Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 06 декабря 2017 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Теория и история искусства

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Брянская Т.И. АРТ–ФЕМИНИЗМ В ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВАХ РОССИИ И КИТАЯ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. № 5(4). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 22-27.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АРТ–ФЕМИНИЗМ В ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВАХ РОССИИ И КИТАЯ

Брянская Татьяна Ивановна

канд. культурологии, доц. Дальневосточный федеральный университет,

РФ, г.Владивосток

АННОТАЦИЯ

Не эксплицируя всего спектра современных научных оценок феминизма и арт-феминизма, статья, тем не менее, репрезентирует определенный остро дискуссионный аспект рефлексии. С одной стороны, автор раскрывает арт-феминизм как политическое, а с другой стороны, указывает на то, что российское и китайское государства не оказывают поддержки данной политизированной практике.

 

Ключевые слова: феминизм, арт-феминизм, искусство, политика.

 

Актуальность темы обусловлена, во первых, ростом влияния феминистской проблематики, направленной на индивидуализацию и политизацию искусства, во–вторых, тем фактом, что гендерные исследования творчества содержат в себе эвристический потенциал и могут быть использованы в процессе разработки концепций совре­менного искусства, в–третьих, необходимостью расширения границ межкультурного диалога в сфере разнообразных арт–феминистских практик.

Заявленная тема очень обширна, охватить ее полностью практи­чески невозможно. Поэтому речь пойдет об отдельных персоналиях, периодах и явлениях, представляющихся значимыми для понимания специфики феминистского искусства в таких различных культурах, как Россия и Китай.

В статье мы попытаемся ответить на следующие вопросы. Почему важна феминистская критика искусства? Какие направления феминистических практик наиболее актуальны в пространстве совре­менного искусства? В чем заключаются особенности арт–феминистских практик в России и Китае?

Многоаспектность темы потребовала ее рассмотрения в единстве философского, искусствоведческого, культурно-антропологического и гендерного подходов, сравнительно-исторического и системного методов, позволивших выявить специфику арт–феминистских практик, обусловленных культурными нормами и правилами.

Арт-феминизм (или феминистское искусство, англ. feminist art) – искусство, созданное сознательно в контексте феминистской теории искусства. В начале семидесятых кризис доверия к культуре модернизма, в которой доминировали мужчины, наиболее полно выразился в среде художниц, исповедовавших феминизм или его тогдашние разновидности.

В России и Китае начало развития арт-феминизма приходится на конец 80–х – начало 90–х годов прошлого века. Он не был связан с каким-либо конкретным стилем или медиа, а характеризовался рядом усилий, направленных на предоставление женщинам места в мире, особенно в мире искусства. Арт-феминизм является одним из самых значительных преобразований в визуальном искусстве конца ХХ – начала ХХI вв.

При рассмотрении проблемы основания феминистской критики теории искусства, а также, истории арт–феминистских практик как в России, так и в Китае, приходится обращаться, в основном, к достижениям западной теории и истории искусства с тем, чтобы наиболее полно представить себе основные темы феминистского дискурса, поскольку русскоязычная и китайская традиции достаточно далеки от этих проблем [3].

Наиболее важным для самоопределения феминистской теории искусства до сих пор считается текст Линды Нохлин «Почему не было великих художников-женщин?». Нохлин обозначила три ключевых направления, которые определили тематику феминистской критики истории искусства: 1) поиск и исследование творчества женщин–художниц; 2) изучение репрезентаций «женщины» в искусстве; 3) критика дискурсивных границ истории искусства как научной дисциплины [6].

Первые серьезные опыты российской феминистской критики искусства представлял журнал «Идиома», сборник статей под редакцией Анны Альчук «Женщина и визуальные знаки», исследование Альмиры Усмановой "Беззащитная Венера: размышления о феминистской критике истории и теории искусства, статьи Нади Плунгян, Людмилы Бредихиной, Ирины Аристарховой и др.

Альмира Усманова в своем исследовании «Беззащитная Венера: размышления о феминистской критике истории и теории искусства» пишет о сложности определения специфики феминистского искусства, указывая на то, что невозможно определить это искусство через его стилистические особенности. Речь идет о наличии рефлексивного отношения к патриархальным художественным практикам, о присут­ствии и выраженности феминистской идеи в современном искусстве [8].

