Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXIII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 10 июня 2024 г.)

Наука: Филология

Секция: Русская литература

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Тетерина К.Н. А.С. ПУШКИН И ДЖ. БАЙРОН: СРАВНЕНИЕ РОМАНТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. LXXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 6(70). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 36-39.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

А.С. ПУШКИН И ДЖ. БАЙРОН: СРАВНЕНИЕ РОМАНТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ

Тетерина Кристина Николаевна

студент, НАО Северо-Казахстанский университет имени Манаша Козыбаева,

РК, г. Петропавловск

A.S. PUSHKIN AND J. BYRON: СOMPARING ROMANTIC VIEWS

 

Kristina Teterina

Student, NAO North Kazakhstan University named after Manash Kozybayev,

Kazakhstan, Petropavlovsk

 

АННОТАЦИЯ

Произведения «Цыганы», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан» А. С. Пушкина были написаны под впечатлением от байроновских произведений. Автор обращает внимание романтическое состояние человека, представленное в данных произведениях. А. С. Пушкин в своих произведениях воплотил мечту Дж. Байрона о показе того, что романтика – это вымысел, в который верит человек. Однако А. С. Пушкин в произведениях оспаривал мнение Дж. Байрона, утверждая, что романтическое состояние необходимо каждому человеку для счастья, так как оно способствует его личностному развитию. Несмотря на различия во взглядах на романтическое состояние, оба писателя призывали к обсуждению и пониманию данной темы.

ABSTRACT

The works «Gypsies», «The Caucasian Prisoner», «The Fountain of Bakhchisarai» by A. S. Pushkin were written under the impression of Byron's works. The author draws attention to the romantic state of a person represented in these works. A. S. Pushkin in his works embodied the dream of J. Byron is about showing that romance is a fiction that a person believes in. However, A. S. Pushkin in his works disputed the opinion of J. Byron, arguing that a romantic state is necessary for every person to be happy, as it contributes to his personal development. Despite the differences in views on the romantic state, both writers called for discussion and understanding of this topic.

 

Ключевые слова: байронизм; романтизм; южная ссылка; романтические взгляды; личностное развитие.

Keywords: byronism; romanticism; southern exile; romantic views; personal development.

 

А. С. Пушкин и Дж. Байрон – два гения одной эпохи со своими исключительными мировоззрениями. Тяжёлые обстоятельства жизни поэта Дж. Байрона, в том числе его детство, привели к тому, что он чувствовал себя комфортно только в одиночестве. Тоска, повышенная эмоциональная восприимчивость и отчасти высокомерие относят к характеристике личности поэта. Данные качества его личности отчётливо прослеживаются в его произведениях. Произведения Дж. Байрона полны отчаяния о несбывшихся мечтах, его романтические идеалы разбиты, и фокус сводится к тому, что в одиночестве человек менее одинок.

В «Евгении Онегине» А. С. Пушкин открыто относится с иронией к тональности поэзии Дж. Байрона:

Лорд Байрон прихотью удачной

Облек в унылый романтизм

И безнадежный эгоизм.  [1, с. 110-111 ]

В то время как А. С. Пушкин видел в романтике средство для духовного роста, Дж. Байрон в своём произведении «Паломничество Чайльд-Гарольда» критически относился к этому понятию. Ему чуждо эмоционально-возвышенное мироощущение, это видно в строках данной поэмы:

О наша жизнь! Ты во всемирном хоре

Фальшивый звук. Ты нам из рода в род

Завещанное праотцами горе… [4, с. 140]

Для Байрона романтическое состояние представляет собой иллюзию, которая скрывает от человека истинную суть вещей. Он часто подчёркивал тему разочарования в романтике и тщетности стремлений к идеалам. Он изображал героев, погруженных в мир мрачных мыслей, сомнений, обреченных на неудачу и одиночество:

Он собственной отравлен красотою,

Он пленник лжи. В природе нет того,

Что создается творческой мечтою,

Являя всех достоинств торжество.

Но юность вымышляет божество,

И, веруя в эдем недостижимый,

Взыскует зрелость и зовет его,

И гонится за истиною мнимой,

Ни кисти, ни перу – увы! – непостижимой.  [4, с. 139]

А. С. Пушкин, оказавшись в южной ссылке, сильно увлёкся творчеством Дж. Байрона. Его творчество оказало явное влияние на «южные поэмы» А. С. Пушкина, среди них «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». Уже в поэме «Кавказский пленник» видим различия во взглядах поэтов: разочарованный пленник всё же возвращается к свободе, духовности, а у Дж. Байрона герой нередко пребывает в таком отчаянии, из которого нет выхода, например, в поэме «Гяур».

