Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXII-LXXIII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 09 августа 2023 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Теория и история искусства

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ли М. СРЕДСТВА ВОПЛОЩЕНИЯ ОБРАЗОВ ДЕМОНОВ В ПЕКИНСКОЙ ОПЕРЕ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. LXXII-LXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 7-8(61). – Новосибирск: СибАК, 2023. – С. 16-24.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СРЕДСТВА ВОПЛОЩЕНИЯ ОБРАЗОВ ДЕМОНОВ В ПЕКИНСКОЙ ОПЕРЕ

Ли Мэнлинь

соискатель ученой степени кандидата наук, Белорусский государственный университет культуры и искусств,

Беларусь, г. Минск

MEANS OF EMBODYING IMAGES OF DEMONS IN BEIJING OPERA

 

Li Menglin

applicant for the degree of Candidate of Sciences, Belarusian State University of Culture and Arts,

Belarus, Minsk

 

АННОТАЦИЯ

Целью статьи является анализ средств создания образов инфернальных персонажей в произведениях Пекинской оперы, основанных на двух известных фантастических романах эпохи династии Мин. Дается описание особенностей грима, костюмов, сценических движений и способов вокального звукоизвлечения, характерных для разных амплуа актеров, исполняющих роли демонов и злых духов.

ABSTRACT

The purpose of the article consists in the analysis of images of infernal characters in Beijing opera works based on two well-known fantastic novels of the age of Ming dynasty. The article provides the description of specifics of face paint, costumes, stage movements and methods of voice production characteristic of various specialties of actors performing the roles of demons and evil spirits.

 

Ключевые слова: амплуа пекинской оперы; условность; инфернальные персонажи; демоны; грим; костюм.

Keywords: specialties of Beijing opera; convention; infernal characters; demons; face paint; costume.

 

Произведения китайской литературы и музыкально-театрального искусства включают множество фантастических инфернальных персонажей. Они обладают уникальными характеристиками, которым в исследованиях китайских литературоведов и искусствоведов уделено недостаточное внимание. Отдельные сведения об инфернальных персонажах в традиционной китайской опере почерпнуты автором статьи в труде Тао Цзюньци [4], представившем огромный репертуар пекинской оперы, а также в исследованиях Гун Хэдэ [1], Чжан Цзинцю [7], Чжао Юнци [8], посвященных художественным особенностям пекинской оперы. 

Первым произведением, описывающим мифических животных и иных необыкновенных существ, стала «Книга гор и морей» («Шань хай цзин») эпохи раннего периода династии Цинь. Собранные в ней легенды и мифы являются отражением «фантастического мира», созданного воображением наших предков. В эпоху династий Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий появился такой жанр китайской литературы, как «Записи о необычном» («Соу шэнь цзи»), в которых рассказывались истории о сверхъестественных силах, демонах и других фантастических существах (например, «Записи о поисках духов» писателя, историка и государственного служащего времен династии Цзинь Гань Бао).

 В эпоху династии Мин (1368–1644) с характерным для нее смешением буддийской и даосской культур, в которых значительное место занимали верования в духов и другие сверхъестественные силы, появилось большое количество романов о духах и демонах. К ним относятся романы «Путешествие на Запад» и «Возвышение в ранг духов». В романе «Путешествие на Запад» описывается путешествие буддийского монаха Тан Саньцзана с тремя учениками в Западный рай (образ Индии) за священными писаниями и то, как они на своем пути побеждают причиняющих вред людям демонов. Духи и демоны в романе соединяют характерные особенности животных и людей. Роман «Возвышение в ранг духов» рассказывает историю Цзян Цзыя, который помогает У-вану (первому императору династии Чжоу) в его военной экспедиции против тирана Ди Синя (последнего правителя шанской династии). В сюжете романа яркие мифологические персонажи сосуществуют с реальными историческими личностями.

Одновременно с развитием фантастической литературы, начиная с эпохи династии Тан, формировалось искусство китайской оперы. Сюй Дацзюнь упоминает, что «в процессе своего создания и развития жанры романа и оперы были связаны: побуждали создание друг друга, влияли и обменивались друг с другом, использовали сильные стороны другого жанра для обогащения собственного художественного выражения» [3 с. 1].

