Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 06 февраля 2019 г.)

Наука: Филология

Секция: Русская литература

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Подлесова С.Е., Сапунова М.А. ПОВЕСТЬ Н.М. КАРАМЗИНА «АФИНСКАЯ ЖИЗНЬ» КАК ОБРАЗЕЦ ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКОЙ ПРОЗЫ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XIX междунар. науч.-практ. конф. № 2(15). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 56-61.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПОВЕСТЬ Н.М. КАРАМЗИНА «АФИНСКАЯ ЖИЗНЬ» КАК ОБРАЗЕЦ ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКОЙ ПРОЗЫ

Подлесова Светлана Евгеньевна

канд. фил. наук, доцент кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы Самарского государственного социально-педагогического университета,

РФ, г.Самара

Сапунова Мария Александровна

магистрант, Самарского государственного социально-педагогического университета,

РФ, г.Самара

STORY BY N.M. KARAMZINА «ATHENIAN LIFE» AS SAMPLE OF ART AND PHILOSOPHICAL PROSE

 

Svetlana Podlesova

аssociate Professor of the Department of Russian, Foreign Literature and Literature Teaching Techniques of Samara State Socio-Pedagogical University,

Russia, Samara

Maria Sapunova

master student of the Samara State Social and Pedagogical University,

Russia, Samara

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена повести Н.М. Карамзина «Афинская жизнь», написанной после его встреч с представителями культурных деятелей Европы. В центре сюжета – события античной жизни. Основное внимание писатель уделяет историческим событиям эпохи и нравственным концепциям человека. Исследуется художественно-философский аспект для выявления взглядов писателя.

ABSTRACT

The article is devoted to the story of N.M. Karamzinа «Athenian Life», written after he met with representatives of public figures of Europe. In the center of the plot - the events of ancient life. Fundamental attention is paid to the historical events of the era and the moral concepts of man. An artistic and philosophical aspect is studied for the writer's view.

 

Ключевые слова: философия, альманах, проза, Н.М. Карамзин, повесть «Афинская жизнь».

Keywords: philosophy, almanac, prose, N.M. Karamzin, story «Athenian Life».

 

Интерес к личности Николая Михайловича Карамзина существовал на протяжении многих веков. Разные исследователи рассматривали творчество писателя на разных этапах его деятельности. Н.М. Карамзин и в наши дни остается не только известным великим литератором, но и историком, журналистом.

В.Г. Белинский подчеркивает, что: «Карамзин - актер нашей литературы, который еще при первом своем дебюте, при первом своем появлении на сцену был встречен и громкими рукоплесканиями и громким свистом! Вот имя, за которое было дано столько кровавых битв, произошло столько отчаянных схваток, переломлено столько копий!».  [2, с. 80]

Знаменит двухтомный труд профессора М.П. Погодина: «Н. М. Карамзин. Материалы для биографии». В этой работе литературо­вед освещал философские, эстетические и общественно-политические взгляды писателя. Опираясь на такие материалы, можно проследить специфику создания повестей Н.М. Карамзина.

Многим известно об отечественных альманахах писателя: «Аглае» и «Аониде», содержание которых привлекало читательское внимание. Именно эти литературные альманахи Николая Михайловича Карамзина, издававшиеся в 1790-х годах, представляли собой сборники поэтических и прозаических произведений. «Аглая» - первый альманах. В нем были собраны почти все произведения автора, и издавался он всего два раза в год (с 1794 и 1795 гг.). Примечательно поэтическое название. Ведь именно в «Аглае», которая являлась античной музой, Карамзин воспел свою будущую жену – Елизавету Ивановну Протасову. Это не случайно, поскольку в «Афинской жизни» мы тоже встречаем многих прекрасных муз. В этот сборник писатель опубликовывал не только повести, но и статьи, очерки. Так, в первый выпуск вошли статьи: «Что нужно автору?» и «Нечто о науках, искусствах и просвещении», повесть «Остров Борнгольм» и многие другие. «Афинская жизнь» составляла основу второй книги сборника. В издании «Аониды» сотрудничали многие писатели первого и второго ряда. Альманах являлся собранием многих произведений, в то время как в «Аглае» мы знакомимся только с авторскими работами.

Особое место в творчестве Карамзина-писателя занимают повести. С 1791 по 1803 гг. им было написано больше десяти повестей: «Фрол Силин, благодетельный человек» (1791), «Лиодор» (1791), «Бедная Лиза» (1792) и другие. Эти произведения имеют некоторые общие черты. Они имеют небольшой объем и легко воспринимаются читателями.

