Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXVI-LXXXVII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 09 октября 2024 г.)

Наука: Филология

Секция: Русская литература

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Чжан Ц. ОБРАЗ ГЕРОЯ В СОВРЕМЕННОМ РАССКАЗЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (НА МАТЕРИАЛАХ СБОРНИКА «РАССКАЗЫ ВОЛЧКА») // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. LXXXVI-LXXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 9-10(73). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 33-37.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОБРАЗ ГЕРОЯ В СОВРЕМЕННОМ РАССКАЗЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (НА МАТЕРИАЛАХ СБОРНИКА «РАССКАЗЫ ВОЛЧКА»)

Чжан Цуйцуй

соискатель, филологический факультет, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена,

РФ, г. Санкт-Петербург

THE IMAGE OF THE HERO IN A MODERN STORY FOR CHILDREN AND TEENAGERS (ON THE MATERIALS OF THE COLLECTION “VOLCHOK'S STORIES”)

 

Zhang Cuicui

Postgraduate Student, Faculty of Philology, Herzen State Pedagogical University,

Russia, St. Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

Сегодня само понятие «дети» оказалось в российском социокультурном обществе невероятно значимым, поэтому подобный новый подход в изображении детей был чрезвычайно важен. Статья посвящена образу героя в детском рассказе по материалам сборников «Рассказы Волчка», являющегося навигатором в современной детской литературе. С помощью образа героя читатель проводит опыт переживания и действие в различных жизненных обстоятельствах.

ABSTRACT

Today the very concept of “children” has turned out to be incredibly significant in the Russian socio-cultural society, so such a new approach in the portrayal of children was extremely important. The article is devoted to the image of the hero in children's stories based on the materials of the collections “Volchok's Stories”, which is a navigator in modern children's literature. With the help of the hero's image the reader conducts the experience of experience and action in different life circumstances.

 

Ключевые слова: герой, читатель, рассказ, «Рассказы Волчка».

Keywords: hero, reader, story, “Volchok's Stories”.

 

Создание новых ярких, запоминающихся художественных образов всегда играет замечательную роль в детской литературе. И. Н. Арзамасцева заметила, что насколько удастся писателю создание образа (в частности, героя, реального или сказочного, но непременно полнокровного), настолько и будет его произведение достигать ума и сердца ребенка [3, с. 29]. Таким образом, развивается представление о ребёнке-читателе как об отдельной и самостоятельной личности, чувствующей, мыслящей и оценивающей мир в книге.

И. А. Антипова отмечает, что «вступление в книжный мир часто сопровождается феноменом, который условно можно обозначить как пробуждение в сознании ребенка некой «прапамяти». частицы, может быть, коллективного сознания, генетической или космической памяти» [2, с. 20]. В течение долгих лет в детской литературе сохраняются эти установки, развивается традиция психологизма в изображении сложной и полной внутренней жизни ребенка. Между тем, из художественных произведений современных детских авторов исчезли фантастические элементы и магический реализм, их место занял обыденный психологический реализм.

Переломный момент, между тем, наступил лишь в 2013 году. Авторы «по преимуществу писали об обычных детях и подростках, а не о детях-аутсайдерах, бесправных и страдающих. Герои этих недавно написанных книг уже не жертвы системы, государства или нерадивых взрослых—теперь они просто дети, а не символы существующих в обществе проблем» [1, с. 207]. Таким образом, в круг героев вошли те обычные дети, а не герой-ребенок, о которых ранее не было принято говорить. Попытаемся это показать на примере рассказа М. Ботевой «Самый короткий день», внучка со сложной семейной ситуацией в прозе «живые»: счастливые, грустные, радостные, мягкие, а не строго примерные или поверхностные. Она оказывается в условиях поиска сложных жизненных и даже философских решений: «Съедим, а завтра уже день длиннее станет. Вот тебе и чудо» [9, с. 66]. Автор погружает своих героев в трудные ситуации, чтобы показать через их разрешение внутренние качества, создать психологизм произведения. Она, ориентируясь на читателей-подростков, успешно справляется с задачей обнажить некую точку искренности и убедительности.

Литературный критик О. Бухина отметила, что «В безбрежном море современной детской литературы книги, в которых действуют герои-сироты, — остров немалого размера» [5, с. 170] могут быть отнесены и к книгам, в которых действуют так называемые особые герои — герои с инвалидностью. В детской литературе двух последних десятилетий присутствует интенсивное динамическое развитие образов особых героев.

