Статья опубликована в рамках: LXXVII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 11 декабря 2023 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Теория и история искусства
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ БЕЛОРУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРЕЗКИ ИЗ БУМАГИ (ВЫТИНАНКИ): МОЛОДЕЧЕНСКАЯ ШКОЛА
MODERN DEVELOPMENT OF BELARUSIAN ARTISTIC PAPER CUT-OUTS (VYTINANKA): YOUTH SCHOOL
Tian Lu
Postgraduate student of the Educational Institution "Belarusian State University of Culture and Arts",
Republic of Belarus, Minsk
АННОТАЦИЯ
Искусство художественного вырезания из бумаги впервые появилось в Китае и получило широкое распространение в мире. Успешно развивается художественное вырезание из бумаги (вытинанка) в Беларуси. В статье дана характеристика понятия «молодеченская школа» и определено ее значение в становлении художественного своеобразия современной белорусской вытинанки.
ABSTRACT
The paper clippings art first appeared in China and has become widespread in the world. Paper clippings art (vytinanka) is successfully developing in Belarus. The article describes the concept of the "Molodechno school" and determines its importance in the development of artistic originality of the modern Belarusian vytinanka.
Ключевые слова: художественная вырезка из бумаги, вытинанка, молодеченская школа, Китай, Беларусь.
Keywords: paper clippings art, vytinanka, Molodechno school, China, Belarus.
Художественное вырезание из бумаги – это вид декоративно-прикладного искусства, в котором различные изобразительные мотивы, орнаменты и сюжетные композиции создаются при помощи режущих инструментов. Возникновение этого искусства связано с изобретением бумаги, родиной которой является Китай. Искусство китайских бумажных вырезок – цзяньчжи прошло уникальный исторический путь формирования и успешно развивается в наши дни. Искусство художественного вырезания из бумаги получило широкое распространение в мире. Его развитие имеет культурно-генетическое родство с китайским видом творчества − цзяньчжи, и в тоже время каждый народ обогатил его национальными образами и символами, особенными художественными приемами.
Успешно развивается художественное вырезание из бумаги в Беларуси. Оно признано в республике нематериальным культурным наследием и представлено для включения в Список всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО. В белорусском искусствоведении для обозначения описываемого вида искусства принят термин «вытинанка» (от «выцінаць» − вырезать). Активное развитие искусства вырезания из бумаги в Беларуси в конце ХХ – начале ХХІ вв. обусловлено процессом развития национальной культуры и ростом общественного интереса к традициям народного искусства и ремесел. В этот период вырезание из бумаги получило развитие в городах в среде профессиональных художников и сформировалось как авторское искусство.
Определяющая роль в развитии белорусской вытинанки принадлежит молодеченской школе. Целью данной статьи является характеристика понятия «мододеченская школа» и определение ее значения в процессе становления художественного своеобразия современной белорусской вытинанки. О молодеченской школе писали белорусский искусствовед Е. Сахута [3, с. 64–69], художники и преподаватели вытинанки Н. Сухая [4], Н. Червонцева [5], Л. Червонцева [6]. Вместе с тем, это явление, которое во многом определило художественные особенности современной белорусской вытинанки, требует более точного определения и характеристики.
Молодеченская школа – это круг преподавателей и выпускников Молодеченского государственного музыкального колледжа имени М.К. Огинского. С 1995 г. в колледже готовят специалистов по специальности «декоративно-прикладное искусство (художественные изделия из соломки, льна, бумаги)» [4]. Выпускники получают знания, навыки и умения в специализированной области художественного мастерства, приобретают профессиональный подход к созданию произведений декоративно-прикладного искусства.
О молодеченской школе также следует говорить, как о творческом направлении в развитии белорусской вытинанки. Необходимым условием существования такого рода занятий является наличие преемственности художественных приемов ремесла в процессе обучения между наставниками и учениками, а также творческого обмена между художниками, которые взаимодействуют между собой. Произведения представителей школы объединяет единство стилистического решения, образной системы, использование аналогичных материалов и технических приемов. Молодеченская вытинанка отличается выразительностью и сложностью построения композиций, лаконичностью и мастерской стилизацией образов с использованием геометрических форм и орнаментов, качеством техники исполнения, воплощением традиционной белорусской символики и основывается на образах национального культурного наследия. Основные сюжеты в произведениях художников молодеченской школы – обряды и праздники белорусов, мифологические персонажи, народный костюм, архитектурные памятники Беларуси, архетипические и символичные образы: Древо жизни, птицы, животные в геральдических композиция, женщина-мать. Одна из особенностей художественного языка молодеченской школы вытинанки – экспериментальные поиски в использовании и соединении материалов, цветовом решении и оформлении произведений, дизайнерский подход к использованию вытинанок в современном интерьере.
