Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 08 мая 2024 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Музыченко В.А. ОПЕРЕТТА КАК МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЖАНР // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. LXXXII междунар. науч.-практ. конф. № 5(69). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 5-9.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОПЕРЕТТА КАК МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЖАНР

Музыченко Вячеслав Александрович

магистрант, Крымский университет культуры, искусств и туризма,

РФ г. Севастополь

OPERETTA AS A MUSICAL AND THEATER GENRE

 

Vyacheslav Muzychenko

Master’s student Crimean University of Culture, Arts and Tourism,

Russia, Sevastopol

 

АННОТАЦИЯ

В академических кругах до сих пор можно встретить мнение, что оперетта – несерьёзный и сугубо развлекательный жанр. Однако развитие оперетты во всех европейских национальных школах подтверждает ее жизнеспособность и продуктивность. Уникальное сочетание вокального стиля классической оперы и её стройной музыкальной драматургии с лёгкостью и увлекательностью сюжета, демократичностью интонаций и зрелищностью сценического действия обеспечивает оперетте неизменную популярность у зрителей во всем мире. Таким образом, научные исследования самых разнообразных аспектов жанра оперетты имеют большую теоретическую ценность и практическую значимость.

ABSTRACT

In academic circles one can still find the opinion that operetta is a frivolous and purely entertaining genre. However, the development of operetta in all European national schools confirms its viability and productivity. The unique combination of the vocal style of classical opera and its harmonious musical drama with the ease and excitement of the plot, democratic intonations and spectacular stage action ensures the operetta's continued popularity among audiences all over the world. Thus, scientific research into the most diverse aspects of the operetta genre has great theoretical value and practical significance.

 

Ключевые слова: музыкальная культура, музыкальный театра, жанр, оперетта, советская оперетта.

Keywords: musical culture, musical theater, genre, operetta, Soviet operetta.

 

Оперетта – яркое и самобытное явление в области музыкального театра. Этот уникальный жанр сочетает в себе черты вокального стиля классической оперы и её стройную музыкальную драматургию с лёгкостью и увлекательностью сюжета, демократичностью интонаций и зрелищностью сценического действия. Как самостоятельная разновидность музыкального театра оперетта сформировалась во Франции в 1850–1960-е гг., и в дальнейшем она не теряла своих позиций, стабильно привлекая внимание композиторов (Ж. Оффенбах, И. Штраус, Ф. Эрве, Э. Эйслер, Л. Фалль, Ф. Крейслер, А. Салливан, И. Кальман, Ш. Лекок, Ф. Зуппе, А. Мессаже, Р. Планкет, Н. Стрельников, Б. Александров, И. Дунаевский и др.). Своим колоссальным успехом среди слушателей оперетта обязана «…свежей, одухотворенно-мелодичной музыке, которая вобрала в себя сольные арии, дуэты, квартеты и хор классической оперы, но была начисто лишена ее возвышенного пафоса и неестественной драматизации. <…> Популярности оперетте добавляли и танцевальная музыка, и фольклорные мотивы» [4]. Однако в научной среде к оперетте долгое время относились как к неакадемическому, не серьёзному и сугубо развлекательному жанру, и не спешили её изучать.

В отечественной музыкальной науке данное мнение убедительно опроверг И. Дунаевский, сказав однажды своему оппоненту: «Вы неправы, мой друг, когда пренебрежительно отзываетесь об этом жанре. Все дело в том, какими руками его касаться» [2, c. 5], и доказав своим творчеством жизнеспособность и продуктивность оперетты уже в XX веке. На тот момент со времени возникновения оперетты уже прошло более восьмидесяти лет, она успешно существовала во всех европейских национальных школах, возникли ярчайшие образцы жанра, ставшие классикой современного музыкального театра. Вопрос о научном изучении оперетты встал довольно остро, как того требовало активно развивающееся музыкальное явление. Появились первые музыковедческие опыты Шарля Жюли, Бернарда Груна, Робера Пурвуа, Джеральда Бордмана, Петера Ханака, Марка Янковского, Израиля Нестьева. Даже названия первых исследований подобного рода имели своеобразный оттенок, словно извиняясь за оказанное авторитетными музыковедами внимание: например, И. Нестьев «В защиту жанра оперетты» [3]. Прошло еще несколько десятков лет, пока оперетта стала полноправным и актуальным объектом для научных исследований.

Сегодня вопросы развития оперетты и творчество композиторов, работающих в данном жанре, исследуются достаточно широко. Актуальность этой проблематики постоянно подчеркивается ведущими культурологами, искусствоведами, театроведами, музыковедами. Выдающийся венгерской историк и культуролог П. Ханак считает оперетту востребованным научным объектом: «Вопрос о её непреходящем успехе и массовом характере – не только благодатная, но и занимательная тема для историка культуры» [4]. В современном музыковедении оперетте уделяется всё больше внимания, и если теория жанра и его эволюция уже достаточно подробно разработана, то стиль конкретных композиторов и их сочинения еще только предстоит детально изучить.

В целом, история и теория жанра оперетты уже достаточно широко освещены в научных источниках. Этой проблеме посвящены работы Б. Асафьева, Н. Велеховой, А. Владимирской, Л. Жуковой, В. Залесского, М. Карулиной, Т. Кудиновой, М. Куклинской, И. Нестьева, В. Савранского, П. Ханака, М. Янковского. Для настоящего исследования особенно информативным стал музыковедческий труд А. Владимирской о генезисе и эволюции жанра оперетты, о жизни и творчестве выдающихся композиторов  – «королей жанра» – Ж. Оффенбаха, Р. Штрауса. Ф. Легара, И. Кальмана, И. Дунаевского, а также лучших исполнителей опереточных ролей [1].