Карамзин с большим интересом относился к различным философским и эстетическим концепциям человека. Его известная повесть «Афинская жизнь» доказывает эту концепцию. Чтобы наиболее полно понять данное произведение Н.М.Карамзина, необходимо обратиться к предыстории написания повести. Автор написал «Афинскую жизнь» в 1783 году. На ее создание Карамзина подтолкнули встречи со многими выдающимися представителями немецкой культуры в Европе. В разговоре с ними заходила речь об античности, изобразитель­ных искусствах и о поездках в Италию. У Карамзина был интерес к этой стране. Ведь он уподоблял её светскому Парижу.

Произведение начинается с авторских восклицаний, благодаря которым происходит восхваление жителей древнего города. Важную роль играет тональность этих восклицаний. В большинстве случаев она торжественна: «Греки, Греки! кто вас не любит? Кто с холодным сердцем может вообразить себе прекрасную картину древних Афин? Жизнь их была, так сказать, самою цветущею Поэзиею». [6, с.56]. Здесь автор задает себе и читателям риторический вопрос, погружая затем в античную эпоху. Важную функцию произведения составляют стихи, которые поются. Стоит заметить, что нередко прозаический текст продолжает предшествующую ему песню. Такие вставки в виде стихотворений помогают читателю не только насладиться атмосферой эпохи, но и позволить себе почувствовать общий настрой тех чувств, что испытывали жители древних Афин. В доказательство этого аргумента следует привести строки:

 

«Чувствуйте милость Цереры,

Доброй богини плодов!» [6, с. 59].

 

Художественных образов представлено несколько, но самые главные из них – автор и его соучастник. Это присуще повествовательной манере Карамзина. Оба они представляются читателям людьми идеали­зирующими. Стоит подчеркнуть, что автор в повести выходит на первый план, нежели юноша, с которым он совершает походы по древнему городу. В повести показана жизнь Афин, где каждый человек наслаждался искусством, поэзией и счастьем, а в центре внимания стоит личность Сократа, одного из величайших смертных.

Повесть начинается с восхваления греков: «…Греки были – умнее нас…умнее взрослых людей, плывущих в Америку, или в Индию за пряными кореньями» [6, с. 56]. Главной целью их философии было наслаждение: «Везде и во всем искали они наслаждения; искали с жаром страсти, как любовник ищет свою любовницу, и жизнь их была цветущей поэзией» [6, с. 56].

Вся фабула проходит в путешествии героя по различным местам. Само действие начинается с греческого города – Афины. Сначала, вместе с добрым юношей (Аристеном), они посещают сельские обширные равнины полей, а затем возвращаются в город, в котором они видят храм Муз с крытыми аллеями. Далее повествуется о мудром мыслителе Платоне. Он беседует со своими учениками и друзьями о великом учителе, имя которого – Сократ. Как и Платон, он испытывал доброту и любовь к человечеству: «Сократ был величайший из божественных смертных…Счастлив тот, кто знал его! Счастлив тот, кто любил его!» [6, с. 61]. Из этого следует, что Карамзин твёрдо придерживался положительного мнения о мыслителе. Дело в том, что в просвещенных Афинах, помимо добра, торжествовали злодеяния. Жертвой его стал Сократ, человек, испытывающий искреннею любовь к близким. Помимо того, он также испытывал негативные чувства к истреблению человеческого достоинства.

Враги добродетели стали врагами Сократа, они настроили против него всех граждан Афин, и Сократ должен был выпить чашу с ядом. Карамзин восклицает: «О человечество!...я стенаю о твоих заблужде­ниях!» [6, с. 62]. После чего он продолжает: «Правосудие людей не есть небесное правосудие!» [6, с. 56]. После его смерти происходит оплаки­вание его души со стороны друзей и учеников: «Ах! Кто будет Гением, хранителем нашим? – воскликнул Антистен» [6, с. 63].

Возвращаясь к мотиву «путешествия» герой посещает древний Театр, в котором идет представление об изгнанном старце – Эдипе, будущую смерть которому предсказал Оракул. Снова возникает другой мотив, мотив песни (речь идет о хоре, поющий об изгнании наводящих на город туч).

Примечательны строки:

 

«Гром гремит

И разит!..

