Статья опубликована в рамках: LXXIX Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 12 февраля 2024 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Теория и история искусства
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ДЕФИНИЦИЯ ПОНЯТИЯ «ОБРАЗ ВОЖДЯ» (ЛИДЕРА) В КИТАЙСКОМ И РУССКОМ ИСКУССТВЕ ХХ ВЕКА
Чтобы изучить образа вождя в китайском и русском искусстве, сначала необходимо провести научное исследование относительно термина «вождь»: происхождение слова «вождь», понимание слова «вождь» в Китае и России, определение слова «вождь» в китайском языке и русском языке, что будет являться основой и предпосылкой для изучения образа вождя в китайском и русском искусстве.
Платон, великий философ Древней Греции, в книге «Идеальная страна» разделил города-государства по вертикали на три области – философии, военную и экономическую, которым соответствуют три класса: правители, воины и ремесленники [4, c. 168]. Таким образом, условно предлагаются три типа «вождей»: философские вожди, которые полагаются на разум и справедливость, военные вожди, которые защищают страну и сдерживают желания, и вожди деловые, которые обеспечивают гражданам материальные потребности и удовлетворяют их минимальные желания. Следовательно, перед нами самое раннее понимание концептуального значения слова «вождь».
По-русски, вождь – существительное, образованное от глагола «водить» – «тот, кто ведёт». Данная трактовка встречается в этимологическом онлайн-словаре Г.А. Крылова [8]. «Вождество» чаще всего понимается как автономная политическая единица, включающая в себя несколько деревень или общин, объединённых под постоянной властью верховного вождя. Вождизм – как тип властных отношений, характеризующийся личным господством и преданностью одному человеку – вождю. Вожди во главе государств известны с древних времён [8, c. 78]. Особенное развитие государственный и партийный вождизм (лидерство) получил после Первой мировой войны в социалистических странах.
Слово «вождь» пишется как «领袖» по-китайски и произносится как «Лин Сю». Это буквально означает воротник и рукава (китайское произношение воротника – «Лин», а китайское произношение рукавов – «Сю»). В Китае термин «вождь» произошёл от китайской династии Цзинь [9, c. 45]. От династий Вэй и Цзинь до наших времен эволюция значения слова вождь в китайской истории изменилась от буквального значения воротника и рукавов одежды к метафорам примера, модели и подобных им, а затем к метафорам вождя или ведущей фигуры – именно потому, что воротник и рукава являются символом статуса одежды.
В «Словаре этимология современного китайского языка» [7], составленном г-ном Хуанхэ Цинем в период Китайской Республики, объясняется, что «вожди – это руководители стран, политических партий, общественных организаций и так далее». В «Словаре современного китайского языка (седьмое издание)», составленном редколлегией Института лингвистики Китайской академии общественных наук в 2016 году [5], объясняется, что «Вождь – высший руководитель государства, политической группы или массовой организации». «Оксфордский англо-китайский словарь для продвинутых учащихся» объясняет его по-китайски: «Вождь – политический, духовный лидер, руководитель», – и объясняет его по-английски как «лидер – человек, который руководит группой людей, особенно глава страны, организаций и т.д. » («leader – a person who leads a group of people, especially the head of a country, an organization, etc.). Толковый словарь Д. Ушакова поясняет слово «вождь» следующим образом: «Вождь – руководитель или лидер группы людей, народа, страны. Вождь – глава племени или вождества; руководитель государства (или организации), основанного на принципе вождизма; руководитель общественного движения, партии, идейный руководитель» [6, c. 33].
В СССР в 1920–1930-е гг. эпитет «вождь» относился к любым советским начальникам высокого уровня (республиканские руководители, члены ЦК ВКП(б)), а после 1938 гг. эта фигура речи фактически используется только по отношению к Ленину и Сталину (а в 1940–1950-е гг. также иногда к руководителям «братских компартий»). После Октябрьской революции 1917 года в Советской России и СССР стали использоваться во множественном и единственном числе эпитеты «вожди революции», «вожди пролетариата» и просто «вожди» применительно к В. И. Ленину и Л. Д. Троцкому (последний также именовался «вождём Красной армии», а Г. Е. Зиновьев – «вождём Коминтерна»). С обретением всей полноты власти И. В. Сталиным подобные выражения практически исчезли, так как в полноценно тоталитарном обществе вождь может быть только один, которым и был объявлен И. Сталин во время его пребывания у власти в СССР, когда государственно-партийная система стала сталинизмом [1, c. 44]. При расцвете культа личности Иосифа Виссарионовича эпитеты «Великий вождь», «Великий вождь и учитель», «Вождь мирового пролетариата» по отношению к Сталину часто использовались в официальной публицистике и риторике. После смерти Сталина эпитет вождя адресовался таким людям, как Леонид Брежнев, Юрий Андропов и другие.
