Статья опубликована в рамках: LXXXIV Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 08 июля 2024 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыкальное искусство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «МУЗЫКАЛЬНЫХ КАПЕЛЛ» В СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ: К ВОПРОСУ О ФУНКЦИЯХ ИСКУССТВА В СОЦИУМЕ
В последние десятилетия в Беларуси получила распространение уникальная для своего времени форма музыкального исполнительства, которая получила творческое название «Музыкальная капелла». Как правило, это вокально-инструментальные коллективы, которые ведут многогранную музыкальную деятельность: дают академические концерты, участвуют в фестивалях и конкурсах, выступают на различных государственных и просветительских мероприятиях, благотворительных акциях и др. Исполняя разнообразный в жанрово-стилевом отношении, доступный этой форме исполнительства, репертуар, они получили признание как в нашей стране, так и за рубежом, постоянно поддерживая высокий уровень исполнительского мастерства, при этом их деятельность регулярно освещается в масс-медиа.
Известными на сегодняшний день являются Заслуженный коллектив Республики Беларусь Могилевская городская капелла (год создания: 1992 г., худ. рук. С. Ю. Лищенко), Заслуженный коллектив Республики Беларусь Гродненская капелла (год создания: 1992 г., худ. рук. оркестра В. Н. Бормотов, худ. рук. хора Л.Н. Иконникова), Заслуженный коллектив Республики Беларусь Музыкальная капелла «Sonorus» Минской области (год создания: 1992 г., создатель и худ. рук. до 2012 г. – А. А. Шут, в настоящее время худ. рук. – В. В. Ларин), Музыкальная капелла Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси (создана в 2018 г., худ. рук. – Г.П. Цмыг). Эти исполнительские коллективы состоят из профессиональных музыкантов и включают хоровую, оркестровую группу исполнителей и солистов. Формат работы не позволяет рассмотреть музыкальную деятельность всех коллективов, поэтому мы остановимся на деятельности «Музыкальной капеллы» Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси.
В современном белорусском искусствоведении данной форме исполнительства посвящены некоторые исследования, среди которых обратим внимание на работы А. А. Нечай, в которых представлены биографические сведения о коллективах из Гродно, Могилева и Минской области в русле проблемы определения певческой манеры, которая находится в центре внимания исследователя. Уделяет внимание этому типу творческого коллектива и Г. П. Цмыг в материалах о белорусском концертно-исполнительском искусстве современности, анализируя профессиональную деятельность дирижеров, через характеристику творчества коллективов.
Важным аспектом творчества «Музыкальных капелл» в современной Беларуси является социальный, так как коллективы в связи со спецификой органики, мобильностью, особенностями репертуарной политики ведут многогранную музыкальную деятельность. Это обстоятельство актуализирует проблематику данной работы и определяет цель – выявить функции музыкальной деятельности «Музыкальных капелл» в современном белорусском социуме. Для ее достижения мы определим органику избранного коллектива и проанализируем стратегию репертуара «Музыкальной капеллы», сделаем характеристику музыкальной деятельности с позиции выполнения определенных социальных функций избранным коллективом.
Для раскрытия данной темы, мы будем опираться на понятийно-терминологический аппарат, разработанный в области эстетики авторитетными учеными Ю. Боревым и В. Холоповой, и экстраполируем его на нашу проблематику. Все социальные функции искусства находятся во взаимодействии, и указанными выше авторами выделяются: коммуникативная, катартическая, эстетическая, гедонистическая, каноническая, эвристическая, познавательно-просветительская, компенсационная, прагматическая.
Вначале рассмотрим действие эстетической функции искусства в социуме на материале музыкальной деятельности избранных нами «Музыкальных капелл». По мнению исследователя, она означает художественное качество творчества: «искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций».
В. Н. Холопова, ссылаясь на мнение Петра Ильича Чайковского, подчеркивает, что художественное – это «красивое, прекрасное, соразмерное», «критерий высочайшего художественного качества, высочайшей эстетичности» [4, с. 13].
