Статья опубликована в рамках: LXXXIV Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 08 июля 2024 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыкальное искусство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
МОЛОДЕЖНЫЙ ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ, КАК ПРОБЛЕММНОЕ ПОЛЕ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрена форма музицирования «Вокально-инструментальный ансамбль», обозначена значимость чувства ритма при взаимодействии участников ансамбля, научно определен ряд проблем, связанный с чувством ритма, на каждом из структурных уровней функционирования музыкально-ритмической системы.
Ключевые слова: вокально-инструментальный ансамбль; чувство ритма; ансамбль; проблемное поле.
Музыкальное искусство с древних времён считалось не только источником эстетического и духовного развития личности, но и определённым фундаментом морали и нравственности. В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему предоставить для этого возможность. С середины 20 века в любительских и профессиональных кругах активно стала формироваться и развиваться такая форма музицирования, как Вокально-инструментальный ансамбль (в настоящее время всё больше употребляется термин «рок-группа», «рок-ансамбль», «кавер-бенд», «музыкальная группа»). Подобные объединения в настоящее время охватывают и школьников, и студентов, и рабочую молодежь. Даже любители способны организовываться в творческую форму и исполнять, а также создавать музыку. Музыкальные формы, создаваемые участниками ВИА, рок-группы, популярны, понятны и близки идеями и музыкальным языком современной молодежи.
Брылин выделяет следующие причины популярности вокально-инструментальных ансамблей [1]: ВИА – живой и динамичный способ музыцирования, поскольку дает возможности коллективного творчества, социального взаимодействия, разноплановой импровизации и активного диалога с аудиторией. Организация ВИА отличается от организации академических форм исполнения и идёт в ногу со временем, отражая современные музыкальные тенденции. Свобода музыкальной формы, несложность начального обучения, ведь на начальных этапах оно может быть буквенным, безнотным, может использоваться цифровая нотация (табулатуры), коммуникабельность и мобильность, малобюджетность – вот одни из привлекающих молодежь тенденций к вокально-инструментальному творчеству. Участие в ансамбле позволяет подросткам и молодежи социализироваться, коммуницировать со сверстниками. Егорова пишет: «Самосознание выходит на новый уровень. «Оно связано с необходимостью оценить качества своей личности с учетом конкретных жизненных устремлений». На основе самосознания происходит открытие своего внутреннего мира, появляется потребность выразить свою индивидуальность. Старшеклассники стремятся к самопознанию, самовоспитанию, «решается задача становления человека как субъекта собственного развития (основные мотивы – «найти себя», «сделать себя») [13]. Музыка всегда привлекает молодежь, которая так стремиться реализовать и найти себя и многие выпускники музыкальных школ, любители, а порой и учащиеся средних специальных и высших музыкальных учебных заведений создают музыкальные группы. Часть из них исполняет самодеятельные песни, которые пишет либо участник группы, либо они являются коллективным творчеством, в которое вносит посильный вклад каждый из участников ансамбля.
Такие музыканты-практики как Т. Дапквиашвили, В. Живов, Е. Островская, Т. Пляченко, Г. Цыпин, П. Чесноков, выделяя характерные особенности, присущие всевозможным видам ансамблей (вне зависимости от принадлежности последних к вокальному или инструментальному направлению, виду, стилю или манере исполнения), справедливо отмечают наличие внутри них единства совместных действий, творческого замысла музыкантов, а также органическое слияние каждого участника в единое коллективное лицо исполнителя [2-6].
Несомненно, каждый из участников вокально-инструментального ансамбля, должен обладать определенным уровнем развития музыкальных способностей, причем, целесообразным является создавать ансамбль, из участников приблизительно идентичного уровня. Таким образом, все участники ансамбля будут иметь схожий темп восприятия музыкального материала, скорость разучивания и смогут развиваться в едином темпе, ибо совместное музыцирование, имеющее общую цель (допустим, создание песни, выступление на концерте, подготовка к конкурсу) – это всегда развитие[8]. Специфичной чертой вокально-инструментальных ансамблей и иных музыкальных групп, в сравнении с иными формами коллективного музыцирования, более распространенными в академической среде (камерные и народные ансамбли, оркестры) является отсутствие дирижера, соответственно ритм, темп, художественная составляющая песни, регулируется участниками ансамбля самостоятельно и, чаще всего, уже в процессе исполнения музыкальной композиции.
