Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 06 июня 2018 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыкальное искусство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ПЕСЕН В РЕПЕРТУАРЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ХОРА
Larisa Kaplun
assistant professor of choral conducting and solo singing Perm State Humanitarian Pedagogical University,
Russia, Perm
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются значимость и влияние народных песен в вокальной работе. Русская народная песня – исключительно ценный материал для вокальной работы: распевание напевных, широких мелодий на одном гласном звуке требует глубокого полного дыхания. При этом развивается весь певческий аппарат, музыкальный слух, воспитывается умение пользоваться дыханием.
Статья может быть интересна преподавателям музыкально-педагогических учебных заведений и руководителям хоровых коллективов.
ABSTRACT
The article considers the significance and influence of folk songs in vocal work. Russian folk song is an exceptionally valuable material for vocal work: chanting melodious, broad melodies on one vowel sound requires deep full breathing. At the same time, the entire singing machine is developing, ear for music, and the ability to use breathing is brought up.
The article may be of interest to teachers of music and teacher-training institutions and leaders of choirs.
Ключевые слова: певческий аппарат, умение пользоваться дыханием, импровизация, интерпретация произведений.
Keywords: singing apparatus; the ability to use breathing; improvisation; the interpretation of works.
Народные песни должны занимать особое место в репертуаре академического хора. На них певцы учатся основам русской вокально-хоровой профессиональной школы пения, для которой была характерна широта дыхания, вокально-интонационная устойчивость, яркая и выразительная подача слова. Через богатство вокальной речи способность вносить в исполнение задушевность, радость и печаль.
Значение народной песни трудно переоценить, потому что народная песня с ее удивительной метроритмикой – лучший художественный и учебный материал. Русская народная песня – исключительно ценный материал для вокальной работы: распевание напевных, широких мелодий на одном гласном звуке требует глубокого полного дыхания. При этом у учащихся развивается весь певческий аппарат, музыкальный слух, воспитывается умение пользоваться дыханием, навык импровизации, самостоятельность в интерпретации произведений.
А.В. Свешников – один из ярких хоровых дирижёров любил и понимал народную песню. Он всегда умел обогатить мелодию интонациями живой речи.
Любое слово в народной песне имеет определённый смысл и чувство, окраску и интонацию. Понять и ощутить эмоциональную окрашенность слова – значит, в основном решить проблему художественного исполнения [1, с. 19].
Программа, составленная из русских народных песен, выстраивалась А.В. Свешниковым в виде своеобразного спектакля, где каждый певец был артистом, умеющим не просто доносить текст и музыку, а сопереживать песне, выражать своё отношение к ней через мимику и раскованность движений. Народные песни звучали задушевно и просто, певцы как бы «рассказывали» песню и такое исполнение производило большое впечатление на слушателей [1, с. 9]. Это подчёркивалось и внешним видом хора, одетого в костюмы, выдержанные в стиле, характерном для русской национальной одежды.
А.А. Юрлов большое значение в воспитании хорового коллектива отводил народной песне. Он считал, что фольклор оказывает благотворное влияние на различные стороны вокально-хоровой работы. Кропотливая работа над народными песнями принесла свои плоды. Хор запел по-русски раздольно и свободно, каждая партия обрела свою тембровую яркость, слово стало ярким и выразительным. В репертуаре хора народная песня заняла прочное место.
Многие народные песни обработал для хора А. Юрлов. Большинство этих песен имеет широкий, протяжный характер, использует типичный приём для народной песни – подголосочную полифонию.
А.А. Юрловым был подготовлен к печати сборник «100 обработок и переложений народных песен».
Хочется отметить специфику эволюции фольклоризма в обработках отечественных музыкантов. Обработки для хора a cappella являются существенной тенденцией в развитии академического хорового искусства. Многовековая история работы композиторов с фольклорным материалом приобретает особый размах в последние годы с середины 20-го века. К обработке народной песни обращались и великие, такие как А. Балакирев, его сборник 100 русских народных песен, Р-К сборник 100 русских народных песен, а так же выдающиеся хоровые дирижеры А. Свешников, А. Юрлов, С. Якимов и многие другие. Обработка или аранжировка народной песни может быть рассмотрена как проблема перевода и поиска смыслового эквивалента. Таким образом, композиторские обработки народной музыки мы можем воспринимать как вольный пересказ, перевод на язык академического искусства. Вот поэтому иногда народный напев композиторы воспринимают и обрабатывают по-разному.