Здесь возникает вопрос, каков критерий художественности. По нашему мнению, это: исполнение музыкальных шедевров различных жанрово- и историко-стилевых направлений академической музыки. Это все напрямую определяется репертуаром, в котором есть и уникальные проекты. Так, в основе многих программ выступлений избранных капелл – высокохудожественные образцы признанных на мировом и национальном уровне композиторов: «Страсти», «Мессы» Иоганна Себастьяна Баха, «Реквием» Вольфганга Амадеуса Моцарта, Д. Бортнянский (32 концерта для хора a cappella), Антонио Вивальди «Gloria», Георг Фридрих Гендель «Мессия», «Остробрамские литании» Станислава Монюшко и т.д.
В концертно-исполнительской практике «Музыкальных капелл» проявляется гедонистическая социальная функция искусства («искусство как наслаждение» по Ю. Бореву), [1, с. 95]. В основе органики «Музыкальной капеллы» – камерный хор. Как известно, профессиональное хоровое исполнительство – старейший тип музыкального творчества, имеющий многовековую историю. Таким образом, на наш взгляд, гедонистическая функция хорового искусства проявляется именно в академических проектах «Музыкальных капелл», направленных на «филармонического», подготовленного к восприятию хоровой музыки слушателя. Особое место занимают именно программы из сочинений без сопровождения, предназначенных для камерного вида исполнительства, стилевые черты которого унаследованы от «аристократического», «салонного» музицирования. Таким программам, например, соответствует «Полонез» М. К. Огинского (в переложении для хора без сопровождения Г. Струве, сл. В. Шарапова), Сочинение характеризуется грациозной, витиеватой мелодикой, «прихотливым» ритмом, утонченной градацией динамических оттенков и приемов звуковедения.
Сюда же отнесем и произведения, требующие характерных для камерного музицирования техник хорового исполнительства, среди которых назовем: утонченное ансамблирование камерного хорового состава в сочинениях без сопровождения; филигранность фразировки («Зорка Венера», С. Рака-Михайловского, в обработке А. Копасова на слова М. Богдановича); гибкость мелодической линии, «полутона» нюансировки (хоровые романсы «Вдоль по улице метелица метет» А. Варламова на слова Д. Глебова, «Однозвучно гремит колокольчик» А. Гурилева на слова И. Макарова); «игра», «диалог» стилей (б.н.п. «Гаварыла поле шырокае», обработка Л. Захлевного), чередование хоровых тембровых красок (б.н.п. «Жавароначкi» в обработке Л. Шлег), возможности изысканной тембровой драматургии («Знойдзенная музыка» Л. Симакович), музыкально-театральные эффекты («Пушкинский венок» Г. Свиридова, симфония-действо «Перезвоны» В. Гаврилина).
Классический академический репертуар как образец совершенного высокохудожественного искусства воспитывает эстетический вкус слушателей красотой гармоний, разнообразием стилей, мастерством исполнения музыкантов. Художественно ценный, разнообразный по своему содержанию, идейности репертуар обогащает духовный мир, внутреннюю культуру как слушателей, так и исполнителей.
Другой областью исполнительства, выступающей в качестве носителя гедонистических интенций, является, по нашему мнению, виртуозное концертирование, которое направлено на слушательское восприятие. Это проявляется в современных программах «Музыкальных капелл». Так, например, исполнение Музыкальной капеллой «Sonorus» «Alleluja» Георга Пелециса (1947 г.р.) демонстрирует слушателю хор как «инструмент», которому доступно исполнение виртуозных тем. Такого типа сочинение можно встретить в репертуаре Музыкальной капеллы НАН Беларуси (например, 7 часть «Badinerie» из оркестровой сюиты №2 си-минор Иоганна Себастьяна Баха, в переложении Бориса Толочкова, получившая название «Шутка»).
Обратим наше внимание и на коммуникативную функцию (по Ю. Б. Бореву – «искусство как общение» [1, с. 97], по В. Н. Холоповой – «единение людей, сколь угодно великой численности, вокруг ярко позитивного идеала» [3, с. 18]), которую выполняет хоровое искусство в современном социуме. «Музыкальная капелла» – коллектив, состоящий из единомышленников, объединенных общей идеей донесения музыкальной мысли слушателю, заложенной в произведении. Усилить этот эффект коммуникативного общения музыкантов с аудиторией могут различные современные формы исполнительства, среди которых назовем интерактивную концерт-лекцию. Суть этой формы концертной практики в том, что слушатель имеет возможность не только погрузиться в историю сочинения (лекция), но также и стать соучастником процесса музицирования, изучив музыкальный материал (например, если исполняется обработка народной песни или церковной монодии, то изучается оригинал, положенный автором в основу музыкального произведения). Так достигается активное вовлечение слушателя в процесс концертного исполнения, что на наш взгляд, служит активизации внимания, отходу от традиционного пассивного восприятия и направленности на развитие интерактивного процесса коммуникации.