История молодечненской школы вытинанки связана с именем В.Н. Червонцевой (1937–2014), известной мастерицы, основательницы творческой династии. В 1985 г. она начала преподавать в детской художественной школе г. Молодечно, где открыла класс народного искусства. Вместе со своими учениками она возрождала традиции народной вытинанки, и одновременно развивала ее декоративные возможности. На основе изучения музейных коллекций, образцов искусства вырезания из бумаги соседних стран она разрабатывала стилистику белорусской вытинанки.
Образный подход к вытинанке был сформулирован известным белорусским графиком, преподавателем рисунка и композиции колледжа Ю.П. Герасименко-Жизневским (1948–1997). За основу творческого метода им были взяты принципы народного искусства: воплощение образов идеального мира, природы, фольклора, мифологии. Своим ученикам В. Червонцева и Ю. Герасименко-Жизневский в процессе обучения стремились дать комплекс знаний и умений, основанных на традициях белорусской культуры, знании белорусской мифологии, календарных обрядов, орнамента [5, с. 12].
При обучении в колледже важной задачей является удержать студентов в границах общего стиля, сформировать владение базовыми понятиями: стилизация, орнамент, ритм, декоративность. Работа педагогов направлена на развитие у учащихся понимания различных стилистических направлений в народном и современном декоративном искусстве [5, c. 402]. В результате у молодого мастера формируется способность «держать плоскость», это значит − следовать принципам декоративности народного искусства. В процессе обучения большое внимание уделяется символике и стилю орнамента, как белорусского, так и мирового. Важное место отведено экспериментам с использованием цветной и тонированной бумаги, фольги, прозрачной пленки, работе с объемом, подсветкой. Для молодеченской вытинанки характерны глубокий символизм, основанный на знании архетипических основ национальной культуры, мифологии, истории. В произведениях представителей школы воспроизведены не просто народные образы и сюжеты, за ними стоит пласт национальной традиции, считываемый зрителем как текст белорусской культуры (Рис. 1).
Наиболее известными представительницами молодеченской школы вытинанки являются О. Бабурина (творческий псевдоним Палуніца, Palunisа), творчеству которой присущи стремление к воплощению общефилософских образов и архетипов, а также выразительный символизмом художественного языка. О. Бабурина обращается в своих работах к значимым темам. В 2012 г. она выполнила серию вытинанок, иллюстрирующих Всемирную декларацию прав человека, которая имела широкий общественный резонанс [2]. В 2017 г. выполнила серию «Князья Великого княжества Литовского» («Уладары Вялікага княства») из 18 больших вытинанок размером 60х40 см, в которой воплотила образы белорусской истории XVI−XVII вв. (Рис. 2). Художница активно продвигает белорусскую вытинанку. В одном из интервью она сказала: «Хочу, чтобы вытинанка стала нашим национальным брендом». С этой целью она создала Музей вытинанки в д. Лоск Воложинского района Минской области. Художница работает как с детьми, так и со взрослыми. Книга «Мая выцінанка», написанная в соавторстве с Н. Сухой [1], востребована в среде педагогов и художников в стране и за рубежом.
Творчество Н. Сухой сформировалось на основе принципов и стиля молодеченской вытинанки. Ее произведения отражают глубокий интерес к фольклору, стилизованы под наивное искусство, и в тоже время индивидуальны и узнаваемы. Серия вытинанок «Белорусские народные праздники» из красной бумаги на белом фоне по цветовому и композиционному решению ассоциируется с белорусским народным текстилем с геометрическим орнаментом (Рис. 3). Она ярко воплощает особенности лаконичного стиля молодеченской вытинанки. Художница часто обращается к теме семьи, сюжетам из деревенской жизни, изображает фигурки людей, животных, растительные мотивы. Ее вытинанки изобразительные и вместе с тем декоративные, по композиции напоминают крестьянские тканые ковры. Глубоким символичным содержанием отличается ее симметричная композиция «Курган» (Рис. 4).