Как сердечный ритм организует жизнедеятельность человека, так жизнедеятельность ансамбля организует ритм. По определению РИТМ (греч. rytmos, от reo - теку) - воспринимаемая форма протекания во времени каких-либо процессов [12]. Музыкальный ритм, в широком смысле этого слова - «чередование звуков различной длительности, которые образуют определенную последовательность» [7]. Собственно, исходя из данных определений, чувство ритма мы можем определить, как способность воспринимать, воспроизводить и различать данные ритмические паттерны. И если в сольном исполнении легкое изменение или незначительное отклонение от ритма может характеризовать творческий замысел музыканта, то при совместном исполнении такой подход резко нарушает синхронность пения, в результате чего ансамблист расходится с партнерами, опережая их или отставая, поэтому ядром качественного ансамбля являются именно ритмические способности. Как пишет Готсдинер, чувство ритма обусловлено закономерностями головного мозга, поскольку человек от рождения и до смерти живет в мире, где всё циклично: происходит смена дня и ночи, циклично меняются времена года, все физиологические процессы имеют повторность [10]. Любая музыка имеет свой ритм, а в современной, которая чаще всего составляет основную часть репертуара рок-групп и вокально-инструментальных ансамблей, ритмические паттерны усложняются до различных видов синкоп, смещения долей и т.д. Эта тенденция проявляется в наше время в связи с популяризацией западноевропейской, а также американской музыкой, что корнями уходит к джазу, а тот, в свою очередь – к ритмоконцентрированным мелодиям афроамеринцев. Поэтому, можно сказать, что сам выбор репертуара ВИА уже несет в себе импульс к развитию ритмических способностей его участников [10].
Опираясь на структуру уровня функционирования музыкально-ритмической системы, которую сформулировал Готсдинер [9 c. 62-63], можно выделить следующие проблемные поля для развития чувства ритма у участников молодежного вокально-инструментального ансамбля:
Темп. Ощущение скорости при исполнении песни важно для каждого из участников, в первую очередь оно необходимо барабанщику, который чаще всего и задает темп песни, оно импульсно переходит ко всей ритм-группе. Особой проблемами восприятия темпа вокально-инструментальным ансамблем является: изначально правильный выбор темпа песни, удержание его на протяжении всей музыкальной композиции, возвращение к изначальному темпу после пауз.
Метр. Регулярное совпадении на сильных, порой относительно сильных или слабых долях является ориентирами для участников ансамбля, а также одним из показателей сыгранности ансамбля. Так, микроструктур четности исполнения в пределах одного такта, ансамбль переходит к выстраиванию масштабных макроструктур: песни, произведения, концертная программа. Опираясь на партии, состоящие из более мелких длительностей, участники ансамбля будут иметь больше ключевых точек для метрического совпадения. Концентрация же на них может развивать более глубокое внимание к ритмическим паттернам.
Ритмы. Знание, качественное воспроизведение, способность распознавать ритмические паттерны каждым из участников ансамбля, позволяет выстраивать ритмическую полифонию в исполняемых композициях. Даже при сочинении авторских партий для своего инструмента, исполнитель может черпать идеи из ритмических паттернов и приемов их развития.
Микродлительности. Психологическая настройка участников коллектива друг на друга, их ментальные качества, знание композиции со стороны своей партии и в общем звучании может повысить сенсорное восприятие микродлительных акустических воздействий и среагировать на них изменением своего исполнения.
Как отмечает Теплов: «музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания» [11 c. 279], что говорит об эмоциональной природе чувства ритма. В связи с тем, что музыцирование в вокально-инструментальном ансамбле в совокупности включает в себе и эмоциональную составляющую музыки, так и эмоциональное воздействие между участниками коллектива, можно судить о том, что музыкальная группа – является средой, в которой ритмическое чувство может развиваться в тесном взаимодействии со своей природой.