Некоторые представители социально-гуманитарного дискурса интерпретируют термин «вождь» в деструктивном смысле, ассоциируя его с негативными историческими деятелями либо с другими историческими деятелями, наследие которых они понимают как негативное или преимущественно негативное. Однако в этой статье рассматривается конструктивный смысл термина «вождь», «лидер». Вождь должен обладать следующими характеристиками: во-первых, вождь – это живой человек и политическая фигура; во-вторых, вождь обладает властью в политической партии или стране; в-третьих, вождь обладает выдающимися практическими способностями в политической деятельности; и, наконец, вождь (лидер) сыграл неизмеримую роль в важном поворотном моменте исторического развития государства. На основе философского диалектического материализма Маркса и исторического материализма следует в полной мере уважать исторические постулаты, утверждающие роль лидера. В результате вожди политических партий являются продуктом исторических эпох и подчиняются историческим законам [3, c. 56]. Вожди (лидеры) играют особую роль в продвижении исторического развития при становлении общества. Они являются «участниками и планировщиками исторических событий», а также «инициаторами и организаторами исторических задач» [2, c. 216].
Подводя итог, следует перечислить людей, которые отвечают вышеуказанным требованиям, предъявляемым к данному определению вождя в России и Китае в двадцатом веке, и могут быть известны как лидеры. Сюда включены (но не ограничены ими): великий революционный вождь В.И. Ленин, великий лидер советского периода – И.В. Сталин и другие политические лидеры, которые сменили высшее руководство Советского Союза после смерти Сталина. Аналогичным образом, в КНР: Мао Цзэдун – главный деятель первого поколения Коммунистической партии Китая, Дэн Сяопин – основная фигура второго поколения центрального руководства, Цзян Цзэминь – крупнейший деятель партии третьего поколения центрального руководства.
В XX веке Россия вывела пролетариат на авансцену истории благодаря Октябрьской революции и начала строить новую социалистическую систему. В XX веке Китай пошел по стопам Советов и создал новую Китайскую Народную Республику, которая также встала на путь социалистической системы. Победа социалистической революции вызвала глубокие революционные изменения и в области искусства. Появились новые темы и новые художественные образы. Трудовой народ выдвинул требование реализма и зрелого языка художественных образов. В России и Китае в XX веке родился один из великих и новаторских художественных образов социалистического искусства – «Образ вождя» (лидера). На картине «Выступление В. И. Ленина на Путиловском заводе в 1917 году», созданной известным советским художником И. Бродским в 1926 году, представлен образ вождя, которого поддерживают массы. На картине «Гутяньская конференция», созданной китайским художником Хэ Кундом в 1971 году, изображен художественный образ вождя Мао Цзэдуна, известны и другие произведения искусства, раскрывающие упомянутую в данной статье тематику. «Образ вождя» (лидера) был создан в большом количестве культурного наследия России и Китая в XX веке и стал важной частью русского и китайского искусства данного исторического периода.
Список литературы:
- Волкогонов Д. А. Семь вождей. Кн. 1 / Д. А. Волкогонов. – М., 1995. – 478 с.
- Ли Сюлинь. Диалектический материализм и принципы исторического материализма. / Ли Сюлинь. – Пекин, 2004. – 216 с. (на китайском языке)
- Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. – М.: Политиздат, 1974. – 63 с.
- Платон. Сочинения в четырех томах. – Т. 1. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко, 2006. – 636 с.
- Словарь современного китайского языка / сост. редкол. Института лингвистики Китайской академии общественных наук [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.studmed.ru/slovar-sovremennogo-kitayskogo-yazyka-_33d2f914675.html(дата обращения: 03.02.2024)
- Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. В 4 т. – М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.
- Хуанхэ Цинь. Словарь этимологии современного китайского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ctext.org/etymology (дата обращения: 03.01.2024)
- Этимологический онлайн-словарь Г.А. Крылова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gufo.me/dict/krylov (дата обращения: 03.02.2024)
- Юлин Мао. История Династии Цзинь. – Т. 41. – Биография № 11 / Мао Юлин. – Пекин, 2012. – С. 246–247. (на китайском языке)
дипломов
Оставить комментарий