В нашей стране первые заслуживающие внимания произведения в жанре оперетты были созданы в конце 1920-х гг. Их создателями стали Николай Стрельников и Исаак Дунаевский. Произведения Стрельникова созданы преимущественно по канонам венской оперетты. Самая известная оперетта композитора – «Холопка» (1929) своей сюжетной схемой напоминает кальмановскую «Принцессу цирка». Вместе с тем, по словам исследователей жанра Л. Михеевой и А. Ореловича, «в лучших эпизодах ему удалось создать органический сплав задушевной русской песенности и острых современных ритмов, а хорошо продуманная конфликтная драматургия… позволила Стрельникову проявить высокое мастерство оперного письма» [2, с. 58].

Совершенно иной характер имели ранние оперетты И. Дунаевского, самой известной из которых стали «Женихи» (1927) – сатирическая музыкальная комедия, пародирующая венскую оперетту и по своему характеру близкая раннему творчеству Оффенбаха. Однако в своих зрелых произведениях – «Золотая долина» (1937), «Вольный ветер» (1947), «Белая акация» (1955) – композитор также обратился к традициям венской оперетты. Новаторство оперетты Дунаевского заключается, прежде всего, в том, что он выстраивал развернутую музыкальную драматургию вокруг наиболее яркой песни, которая являлась идейным центром произведения, двигателем сюжета. Таковы «Песня о вольном ветре» или «Песня об Одессе» из «Белой акации».

Еще одним классиком советской оперетты стал Юрий Милютин. Наибольшую известность получили такие его произведения, как «Девичий переполох» (1945), «Трембита» (1945), «Поцелуй Чаниты» (1957), «Цирк зажигает огни» (1960).

Следует отметить, что развлекательному началу советской оперетты неизменно сопутствовало актуальное идейно-тематическое содержание. Так, популярная оперетта Бориса Александрова «Свадьба в Малиновке» (1937) посвящена событиям времен революции и гражданской войны. «Севастопольский вальс» (1962) Константина Листова рассказывает о Великой Отечественной войне. Тема интернациональной дружбы посвящена оперетта Юрия Милютина «Цирк зажигает огни» (1960) [5].

Однако именно ярко выраженное идеологическое начало советской оперетты способствовало тому, что многие из ее образцов быстро сошли со сцены. Так, несмотря на прекрасную музыку и множество шлягеров, среди которых – знаменитая «Песенка Пепиты», куплеты «Есть у нас один моряк», дуэт Стеллы и Янко и т.д., – давно не ставится в театрах оперетта Дунаевского «Вольный ветер», по сути, представляющая собой памфлет времен холодной войны.

Современные российские композиторы в большей степени тяготеют к жанру мюзикла, но лучшие образцы классической зарубежной и советской оперетты по-прежнему составляют основу репертуара музыкальных театров страны.

Появившись как музыкальный жанр во Франции, первоначально оперетта была близка к эстрадным представлениям и носила пародийно-сатирический характер. У истоков оперетты стояли композиторы Жак Оффенбах и Флоримон Эрве.    В 1970-е годы ХIХ века парижская оперетта постепенно сменила свой сатирический характер на лирический. Вскоре Париж уступил место новой столице жанра – Вене. Создателем венской оперетты стал признанный «король вальса» Иоганн Штраус. Особую известность получили его оперетты «Летучая мышь» и «Цыганский барон». Преемником же Иоганна Штрауса в жанре оперетты считается Ференц Легар. Ему удалось наполнить свои произведения подлинным драматизмом, создав собственный стиль оперетты. Мировую известность принесла композитору оперетта «Веселая вдова». А самым громким в истории оперетты стало имя Имре Кальмана. В его творчестве оперетта начала приобретать черты коммерческого производства. Наиболее известные произведения композитора: «Сильва» («Княгиня чардаша»), «Баядера», «Марица», «Принцесса цирка» построены по единой схеме, но, благодаря музыке, каждая из них имеет свое лицо.

ХХ век ознаменовался рождением новой разновидности оперетты – мюзикла, который нередко воспринимается как самостоятельный жанр. От оперетты его отличают более компактная музыкальная форма и качество либретто, нередко основанного на классических произведениях мировой литературы.

В нашей стране первые заслуживающие внимания произведения в жанре оперетты были созданы в конце 1920-х гг. Их создателями стали Николай Стрельников и Исаак Дунаевский. Если Стрельников придерживался классической схемы венской оперетты, то Дунаевский выстраивал развернутую музыкальную драматургию вокруг наиболее яркой песни, являвшейся идейным центром произведения. Однако присутствующее в большинстве советских оперетт идеологическое начало способствовало тому, что многие из ее образцов быстро сошли со сцены.

 

Список литературы:

  1. Владимирская А. Р. Звёздные часы оперетты / А. Р. Владимирская.  – М., СПб. : Лань, Планета музыки, 2009. – 312 с.
  2. Кудинова Т. От водевиля до мюзикла / Т. Кудинова – М.: Советский композитор, 1982. – 17 6с.
  3. Нестьев И. В. В защиту жанра оперетты / И. В. Нестьев // Музыкальная академия. – 1952. – Вып. № 4 (161). – С. 75–82.
  4. Ханак П. Историко-культурное значение венской и будапештской оперетты / П. Ханак // Центральноевропейские исследования. – 2021. – Вып. 4 (13). – С. 391–415.
  5. Янковский М. Искусство оперетты / М. Янковский – М.: Советский композитор, 1982. – 280 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.