Ах! пошлите

Солнца луч!». [6, с. 64]

 

Затем герой странствует по «Гипиевскому жилищу», где он снова вместе с юношей (Аристеном) посещает купальню: «Мы освежаемся в прохладной влаге, натираем себя драгоценными ароматами, отдыхаем на шелковых Вавилоновских коврах…» [6, с. 64]. Там же происходит собрание философов, художников, поэтов, ораторов. Далее в сюжет вводятся различные имена древних мудрецов – Диогена, Анаксимена (оратор), Ксанфоса, Ликоса, Гипарха, демонстрирующих свои таланты перед собравшейся публикой. Ведь, Диоген утверждал, что мудрый человек заслуживает наслаждения земных благ. Описание праздной обстановки (ужина) вносит некий контраст, тем самым заставляя отвлечься от событийности. В театрализованном представлении вводятся и другие актеры: Венера, уговаривающая Муз сжалиться над прекрасным Амуром, от которого те хотели избавиться; Орфея, играющего на своей лире; Эвридика, в которую влюблен Орфей. Всё заканчивается хороводом юных красавиц, играющих на флейтах. Все описываемые события происходят в постоянной динамике.

На протяжении повести встречаем художественные средства выра­зительности: олицетворения «облако задумчивости», «вода блистает»; метафора – «холодные руки смерти»; эпитеты – «сладкое удовольствие», «драгоценные ароматы», придающие экспрессивность повествованию. Автор приходит к выводу, что зло может временно восторжествовать в какой-то момент, ослепление может завладеть людьми, но сквозь хаос человеческих страстей нужно стремиться совершенству. Н.М. Карамзин затрагивает «вечные вопросы»: существование человека в мире, где каждый может быть подавлен чужим мнением; превосходство сильных над слабыми; проявление человеческой воли.

Написанное произведение «Афинская жизнь» оканчивается призна­нием самого писателя, который возвращается в реальность: «О друзья! Все проходит, все исчезает! Где Афины? Где жилище Гипиево? Где храм наслаждения? Где моя греческая мантия? Я сижу один в сельском кабинете своем, в худом шлафроке, и не вижу перед собою ничего, кроме догорающей свечки, измаранного листа бумаги и гамбургских газет, которые… известят меня об ужасном безумстве наших просвещенных современников» [6, с. 79].

Н.М. Карамзину удалось грамотно выстроить фабулу «Афинской жизни» с соблюдением всей хронологической последовательности, норм языка изложения. Писатель испытывал большую симпатию к античной эпохе и с большим мастерством передал нам те настроения, которые сам испытывал. Глубина и суть всего содержания позволяют проникнуть в сущность авторского мышления, где философы «спорят об отвлеченных истинах, о самых важнейших предметах Метафизики и Морали…» [6, с. 57]. Соединение философского и художественного начал затрагивает интерес для дальнейшего изучения «философской прозы».

Таким образом, уже в «Афинской жизни» намечался выход из состояния душевного смятения, которое охватило Карамзина с 1793 года, поскольку именно в этот период происходили французские события, сильно волнующие душу писателя. Можно утверждать, что повесть служит образцом философской прозы, поскольку в ней заложен контекст нравственных исканий, постижения идеала человеком. Н.М. Карамзин выявляет волнующие проблемы и пути их решения, посредством сравнения и мудрого умозаключения.

 

Список литературы:

  1. Акчурина А.Р. Авторы и культура анонимности в альманахах Н.М. Карамзина «Аглая» и «Аониды». М., 2013. С. 64-70.
  2. Белинский В.Г. Литературные мечтания // Белинский В.Г. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1976. - Т. 1. С. 80.
  3. Вацуро В.Э. «Сиерра-Морена» Н.М. Карамзина и литературная традиция. СПб.: Наука, 1999. С. 327-336.
  4. Гуковский Г.А. Карамзин и сентиментализм // История русской литературы. Т. 5, М.: Л., 1941. С. 46-90.
  5. Еремеев А.Э. Философская проза как феномен русской классической литературы // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 4. С. 19-23.
  6. Карамзин Н.М. Полное собрание сочинений в 18 томах: Т. 7. // Н.М. Карамзин. - СПб.: Изд-во А. Смирдина, 1834. С. 56-80.
  7. Тираспольская нна Юрьевна. Повести Н.М. Карамзина 1790-х годов: Проблемы повествования: Автореф. дис. к. ф. н. – СПб, 2005. – 222 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.