Такого типа цикл концертов-лекций внедрен в исполнительскую практику Музыкальной капеллы НАН Беларуси и проводится в Национальной Библиотеке Беларуси, собирая на концертах заинтересованных слушателей. Среди них: «Ад прадзедаў спакон вякоў»: в основе программы музыка на стихи белорусских поэтов (Кантата «Белая галубанька» Елены Атрашкевич на тексты белорусских кантов; «Люблю наш край» Николая Равенского на стихи Констанции Буйло; «Чараўніца» Юрия Семеняко на стихи Нэли Тулуповой; попурри «Спадчына» и др.); «Прынашэнне Божий Маці»: в программе прозвучали песнопения белорусских композиторов, посвященные богородичным иконам, а также III Остробрамская литания Станислава Монюшко (ч. 2,3); «Талака»: прозвучали белорусские народные песни и сочинения белорусских композиторов.
Особо отметим исполнение музыкально-драматических концертов-сказок, предназначенных для детской аудитории, занимающих важное место в концертной практике Музыкальной капеллой «Sonorus». Среди которых музыкальные сказки «Карлсон, любимый и единственный» (режиссер – Анна Козлова, композитор – Геннадий Горанский, художник – Дарья Волкова) и «Сказка про нечисть ужасную и Василису прекрасную» (режиссер – Анна Козлова, композитор – Валентина Сенкевич, художник – Дарья Волкова). Эти театрализованные представления выполняют коммуникативную функцию благодаря качествам, присущим музыкально-театральным жанрам. Наиболее активные и смелые дети получают возможность принять активное участие в спектакле вместе с профессиональными музыкантами (например, выйти на сцену и взять в руки барабанные палочки, стать к фортепиано). В данных проектах наряду с артистами капеллы заняты и профессиональные актёры театра и кино, которые осуществляют театральный показ, а также во время спектакля общаются с детьми, задают им вопросы, вместе с ними поют песни и танцуют.
Важное место в ряду социальных функций искусства занимает познавательно-просветительская (по В. Н. Холоповой «любое произведение как документ эпохи», или познавательно-эвристическая [4, с. 18], по Ю. Б. Бореву определяется как «искусство как знание и просвещение» [1, с. 98]).
Одним из источников информации в хоровом искусстве, как известно, выступает литературный текст, так как хоровые произведения – это область синтетических жанров. Во время исполнения музыкальной композиции, слушатель воспринимает содержащуюся в литературной основе семантику, которая насыщена соответствующей теме информацией. Так, в процессе исполнения духовных сочинений, публика постигает библейские истины, символику и предназначение религиозных праздников, подробности жития святых. Так, например, в репертуаре (Тропарь Минской иконе Божией Матери, Гимн иконе Божией Жировицкой Матери, «Поучения старца Зосимы» Вячеслава Кузнецова на слова Федора Достоевского).
В обработках народных песен и произведениях, имеющих фольклорные истоки, слушатели изучают народные календарно-обрядовые, семейно-бытовые традиции («Зборная суботка»: №.2 «Каравай» (заклинание-просьба), б.н.п. «Гаварыла поле» в обработке Леонида Захлевного (жниво), «Масленица» из цикла «Вясковыя святы» Вячеслава Кузнецова (масленичный приговор), б.н.п. «Жавароначкi» в обработке Людмилы Шлег (заклинание-просьба). Эти программы занимают важное место в творчестве Музыкальных капелл.
Важную познавательную функцию выполняет и информация, сопровождающая выступления. Так, это анонсы программ концерта в интернет-ресурсах, на радио; пост-рецензии (интервью, газетные колонки, афиши); конферанс концертов; информационные материалы (программки, буклеты); мультимедийные материалы концертов (слайд-шоу, субтитры) и др.
