Статья опубликована в рамках: XX-XXI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 08 апреля 2019 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыкальное искусство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Журналистика с самого начала своего возникновения была ориентирована не только на сбор и передачу информации, но также несла в себе просветительскую и образовательную функции. Как отмечает Е.П. Прохоров, одной из функций журналистики является культуроформирующая функция, то есть участие журналистики в пропаганде высоких культурных ценностей, «тем самым способствуя всестороннему гуманистическому развитию человека» [3, с. 73]. Музыкальная журналистика как особый вид журналистского творчества возникает примерно в XVIII веке. В этот период, еще до становления периодической печатной прессы, уже существовала музыкальная критика, представленная в философских трактатах. Главной целью музыкальной журналистики было осмысление творческого процесса, которое стало возможным в связи с «публичным выходом музыкально-критической мысли в сферу общественно-художественного сознания» [2, с. 57].
Т.А. Курышева предлагает рассматривать музыкальную журналистику в составе прикладного музыковедения. По ее мнению, музыкальная журналистика – это, в первую очередь, оценка музыкального творчества, которая отражается в средствах массовой информации. Причем оценка подразумевает, в том числе, и музыкальное просветительство и популяризацию. Более того, музыкальная критика, входящая в состав музыкальной журналистики, сама становится объектом художественно-эстетического восприятия благодаря вариативности и «незамкнутости» критической мысли.
В России профессиональная музыкальная журналистика берет свое начало с музыкально-критических статей князя В.Ф. Одоевского, общественно-музыкального деятеля и основоположника русского музыковедения. В своих трудах Одоевский обсуждал исполнительские техники, пропагандировал творчество Баха, Моцарта, Листа, Вагнера. Среди русских композиторов он высоко ценил М.И. Глинку, А.А. Алябьева, П.И. Чайковского, Н.А. Римского Корсакова. В конце XIX – начале XX веков существовало уже определенное число музыковедческих периодических изданий, таких как: «Русская музыкальная газета», журналы «Музыка», «Музыкальный современник» и другие. Зачастую авторами музыкально-критических статей становились сами композиторы.
Современная российская музыкальная пресса представлена такими изданиями, как журналы «Музыкальная академия» и «Музыкальная жизнь»; газетами «Культура», «Российская музыкальная газета», «Музыкальное обозрение». Актуальную музыкальную критику можно встретить и на страницах ведущих российских газет («Ведомости», «Известия», «Коммерсант»). Газета «Российский музыкант», выпускаемая Московской консерваторией, имеет отдельное приложение «Трибуна молодого журналиста». Оно дает студентам и аспирантам Московской консерватории «пробу пера», позволяя освещать не только творческий процесс самого учебного заведения, но также писать о состоянии современного музыкального искусства, делиться собственными художественно-эстетическими идеями.
Казахстанская музыкальная пресса представлена изданием «Новая музыкальная газета», где большинство авторов – молодые мастера, многие из которых студенты и выпускники Казахской государственной консерватории им. Курмангазы г. Алматы. Газета освещает не только современный музыкальный процесс в Казахстане. В ней публикуются заметки и статьи о концертах, конкурсах и фестивалях, которые проводятся как в Казахстане, так и за рубежом, газета также освещает события, происходящие в казахстанском музыкознании: новые исследования, научные статьи, конференции.
Свое печатное издание «Шабыт» выпускает и Казахский национальный университет искусств г. Астаны. «Шабыт» – студенческий музыкальный журнал. Студенты пишут о событиях университета, рассказывают о современном музыкальном процессе, новинках музыкальной литературы, а также обсуждают проблемы современного музыкального искусства. Журнал публикует интервью с педагогами, где они делятся воспоминаниями о своих студенческих годах и делятся бесценным опытом, а также эссе-размышления студентов. «Шабыт» обладает легким «задорным» характером, который демонстрирует сотрудничество студентов и преподавателей: объединение опыта и свежей силы.
Несмотря на разнообразие различных музыкальных СМИ, современная музыкальная журналистика России и Казахстана все еще остро нуждается в профессиональных кадрах. Музыкальные журналисты, которые помимо основного музыкального образования имеют также журналистско-редакторские навыки, позволят вывести современную музыкальную журналистику на качественно новый уровень. Музыкально-редакторская деятельность позволяет молодым специалистам определить сферу профессиональных интересов, сформировать собственный взгляд, как на современный музыкальный процесс, так и на сферу академического музыковедения.
На данный момент музыкальной журналистике свойственна двойственная природа. С одной стороны, музыкальная культура освещается журналистами, не имеющими специального музыкального образования. Такие статьи имеют зачастую исключительно информативный характер, не претендуя на глубокий профессиональный анализ. С другой стороны, авторами статей становятся профессиональные ученые-музыковеды, способные дать развернутое критическое осмысление, понимание которого может быть недоступно массовому читателю. Особое внимание стоит обратить на просветительскую деятельность в сфере академической музыки. Как отмечает Е.Ю. Коломийцева, «умение писать увлекательно о качественной классической музыке» [1, с. 258] является важным качеством для музыкального журналиста, ориентированного на массовую аудиторию. Высокий уровень вариативности музыкально-критической мысли позволяет журналисту становится посредником между композитором и слушателем, в то же время, оставаясь носителем собственного художественно-эстетического восприятия музыкального произведения.
Важной проблемой современной музыкальной журналистики является ориентированность на популярную музыку, которой классическая академическая музыка зачастую уступает место, оставаясь на страницах специализированных периодических изданий. Это наводит нас на мысль, что основной задачей музыкальной журналистики должно стать просветительство и пропаганда классики как источника развития эстетики гуманизма.
Отметим, что подобные вопросы часто обсуждаются на различных музыковедческих конференциях. К примеру, на конференции «Музыкальная журналистика в XXI веке: проблемы, тенденции, перспективы» в РАМ им. Гнесиных. Докладчиками конференции были как профессиональные журналисты, в том числе и в сфере искусства, так и ученые. Основной темой обсуждений стало слишком быстрое распространение информации и поверхностность критического анализа. Расширение границ и возможность высказывать свою точку зрения любому дилетанту довольно часто негативно сказывается на качестве выпускаемого контента. Автором критических статей должен быть профессионал.
В аспекте социально-культурных процессов музыкальная журналистика, как и любая другая форма журналистики должна быть актуальна и оперативна. С одной стороны, ее функция – освещение современной музыкальной культуры, а с другой – культурно-просветительская. Музыкальная журналистика – это не столько оценочный аспект, сколько пропаганда и просветительство, как для студентов музыкальных вузов, так и для массовой аудитории. Тем не менее, мы согласимся с мнением профессора Е.Ю. Коломийцевой, что современная музыкальная журналистика переживает кризис, связанный с нехваткой профессионалов, ориентированностью на массового читателя, что становится причиной поверхностного освещения музыкальных событий, а также недостаточной популяризацией классической музыки.
Список литературы:
- Коломийцева Е.Ю. Музыкальная журналистика в системе социально-культурных процессов // Вестник МГУКИ. – 2015. - № 2 (64). – С. 257-260.
- Курышева Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика. – М., 2007. – 295 с.
- Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М.: Аспект Пресс, 2011. — 351 с.
дипломов
Оставить комментарий