Статья опубликована в рамках: LXXVIII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 15 января 2024 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Теория и история искусства
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ КОМПАНИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
FUNDAMENTALS OF THE THEORY OF COMMERCIALIZATION OF CULTURAL REPRESENTATIONS IN THE ORGANIZATION OF A COMPANY IN THE FIELD OF CULTURE
Anel Aubakirova
Student, Department of Art Management, Kurmangazy Kazakh National Conservatory
Kazakhstan, Almaty
Aigerim Ospanova
PhD., Lecturer at the Department of Art Management, Kazakh National Conservatory named after Kurmangazy
Kazakhstan, Almaty
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются основы теории коммерциализации культурных представлений в организации компании в сфере культуры. Авторы исследуют, как организации в сфере культуры могут использовать свои культурные представления для получения коммерческой выгоды.
ABSTRACT
This article discusses the fundamentals of the theory of commercialization of cultural representations in the organization of a company in the field of culture. The authors explore how cultural organizations can use their cultural representations to gain commercial benefits.
Ключевые слова: культура, искусство, коммерциализация, организация, креативная индустрия, арт-индустрия.
Keywords: culture, art, commercialization, organization, creative industry, art industry.
Культура сегодня является важным и неотъемлемым элементом современного общества. Однако, помимо своей культурной и социальной значимости, она также имеет коммерческую составляющую, которая позволяет организациям в сфере культуры успешно функционировать и развиваться. Коммерциализация культурных представлений в организации компании стала неотъемлемым фактором в её эффективной и прибыльной работе. В данной статье мы рассмотрим основы теории коммерциализации культурных представлений и её значение для организации компании в сфере культуры.
В «Большом энциклопедическом словаре» организация определена как внутренняя упорядоченность и взаимодействие различных частей целого, зависящих от его структуры. Также она описывается как совокупность процессов, направленных на формирование и развитие взаимосвязей между этими частями. Наконец, организация может быть описана как объединение людей, работающих совместно для достижения определенной программы или цели и соблюдающих определенные правила и процедуры. При этом организация связывается с понятиями структуры, системы и управления. Из вышеперечисленного следует, что понятие «организация» может быть толковано на трех уровнях: как объект, как процесс и как свойство.
Таким образом, можно сказать, что организация – это система, которая объединяет и структурирует различные элементы с целью достижения определенных результатов. Это включает в себя не только учет внутренних взаимосвязей и координацию действий, но и формирование определенных правил и процедур, которым следуют участники организации. Важным аспектом организации является также ее постоянное совершенствование и развитие, чтобы поддерживать эффективное функционирование и достижение поставленных целей.
Организация в смысле объекта управления является основополагающей концепцией в теории организации, которая представляет собой научную дисциплину. В этом контексте организация рассматривается как социальный институт с определенным статусом и описывается как постоянный объект, такой как предприятие, компания, организация, объединение, учебное заведение, орган власти и так далее. В основе, представляет собой сложную систему, включающую в себя различные элементы, такие как ресурсы, структуру, процессы, культуру и ценности.
В своей работе она руководствуется стратегией и целями, которые определяются ее миссией и видением. Управление организацией осуществляется с помощью различных методов и подходов, включая планирование, организацию, мотивацию, контроль и принятие решений.
Организации также имеют внешние факторы, которые могут влиять на их деятельность, такие как экономическая, политическая и социальная среда, конкуренция на рынке, законодательство и другие. Поэтому организации должны быть гибкими и способными адаптироваться к изменяющимся условиям для обеспечения своего успеха и выживания. Кроме того, взаимодействуют с другими организациями, как сотрудничая, так и конкурируя между собой. Важными аспектами взаимодействия являются стратегические партнерства, сетевые отношения, экосистемы и инновационные экосистемы, которые способствуют развитию и росту организаций.
Понимание организации как объекта управления позволяет лучше понять ее роль и значение в современном обществе, а также разработать эффективные методы управления для достижения поставленных целей. Это понятие является ключевым для изучения теории организации и успешного функционирования организаций в различных сферах деятельности. [3, с 4].
Почему существуют организации? Люди имеют определенные потребности и цели, однако они имеют ряд физических, биологических, социально-психологических ограничений для достижения целей и вынуждены объединить свои усилия. Однако это объединение не простое, оно становится организацией, после того как использован основной источник эффективности деятельности (экономии расходов) – разделение труда. Таким образом, организации как объекту управления можно дать следующее определение: организация – это структура ролей [4, с 3].
