Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XCVI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 09 июля 2025 г.)

Наука: Филология

Секция: Русская литература

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Матусевич В.З. ОБРАЗ НАРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ ЕГОРА ЛЕТОВА // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XCVI междунар. науч.-практ. конф. № 7(82). – Новосибирск: СибАК, 2025. – С. 23-28.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОБРАЗ НАРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ ЕГОРА ЛЕТОВА

Матусевич Владислав Зенонович

соискатель, ассистент кафедры русской филологии, Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга,

РФ, г. Петропавловск-Камчатский

THE IMAGE OF THE PEOPLE IN THE CREATIVE ACTIVITY OF YEGOR LETOV

 

Vladislav Zenonovich

Applicant, Assistant of the Department of Russian Philology, Vitus Bering Kamchatka State University,

Russia, Petropavlovsk-Kamchatsky

 

АННОТАЦИЯ

Егор Летов находится в числе наиболее значительных авторов русской рок-поэзии. Его поэтическое наследие при этом тематически многообразно, и, в частности, в его стихотворных произведениях формируются отличающиеся друг от друга образы народа и общества. Общество часто выступает как сила, противоборствующая свободной личности, в то время как народ оказывается той сущностью, с которой лирический герой Летова стремится себя отождествлять. В данной статье рассмотрен образ народа в творчестве Егора Летова. Нами выделены основные характеристики, присущие народу в авторском понимании: святость, готовность к подвигу и самопожертвованию, сила, героизм, пассивность и покорность, ограниченность в интересах, склонность к саморазрушению и жестокости. Также Летов рассматривает народ как важного участника исторического процесса.

ABSTRACT

Egor Letov is one of the most significant authors of Russian rock poetry. At the same time, his poetic legacy is thematically diverse, and, in particular, his poetic works form images of people and society that differ from each other. Society often acts as a force opposing a free person, while the people turn out to be the essence with which Letov's lyrical hero seeks to identify himself. This article examines the image of the people in the works of Egor Letov. We have identified the main characteristics inherent in the people in the author's understanding: holiness, readiness for heroic deeds and self-sacrifice, strength, heroism, passivity and submission, limited interests, a tendency to self-destruction and cruelty. Letov also considers the people to be an important participant in the historical process.

 

Ключевые слова: образ родины; русская рок-поэзия; конфликт общества и личность; русский рок; Егор Летов.

Keywords: image of the people; russian rock poetry; the conflict of society and personality; Russian rock; Yegor Letov.

 

Егор Летов является одним из наиболее популярных авторов русской рок-поэзии, в связи с чем всё больше возрастает внимание к его творчеству. Следовательно, исследовательская деятельность представляется закономерной и необходимой. Его поэтические работы выглядят особенно интересными для изучения с учетом актуальности самого текстуального материала. Стихотворные произведения Егора Летова в основном тематически раскрывают разнообразные социальные проблемы, поднимают серьезные вопросы, которые имеют место быть в современном обществе.

По мнению автора данной статьи, на текущий момент недостаточно раскрытым остается образ народа в поэзии Егора Летова. Это можно объяснить тем, что его произведения часто оказываются лишенными конкретных образов деятелей, вследствие чего может быть сложно определить смысловое наполнение антагонистических пар «Я / Вы», «Мы / Вы», «Мы / Они» : «Пустые звуки — пустые дни / Вас слишком много, а мы одни» («Зоопарк», 1987 г.). Также следует отметить, что само слово «народ» Е. Летов в своих текстах использовал редко, в связи с чем ряд произведений на гражданскую, патриотическую или общественную тематику может трактоваться в более широком, метафизическом смысле.