Яркими представителями молодеченской школы являются белорусские художники вытинанки, среди которых преподаватели колледжа: Н. и Л. Червонцевы, Л. Волкович-Борис; выпускники и последователи: О. Маслова, Е. Кучко, О. Сорока (Молодечно), О. Харлинская (Воложинский район), Т. Пенкрат (Червенский район), О. Пилецкая (Клецкий район), М. Гончарик (Мядельский район), С. Одинец, М. Серченя, А. Радкевич, Н. Одинец (Любанский район), А. Перлина (Витебск), Ю. Каврус (Наровля) и др.
Каждый из художников, следуя общему художественному направлению, воспринятому в процессе обучения в колледже и творческих контактов с коллегами по искусству вытинанки сумел создать свой узнаваемый авторский стиль. Они транслируют традиции молодеченской школы молодому поколению мастеров вытинанки, что является важным фактором дальнейшего плодотворного развития искусства художественного вырезания из бумаги в Беларуси.
Распространению опыта преподавания молодеченской школы, широкому овладению ее выразительными приемами в создании вытинанок содействуют республиканские творческие форумы по искусству вырезания из бумаги, которые были организованы Молодеченским государственным музыкальным колледжам им. М.К. Огинского в 2019, 2021, 2023 годах и семинары-практикумы для преподавателей, руководителей кружков и любителей вытинанки. В 2016 г. на базе колледжа состоялся VI Международный симпозиум «Художественное вырезание: форма и цвет», в котором приняли участие около 70 художников вытинанки и искусствоведов из Польши, России, Франции, Литвы, Украины, Беларуси. Таким образом, значение достижений и опыта молодеченской школы вытинанки вышло на международный уровень.
Список литературы:
- Бабурина В., Сухая Н. Мая выцінанка. — Мінск: Беларуская Энцыклапедыя, 2014. — 98 с.
- Бабурина О.В. Права вытинанки // Художественное вырезание: форма и цвет: сб. ст. VI международного симпозиума, посвященного памяти В. А. Дубинко и В.Н. Червонцевой, [г. Молодечно, 24―26 июня 2016 г. / сост. и ответ. ред. А.А. Петриченко]. — Домодедово; Молодечно, 2016. — С. 192―194.
- Сахута Я.М. Беларуская выцінанка: традыцыі і сучаснасць. – Мінск: Беларуская навука, 2023. – 319 с.
- Сухая Н.А. Молодечненская школа вытинанки: история и художественные особенности // Сб. науч. ст. II-го междунар. симпозиума «Художественный замысел и его воплощение средствами вырезания» (19 – 21 сентября 2008). – Москва, 2009. – С. 58—64.
- Червонцева Н.Л. Творческий метод и личность Виктории Никитичны Червонцевой // Художественное вырезание: форма и цвет : сб. ст. VI междунар. симпозиума, посвященного памяти В.А. Дубинко и В.Н. Червонцевой [г. Молодечно, 24―26 июня 2016 г. / сост. и ответ. ред. А. А. Петриченко]. — Домодедово; Молодечно, 2016. — С.11—14
- Чырвонцева Л.Л. Маладзечанская школа выцынанкі // Сохранение нематериального культурного историко-культурного наследия стран СНГ в контексте глобальных вызовов: Междунар. науч.-практ. семинар, Минск, 15—17 нояб. 2022 г.: сб. науч. ст. – Минск: БГУКИ, 2022. – С. 398—420.
Рисунок 1 – Дипломные работы выпускников Молодеченского государственного музыкального колледжа им. М.К. Огинского. Фото Тянь Лу
Рисунок 2 – «Князь Витовт». Из серии «Князья Великого княжества Литовского».
2015 г. Худ. О. Бабурина. Фото О. Бабуриной
Рисунок 3 – «Агу, Весна!». 2010 г. Худ. Н. Сухая. Фото Н. Сухой
Рисунок 4 – «Курган». 2015 г. Худ. Н. Сухая. Фото Н. Сухой
дипломов
Оставить комментарий