Статья опубликована в рамках: XLVI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 12 мая 2021 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыкальное искусство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
АХМЕТ ЖУБАНОВ: ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КОМПОЗИТОРА
AKHMET ZHUBANOV: CREATIVE PORTRAIT OF THE COMPOSER
Dina Mambetova
Professor of the "Piano" department, Kazakh National University of Arts,
Kazakhstan, Nur-Sultan
В 2021 году исполнилось 115 лет со дня рождения Ахмета Жубанова. Личность яркая и разносторонняя: он был композитором, ставшим основоположником казахской профессиональной музыки, дирижером, педагогом и ученым. Ахмет Жубанов – автор песни «Карлыгаш», которую любят и поют разные поколения. Она настолько популярна, что многие считают ее народной. Его вклад в развитие современной композиторской школы Казахстана трудно переоценить. Он – автор огромного количества музыкальных произведений различных жанров, среди которых оперы, марши, сюиты, увертюры, арии, кюи, а также музыка для театра и кино. Его творчество многогранно.
Ахмет Жубанов – автор бессмертной оперы «Абай» (в соавторстве с Латифом Хамиди). Опера была написана к столетию со дня рождения поэта и мыслителя Абая Кунанбаева, а также приурочена к десятилетию со дня открытия Казахского театра оперы и балета. Опера «Абай» по сей день идет с большим успехом не только в театрах Казахстана, но и на зарубежных сценах. Одну из самых ярких постановок представил театр «Астана-Опера» в 2015 году. В творческом союзе с Латифом Хамиди Ахмет Жубанов также пишет оперу «Тулеген Тохтаров», в честь своего знаменитого соотечественника, героя Советского Союза, участника Великой Отечественной войны автоматчика Тулегена Тохтарова.
Ахмет Куанович задумывал создание еще одной оперы – «Курмангазы», которую хотел посвятить Курмангазы Сагырбаеву. Благодаря Ахмету Жубанову имя народного музыканта, домбриста и автора кюев Курмангазы стало широко известно. Работая над будущей оперой, Ахмет Куанович успел прописать характеры героев, отдельные номера, сделав наброски либретто, но завершить работу над оперой он не успел. Газиза Ахметовна Жубанова воплотила в жизнь мечту своего великого отца, и опера увидела свет в январе 1987 года спустя почти двадцать лет после ухода композитора. Газиза Жубанова писала: «Курмангазы «пришёл» на сцену музыкального театра. А у меня – удовлетворение от выполненного долга перед отцом. Мечта человека должна исполняться. Даже после смерти. В этом – большой символ и сила человеческого духа, его преемственность. Его вечность...» [1, с. 173].
Всю свою жизнь Ахмет Жубанов посвятил изучению казахской народной музыки: песен и кюев, а также изучал биографии народных музыкантов. В результате этой кропотливой работы были написаны книги «Струны столетий» «Соловьи столетий», «Курмангазы», «Жизнь и творчество казахских народных композиторов», «Музыкальная культура казахского народа», «Ан кюй сапары» («Путешествие по песням и кюям»). За книгу «Соловьи столетий» Ахмет Жубанов был удостоен премии имени Ч. Валиханова АН КазССР. Академик М.С. Сильченко назвал её «энциклопедией казахской музыкальной культуры». Такая любовь к народной музыке появилась у Ахмета Куановича еще в юности, когда он прочел сборник А.В. Затаевича «1000 песен казахского народа». Впоследствии Ахмет Жубанов писал, что был поражен той чуткостью, с которой Затаевич занимался собиранием легенд и преданий, связанных с написанием народных песен, именно тогда Ахмет Куанович и определился со своим жизненным призванием – стать исследователем казахской музыки и продолжателем народных традиций.
Из студенческого ансамбля под руководством Ахмета Жубанова зарождается всемирно известный Казахский Государственный оркестр народных инструментов имени Курмангазы. Ахмет Жубанов занимается обработкой казахской национальной музыки, стремясь сохранить музыкальное наследие народа. Благодаря его неутомимой работоспособности и творческой силе мы сегодня можем слушать кюи великого Курмангазы в мощном исполнении оркестра казахских народных инструментов.
В экспериментальной мастерской Алма-Атинского музыкально-драматического техникума он занимается унификацией и усовершенствованием народных инструментов, подстраивая их под требования оркестрового диапазона и звучания. Это был уникальный эксперимент, открывший широкому слушателю красоту звучания народных инструментов в исполнении целого оркестра. Репертуаром для молодого оркестра стали лучшие образцы народных песен и кюев, которые Ахмет Куанович бережно собирал в своих экспедициях, а затем записывал на нотный стан. Так в их репертуар вошли кюи Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета, Казангапа, Ихласа, Сейтека. Народная музыка, которая доселе жила только в устной памяти кюйши и народных певцов, обрела новую жизнь.
Газиза Ахметовна Жубанова в своей книге воспоминаний «Мир мой – музыка» так пишет о создании оркестра: «Веками привыкли казахи слушать домбру в юрте, привыкли к камерному звучанию этого древнего инструмента. А теперь домбра выходила на большую арену, объединенная в оркестр, она звучала куда мощнее, а кобызы придавали мягкость и певучесть звучанию оркестра. Но путь к таким звучаниям был не прост – Ахмет Жубанов, создавая оркестровый вариант кюев, много советовался с самобытными их исполнителями и на их слух проверял каждое удвоение звука, каждое многоголосие, октавы, басы… Ведь до сих пор его оркестровки кюев «Сары-Арқа», «Адай», «Ақбай», «Қосбасар», «Көбік шашқан» и др. являются непревзойденными. Конечно, время вносит коррективы, добавляются инструменты, кое-что в оркестровке усиливается, но основа всегда остается...» [1, с. 31]. По ее воспоминаниям, ансамбль состоял как из маститых музыкантов, так и из талантливой молодежи.
