Статья опубликована в рамках: XIV-XV Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 08 октября 2018 г.)
Наука: Филология
Секция: Русская литература
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕКСТА ЖУРНАЛИСТСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ РОМАНА А.Д. КОНСТАНТИНОВА "АДВОКАТ 2".
TRANSFORMATION OF THE JOURNALISTIC INVESTIGATION TEXT IN FICTION LITERATURE ON THE EXAMPLE OF A NOVEL «ATTORNEY 2» BY A.D. KONSTANTINOV
Andrew Kostygov
graduate student of "Russian literature" department Cherepovets State University
Russia, Vologda region, Cherepovets
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается механизм трансформации текста журналистского расследования в художественное произведение на примере романа Константинова А.Д. «Адвокат 2». Целью работы являлось определение механизмов трансформации. При анализе использовались структурно-семантический метод и метод сопоставительного анализа. В ходе работы было выявлено, как текст журналистского расследования может стать художественным произведением. Актуальность статьи обусловлена недостаточной научной изученностью данного вопроса и его важностью в современном литературоведении.
ABSTRACT
This article focuses on transformation of the journalistic investigation text in fiction literature on the example of a novel «Attorney 2» by A.D. Konstantinov. The primary purpose of this article is to determine the mechanisms of this transformation. In this article we used a structural-semantic method and a comparative analysis method. In the course of the work, it was revealed how the text of the journalistic investigation could become a fiction literature. The relevance of this article based on insufficient coverage of this issue.
Ключевые слова: журналистское расследование, журналистика, русская литература, художественная литература.
Keywords: journalistic investigation, journalism, Russian literature, fiction literature.
В данной статье рассматривается механизм трансформации журналистского текста в художественное произведение. Актуальность статьи обусловлена недостаточной научной изученностью данного вопроса и его важностью в современном литературоведении.
В начале статьи приведем определение журналистского расследования. Согласно основателю агентства журналистских расследований в России, Константинову А.Д.: «Журналистское расследование – материал, основанный, как правило, на собственной работе и инициативе, на важную тему, которую отдельные лица и организации хотели бы оставить в тайне» [4].
Журналистское расследование обладает следующими признаками:
- Предметом расследования является преступление, оказывающее влияние на большой круг людей.
- Сокрытием данных о преступлении.
- Материал требует наличия документов, способных подтвердить или опровергнуть заявления источников информации.
- Результаты расследования актуальны для большого круга людей [5].
Кроме журналистского расследования, в данной работе мы будем говорить о художественном тексте. В данном докладе мы понимаем художественный текст, как акт реакции художественно одаренной личности на окружающую действительность.
В художественном тексте, в отличие от других текстов, внутритекстовая действительность носит условный, как правило, вымышленный характер. Изображаемый в художественном тексте мир соотносится с действительностью лишь опосредованно, отображает, преломляет, преобразует ее в соответствии с желаниями автора.
В основе художественного текста лежит образ. Образность художественного текста создается за счет взаимодействия языковых единиц разных уровней (звуковых, лексических, морфологических, синтаксических), реализованных в тексте [1].
Художественный образ — категория эстетики, характеризующая результат осмысления автором (художником) какого-либо явления, процесса свойственными тому или иному виду искусства способами, объективированный в форме произведения как целого или его отдельных фрагментов, частей (так, литературное произведение-образ может включать в себя систему образов персонажей; скульптурная композиция, будучи целостным образом, нередко состоит из галереи пластических образов).
Таким образом мы видим четкое различие между текстом журналистского расследования и художественным текстом. Однако, согласно нашей гипотезе, журналистское расследование может преобразоваться в текст художественной литературы. Рассмотрим, как это происходит на примере романа Константинова А.Д. «Адвокат 2». Цикл этих романов охватывает период с 1991 по 1996 года. Это момент расцвета организованной преступности, преступных группировок, бандитизма и т. д. Роман получил положительные оценки у аудитории и стал настолько популярным, что впоследствии цикл книг был экранизирован и выведен на экраны в виде сериала «Бандитский Петербург».
Данный роман многое взял из текста журналистских расследований. К примеру, это фактологическая основа внутритекстовой действительности мира романа базируется на цикле журналистских расследований и других исследований, которые опубликованы под общим названием «Бандитский Петербург». В данном цикле описываются механизмы организации преступных сделок, рэкета, подкупа должностных лиц, устранения неугодных политиков или оперативников внутренних органов, механизмы вооруженных столкновений преступных группировок и т. д. Данная информация легла в основу сюжета произведения. Кроме того, в состав сюжета произведения легли некоторые реально существующие географические обозначения, юридические названия подразделений внутренних органов, зданий (например – тюрьма «Кресты») и т. д.