В поэме «Цыганы» мы узнаём две предшествующие поэмы, написанные в южной ссылке. Данная поэма – это итог творческого этапа А. С. Пушкина под влиянием Дж. Байрона. Общеизвестно, что поэт жил в Бессарабии.  Исследователи и мемуаристы нередко говорят об автобиографичности поэмы «Цыганы». Так мемуарист Г. И. Чулков отмечал: «Будучи в Кишиневе, Пушкин знал многих цыган. Однажды он поехал в местечко Юрчены, где расположился цыганский табор. Дочь були-башу, то есть старосты, была красавица. Ее звали Земфирой. Она одевалась по-мужски, носила цветные шаровары, вышитую молдавскую рубаху и баранью шапку. Пушкин влюбился в красавицу. Он поселился в шатре. С Земфирой он не расставался. Она не говорила по-русски. Поэтому они молча бродили или сидели в поле, обнявшись. Однажды Земфира пропала. Она убежала с молодым цыганом. Пушкин поскакал в Варзирешты в надежде найти ее там, но поиски были тщетны» [5, с. 136]. Вероятно, поэт либо действительно испытал романтическое чувство в цыганском таборе, либо наблюдал подобное. Возможно, он именно из личного опыта усмотрел насколько важно в жизни испытать романтические чувства.

В «Цыганах» Пушкин высмеивал рациональный подход к жизни, предпочитая романтическое видение. Главный герой отказывается от обыденной жизни и отправляется в бродяжничество, в поисках приключений и свободы. Для А. С. Пушкина романтика – это то, что помогает человеку познать себя и окружающий мир. А. С. Пушкин в поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда» узнал автора: «Байрон бросил односторонний взгляд на мир и природу человечества, потом отвратился от них и погрузился в самого себя. Он представил нам призрак себя самого. Он создал себя вторично, то под чалмою ренегата, то в плаще корсара, то гяуром, издыхающим под схимиею, то странствующим посреди... В конце концов он постиг, создал и описал единый характер (именно свой)…» [2, с. 271]

Русский человек видит мир сердцем, романтика для него – это не о западном потребительском отношении, а о том, что нужно беречь. А. С. Пушкин отмечал, что «нет истины, где нет любви». [3, с. 246]. Любовь, по мнению А. С. Пушкина, также есть обман, на который человек соглашается по доброй воле, но он уверен, что любовь человека возвышает, значит, способствует его развитию как личности.

В южных поэмах А. С. Пушкина встречаем охладевших героев и героев, пылающих страстями: пленник и черкешенка («Кавказский пленник»), Гирей и Зарема («Бахчисарайский фонтан»), старый цыган и Мариула, Алеко, Земфира («Цыганы»). Следует заметить, что чаще мы видим пылающие страсти, а не холод души. А. С. Пушкин, вероятно, своими ранними произведениями хотел сказать, что романтика – это часть нас самих, без неё мы не могли бы существовать. В то время как для Дж. Байрона это только высшая форма самообмана. В понимании А. С. Пушкина, ощутить романтику необходимо каждому человеку.

Итак, сравнивая произведения А. С. Пушкина и Дж. Байрона, мы видим различные подходы к романтическому состоянию человека. А. С. Пушкин не разделяет однозначную позицию Дж. Байрона, что романтика вредит человеку. А. С. Пушкин считает, что романтика необходима для развития личности и поиска смысла жизни, в то время как Дж. Байрон утверждает, что романтика – это форма самообмана, отводящая от реальности. Оба взгляда имеют право на существование и отражают многообразие мировоззрений литературы романтизма.

 

Список литературы:

  1. А. С. Пушкин. Евгений Онегин / С. Бонди; под ред. Н. Кузьминой, А. Павлова, С. Телингатера. М.: Детская литература, 1973. – 304 с.
  2. А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах / Т. 6, М.: Художественная литература, 1976. – 589 с.
  3. А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах / Т. 7, Л.: Наука, 1978. – 544 с.
  4. Дж. Байрон. Паломничество Чайльд-Гарольда / Дж. Байрон; под ред. Г. Усовой, А. Амирханова. – Пермь: Книжное издательство, 1988. – 400 с.
  5. Жизнь Пушкина / Чулков Г. И., М.: ТЕРРА, 2008. – 384 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.