Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XII-XIII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 06 августа 2018 г.)

Наука: Филология

Секция: Русская литература

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бузуртанова Х.С., Точиева Х.Ш. ТРАДИЦИИ Н.В. ГОГОЛЯ В ПОВЕСТИ «ДВОЙНИК» Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XII-XIII междунар. науч.-практ. конф. № 7-8(10). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 27-31.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТРАДИЦИИ Н.В. ГОГОЛЯ В ПОВЕСТИ «ДВОЙНИК» Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Бузуртанова Хяди Султановна

магистрант I курса кафедры русской и зарубежной литературы ИнгГУ,

РФ, г. Магас

Точиева Хадижат Шапьяевна

проф., канд. филол. наук, ИнгГУ,

РФ, г. Магас

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается влияние произведений Гоголя «Записки сумасшедшего» и «Нос» на структуру и образ главного героя в повести Достоевского «Двойник».

 

Ключевые слова: двойничество, Петербургская тема, фантасмагория, гротеск, «фантастический» реализм, условные формы.

 

О генетической связи раннего Достоевского с творчеством Гоголя написано много. Исследовались стилевые особенности, развитие темы «маленького» человека, отталкивание Достоевского от традиций Гоголя - все это можно найти в работах В.В. Виноградова, Ю. Тынянова, А. Белого и других. Мы остановимся на повести Достоевского «Двойник», чтобы выявить корни этого самого сложного произведения молодого Достоевского и его связь с Н.В. Гоголем.

Сюжет «Двойника» развивает историю сумасшествия Якова Голядкина, который во многих деталях совпадает с сюжетом «Записок сумасшедшего» Н.В. Гоголя. Поприщин влюблен в генеральскую дочь и сам робеет и боится своей недостижимой мечты. Голядкин тоже влюблен в дочь своего столоначальника Берендеева – Клару Олсуфьевну. Обоим героям предпочитают более удачливых женихов.

У Гоголя сумасшествие Поприщина дается как развязка – Достоевский делает его основной темой и уже в первой главе изобра­жает героя в состоянии начинающегося безумия, что доказывается странным поведением Голядкина. В самом начале повести говорится о его финансовом состоянии – это 750 рублей ассигнациями, которые герой пересчитывает и довольный своим статусом кладет в кошелек. Но при этом он зачем-то заказывает роскошную голубую карету с гербами для выезда (неизвестно куда), по дороге внезапно заезжает к своему доктору Крестьяну Ивановичу и произносит невнятный монолог о том, что он «сам по себе», «особняком», живет «втихомолочку», никого не трогает, а вокруг «враги», которых он суммарно называет «они». Далее он совершает «набеги» в дорогие магазины, долго торгуется и «выторговывает» мебель, сервиз за 1500, а потом уходит, обещая вернуться завтра. Странно и то, что он заходит в дорогой ресторан, что не соответствует его финансовому статусу, затем зачем-то разменивает ассигнации на мелкие купюры и доволен, что его кошелек разбух. Если сравнить его подчеркнуто яркий и тщательно подобранный костюм с тем, во что одет его слуга Петрушка – ливрею зеленого цвета с потрепанными галунами на 2-3 размера больше, да еще босого – то постепенно становится ясно, что с Голядкиным что‑то неладно. Все эти симптомы свидетельствуют о психической нестабильности, нервозности героя, то есть начинающейся болезни. И дальше Достоевский углубляется в психологию безумца, генезис болезни и процесс ее развития.

Из фантастического гротеска Гоголя Достоевский сделал психологическую повесть о трагическом раздвоении сознания. Мотив раздвоения сознания восходит к повести «Нос» Гоголя. Майор Ковалев теряет часть себя (нос), который приобретает самостоятельное суще­ствование, носит мундир, ездит в карете. Герой встречается с ним в Исаакиевском соборе и делает попытку «поставить» его на место, но тот, заявив, что он выше чином и из другого ведомства, внезапно исчезает. «Нос», отделившись от владельца, становится как бы его двойником. Анекдотические элементы, связанные с парикмахером Яковом, поисками «носа» делают произведение легким, тогда как у Достоевского картина появления двойника Голядкина рисуется в самых мрачных тонах и является довольно жуткой. Комбинируя сюжетные схемы сумасшествия Поприщина и раздвоения майора Ковалева, Достоевский создал своего «Двойника» – нечто более психологически страшное и аналитически глубокое. Достоевский как бы хочет разгадать тайну героев Гоголя и по-своему переосмыслить ту тему двойничества, на которую Гоголь только указал.

