры, в частности в региональных музеях на данный момент делает ускоренное внедрение этого инструмента практически не возможным. Чтобы создать устойчивые тенденции включения музеев в современные музейно-выставочные процессы необходим ряд мероприятий, нацеленных на улучшение кадровой ситуации, в том числе разработка соответствующих профессиональных стандартов на уровне государственных органов, предложение конкурентных заработных плат молодым специалистам и введение в бакалавриат и магистерские программы соответствующих направлений.
В 2012 году с целью подготовки необходимых профессионалов была открыта базовая кафедра информационных технологий в сфере культуры в структуре школы бизнес-информатики в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики». Создание кафедры — важный вклад в развитие данной области, так как «на сегодняшний день ни в одном из национальных университетов системной подготовки специалистов в этом направлении не ведется» — сказано на сайте университета [7]. В 2018 году при поддержке Министерства культуры Российской Федерации команда Пушкинского музея создала научно-просветительский проект «Музейная ИТ-лаборатория» со стажировкой и прохождением практики студентов, обучающихся в сфере информационных технологий. В ИТ-лабораторию Пушкинского приглашаются сотрудники музеев, а также все заинтересованные специалисты сферы культуры на бесплатные открытые лекции в рамках цикла по повышению цифровой грамотности.
Совместно с коллегами и экспертами в различных цифровых технологиях из других сфер деятельности в рамках проекта исследуется и формируется концепция «умного музея» [8], стратегия его цифрового развития. Важным результатом деятельности лаборатории является разработка методических рекомендаций и регламентов по внедрению и использованию цифровых технологий в музейной деятельности, которые находятся в открытом доступе на сайте Пушкинского музея.
Международный совет музеев (ИКОМ) через профессиональное образование также ведет большую работу для очерчивания круга проблем и нахождения вариантов их решения в новых условиях взаимодействия музея с посетителями. Для привлечения новых регионов к обсуждению проблем информатизации и модернизации музеев, архивов, библиотек и знакомства с положением там дел и совместного определения вектора развития как для региона, так и для страны в целом инициируются форматы «кочующих конференций» [9].
Таким образом, государственные проекты, научно-просветительские мероприятия, образовательные программы в сфере ИТ музеев и учреждений музейного типа Российской Федерации в комплексе формируют информационно-правовое пространство для интеграции технологии дополненной реальности в сфере культуры, которое образно говоря, видится живым. И даже несмотря на то, что только 10 % от общего статистического числа музеев [10, с. 157] использовали платформу дополненной реальности ARTEFACT в 2018 году (285 учреждений по данным Минкульта РФ), в борьбе за внимание посетителя меняться в сторону технологичности в ближайшее время придется всем.
Список литературы:
- Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики". URL: https://base.garant.ru/70828330/ (Дата обращения: 18.03.19).
- Стенограмма брифинга Владимира Мединского по завершении заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам. URL: http://government.ru/dep_news/34084/ (Дата обращения: 18.03.19).
- Паспорт национального проекта «Культура». URL: https://strategy24.ru/rf/projects/project/view?slug=natsional-nyy-proyekt-kul-tura&category=culture (Дата обращения: 19.03.19).
- Паспорт федерального проекта «Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры» «Цифровая культура». URL: http://майскийуказ.рф/upload/iblock/c5b/FP_TSifrovaya_kultura_s_ prilozh.pdf (Дата обращения: 19.03.19).
- Гид по музеям России с дополненной реальностью URL: https://ar.culture.ru (Дата обращения: 19.03.19).
- Проект итогового доклада «Об основных направлениях и результатах деятельности Министерства культуры Российской Федерации в 2018 году и задачах на 2019 год». URL: https://www.mkrf.ru/activities/reports/ (Дата обращения: 20.03.19).
- Базовая кафедра информационных технологий в сфере культуры Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». URL: https://bi.hse.ru/cultureit/ (Дата обращения: 20.03.19).
- «Музейная ИТ-лаборатория» Пушкинского музея URL: https://pushkinmuseum.art/it-lab/index.php?lang=ru (Дата обращения: 20.03.19).
- Анонс конференций некоммерческого партнерства АДИТ (Автоматизация музейной деятельности и информационные технологии). URL: http://www.adit.ru/conf (Дата обращения: 21.03.19).
- Россия в цифрах. 2018: Крат.стат.сб./Росстат - M., 2018.
дипломов
Оставить комментарий