Феминистское искусство – это, прежде всего и в наибольшей степени, политика посредством искусства. Усманова утверждает, что невозможно говорить о феминистском искусстве в тех случаях, когда сама художница в реальной жизни не относит себя к феми­нистскому движению. Но это не значит, что произведения феминисток должны анализироваться только с точки зрения их политической значимости, просто феминизм в данном случае является исходным условием для интерпретации, и к ним могут быть применимы некие общие критерии анализа, но при этом нужно учитывать, что сами общепринятые критерии оценки художественной ценности этих произведений здесь подвергаются сомнению [9, с. 489].

История арт–феминистских практик неразрывно связана с историей выставок. Сегодня, по прошествии лет, можно сказать, что арт–феминизм, по преимуществу, реализовывал себя именно в череде художественных группировок и выставок. Одной из попыток «примерить» к российским условиям положения и стратегии феми­нистского дискурса явился проект Анны Альчук «Девичья игрушка». В основе проекта – апелляция к европейской культурной традиции, центральным вопросом которой является эстетическая категория красоты [1].

Проблема женского взгляда представлялась в то время чрезвы­чайно актуальной. Необходимо было перевести тело из символа в знак, посмотреть на него аналитически, то есть предельно холодно и отстраненно. Это отличает подход Альчук от других феминистских работ, например, художницы Татьяны Антошиной, для которой свой­ственно любование телом, особенно мужским.

В новом тысячелетии феминистское искусство обратилось к фантазиям, страхам, нарциссизму. Поворот в сторону новой субъекти­вации проявляется по-разному. На известной международной выставке «Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней», проходившей в Москве в марте 2013 г., представлены документации перформансов Елены Ковылиной, Лизы Морозовой, Натальи Абалаковой и Анатолия Жигалова, Марии Чуйковой и группы «Фабрика найденных одежд» [5].

Именно на этой выставке была представлена известная китайская художница Цао Фэй (Cao Fei, 1978), которая работает с идеей идентич­ности в новую виртуальную эпоху, создавая RMB City в Second Life. Этот проект вырос из ее виртуального произведения «i.Mirror» (2007), в котором автор задокументировала жизнь своего двойника-аватара Чайна Трэйси (China Tracy) и её романтические отношения с другим аватаром, Хагом Юэ (Hug Yue) [4].

Одной из самых известных феминистски ориентированных художниц в Китае считается Цуй Сювэнь (Cui Xiuwen) – знаковая фигура современного китайского искусства. Во многих своих работах она исследует статус женщины в Китае, а также рассматривает вопросы о гендерном равенстве и идентичности [10]. Обращаясь к проблеме сексуальности в современном Китае, художница использует видео. Работа «Леди» или «Дамская комната» (2000) является результатом съемки скрытой камерой в туалетной комнате Пекинского ночного клуба, где проститутки приводят себя в порядок перед выходом к клиентам. Цуй исследует происходящее в дамской комнате как пространство между приватным и публичным, делая видимыми скрытые внутренние индивидуальные процессы.

Следует отметить, что представительниц/представителей китайского арт–феминизма «в чистом виде» не так уж много. Несомненно, заслуживает внимания творчество двух художниц: Сяо Лу (Xiao Lu) и Ли Синмо (Li Xinmo), занимающих активную феминистскую позицию и известных по выставке «Bald Girls» («Лысые девушки») [12].

В 1989 году художница Сяо Лу, студентка Шанхайского худо­жественного института, произвела два выстрела в свою инсталляцию «Диалог» на первой национальной выставке современного искусства, состоявшейся в Национальном художественном музее Китая. Выставку объявили закрытой всего спустя несколько часов после открытия [11].

«Диалог» можно назвать первым крупным китайским феми­нистским произведением современного искусства. Мужчина и женщина говорят друг с другом в телефонных будках: между ними красный телефон, с болтающейся на шнуре трубкой. Только по прошествии многих лет, в своей книге «Диалог» (2010) художница раскрыла подлин­ный смысл этого произведения. Она пишет, что сюжет относится к противостоянию со старым другом семьи, человеком, который совер­шил в отношении нее сексуальное насилие, лишив девственности. Художница пыталась показать, как личное становится «политическим» или общественным, впервые затронув тему гендерного насилия в современном китайском искусстве.