Как пишет Зугурский, в вокально-инструментальном ансамбле определенную трудность представляют места произведений, в которых партии нескольких инструментов, одновременно ведут одинаковый ритмический рисунок [3 с. 54]. С одной стороны, подобные места действительно требуют особенного внимания исполнителей, но среди начинающих музыкантов, опора на аналогичную партию у своего товарища по ансамблю, визуальный контакт с ним, может сопутствовать повышению качества ритмичности его собственного исполнения.
Отдельно можно выделить в элемент проблемного поля компьютерную запись музыкальных партий для создания аудиотреков. Многие участники вокально-инструментальных ансамблей стремятся к самовыражению через исполнение собственных сочинений, а также через из распространение широкой аудитории посредством использования сети Интернет, различных музыкальных площадок (Яндекс.музыка, Spotyfy и др.). Современные смарт-технологии и программы делают доступными запись и аранжировку музыки даже для любителей. Начинающий или довольно опытный музыкант при записи в звуковой файл собственного исполнения может столкнуться с отклонениями от метра, а если каждый из участников будет хоть немного от него отклонятся в своих партиях, при сведении и мастеринге данных дорожек образуется проблемное поле.
Таким образом можно сказать, что вокально-инструментальных ансамбль, как форма коллективного музыцирования в молодежной среде, является популярным видом музыкального творчества, а котором, участники ансамбля или группы, сталкиваются с рядом проблем, в том числе, в ритмической стороне исполнительства. Вокально-инструментальное исполнительство строится на единстве ритма всех участников ансамбля, тем самым, повышая важность развития чувства ритма. Так, в соответствии со структурой уровня функционирования музыкально-ритмической системы Готстдинера, на каждом из уровней системы провялятся ряд проблем, решение которых неотрывно связано с ансамблевым музыцированием.
Список литературы:
- Брылин, Б.А. Вокально-инструментальные ансамбли школьников: Книга для учителя / Б. А. Брылин – М.: Просвещение, 1990. – 109 с.
- Дапквиашвили Т. Камерный и инструментальный ансамбли и основные принципы ансамблевого исполнительства / Т. Дапквиашвили. – Тбилиси: 1989. – 184 с.
- Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. Л. Живов. – Москва: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
- Загурский В. И. Вокально-ансамблевый компонент в подготовке учителя музыки: технологические процессы и творческие принципы / В. И. Загурский. – Крым, Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, 2021. - Том 7 (73). № 2. - С. 48–65.
- Островская Е. А. Особенности работы со студенческим камерным ансамблем / Е. А. Островская // Музыкальное образование Рязанской области в условиях реформ. Вып. 2. – Рязань: Ряз. упр. культуры, РМУ, 2005. – С. 87–94.
- Пляченко Т. Н. Вокально-хоровая подготовка будущих учителей музыки в условиях группового обучения на музыкально-педагогическом факультете: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.02 «Методика преподавания музыки» /Т. Н. Пляченко // Российская академия образования. – М., 1993. – 17 с.
- Способин И. В. Элементарная теория музыки / И. В. Способин. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1963. – 202 с.
- Цыпин Г. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика / Г. Цыпин. – СПб.: Алетейя, 2001. – 320 с.
- Готсдинер А. Музыкальная психология / А. Готсдинер. – М.: NB Магистр, 1993. – 193 с.
- Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений/ Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др.; Под ред. Г. М. Цыпина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с
- Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – Москва, Ленинград: Академия педагогических наук РСФСР, 1947. – 22,4 п. л
- Музыкальная энциклопедия [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.musenc.ru/ . - Дата доступа: 06.07.2024
- Егорова, А. М. Музыкальное образование старшеклассников в общеобразовательной школе: вчера, сегодня, завтра / А. М. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 2. — С. 137-140. — URL: https://moluch.ru/archive/28/3134/ (дата обращения: 06.07.2024).
дипломов
Оставить комментарий