Статья опубликована в рамках: LXXX Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 11 марта 2024 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Теория и история искусства
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
ХУДОЖНИК КАК КУРАТОР И КУРАТОР КАК ХУДОЖНИК
ARTIST AS CURATOR AND CURATOR AS ARTIST
Ksenia Korshunova
Master's student at the Department of Cultural Studies and Art History, East Siberian State Institute of Culture,
Russia, Ulan-Ude
Larisa Nikolaeva
Candidate of Art History, Associate Professor Department of Cultural Studies and Art History, East Siberian State Institute of Culture,
Russia, Ulan-Ude
АННОТАЦИЯ
В статье исследуется взаимосвязь между ролями художника и куратора в современном искусстве. Рассматриваются работы художников, выступающих в роли кураторов, и кураторов, проявляющих свою творческую индивидуальность. В заключении, подчеркивается важность искусства кураторства в современном искусстве.
ABSTRACT
The article explores the relationship between the roles of artist and curator in contemporary art. The work of artists acting as curators and curators expressing their creative individuality is considered. In conclusion, the importance of the art of curating in contemporary art is emphasized.
Ключевые слова: искусство, кураторство, художник и куратор, выставочный проект.
Keywords: art, curation, artist and curator, exhibition project.
С самого начала существования выставок как культурного явления началась эволюция выставочной практики. Художники больше не были связаны с придворными заказчиками или церковью, они стали выставлять свои работы для обозрения публики и получать символическую и коммерческую выгоду от этой практики.
Хотя кураторство является неотъемлемой частью современного искусства, оно стало профессиональной деятельностью относительно недавно, поэтому сама практика и ее теоретические основы все еще остаются не до конца ясными. Роль куратора в современном мире искусства огромна, однако его обязанности все еще неопределенны и разнообразны, пересекаясь с функциями других специалистов, таких как арт-менеджеры, дилеры и аукционисты. Куратор не может существовать в отрыве от практики и создавать идеи без разработки способов их воплощения в реальность, даже если это крупный проект, над которым работают множество менеджеров и специалистов по PR.
За последнее время в сфере искусства наблюдается пристальное внимание к фигуре куратора. В это же время социальная роль и деятельность художника переосмысляется, изменяется его отношение к обществу, его цели и инструменты. В результате всего этого меняется и само искусство, а также способы его представления.
Организатор выставки -это уже не ученый, который представляет экспозицию из готовых рядов произведений искусства, следуя тем или иным научным знаниям и методикам. Теперь он, скорее, создатель пространственного искусства. Рожденное им произведение происходит от творческой связи с художником, и это не сухой экспозиционный показ работ, а целое выставочное событие.
Выставка, где внимание зрителя приковано не только на представленные объекты, но и на фигуру организатора выставки, создавшего это процессуальное событие, выстроившего его сценарий и оформление.
По итогу создатель такой выставки становится фигурой действия, чья авторская воля оказывается продемонстрированной в экспозиционном зрелище, то есть он становится куратором, а выставка оборачивается не просто, статичными объектами, расположенными в пространстве, а превращается в кураторский проект.
Возможности куратора расширяются - он может экспериментировать с пространством, использовать различные техники и материалы для создания уникальной выставочной атмосферы. Он может играть с освещением, звуком, архитектурой помещения, создавая интересные визуальные эффекты и эмоциональные переживания у зрителей.
В современном искусстве кураторы выставок все чаще начинают считать себя «суперхудожниками», используя произведения других художников для выражения своих идей. Эта тактика является ответом на художественные стратегии XX века, когда художники все больше брали на себя роль кураторов выставок. Постмодернистская практика цитирования стилей и произведений искусства прошлого и настоящего превратила практически каждое современное произведение искусства в своего рода мини-выставку, что почти полностью смазало границу между художником и куратором.
Для куратора же, быть куратором как художником, значило показывать свое видение, не только в экспозиции, но и в информационных материалах, выставляя кураторские идеи как осознанный момент для посетителя выставки. Следствием этого, послужило новое восприятие выставок как незаконченных, находящихся в постоянном процессе изменения, где и художники-участники и сами зрители изменяли их. Свидетельством являются выставки Харальда Зеемана – куратора в роли художника, который создавал в музейных пространствах альтернативные, параллельные миры.
Художник Даниэль Бюрен, автор эссе «Выставка выставки», отмечал, что куратор «Документы5» искусствовед и теоретик искусства ХХ в. Харальд Зееман работает с объектами на экспозиции, как художник работает с цветовыми пятнами. Он отбирает работы, он же представляет их критикам, и он берет на себя ответственность за сделанное художниками. И далее Бюрен подводит итог: «И вправду, выставка представляется как объект себя самой, и объект себя самой как произведения искусства». [1, с 19]
Харальд Зееман был представлен Бюреном как «суперхудожник», который иногда отказывается от уникального стиля определенного художника, которого выставлял, в пользу общей концепции выставки, созданной и реализованной им лично, демонстрируя себя как куратора-художника.
Другой куратор, Ханс-Ульрих Обрист, в работе «Время почтальона» (2007/2009) переворачивает концепцию выставки, предлагая зрителю удобное место для наблюдения за сменяющимися на сцене перформансами, вместо того чтобы самостоятельно изучать произведения на выставке.