Рассмотрим механизм трансформации текста на примере трех групп изменений:
- Композиционно – структурные изменения.
- Антропоцентричность.
- Создание вымышленной внутритекстовой действительности мира.
Композиционно – структурные изменения текста.
Данные изменения вызваны, в основном, жанровыми особенностями текста:
- Изменение доминирующего коммуникативного действия (описание => повествование). Журналистское расследование, как правило, предполагает обзор и изложение большого объема информации. В таком случае, основной доминантой действия в тексте выступает описание. В случае трансформации журналистского расследования А. Константинова, происходит смещение коммуникативного действия в сторону повествования [2].
- Уход от стандартных структур изложения журналистского расследования. Как правило, журналистское расследование обладает определённой структурой изложения, включающей в себя четкое описание сложившейся ситуации, предпосылки к проведению расследования, описание источников и последствий расследования и т. д. Конечно, в художественном тексте автор уходит от этого. В данном случае А. Константинов строит композицию на классической четырехфазной фабуле, включающей фазу обособления, фазу партнерства, лиминальную фазу, фазу преображения [3].
Антропоцентричность
- Создание художественного образа героев (на основе реально существующих прототипов).
- Концентрация внимания читателя на персонаже.
- Создание антропоцентрической структуры произведения.
Специфической чертой художественного текста является то, что познание мира происходит через познание человека – героя, его мыслей.
Также происходит и в романе «Адвокат 2». А. Константинов создает классическую антропоцентрическую структуру произведения: «автор – персонаж – читатель». Читатель познает окружающий мир через персонажа произведения, его главного героя. Герои романа начинают приобретать определенные черты характера, создается эпический герой произведения. Появляются медиации, размышления героя, невозможные в журналистском расследовании, где познание мира происходит через изречения автора текста.
Вымышленной внутритекстовой действительностью здесь являются имена персонажей, названия некоторых преступных группировок и других сторонних организаций. Персонажи произведения появляются в результате творческой типизации и являются некими собирательными образами реальных персонажей. У большинства есть прототипы: Сергей Александрович Челищев - вероятный прототип, известный в криминальных кругах Петербурга Борис Бравер. Виктор Павлович Говоров, криминальный авторитет «Антибиотик». (прототипы – Владимир Кумарин, Виктор Гавриленков и Владислав Кирпичёв).
В заключении хочется отметить, что мы продемонстрировали механизм трансформации журналистского расследования в художественный текст на примере романа Андрея Константинова «Адвокат 2». Это происходит благодаря:
- Заимствованию художественным произведением фактологической основы у журналистского расследования.
- Изменению доминирующего коммуникативного действия. В отличии от журналистского расследования, вы художественном произведении больше присутствует повествование, а не описание.
- Созданию антропоцентрической структуры произведения. В отличии от журналистского расследования читатель познает окружающий мир через персонажа произведения, его главного героя, а не через мысли автора. Герои романа начинают приобретать определенные черты характера, создается эпический герой произведения.
Список литературы:
- Закирова Оксана Вячеславовна, Тиригулова Рашида Хафизовна Филологический анализ текста. [Электронный ресурс] URL: http://pdf.knigi-x.ru/21pedagogika/8439-1-zakirova-oksana-vyacheslavovna-tirigulova-rashida-hafizovna-filologicheskiy-analiz-teksta-konspekt-lekc.php (Дата обращения: 04.08.2018).
- Константинов A.Д. Журналистское расследование. История метода и современная практика. [Электронный ресурс] URL: http://evartist.narod.ru/text14/53.htm (Дата обращения: 04.08.2018).
- Тертычный А.А. Расследовательская журналистика как вид деятельности СМИ. [Электронный ресурс] URL: http://evartist.narod.ru/text9/30.htm (Дата обращения: 04.08.2018).
- Уиллмен Джон. Журналистские расследования: Современные методы и техника [Электронный ресурс] URL: http://www.evartist.narod.ru/text16/020.htm (Дата обращения: 04.08.2018).
- Хантер Марк. Исследование, основанное на истории: учебное пособие по проведению журналистских расследований. [Электронный ресурс] URL: http://www.unesco.org/new/fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/CI/CI/pdf/story_based_inquiry_ru.pdf (Дата обращения: 04.08.2018).
дипломов
Оставить комментарий