Голядкин – порождение Петербургской жизни, он деталь, штифтик в государственной машине, песчинка, затерявшаяся в толпе чиновников. Человеческая ценность заменена Табелью о рангах: значение людей определяется не внутренними свойствами, не достоинством, а внешне - положением, должностью, деньгами. Отношения между людьми механизированы. Бюрократический строй давит всей своей массой на человеческую личность. Каким же должен быть человек, раздавленный государственной машиной? Что он должен испытывать, ощущая надви­гающуюся гибель своей личности? Ведь вне мира бюрократического царства у него нет никаких связей с людьми, он одинок. Он живет в состоянии страха, ощущении угроз со стороны «врагов». Как ему отстоять себя, как утвердить свое тождество, свою значимость? Голядкин пытается спасти себя, отделившись от «других», выделиться из безличной массы, где царствуют «они», он избирает «подполье», хочет быть в стороне, «особнячком», чтобы его не трогали, о чем говорится в начале повести. Однако все это звучит трусливо, потому что видно, что он не может отстоять своего «Я», в нем нет твердости характера, его личность давно раздавлена. Страх перед жизнью, малодушие ведут к желанию стушеваться, исчезнуть, уйти в подполье, а гипертрофированные амбиции, бунт, ведут к желанию заявить себя, совершить поступок и доказать, что он как «они» и даже лучше других. Это приводит к отчаянному поступку – появиться на вечере Берендеева без приглашения, даже если придется войти не через парадный вход, а через черный. Этот безумный вызов заканчивается тем, что Голядкина сбрасывают с лестницы, и это усугубляет и делает кризисным его уже «больное» сознание.

В мире вещей и марионеток, где ценность человека низведена до вещи, никто не заметил подмены Голядкина его двойником, даже если они похожи. Голядкин, загнанный и обиженный, живет затаенными чувствами – неосуществленные желания становятся навязчивыми идеями, порождают манию преследования. При этом у него сумасшедшее самолюбие, амбиции. Он всех подозревает, ему кажется, что его хотят вытеснить из всех сфер жизни и он прячется, уходит в тень, подсматривает и когда его выводят на «свет» в конце повести и предают в руки доктора Розеншпица - это свидетельство раскрытия его болезни. Социальное значение этого типа огромно, автор назвал своего героя «ветошкой с амбициями». Голядкин – продукт петербургской жизни, петербургской действительности. В издании 1865 г. повесть так и была названа «Петербургской поэмой».

Достоевский продолжает традиции Н.В. Гоголя и Э. Гофмана, у которых фантастическое – это вторжение в жизнь чуждого элемента, Абсурда, а у Достоевского – это «кругозор» героя, причуды сознания, преобразующие реальность и мир. Мир потрясенного сознания у Достоевского не менее страшен, чем вселенское Зло романтиков. Достоевский показывает сам процесс этого вторжения, причуды сознания, преобразующие реальность, и этот мир не менее страшен, чем вселенское Зло романтиков.

Тип отношения человека к миру определяет во многом его позицию и судьбу. Позиция Голядкина: я – хороший, а мир – плохой. Это «они», они «строят козни», «копают» и т. д. Эта позиция и определяет сюжет «Двойника», в котором герой находится в диссонансе и даже вражде с целым миром. Мысль о равенстве своего «Я» со всеми остальными ни разу не приходит Голядкину в голову. Во всем мире это «Я» видит только себя, тогда мир оборачивается зеркалом, в котором возникают двойники.

В образе Голядкина Достоевский показал пораженность чело­веческой природы и трудности ее исправления. Таким образом, Достоевский выразил трагическую концепцию человека, который одновременно «подпольный» и бунтарь, т. е. он изгой, изгнанный из общества, но он жаждет понимания и признания себя как человека. Этическая идея двойничества – это схватка за утверждение субъектом своего «Я», своей устойчивости в Абсолютном бытии – или поражение, уход в ничто. От этого зависит возможность воскресения, но Голядкин проиграл.

Идея «Двойника» связана с проблемой личности. От «Двойника» нити ведут к «подпольному» человеку («Записки из подполья», 1863) и героям с раздвоенным сознанием, борющимся за целостность своей личности: Свидригайлов, Версилов, Ставрогин, Иван Карамазов.

 

Список литературы:

  1. К. Мочульский. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М. 1995.
  2. Карен Степанян. Тема двойничества в понимании человеческой природы у человечества. // XXI век глазами Достоевского: Перспективы человечества. М. 2002.
  3. И. Золотусский. Гоголь и Достоевский. // Достоевский и современность. Старорусские чтения. 2005.
  4. Споров Б. Гоголь – новое прочтение. // Гоголь и православие. М. 2004.
  5. Чешевский Д. К проблеме двойника. // О Достоевском. Сборник статей. Париж. 1986.
  6. Достоевский. Энциклопедия. М. Наука. 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.