Познавательно-просветительская (или познавательно-эвристическая) функция тесно связана с воспитательной («искусство как катарсис») и внушающей («искусство как суггестия») по Ю. Б. Бореву [1, с. 98]. На наш взгляд, это исполнение гимнов (государственного, духовного, студенческого и др.). Кроме того, выступления на мероприятиях, приуроченных государственным праздникам (Дню Победы, Дню города) несут функцию воспитания патриотического духа. Музыкальная капелла «Sonorus» имеет в своем репертуаре программу концерта, посвященного 70-летию освобождения Беларуси от фашистских захватчиков, концерт-реквием, посвященный жертвам фашизма, которые формируют в слушателе патриотические чувства. Музыкальная капелла НАН Беларуси выступает на мероприятиях, посвященных торжественным событиям: День Белорусской науки, День НАН Беларуси, церемония вручения различных премий и наград (исполнялись произведения на слова национальных классиков Якуба Коласа и Янки Купалы; музыка современных белорусских композиторов, обработки народных песен), вручение дипломов выпускникам магистратуры, аспирантуры Национальной академии наук Беларуси (в программу было включено исполнение гимна «Gaudeamus»). Такие музыкальные композиции призваны пробуждать любовь к родине, воспитывать патриотические чувства, почитание фольклорных традиций.
В русле действия внушающей и воспитательной функций можно рассматривать и прагматическую функцию искусства («прикладная», подразумевающая «поднятие общественного духа» по А. Сохору, В. Холоповой). Руководителями капелл создаются специальные концепции творческих проектов, где репертуар соответствует тематике мероприятия для выполнения прикладных задач. Так, например, это концерты, посвященные открытию выставок (Музыкальная капелла НАН Беларуси: Открытие выставки древнебелорусских икон на православном фестивале «Радость», Памяти митрополита Филарета (Музыка белорусских композиторов на тексты об богородичных иконах: «Взбранной Воеводе» Александра Кустова, «Богородице Дево» Натальи Богодаевой, «Утоли моя печали» Ирины Денисовой и др.); торжественные концерты, приуроченные историческим событиям (Музыкальная капелла Sonorus: Концерт в честь 250-летия со дня рождения Людвига ван Бетховена, 70-летия Победы).
Компенсационная функция искусства означает «искусство как утешение», как говорит Ю. Борев, отмечая в своей книге 3 аспекта: 1. Отвлекающий (гедонистически-игровой и развлекательный); 2. Утешающий; 3. Собственно компенсаторный (способствующий духовной гармонии человека), [1, с. 98]. В данном случае музыкальные проекты имеют возможность завуалированно замещать возможности человека, направлять человека в качестве «машины времени» в область другого мышления, периода истории.
В исполнительской практике из мероприятий Музыкальной капеллы НАНБ – музыкальный коллаж, посвященный юбилейному году со дня рождения национальных классиков, поэтов Якуба Коласа и Янки Купалы «Спадчына», такие музыкальные композиции воспитывают любовь к родине, фольклорным традициям.
Слушатель имеет возможность погружаться в художественную концепцию произведения благодаря задумке композитора создать пространство в музыке, ощущение другой реальности. Музыкальная капелла НАН Беларуси имеет в репертуаре сочинение современного композитора Ларисы Симакович «Знойдзенная музыка», в которой она вовлекает слушателя атмосферу древнего замка, где он как наяву (с помощью звукоизобразительных эффектов, которые создаются хором и инструменталистами: разговор, выкрики, звуки природы, технические шумы), будто блуждает среди руин замка, встречается с неожиданностями и переживает радость открытия от находки старых манускриптов, забытых там сотню лет назад. А с помощью виртуальных эффектов фильма, который использован в исполнении, создается ощущение присутствия «в кадре» в музыкальном иллюзионе.
Здесь можно снова упомянуть участие музыкальных капелл в общественных мероприятиях, торжественных концертах. Также это может быть чтение стихов учеными на мероприятиях, посвященных Дню науки в НАН Беларуси, Дню академии наук с музыкальным продолжением (исполнение Музыкальной капеллой НАН Беларуси – бардовских песен «Милая моя», Юрия Визбора, «Пожелание друзьям» Бориса Окуджавы, «Под музыку Вивальди» Сергея Никитина).
Партитура «Вясковыя святы» для камерного хора и ансамбля инструментов, написанная современным белорусским композитором Вячеславом Кузнецовым имеет интересную концепцию, которая позволяет слушателю погрузиться в праздничную обстановку за счет народных оригинальных текстов, разговорных эффектов хора типа «schprechstimme» в № 7 «Талака», создающий эффект толпы и праздничной суеты.
Подчеркнем, что есть несколько социальных функций искусства, которые находятся в тесном взаимодействии, они близки по своей сущности. Так, среди них, на наш взгляд, объединяющей является художественно-концептуальная функция (по Бореву – художественно-концептуальная функция, «искусство как анализ состояния мира», [1, с. 98]). Близкой по значению является эвристическая (по Холоповой, «смысл преобразования традиции, открытия индивидуальных путей и новых горизонтов в искусстве», словом, с греч. «эвристика», «εὑρίσκω» – «открываю, отыскиваю»). Обращаясь к репертуару музыкальных капелл и производя анализ обеих функций, необходимо подчеркнуть, что именно музыка, в которой содержится художественное открытие, наиболее полно подходит для выполнения художественно-концептуальных задач.
В этой группе функций находится и катартическая функция искусства, которая связана с воздействием искусства на персоналии, личность, личностный рост. (по Холоповой «очищение души под влиянием произведений искусства», по Аристотелю, катарсис – это «очищение посредством «подобных аффектов»). Так, В.Н. Холопова замечает: «Целыми произведениями-катарсисами явились огромные хоровые панно русских композиторов 80-х годов – «Хоровой концерт» Шнитке в четырех частях, на стихи Григория Нарекаци и «Запечатленный ангел» Щедрина – музыка по произведению Николая Лескова» [1, стр. 13].
В репертуаре Музыкальных капелл есть крупные сочинения, в которых за время исполнения разворачивается драматическая линия, они несут в себе потенциал к функции очищения души человека путем глубоких эмоциональных переживаний, с помощью проживания музыки во время исполнения вместе с музыкантами. Хоровые сочинения, в которых присутствует сильное динамическое, психоэмоциональное, драматическое напряжение вызывают чувство катарсиса после завершения исполнения такого сочинения. Среди таких партитур: «Остробрамские литании» Станислава Монюшко, Мессы, Страсти Иоганна Себастьяна Баха, хоровой цикл «Северные цветы» Андрея Мдивани, симфония-действо «Перезвоны» Валерия Гаврилина.
Музыкальная капелла НАН Беларуси привлекает внимание национальных композиторов, которые создают для коллектива новые проекты широкой творческой фантазии. Так, в упомянутом выше сочинении Фантазия «Знойдзенная музыка» Ларисы Симакович можно услышать белорусские аутентичные инструменты; образцы старосветской поэзии, бытовавших на территории белорусских земель; неклассические колористические приемы хорового исполнительства и др. Кроме того, данное произведение получило исполнительскую интерпретацию в виде музыкального иллюзиона (синтез разных видов искусства: кино и музыки). Елена Атрашкевич создала уникальное сочинение «Белая голубонька» (Кантата на темы белорусских лирических кантов, для камерного хора, солистов, струнного квартета, ударных и аутентичных инструментов), благодаря которой музыкальный материал кантовой культуры Беларуси 16-18 вв., получил новую жизнь в авторском сочинении, созданном в русле активно развивающейся тенденции к хоровой театрализации.
Одним из направлений в творческом поиске исполнителей является создание комплексных программ, которые вбирают в себя отдельные хоровые миниатюры и входят в специально созданную тематическую музыкальную композицию. Так, получается цикл из произведений, который представляет собой целостный музыкальный художественный образ, воплощающий избранную тему в разных ракурсах. Тем самым создается крупное «произведение-катарсис». Одним из ярких тематических проектов Музыкальной капеллы НАН Беларуси является «Талака» («Вясковыя святы» Вячеслава Кузнецова», белорусские народные песни «Гаварыла поле» в обработке Леонида Захлевного, «А ў ляску» в обработке Александра Ращинского и др.). В его основе лежит принцип контрастного сопоставления обработок для академического хора белорусских народных песен, и используется прием включения между номерами «импровизаций-связок» на аутентичных (белорусская дуда, лира, гусли, окарина и др.) и академических инструментах (флейта, скрипка, альт, виолончель), которые предвосхищают восприятие следующего номера программы. Такого рода программы также выполняют художественно- концептуальную функцию хорового искусства.
В этом же ракурсе можно рассмотреть и переложение произведений фортепианных произведений или оркестровых партитур для состава исполнителей конкретной Музыкальной капеллы, что является также художественным открытием в поиске новых репертуарных возможностей. Так, например, сделаны адаптации для современной исполнительской практики авторских композиций «Graduale», «Offertorium», «Benedictio» Флориана Миладовского «Спевы да Святой Імшы» (реставрация Виктора Кистеня для оркестра и хора в переложении для струнного квартета, флейты и хора Екатерины Радивиловой, Жанны Филиппович и Дианы Матовицкой; «Kyrie» из «Несвижской мессы» неизвестного автора, реконструкция хоровых голосов Тамары Лихач, в обработке для двух гобоев, органа и струнного квартета Алеся Ращинского, переложение для струнного квартета и хора, редакция партии органа Юрыя Габруся, Дианы Матовицкой.
В целом, художественно-концептуальная функция широко представлена в деятельности Музыкальных капелл. Сущность организации коллективов позволяет, создавая концепцию исполнительской интерпретации художественного образа, содержащегося в произведениях, использовать разные формы концертного амплуа широкого жанрово-стилевого диапазона. Так, кроме академических, народных, светских сочинений, в репертуаре есть и джазовые, эстрадные программы («Carawan» Дюка Эллингтона, «I got rhythm» Джорджа Гершвина, Попурри из бардовских песен «Милая моя; Когда мы были молодыми; Вы слышите, грохочут сапоги; Под музыку Вивальди; Когда метель рычит как зверь; Пожелание друзьям» на музыку Булата Окуджавы, Юрия Визбора и Сергея Никитина).
Таким образом коллектив выступает и в амплуа арт-группы, Музыкальная капелла «Sonorus» может исполнять сочинения из фильмов (программы Эннио Морриконе и Нино Рота), участвовать в рекламных роликах, исполнять дуэты, трио, женскими и мужскими составами отдельно сочинения для камерных ансамблей.
Музыкальная деятельность «Музыкальных капелл» имеет ярко выраженную направленность на выполнение разнообразных социальных функций, которые хоровое искусство призвано выполнять. На примере материалов по деятельности двух коллективов («Sonorus» и Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси) мы рассмотрели коммуникативную, катарсическую, эстетическую, гедонистическую, каноническую, эвристическую, познавательно-просветительскую, компенсационную, прагматическую социальные функции искусства в социуме. В результате нашего исследования было установлено, что важнейшими условиями для выполнения названных функций является: само «устройство» коллектива, специфика его органики (камерный хор, камерный оркестр, солисты, (инструменталисты и вокалисты)); мобильность коллектива (камерность и вариабельность исполнительских составов; специально направленная на выполнение не только творческих, но и социально ориентированных задач репертуарная политика (многообразие жанрово- и историко-стилевых направлений; смена творческого амплуа; различные, в том числе и новаторские формы исполнительства, в которых ведущее место принадлежит хоровой театрализации; создание специальных тематических творческих проектов и др. ).
Cписок литературы:
- Борев, Ю. Б. Эстетика: Учебник / Ю. Б. Борев. – М. : Высшая школа, 2002. – 511 с.
- Нечай, А. А. Музыкальные капеллы Беларуси: история и современность / А. А. Нечай // Культура. Наука. Творчество : [сб. науч. ст.]. – Минск: БГУКИ. – 2013. – [Вып.] 7. – С. 235–239.
- Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. / В. Н. Холопова. – СПб. : Издательство «Лань», 2000. – 320 с. – (Мир культуры, истории и философии).
- Цмыг, Г. П. Хоровое дирижерское концертно-исполнительское искусство / Г. П. Цмыг // Белорусское концертно-исполнительское искусство современности: 1991-2016 / [Т. Г. Мдивани и др. – Минск : Беларуская навука, 2018. –357 с.
дипломов
Оставить комментарий