В книге «Мир мой – музыка» Газизы Жубановой есть и упоминание о том, как разучивались музыкальные произведения, исполняемые ансамблем. Традиционно народные музыканты разучивали кюи на слух – знания передавались от учителя к ученику. Но такой подход без знания нот не мог сулить успеха при переработке кюев в духе европейских оркестров. Ахмет Жубанов сам принимал активное участие в обучении народных музыкантов нотной грамоте. Расцветом оркестра Газиза Жубанова называет появление в нем великой домбристки Дины Нурпеисовой. «Она садилась на ковровую подставку и начинала играть... Как звучала домбра в ее руках! Звучала ее величество Музыка! Это был и танец, и скачки, и песня, и плач, и смех... Дина была непревзойденным виртуозом. Удивительно, что ни один мужчина ни в ее время, ни после не достигал такого уровня мастерства» [1, с. 34].
Многие годы Ахмет Жубанов возглавлял кафедру казахских народных инструментов Алма-Атинской Государственной консерватории, разработал специальный курс по истории казахской народной музыки. Он воспитал целую плеяду музыкантов, получивших мировое признание. Среди его знаменитых учеников Нургиса Тлендиев, Шамгон Кажгалиев, Рустембек Омаров и другие. Он умел видеть искру таланта в начинающих музыкантах, умел прививать любовь к музыке.
В 1964 году в Алма-Ате была открыта музыкальная школа для одаренных детей. Непосредственное участие в создании этой школы принимал Ахмет Жубанов. Он сам ездил по отдаленным аулам, отбирая наиболее талантливых детей. Его главной задачей было приобщить их к профессиональному искусству. Школа существует и поныне. Сегодня это Республиканская казахская специализированная музыкальная школа-интернат для одаренных детей, которая носит имя Ахмета Жубанова. За более чем полвека школа воспитала несколько поколений талантливых музыкантов, известных как в Казахстане, так и за рубежом.
Ахмет Куанович очень любил свою семью. Его дом всегда был полон гостей. Здесь бывали известные люди своего времени, в том числе писатели Мухтар Ауэзов, Габит Мусрепов, Сабит Муканов, композиторы Евгений Брусиловский, Мукан Тулебаев, певица Куляш Байсеитова, танцовщица Шара Жиенкулова. Супруга Ахмета Куановича, Науат, прекрасно готовила и собирала всех гостей за большим дастарханом. К Ахмету Куановичу в гости часто приходили его дети и внуки. В их памяти навсегда осталась его лучезарная улыбка, его тихий ласковый голос и его глаза, светящиеся огромной любовью. Первенцу своей любимой Газизы он дает имя Дина в честь великой домбристки Дины Нурпеисовой.
«Музыка – это абстрактное искусство, …музыка – это такое бесконечное количество звуков, которые копошатся, мечутся в голове. И все это приходит в какое-то материальное движение при помощи музыканта, музыкального инструмента. И тут, конечно, нужно иметь такой большой дар, которому невозможно научить или передать, он или есть, или его нет… Поэтому настоящих композиторов, композиторов от Бога, рождаются единицы за столетие…» [1, с. 331] – писал в своих воспоминаниях Халык Кахарманы (Народный Герой Казахстана), Народный артист СССР, лауреат государственной премии СССР, режиссер Азербайжан Мамбетов. Эти слова он посвятил своей супруге – первой женщине-композитору в Казахстане Газизе Ахметовне Жубановой. Музыкальный дар передался Газизе Жубановой от ее великого отца. Он воспитал в своих детях очень трепетное отношение к музыке.
Композитором в третьем поколении династии Жубановых стал сын Газизы Жубановой и Азербайжана Мамбетова – Алиби. Алиби Мамбетов играл на нескольких музыкальных инструментах. Он писал сочинения для симфонического и камерного оркестра, произведения для оркестра казахских народных инструментов, камерные сочинения, произведения для фортепиано, скрипки, домбры, музыку к спектаклям и кинофильмам.
А сегодня композиторский дар династии Жубановых воплощается уже в четвертом поколении. Правнучка Карина Измаилова – с 2021 года является членом Союза Композиторов Казахстана. Она так же, как и ее великая бабушка Газиза, окончила с красным дипломом Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского по классу фортепиано и композиции. Карина – лауреат международных конкурсов, автор произведений для оркестра, скрипки, фортепиано, в том числе фортепианной транскрипции песни «Карлыгаш» своего великого деда.
Вклад Ахмета Жубанова в музыкальную и культурную жизнь Казахстана огромен. Его имя золотыми буквами вписано в историю становления современного музыкального искусства Казахстана. «Идут и идут годы в даль, а образ Жубанова все приближается, укрупняется, становится все более близким. Народ чтит своего достойного сына» [1, с. 312].
Список литературы:
- Жубанова Г.А. Мир мой – музыка (статьи, очерки, воспоминания). К 90-летию композитора / Составление и редакция Д.А. Мамбетовой – Алматы, 400 с.
Оставить комментарий