Образы особых героев в детской литературе начала XXI века явно усилили еще одну тенденцию: «привлечение читательского внимания к факту того, что личность объективно больше и глубже любой болезни и любых ограничений, с ней связанных» [7, с. 122–123]. Они проходят весь известный в психологии путь проживания тяжелых обстоятельств. Особенное значение имеет то, что в современных книгах этот опыт душевного страдания, переживаемого детьми и подростками, репрезентируется как ценность, как образующий личность фактор человеческой жизни. Например, в рассказе Д. Вильке «Туманности Архипкина» описывается неосознанное издевательство и унижение другими детьми ребёнка-Архипкины, который «казался огромным толстощеким младенцем в этих своих рейтузах с начесом, всегда темных, черных или коричневых — немарких» [6, с. 28]. В условиях базово, изначально осложненных отношений героя с окружающей его действительностью герои-спутники часто выступают своего рода конструкторами этих отношений, взаимосвязей, психологическими зеркалами мира для героя и героя для мира.

Более того, образ читателя на страницах детско-юношеской прозы, адресата также претерпевает изменения. В литературе XX века, вслед за Г. Н. Божковой, «читающими персонажами книга воспринимается как важная часть детства, с неё начиналось знакомство с неизведанными явлениями жизни» [Божкова, 2020: 6]. В литературе XXI века изменяется цель обращения к книге, следом меняются и герои, и читатели. Чтение «спасает героев от временных трудностей, пубертатного бунта, помогает найти своё место в жизни, формирует культуру общения» [4, с. 5].

По мнению Л.Д. Гутриной, образ героя для читателя на страницах современной короткой прозы для детей и подростков демонстрирует две динамики: во-первых, «герой-ребенок одновременно идентифицирует себя с героем книги, ведет себя как «наивный читатель», в этой модели детское (усваивающее) и подростковое (эгоцентричное) чтение соединяются» [Гутрина, 2024: 156]; во-вторых, «чтение подталкивает читателя к идентификации с героем. подталкивает подростка к самоактуализации, самоутверждению через создание своего стихотворения, но одновременно ведет подростка к пониманию ценности Другого, а это уже признак юношеского чтения» [8, с. 156]. Следовательно, детское чтение помогает, как понять себя, так и другого.

Возьмем в качестве примера рассказ Е. Басовой «Рассказ про волка» и Н. Дашевской «Чек». С помощью книг героя-Павлика «усложняет», рассказы из старой книги расстраивают Павлика. от них хочется плакать («Павлик заметил, что у него капают слезы. — бумага их впитывала очень быстро и становилась прозрачной» [9, с. 10]). Чтение, развивающее эмоциональность, чувствительность, может способствовать социальной уязвимости ребенка в современном мире. В то время, с помощью книг можно изменять, пересоздавать реальность, можно разыгрывать разные варианты жизни и самого себя. В рассказе «Чек» чтение подталкивает героя к идентификации с литературным героем, подталкивает подростка к самоактуализации, самоутверждению через создание своего стихотворения, но одновременно ведет подростка к пониманию ценности Другого, например, автора неизвестного стихотворения: «В магазине дают длинные чеки Пиши и не жалуйся, что забыл свой молескин» [9, с. 101].

Образы героев в сборнике яркие и разнообразные, они являются не только объектами эмоционального восприятия читателя, но и проводниками опыта переживания и действия в различных обстоятельствах, что могут встретиться на пути читающего книгу подростка. Можно сказать, что приятие и восприятие этих образов служат факторами и психологическими ресурсами для личностного роста читателя.

 

Список литературы:

  1. Андреа Л., Келли Х., Ольга Б. Прощание с коммунизмом: Детская и подростковая литература в современной России (1991—2017). – М.: Новое литературное обозрение, 2024. —368 с.
  2. Антипова И. А. Образ читающего ребёнка в русской литературе XX века // Школьная библиотека. 2004. № 1. С. 19–23.
  3. Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 576 с.
  4. Божкова, Г. Н., Салахова Д. Р., Солунова Я. А. Влияние книги на формирование личности героев-подростков (на материале современной детско-подростковой прозы) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2020. – Т. 13, № 2. – С. 5–9.
  5. Бухина О. Б. Гадкий утенок, Гарри Поттер и другие. Путеводитель по детским книгам о сиротах. М.: КомпасГид, 2016. 320 с.
  6. Вильке Д. В. Туманность Архипкина // Поворот: сборник рассказов. М.: Волчок, 2020. С. 27–42.
  7. Грешных, А. Н., Годинер А. В. Динамика развития образов сиблингов (братьев и сестер особых героев) в детской литературе конца XIX — начала XXI в // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. – 2020. – № 3(53). – С. 110–123.
  8. Гутрина, Л. Д. Парадоксы чтения в современной короткой прозе для детей и подростков // Уральский филологический вестник. Серия: Русская и зарубежная литература: динамика художественных систем. – 2023. – № 2. – С. 148–158.
  9. Чертополоху воды: сборник рассказов / Е. В. Басова. М. А. Ботева. Н. С. Дашевская [и др.]. М: Волчок. 2021. 111 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.