На протяжении творческого пути в его поэтических работах можно встретить отвлеченное обращение к обществу, которое не отождествляется Е. Летовым с народом: «Дружно по тревоге граждане собрали тёплые пожитки, ценные предметы» («Амнезия», 1988 г.). Также в творчестве 1980-х годов, в отсутствие народной темы, обнаруживается ярко выраженная оппозиция конкретной личности и толпы: «Толпа идёт навстречу / Толпа идёт слепая / И каблуками давит мое лицо, как дыню» («Кленовый лист», 1985 г.); «А моей женой накормили толпу, мировым кулаком растоптали ей грудь» («Всё идёт по плану», 1988 г.). В тексте песни «Кленовый лист» при этом наблюдается распространенное для произведений Е. Летова того периода противопоставление лирического героя, являющегося представителем культуры протеста, панк-культуры, и общей массы людей, окружающих его, то есть противопоставление двух полюсов: свободы и несвободы. Образу окружающих лирического героя людей также сопутствует значение рабства: «А люди ползут, гремя своими цепями, они гордятся золотыми цепями» («Блюз», 1987 г.). Также герой может сливаться с толпой (обществом), становясь ее неразличимой частью; как правило, такой сюжет присущ ранним произведениям Е. Летова, в которых ярко выражается критика правящей коммунистической партии: «Под знаменем Ильича мы раздавим тебя, как врага / И я буду стоять среди них — я хочу быть таким, как все / И я буду стрелять в упор — я забуду свое лицо» («Бред», 1988 г.). Однако при этом также стоит указать на наличие в текстах Летова и образов «прохожих» или обывателей, типичных представителей общества, обладающих набором деструктивных черт: «Прохожие идут на выбор / В руках листы, в устах «УРААА!!!» («Кто ищет смысл», 1985 г.) ;«Убежденные жители по ночам помогали воровать друг у друга сон» («Армагеддон-попс», 1988 г.).

Тем не менее, как было обозначено выше, в песнях 1980-х годов Е. Летов больше концентрируется на установлении и раскрытии оппозиции между обыденным обществом и свободным неформальным движением. Однако, на протяжении всего десятилетия в его творчестве так или иначе поднимается тема народа, как советского, так и российского.

Понятие «народ» употребляется Летовым как в традиционном значении исторической общности людей, так и в качестве оппозиции к власти, партии, репрессивному аппарату. Одной из первых песен, в которых напрямую упоминается народ в вышеобозначенном широком понимании, является композиция «Кто ищет смысл» 1985 года: «Заводы вырабатывают шлак, чтоб прокормить святой народ». Текст  песни представляет собой рефлексию лирического героя об окружающей действительности, которая закономерно завершается неприятием существующих порядков: «Меня тошнит от вашей логики/ Кто ищет смысл, пусть глядит на небеса в свои глаза». Образ народа представлен ограниченно, не находясь при этом в центре рассуждения героя, в то время как критике подвергаются покорные «прохожие» и деструктивная «шпана». Примечателен эпитет «святой», относящийся к слову «народ», который указывает на его судьбу «народа-мученика». В другом тексте, «И снова темно» 1988 года, образ народа получает ещё одну черту: «Трактора катились вперёд / Берег пароходы встречал / Властвовал геройский народ / Ветер обновлений крепчал». Несмотря на общий сатирический тон стихотворения данная строфа отличается серьёзным содержанием без каких-либо сниженных элементов и конкретизации. Образ народа получает здесь атрибуты власти (глагол «властвовать») и геройства (прилагательное «геройский»), то есть преисполненного героизма и готового к свершению подвига.

Одновременно с этим в песне «Хороший царь и знакомая вонь» 1987 года  народ выступает с позиции покорности, одинаковости и ограниченности: «Мы однотонны и однолики, ведь все, что мы любим – это наш великий хороший царь и знакомая вонь». Мотив пассивности народных масс встречается и в тексте песни «КГБ» 1988 года: «Который день, который год / Достойно ест и спит народ / Ты будешь спать спокойно, ведь ты щедро охраняем КГБ». В данной цитате также прослеживается характеристика народа, как бездеятельной массы, над которой довлеет сила власти («ведь ты щедро охраняем КГБ»).

В песне «Государство» 1988 года народ выступает как сила, подчиненная власти: «Сапогом моего народа старшина тормозит говно». Синтаксическая подчиненность словосочетания «сапогом моего народа» подчеркивает зависимые отношения людей от власти, воплощаемые в образе старшины. Значение символа «сапог» уточняет суть народа по Е. Летову: неодушевленный предмет, необходимый элемент военной формы, предназначенный для постоянного ношения, соприкасающийся с внешней средой.

В песне «Анархия» 1989 года, представляющей собой рассуждение лирического героя о происходящем «во всей Советской Отчизне» также используется слово «нация»: «Нацию терзает праведная дрожь / Пучится анархией милая страна». Эпитет «праведная» развивает характеристику «святости», указывая на то, что народ лирического героя является носителем правды и справедливости. Характеристика «праведности» повторяется в тексте песни «Общество «Память» 1988 года: «Общество «Память» – русский террор / Праведный палец нащупал курок / Щедро наточен народный топор / Завтра наступит безвременный срок». В этих строках также появляется такой символ, как топор, имеющий в русской культуре значения силы, бунта, самосуда.