Ли Синмо известна как феминистская художница, автор статей по истории феминизма и феминистского искусства в Китае. Она работает в технике масляной живописи, в жанре инсталляции, фотографии, видео. Работы Ли есть в художественных музеях в Швеции, Франции, Германии, Канады, США [12].

Критический взгляд на «женскую красоту», тема сексуальной объективации, осмысление противоречий сочетания различных женских ролей и их связи с прошлым и памятью, «переживание» страхов, чтобы от них освободиться; перераспределение обязанностей в приватной сфере; поиск границ самоидентичности, травматический опыт – эти проблемы поднимают художницы – участницы арт–феминистских проектов в Китае и России.

Таким образом, арт-феминизм становится возможным тогда, когда возникает необходимость высказывания, основанного на солидарности, рефлексивном действии, личной автономии и эмпатии. Эти ключевые понятия позволяют обнаружить и артикулиривать политический и интеллектуальный потенциал феминистского искусства [7].

Современное китайское искусство часто сравнивают с русским — оно тоже сначала развивалось в подполье, а потом получило свободу после смены политического курса; так, в КНР выросла целая армия художников, которые работают во всех существующих жанрах при активной поддержке правительства [2]. Тут кроется коренное отличие от России, потому что китайское государство видит современное искусство неотъемлемой частью своей внешней политики и еще одним полем соревнования с Западом. Но, к сожалению, поддержка государства не распространяется в Китае на практику арт–феминизма, то же самое можно сказать и о России.

Феминистское искусство подвергается контролю и испытывает определенное давление со стороны государства и в Китае, и в России. С тем большей уверенностью можно говорить о дальнейшем развитии новых интересных сюжетов и направлений в арт–феминизме.

 

Список литературы:

  1. Альчук А. Тактика и стратегия противостояния маскулинной культуре в рамках одного долговременного художественного проекта // Гендерные исследования. – 2006. –№ 14. – С. 246-258.
  2. Ван Фэй. Современное искусство Китая в контексте мирового художественного процесса: Дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04. – М., 2008. – 212 с.
  3. Гендерная теория и искусство. Антология: 1970-2000 гг. / Под ред. Л.М. Бредихиной, К. Дипуэлл. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2005. – 572 с.
  4. Леденев В. Цао Фэй и ее компьютерные утопии // Colta.ru [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://os.colta.ru/art/projects/8136/details/12025/ (Дата обращения: 01.03.17).
  5. Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней (анонс выставки) // Museum.ru [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.museum.ru/N48461(Дата обращения: 03.03.17).
  6. Нохлин Л. Почему не было великих художниц? // Л. Нохлин [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://artaktivist.org/pochemu-ne-bylovelikix-xudozhnic-chast-1 (Дата обращения: 11.02.17) Почему не было великих художниц? // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://goo.gl/XK1GTK (Дата обращения: 11.02.17).
  7. Программа проекта «Феминистская (art) критика» // Гендерный маршрут [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gender-route.org/calend/feministskaya_art_kritika/ (Дата обращения: 10.02.17).
  8. Усманова, А. Беззащитная Венера: размышления о феминистской критике истории и теории искусства / А. Усманова. – Минск: ARCHE. – 1999. – С. 221–240. л Эт [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/16139876/ (Дата обращения: 10.02.17).
  9. Усманова А. Женщина и искусство: политики репрезентации // В уч. пособии «Введение в гендерные исследования». – Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001. – Ч. 1. – С. 465-492.
  10.  Artist Cui Xiuwen. Biography // Artnet [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.artnet.com/artists/cui-xiuwen/biography (Дата обращения: 03.03.17).
  11.  Artist Xiao Lu. Exhibitions, works, biography // Аrtlinkart [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.artlinkart.com/en/artist/overview/c4adsBp (Дата обращения: 09.03.17).
  12.  Tong Yujie. Li Xinmo: An Avant-Garde Critical Realist Artist in China // Li‑Xinmo.com [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://li‑xinmo.com/articles/li-xinmo-an-avant-garde-critical-realist-artist-in-china.html (Дата обращения: 14.02.17).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.