Группа людей, которая осознанно сотрудничает для достижения общих целей или целей является организацией. Чтобы считаться организацией, необходимо удовлетворять нескольким требованиям. Во-первых, должно быть, как минимум два человека, которые считают себя группой. Во-вторых, в группе должна быть хотя бы одна общая цель, которую принимают все ее члены. И, наконец, члены группы должны намеренно сотрудничать для достижения этой цели, которая является значимой для всех работающих сообща ради общего успеха. [7, с 5].
Современная экономика и бизнес сильно зависят от деятельности менеджеров, которые ответственны за управление организациями. Важно понять, что такое организация и зачем ее следует управлять. Без понимания сущности организаций и их развития невозможно эффективно их управлять или использовать в пользу каждого человека и общества в целом. Также важно уметь применять современные технологии в деятельности организаций. Теория организации, основанная на обобщении мирового опыта, направлена на поиск ответов на такие вопросы как: зачем организациям нужно существовать, как они формируются и развиваются, на каких принципах они основаны, почему и как они меняются, какие возможности они предоставляют, и почему участники организаций принимают те или иные решения [4, с 3].
Сфера культуры и искусства включает в себя различные предприятия, учреждения и организации, которые выполняют однотипные функции в общественном развитии. В данной сфере существует множество видов и форм деятельности, и она обычно является многокомпонентной. можно выделить три основные группы в рамках этой сферы:
- Предназначенные для осуществления духовного производства: включают в себя различные организации и учреждения, такие как издательства, киностудии, продюсерские центры, театры, шоу-бизнес, любительские творческие объединения, кружки и народные творческие коллективы. Их целью является развитие и продвижение культуры и искусства в обществе. Например, издательства занимаются выпуском и распространением книг, а киностудии производят и снимают фильмы.
- Используемые для распространения достижений культуры: включают в себя различные места и организации, которые способствуют популяризации и распространению культурных достижений. Это включает кинотеатры, лектории, концертные и гастрольные объединения, университеты, школы, опытные лаборатории, библиотеки, музеи и «экранную» культуру, основанную на компьютерно-космической технологии обработки и передачи информации. Например, кинотеатры предоставляют возможность зрителям наслаждаться фильмами на большом экране, а библиотеки предоставляют доступ к книгам и другим материалам для изучения и обогащения знаний.
- Организующие и планирующие культурную деятельность: отвечают за планирование и координацию культурных мероприятий и программ в обществе. Это могут быть правительственные организации социально-культурной сферы, творческие союзы, научно-исследовательские учреждения, научная и художественная критика и другие подобные организации. Они работают в сферах развития культуры, поддержки творческих индустрий, научных исследований в области искусства, и оценки качества произведений искусства. Например, правительственные организации социально-культурной сферы могут разрабатывать и финансировать программы и проекты в сфере культуры, а научные исследовательские учреждения могут проводить исследования и анализ влияния искусства на общество [8, с 6].
Рисунок 1. Классификация функций элементов культуры и искусства [2, с 8]
Наше мнение основано на классификации функций элементов культуры и искусства, в которой производители духовного производства (культуры и искусства) играют первичную роль в системе. Однако нельзя недооценивать важность механизма распространения культуры и искусства, так как он является основным двигателем в доставке произведений до потребителя. Организация процесса культуры и искусства и механизм распространения зависят от организаторов, таких как правительство, политическая система и идеология государства.
Согласно данной классификации, ключевая роль в системе культуры и искусства принадлежит производителям духовных произведений, таких как художники, писатели и музыканты. Однако необходимо учитывать, что без эффективного механизма распространения произведений они не смогут достичь своей аудитории. Организация процесса культуры и искусства и распространение произведений в значительной мере зависят от действий правительства, политической системы и идеологии. Это означает, что эти факторы могут определять, что и какое искусство будет популярно или поддерживаться, а какие направления и произведения могут быть ограничены или запрещены.
Таким образом, структура системы культуры и искусства состоит из взаимосвязанных элементов, которые выполняют определенные задачи по воспитанию личности и гуманизации общества. Кроме того, культура играет важную роль в консолидации и развитии общества на национальном и региональном уровнях. Если происходит сбой или кризис в одной из частей системы, это негативно отражается на всей структуре [3, с 4].
Связь между культурой и организацией возникла в результате развития новых технических средств, таких как фотография, репродукция, звукозапись и т.д., которые позволили массово распространять произведения искусства. С одной стороны, это сделало искусство доступным для широкой аудитории, а с другой стороны, превратило его в объект массового потребления и коммерческой эксплуатации.
Словосочетания «креативные индустрии» и «арт-индустрии» употребляются во множественном числе не случайно, так как они представляют собой несколько различных отраслей. Разные отрасли культурных индустрий (такие как архитектура, мода, изобразительное искусство, кинематограф, издательское дело и другие) имеют различные возможности для заработка, отличающуюся экономическую логику и динамику развития [7, с 5].