Кроме того Е. Летов рассматривает народ в рамках исторического процесса своей страны: «Положили немало жизней / В жертву важным экспериментам / Строя каторги и каналы / Всё во славу святым заветам» («Колыбельная», 1988 г.).

Подобное восприятие действий народных масс можно наблюдать также и в песне «Далеко бежит дорога» коллектива «Черный Лукич», которая постоянно исполнялась и самим Егором Летовым: «Мы идём в тишине <...> По великим делам / По разбитым очкам / Комсомольским значкам / По кровавым словам / По голодным годам». Как и в тексте данной песне, в строках Летова народ продолжает двигаться вперёд, вопреки всевозможным сложностям, продолжает страдать. Исследователь В.Ю. Грушевская также указывает на попытку осмысления автором коллективной травмы.

Мотив вечной борьбы, характерен всему творчеству Е. Летова, и он прослеживается в теме народа: «Hа священной наpодной войне / Словно санный след / Словно смеpтный бог / В миpе без гpеха» («Солнцеворот», 1996 г.). В этом произведении можно видеть и мотив святости, уже описанный автором статьи ранее: постоянная борьба народа имеет святой, богоизбранный характер.

Центральным произведением, в котором наиболее широко раскрыта тема народа, является песня «Родина» 1997 года. Образ народа в тексте сопоставлен с образом Родины, а акт возрождения страны связывается автором стахов с деятельностью его народа: «Снова поднимается с колен моя Родина!» — «Разгибает спинy мой былинный наpод». Сам эпитет «былинный» может быть соотнесен с синонимом «легендарный», что отражает отношение Летова к своему народу. В строках песни также активно используются гиперболы, подчеркивающие силу «могучего народа», акцентируется внимание на его созидательных способностях: «Раздвигает стены наша гневная мощь»; «В сеpдцах светло и жаpко полыхает заpя / От нашего дыханья тает плавится лёд/ Под нашими ногами расцветает земля».

Сами словесные формулы могут быть также рассмотрены как попытки мифотворчества Летова вокруг уже «былинного», на момент написания, советского народа. В этом же тексте прослеживается характерный для русской литературы и для Е. Летова в частности мотив пути: «Солнышко зовёт нас за собой в поход / Hа гибельнyю стyжy, на кpомешнyю ночь». «Солнышко» здесь может символизировать здесь избранность народа для особой цели, «похода» в неизвестность через страдания и тяготы. Также именно в песне «Родина» лирический герой объявляет свой народ освободившимся: «Сбрасывает цепи мой могyчий наpод». Таким образом, в данном произведении образ народа у Е. Летова представляется наиболее законченным.

Итак, мы проследили, как в течение творческого пути Е. Летова развивался образ народа. Он отмечает двойственную природу жителей своих страны, носителей её духа: с одной стороны, это сильные люди, способные на большие свершения, готовые преодолевать трудности ради неких высоких целей; с другой стороны, Летов отмечает пассивность и покорность народа, ставящие его в беззащитное положение относительно власти. Лирический герой его песен отождествляет себя с народом, отделяя его от граждан, обывателей и общества, которое существует в рамках установленного политического режима.

 

Список литературы:

  1. Грушевская В.Ю. Помни имя свое: опыт преодоления кризиса идентичности в творчестве Егора Летова 1993–2007 гг. // Политическая лингвистика. 2024. №3 (105). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pomni-imya-svoe-opyt-preodoleniya-krizisa-identichnosti-v-tvorchestve-egora-letova-1993-2007-gg (дата обращения: 05.07.2025).
  2. Летин Н. Ю. Мифопоэтический контекст поэзии Егора Летова / Н. Ю. Летин // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – 2011. – № 12. – С. 195-203.
  3. Матусевич В.З. Образ Родины в поэзии Егора Летова / В. З. Матусевич // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. – 2024. – № 1(43). – С. 42-46.
  4. Немиров, В. Ю. Мотив разрушения и саморазрушения в творчестве Егора Летова / В. Ю. Немиров // Язык и культура: взгляд молодых : Материалы III Международной научной конференции студентов и школьников в рамках Международного Кирилло-Мефодиевского фестиваля славянских языков и культур, Москва, 26–28 мая 2020 года. – Москва: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2020. – С. 315-319.
  5. Темиршина О.Р. «Своё чужое»: советский интертекст в альбоме Егора Летова «Звездопад» // Верхневолжский филологический вестник. 2024. №3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svoyo-chuzhoe-sovetskiy-intertekst-v-albome-egora-letova-zvezdopad (дата обращения: 05.07.2025).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий