Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXIV Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 08 июля 2024 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Загуляева В.С. Техника обеих рук на смычковых инструментах: смены смычка, струн, пальцев, позиций. // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. LXXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 7(71). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 5-11.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Техника обеих рук на смычковых инструментах: смены смычка, струн, пальцев, позиций.

Загуляева Виктория Сергеевна

преподаватель кафедры Камерный ансамбль и концертмейстерское мастерство, ГОУ ВПО Приднестровский государственный институт искусств им. А. Г. Рубинштейна,

Молдова, г. Тирасполь

АННОТАЦИЯ

В статье представлены материалы на предмет техники обеих рук струнников. Обобщены обширные сведения из теоретической и методической литературы, которые нашли подтверждение в собственной исполнительской и педагогической практике автора.

 

Ключевые слова: смена смычка, струна, позиции, пальцы.

 

Искусство смен смычка, струн, пальцев, позиций в игре на смычковых инструментах оказывает прямое воздействие на качество звуковой линии – важнейшего фактора формирования музыкального образа. Все эти смены производятся игровыми движениями рук, наделённых различными функциями, и мастерство их осуществления зависит от точности работы игрового аппарата. Поэтому достаточно часть времени занятий на инструменте необходимо уделять поиску рациональных, согласованных движений рук.

Смена смычка

Продолжительность той или иной звуковой линии должна определяться художественными задачами. Если же она диктуется несовершенством игрового аппарата, то результатом становится неоправданно прерываемая, художественно неполноценная звуковая линия.

На пути к качественно безупречной звуковой линии, которая заканчивается с остановкой смычка или отрывом его от струны, стоят четыре препятствия: ограниченность длины смычка, смена звука (введение в действие нового звучащего отрезка струны), перевод смычка на другую струну и смена позиции левой руки.

Чем выше насыщенность звука всевозможными сменами, чем сложнее их комбинация, тем более высокое мастерство исполнения необходимо для достижения целостности звуковой линии.

Простейшей звуковой линией считается одна нота, озвученная на одной струне (или две ноты на двух струнах одновременно) в одной позиции одним движением смычка.

Чтобы удлинить простейшую звуковую линию, можно сократить скорость движения смычка, но в таком случае последует изменение качества звучания – его тембр. Следовательно, такой способ допустим только в отдельных случаях, когда возможно изменение характера звука.

Другим способом удлинения звуковой линии служит незаметная смена направления смычка – при этом характер звучания сохраняется. Две незаметно соединённые простые звуковые линии превращаются в одну сложную. Для этого требуется искусная смена смычка, основанная на особой слуховой подготовленности и точной технике рук.

Для осуществления определённой по характеру звучания (заметной или незаметной) смены смычка необходимо соблюсти несколько условий: оптимальная скорость движения в сочетании с силой давления на струну; остановка смычка в нужное время и в нужной его части с соответствующим тембром и громкостью звука; своевременное начало движения в обратном направлении с подчинённой содержанию атакой звука; определённое по качеству вибрато.

Механика смены смычка стандартна, она заключается в согласованности действий всех частей руки во всех суставах. При направляющей роли плеча и предплечья, кисть осуществляет подчинённые движения. Эта согласованность обеспечивается раскрепощённостью руки во всех суставах, основанной на весовом ощущении всей руки в целом, её частей и смычка.

Постоянный слуховой контроль на протяжении всей звуковой линии и особенно в зоне смене смычка, способствует достижению качественного, выразительного звучания.

Смена струн

При переходе смычка с одной струны на другую большое значение приобретает сохранение целостности звуковой линии. Некачественные смены струн приводят к нарушению ритмического рисунка, внезапным паузам, случайным акцентам и другим дефектам звучания, что нарушает логичность построения фразы. К этому могут привести следующие причины:

  • Неудобство держания смычка (дефекты постановки)
  • Затруднённость координации движения руки, вызванная перенапряжением мышечной системы, закрепощённостью суставов.

Несоблюдение таких правил звукоизвлечения как прямолинейность движения и наклон смычка, оптимальность звуковой точки.

Механика смены струн также стандартна, как и механика смены смычка – т. е. подчинённость кисти направляющим движениям плеча и раскрепощённость во всех суставах. Таким образом успешность смены струн обеспечивается обязательным взаимодействием и соблюдением последовательности движений плеча и кисти.

Соотношение объёмов движений плеча и кисти зависит от того, переходит ли смычок на соседнюю струну, через струну или через две струны. При переходе смычка на соседнюю струну величина рулевого движения плеча будет минимальной, а через две – максимальной.

Проблема смены струн постоянно усугубляется дополнительными сложностями в виде совмещения со сменами смычка, пальцев, позиций. Серьёзной преградой на пути звуковой линии является поиск оптимальной звуковой точки, что объясняется всё время меняющейся длиной звучащего отрезка струны. Особенно это ощущается в двойных нотах, аккордах.

Смена пальцев

Смена пальцев по своим механическим свойствам является наиболее простой из всех смен. Правильная постановка левой руки сама по себе создаёт для интонирующих пальцев необходимые условия работы.

В процессе смены пальцы левой руки должны, настроившись по слуху, в нужное время и в нужной точке, без излишних усилий прижать струну к грифу, а затем, подчиняясь ритмическому рисунку, оторваться от струны и занять исходное положение для очередного прижатия.

Прикосновение пальца к струне не должно сопровождаться слышимым ударом о гриф. Причин, вызывающих удар, несколько: прибивание, а не прижатие струны к грифу, вызванное стремлением играть чересчур крепкими пальцами; слишком высокое положение пальца над струной или значительное удаление его в сторону от игрового участка; перенапряжение пальцевого аппарата, влекущее за собой, как правило, ритмические и интонационные промахи, а также искажения звучания, вызванные неполным прижатием струны к грифу.

Для качества звуковой линии очень важны овпадения различных смен: пальцев и смычка, пальцев и позиций, пальцев, смычка и позиций одновременно. Движения перенапряжённых пальцев не совпадают по времени с действиями смычка, как и с движениями предплечья смене позиций. Естественно, нужно добиваться снятия перенапряжения и связанного с ним торможения в действиях пальцев, чтобы они в любой игровой ситуации могли быстро и чётко прижимать струну к грифу и своевременно отрываться от неё.

Точность атаки звука требует координации движений смычка и пальцев. Прижатие струны пальцем должно на мгновение опережать начало движения смычка, дабы с началом озвучивания ноты совпадало вибрато в целях полноты содержания звука. Кстати, художественно выразительное вибрато, не только украшающее звук, но увеличивающее его объём, играет существенную роль в технике различных смен. Вибрато должно заполнять всю длительность озвучиваемой ноты и способствует непрерывности звуковой линии.

Смена позиций

Под условным термином «позиция» подразумевается положение пальцев левой руки в определённой части грифа. Осуществляемые в процессе игры переходы из одной позиции в другую рассматриваются в методике как один из видов смен на смычковых инструментах, представляющий собой наиболее сложное препятствие для звукоизвлечения. Неправильная смена позиции способна разорвать звуковую линию, нарушить ритм, загрязнить интонацию, сказить стиль музыкального произведения неоправданным глиссандо.

Смена позиций не может рассматриваться в игровом процессе как чисто технический приём. Благодаря связанному с ней портаменто, смена позиций предоставляет собой особое средство выразительности, обогащающее игру. В применении портаменто  применяется понимание исполнителем стиля и характера произведений, уровень художественного вкуса.

Кроме того, смены позиций имеют весьма важное значение для овладения виртуозной стороной игры на смычковых инструментах, для достижения беглости, ровности, чистоты интонирования при высоком качестве звучания. Поэтому методика отводит им решающую роль в овладении техникой левой руки.

Техника смен позиций во многом связана с постановкой левой руки, движения которой должны обеспечивать выполнение таких звуковых задач как:

  • устойчивая интонация в любых позициях и на всех струнах;
  • перенесение пальцев в любую позицию, на любую струну без излишнего усилия;
  • четкая и непринуждённая работа пальцев в любых комбинациях и темпах, вне зависимости от струны и позиции;
  • возможность применения качественного вибрато любым пальцем в любой позиции, на любой струне, а также в двойных нотах и аккордах.

Условия для решения этих задач заключены в координации и раскрепощённости целенаправленных движений всех частей руки. Особую роль здесь играет подвижность плеча, которое переносит, совместно с предплечьем, пальцы в нужную струну или несколько струн.

На правильность движений левой руки при смене позиций существенное влияние оказывает способ держания инструмента. Оно не должно сковывать или  ограничивать подвижность плечевого сустава. К этому может привести недостаточно приспособленные к особенностям строения плечевого пояса, мостик или подушечка у скрипачей и альтистов.

Механика смен позиций основана на целенаправленном скольжении руки по грифу. Особое значение в этом процессе имеет участие большого пальца, выполняющего, как известно, роль противодействия нажиму интонирующих пальцев. Шейка инструмента, фактически, сжимается большим и интонирующими пальцами, что при неправильных ощущениях (чрезмерное прижатие пальцев, держание пальцами левой руки инструмента (скрипка, альт), перенапряжение руки) приходят к затруднению в скольжении руки. У скрипачей и альтистов, в таком случае, рука срывает инструмент с точки опоры, образованной ключицей в контакте с челюстью.

Выход из этого положения заключается в хорошо натренированном верном ощущении веса руки и инструмента, которое создаёт условия для раскрепощённости скольжения и регулирует естественное взаимодействие большого и интонирующих пальцев, а также струн и волоса в процессе смены позиций.

Смена позиций может осуществляться с помощью скольжения интонирующего пальца по струне- так называемого глиссандо. При умелом применении глиссандо становится украшением звуковой линии, приобретая значение сильного средства эмоционального воздействия. Однако этот приём требует особой осторожности и чувства меры.

Смены позиций с применением глиссандо можно подразделить на три вида:

  • смены, в которых глиссандо занимает весь промежуток между соединяемыми нотами;
  • смены, в которых глиссандо занимает часть этого промежутка;
  • смены, в которых промежуток между звуками неощутим для слуха.

Смены первого вида  считаются простейшими и используются как поисковое глиссандо. Скольжение начинается на предыдущей ноте и завершается на последующей. При правильно поставленной руке и достаточно развитом слухе эти смены не представляют собой сложности, но требуют чуткости скользящего пальца.

Смены второго вида  на практике используются в двух вариантах:

  1. глиссандо, начинающее смену и связанное с предыдущей нотой;
  2.  заканчивающее смену и связанное с последующей нотой.

В первом случае палец скользит не до следующей ноты, а до позиции, в которой она находится, образуя так называемую вспомогательную ноту. Она необходима для контроля за интонацией и положением руки в новой позиции. В зависимости от поставленной цели, вспомогательная (или проходящая) нота может озвучиваться полностью, частично или лишь подразумеваться.

Во втором случае скользящий палец переносится в зону исследующей ноты и при помощи глиссандо зависит от желания и вкуса исполнителя.

Смены третьего вида, когда конец предыдущей ноты сближается во времени с началом последующей, требуют освобождённости и точности движений руки, связанных с совершенным знанием грифа, мгновенной реакции слуха и твёрдой уверенности в своих действиях.

Помимо глиссандо, как художественного приёма соединения звуков, скольжение пальца используется и как портаменто – технический приём для естественной связанности звуков.

Применение портаменто и глиссандо обусловливается содержанием музыкального материала, его стилевыми особенностями, характером строения фразы.

При смене позиций следуют избегать возникновения так называемого предсменного перенапряжения в мышцах левой руки, которое способно исказить звуковую линию. Кроме того, перенапряжение левой руки по внутренним каналам передаётся правой руке и отрицательно отражается на звукоизвлечении. Свобода передвижения левой руки требует по возможности меньшего, но обеспечивающего необходимое качество звука, нажима пальцев на струны. В зависимости от обстоятельств сила нажима пальцев может меняться, но не должна быть излишней.

Иногда целостность звуковой линии при смене позиций сохраняется посредством использования звучания открытой струны и флажолета. Открытая струна, в таком случае, является предыдущей или последующей нотами в смене позиций. Флажолет, в силу его свойства звучать некоторое время после отрыва пальца, позволяет переносить руку в другую позицию без скольжения пальца.

Успешность осуществления разнообразных смен позиций обусловливается уровнем художественной и технической подготовленности исполнителя, его умением осмысленно владеть средствами выразительности в любой игровой ситуации. Совершенное владение техникой смен придаёт исполнению черты профессионализма – наиболее полную выразительность, правдивость и убедительность. Вот почему эта сторона исполнительской техники требует самого пристального внимания с самого начала обучения игре на смычковых инструментах.

 

Список литературы:

  1. Мострас К. Г.  Изучение позиций и переходов. В кн. «Очерки по методике обучения игре на скрипке. Вопросы техники левой руки скрипача». Москва 1960.
  2. Сапожников Р.  Е.  Основы методики обучения игре на виолончели. Москва 1968.
  3. Семенцов-Огиевский К. М.  Искусство скрипичных смен. Москва 1971.
  4. Флеш К.  Искусство скрипичной игры. Москва 1964
  5. Хоменко В. В.  Основы контрабасовой методики. Москва 1974.
  6. Ямпольский И. М.  Основы скрипичной аппликатуры. Москва 1955.
  7. Янкелевич Ю. И.  Педагогическое наследие. Москва 1983.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.