При этом надо отметить высочайший профессиональный уровень и «дирижерских» обработок, и очень частое их использование, что связано не только с композиторскими способностями дирижеров, но и с огромным практическим опытом и знанием коллектива, для которого они написаны. Очень часто руководители коллективов и сами пытаются, взяв профессиональную обработку, как бы «адаптировать» ее для своего коллектива, что связано чаще всего с объективными проблемами, стоящими перед ним. Неоднородность голосов в хоре, объективный недостаток участников одной из хоровых партий и т. д.
Мне кажется, что это вполне правомерный путь работы с произведением. Коллектив имеет возможность познакомиться с высокохудожественными образцами народной музыки, постараться воплотить музыкально-художественный образ и сделать шаг по направлению к овладению хоровым мастерством. Основная задача обработчика в этом случае - минимизировать изменения, вносимые в профессиональный текст, стараясь не нарушить замысел создателя. Выбор произведения для своего коллектива зависит от задачи, стоящей перед певцами. Это овладение определенными вокально-хоровыми навыками, знакомство с новыми жанровыми или стилистическими особенностями, подготовка концертного номера или просто желание хористов спеть давно известное и любимое произведение.
В последние годы появилось много типов обработок, которые складываются даже в циклические произведения, появляются театрализованные сценки и фантазии на народные темы. В этих условиях возникает естественная театрализация фольклорного материала, которая предполагает, наряду с использованием специфических средств музыкальной выразительности, активное внедрение приемов сценического движения, актерской игры, световых эффектов, костюмов, реквизита и т. п.
В последнее время на концертной эстраде заметно сблизились фольклор и академическое хоровое искусство, все явственнее становится противоречивость их отношений со статичной формой хорового концерта. Отсюда осознание многими авторами и исполнительскими коллективами проблемы сценической жизни народной песни. Театрализация подчас, оказывается единственным точным и мощным средством выявления поэтической и даже философской идеи сочинения. Однако иногда возникает ощущение, что применение неких внешних атрибутов, костюмов, движения, введение чуждых произведению элементов призваны не столько «расцветить» и подчеркнуть прелесть и глубину народной музыки, а отвлечь слушателей от некоторых проблем в исполнительском мастерстве. Конечно, все, что раскрывает художественный образ, создает атмосферу некоей импровизационное, часто украшает произведение и делает исполнение хора ярким спектаклем.
В 20 веке возрастает роль зрелищности в искусстве и хоровое искусство не является исключением, для хоровой музыки эти тенденции оказались естественными. Ещё в начале 80-х годов В. Гаврилин писал о перспективах новых жанров и форм хорового музицирования и в перспективе создание хорового театра. Высокий уровень хорового исполнительства стал мощным толчком композиторской активности. Появилась новая хоровая музыка, требующая вокального мастерства, эмоциональной и психологической утончённости, мобильности хора. Всё это способствовало поиску новых средств выразительности и возникновению новых форм исполнения. Сценическое движение создаёт определённое преимущество по сравнению с традиционной статикой хора и способствует раскрытию драматургического замысла произведения.
В наши дни особенно остро стоит проблема применения приёмов творческого развития традиций в современности, но когда разрывается преемственность культурных связей, необходима целенаправленная работа над созданием вариантов при освоении фольклорного материала [2, с. 20].
Сценическое передвижение коллектива привносит яркий зрелищный элемент, способствующий более заинтересованному восприятию хорового произведения, особенно если это народная музыка. Тогда коллектив воздействует на аудиторию не только путём музыки и слова, но и посредством актёрского перевоплощения.
Игра тембрами, их разноплановое размещение не новы, так П. Чесноков в произведении «Дубинушка» использовал следующие эффекты: начальный рефрен песни исполняют 3 тенора и 3 баса за сценой. Автор пытается изобразить сцену приближающейся бурлацкой артели.
Всё чаще выступлением хорового коллектива становится не только сцена, но и зрительный зал. Нередко зритель становится соучастником театрально-хорового действия. От певцов хора требуется умение перевоплощения, пластичность передвижения по сцене и многие другие качества артиста. Поэтому перед руководителем хорового коллектива стоит сложная задача: научить певцов хора сценическому движению. Театрально-хоровой синтез предполагает: хорошую вокальную подготовку, умение участников петь в хоре, артистизм.
Список литературы:
- Свешников А.В. Хоровое пение – искусство истинно народное. – М., 1962.
- Роганова И.В. Современный хормейстер: сборник статей, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2013.
дипломов
Оставить комментарий