Обрист поставил перед собой цель создать экспозицию, которая бы не заняла много места, а только время. Таким образом, художник мог самостоятельно определять время, которое будет затрачено зрителем на просмотр того или иного произведения искусства.
Кураторы все чаще обращаются к приемам концептуальных художников. В основном, они работают с контекстами, то есть переносят их из одного места в другое или же восполняют некоторый контекст. Кроме того, они часто используют различные методы для провоцирования интеллектуальной деятельности зрителей, играют со зрительскими ожиданиями и различными способами классифицируют свои работы. В каком-то смысле они создают реди-мейд в своих выставках, так как используют уже готовые работы.
Между художником и куратором всегда существует существенная разница. Куратор, создавая выставку, связан требованиями представления «хорошего искусства», что означает произведение искусства, которое имеет ценность (как в художественном, так и в экономическом плане), представительное, значимое и качественное. Конечно, куратор может рискнуть и показать еще не получившие такого статуса произведения искусства, но в этом случае он идет на риск, ожидая, что эти работы приобретут такой статус в будущем. Если же это не происходит, то выставку можно считать неудачной, а риск - неоправданным. Художнику дана гораздо большая свобода по сравнению с куратором в отношении этого вопроса. Он имеет право выбирать и выставлять самые незначительные предметы, придавая им эстетическую ценность и их «неценность». Общество дает художнику право превращать в искусство любую «мусорную» часть жизни, просто размещая ее в выставочном пространстве. Это первоначальное право выбора остается у художника в приоритете перед куратором: выбор, который совершает куратор, всегда вторичен, так как он ограничен вещами, на которые уже обратил внимание художник.
Создание выставок как произведений искусства опирается на деятельность таких художников, как Филипп Паррено, Пьер Юиг, Филипп Паррено, Риркрит Тиравания, Валид Раад и другие. Художники используют различные взаимосвязанные методы, чтобы создать выставку, которая станет тем же произведением искусства.
В конце 1990-х годов куратор Николя Буррио назвал такой подход «эстетикой взаимоотношений»; с тех пор и Буррио, и другие его коллеги стали тесно работать с этими художниками, реализуя в данном сотрудничестве свои кураторские амбиции, часто в роли соучастников или продюсеров искусства. [3, c. 130-131]
К примеру, работы Филиппа Паррено, такие как «Когда угодно», демонстрируют его восприятие выставки как самостоятельного произведения искусства и средства выражения. В его проекте для Турбинного зала Тейт Модерн он развивает эту идею впечатляющим образом. Эта неожиданная и динамичная среда, известная как «Когда угодно», превращается в многоплановый и многоуровневый «Gesamtkunstwerk» (совокупное художественное произведение), где меняются звуки, свет и тени, а также витают воздушные шары в форме рыб. Это дополняется подвижными динамиками, которые создают эффект колыбели, а также появляющимся и исчезающим экраном, на котором показываются видео с бактериями, каракатицами и лондонской чревовещательницей Ниной Конти. [2]
Другой художник, Мэтью Барни, покоривший музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, показав цикл «Кремастер» в 2003 году. Эта работа включала в себя перформансы, кино, видео, инсталляции и скульптуры.
Произведения искусства и выставочные проекты кураторов стали все более похожими. Но обмен общими чертами, не означал их уподобление друг другу. Это происходило благодаря увеличившемуся количеству различных художественных практик. «Произведения в развитии», такая некая театрализованная практика выставок была очень модной в 1960-х годах, но лишь для временных экспозиций. Долгосрочные же проекты требовали более сдержанное, бережное и высокопрофессиональное мастерство, которое должно было быть этическим образцом в планировании, выполнении и выставлении работ, например, художников-минималистов.
Таким художником является Дональд Джадд. Он всегда пытается свести к минимуму все отвлекающие нюансы между произведением и смотрящим, признавая заслуги художников и даря максимальный опыт от увиденного зрителям. Его кураторский надзор за тем, как выставляются его работы и работы других отобранных им художников, стал источником вдохновения для отдельных школ в кураторстве. Такие художники-кураторы превращали выставку в самостоятельное произведение искусства охватывая все внутри и вне экспозиционного пространства.
Значение и роль куратора в современном искусстве были определены и утверждены. В прошлом веке кураторы не упоминались, и художники сами организовывали выставки и консультировались со своими галеристами по расстановке работ. Сегодняшнее искусство является сложной системой, которая породила профессию куратора. Они необходимы, чтобы разобраться во всем многообразии современного искусства. Художники по-прежнему являются создателями искусства. Пока есть такое искусство, ценность которого не понятна без контекста и интерпретации, то значение куратора в мире будет только расти.
Список литературы:
- Даниэль Бюрэн. Выставка в выставке// Документа 5. Каталог Касселя. - Кассель, 1972. - 378 с.
- Луиза Бак. Филипп Паррено: «Некоторые элементы происходящего придуманы не мной, а бактериями»// THE ART NEWSPAPER RUSIA. 2021. URL: https://www.theartnewspaper.ru/posts/3538/ (дата обращения: 2.02.20).
- Терри Смит. Осмысляя современное кураторство - Москва: Ад Маргинем Пресс, 2015. - 272 с.: ил.
Оставить комментарий