Творческие индустрии — это сфера предпринимательской деятельности, в которой экономическая ценность продукции неразрывно связана с ее культурным значением. Ключевыми понятиями здесь являются предпринимательство и культура, причем это может относиться как к коммерческим компаниям, так и к некоммерческим организациям. Владельцы и руководители компаний в этой отрасли придают такое же значение творческому процессу, как и финансовым результатам [8, с 6].
Творческие индустрии – это организации и компании, которые занимаются производством товаров и услуг, связанных с культурной сферой. Это включает студии звукозаписи, дизайн-студии, модные дома, продюсерские группы, кинопроизводство, музыкальные и артистические клубы, места продаж культурных товаров, компании, занимающиеся производством и распространением предметов культуры и искусства и другие. Термины «творческие индустрии», «культурные индустрии», «креативные индустрии» и «арт-индустрии» часто используются взаимозаменяемо и не имеют существенной разницы в определении.
В Казахстане термин «art industries» часто переводится как «творческие индустрии» с целью закрепить его использование на русском языке. В арт-индустрии необходимо осознавать и принимать тот факт, что современная культурная жизнь включает в себя не только традиционную культуру. Рекламная фотография является существенной частью современной культуры, наравне с «художественной» или «авторской» культурой. Клубные ди-джеи также играют важную роль в современной культуре, как и филармонические музыканты.
Арт-индустрия в Казахстане включает различные организации, такие как концертные компании (филармонии, концертные объединения, агентства), концертные залы и другие предприятия, занимающиеся организацией концертных мероприятий. Также имеются театры, цирки и другие театрально-зрелищные предприятия, продюсерские центры, промоутерские компании, студии грамзаписи, развлекательно-зрелищные предприятия, творческие объединения и другие. Арт-менеджеры стали важным элементом арт-индустрии, занимаясь созданием различных арт-продуктов и принося прибыль через их продажу.
В 2000-х годах в Казахстане произошел значительный прорыв в арт-индустрии. Это оказало положительное влияние на развитие культуры и искусства в стране, а также на развитие легального рынка искусств. Законодательная база способствовала появлению рыночных отношений в этой области, что позволяло местным художникам успешно представлять свою продукцию за рубежом. Особые тенденции наблюдались в столице и других крупных регионах Казахстана [9, с 1].
Коммерциализация культурных представлений в организации компании в сфере культуры является сложным процессом, требующим учета специфики отрасли. Однако, успешная коммерциализация возможна при активном использовании маркетинговых инструментов и установлении взаимовыгодных партнерских отношений с другими участниками рынка. Важно сохранять основополагающие культурные ценности и аутентичность в продуктах и сервисах компании. Компания, способная грамотно коммерциализировать культурные представления, имеет большие перспективы для развития и успеха на рынке.
Однако, процесс коммерциализации требует постоянного анализа и адаптации к изменениям внешней среды и потребительского спроса. Только такая компания сможет не только успешно монетизировать культурные представления, но и способствовать их популяризации и укреплению в обществе.
Таким образом, качественный прорыв арт-индустрии в Казахстане в 2000-х годах способствовал развитию легального рынка искусств и возможности местных художников продвигать свою продукцию за рубежом. Коммерциализация культурных представлений в компаниях в сфере культуры требует учета специфики отрасли, использования маркетинговых инструментов и установления партнерских отношений. Однако, для успешного развития на рынке необходимо сохранять культурные ценности и аутентичность, а также адаптироваться к изменениям внешней среды и спроса. Это позволит компаниям не только монетизировать культурные представления, но и способствовать их популяризации и укреплению в обществе.
Список литературы:
- Закон РК «О культуре» // Казахстанская Правда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30081960 (дата обращения: 10.11.2023).
- Концепция культурной политики Республики Казахстан от 4 ноября 2014 г. за № 939. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1400000939(дата обращения: 09.12.2023).
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. –3-е изд. – М: Вильямс, 2009. – 492 c.
- Мильнер Б.З. Теория организации: учебное пособие. – М: Юрайт, 2012. – 390 с.
- Оспанова А. Дәстүрлі қазақ музыкасын айрықша арт-нарығы ретінде басқару: сараптама және даму болашағы : автореф. дис. … Алматы, 2022.
- Оспанова А., Джуманиязова Р. Features of Kazakh traditional music as a part of modern art market // Opción. – Ano 34. – Especial – №18. – 2018.
- Отчет PWC «Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз 2016-2020 годы». – 72 с.
- Пригожин А.И. Методы развития организации. – М: МУФЭР, 2003. – 864 с.
- Силласте Г.Г. Символ и миф в народной культуре. – М: НОРМА – 2006. – 256 с.
дипломов
Оставить комментарий