В эпоху династии Цин появилась серия опер, основанных на романах «Путешествие на Запад» и «Возвышение в ранг духов». Они были основаны на отдельных главах романов, подвергшихся процессу адаптации и расширения. В одной серии опер могло быть более ста частей, что свидетельствует о том, что оперы на фантастическую тематику занимали существенную часть репертуара традиционной китайской оперы. В «Начальном исследовании репертуара пекинской оперы» Тао Цзюньци [4] приводится 35 опер по тематике «Путешествие на Запад» и 44 оперы по тематике «Возвышения в ранг духов». Пекинская опера формирует стандартизированную, условную художественную форму выражения, что позволяет выявить средства и приемы, с помощью которых представляются демонические персонажи в традиционной китайской опере с фантастическим сюжетом.

Известно, что в традиционной китайской опере персонажи делятся на условные типы ролей, которые обозначаются как «амплуа». Чжао Юнци отмечает, что «в пекинской опере персонажи классифицируются по таким признакам, как пол, характер, возраст, профессия, социальное положение, и иным характерным чертам. Благодаря художественному преувеличению, достигаемому с помощью нанесения грима, использования костюмов и других художественных средств, сценические персонажи разделяются на 4 типа: шэн, дань, цзин, чоу» [8, с. 102].

Инфернальные персонажи, появляющиеся в операх по тематике «Путешествие на Запад» и «Возвышения в ранг духов», – это демоны, обладающими сверхъестественными способностями, либо злые духи. Они являются противниками положительных персонажей, представляющих силы добра, и причиняют прямой вред простым людям. Демоны-мужчины – это жестокие, мрачные персонажи, которые используют свои могущественные способности для разрушения и обладают высоким социальным положением, например, демон-леопард в опере «Цзиньцяньбао» или три короля демонов в опере «Гора Шито». Данные персонажи являются главными антагонистами и относятся к амплуа «цзин».

Демоны-женщины обладают сверхъестественными способностями и злой душой, они переодеваются в красивых молодых девушек и обманывают людей. Например, демон-паук в опере «Паутинная пещера» перевоплощается в молодую девушку, чтобы заманить Тан Саньцзана, вышедшего на поиски пищи, в ловушку пещеры и завладеть его сверхъестественными способностями.  Лиса-оборотень Да Цзи в опере «Ненависть Лутая» вынуждает тирана Ди Синя жестоко казнить его верного премьер-министра. Эти персонажи относятся к амплуа «дань».

Амплуа «цзин» широко известно как «хуалянь» (букв. «раскрашенное лицо») и отличается использованием различных красочных узоров для создания грима. Значение грима весьма велико: «понимание зрителем сюжета оперы и определение сторон добра и зла являются одними из основных функций нанесения грима. Разнообразие наносимого грима является важной особенностью китайской оперы, поскольку может указать на верность персонажа или его предательство ... отобразить личные качества, профессию и социальное положение персонажа» [8, с. 59].

Существуют различия в гриме для создания образов демонов и реальных людей. В эпоху династии Мин золотой и серебряный цвета стали основными цветами, используемыми для создания образов мифологических персонажей. Кроме того, использовались синий и зеленый цвета, которые обозначали свирепость характера персонажа. Одного цвета недостаточно, чтобы выразить жестокость персонажа-антагониста, поэтому важную роль в создании образа амплуа «цзин» играют особые символические узоры, используемые в гриме: например, «грим с природными узорами (силуэтами солнца и луны, пламени, облаков), каллиграфическими символами, изображением птиц и животных (силуэтами летучей мыши, мордами животных, крыльями птиц), узорами с изображением оружия и др.» [5, с. 74]. В операх по тематике «Путешествие на Запад» грим персонажей-демонов, как правило, включал узоры из элементов птиц и животных. Так, грим демона-леопарда в опере «Цзиньцяньбао» сочетает в себе изображение морды, клыков и пятнистого узора леопарда. Тем самым создается яркий и вызывающий образ, позволяющий с первого взгляда понять суть персонажа.

В традиционной китайской опере при нанесении грима брови, глаза и рот изображаются с особой выразительностью. Например, «бровь жестокости» (кончик брови поднимается вверх) используется для изображения злобных и коварных персонажей. Эта форма брови легче всего позволяет актеру изобразить свирепое выражение лица, когда он хмурится. «Огненный рот» обычно изображается с помощью красного цвета и по форме напоминает перевернутый «юаньбао» (лодкообразный серебряный или золотой слиток, используемый в Древнем Китае в качестве денег), что указывает на свирепость, жестокость и разнузданность персонажа.

В отличие от сложного, делающего особый акцент на цветовом оформлении макияжа амплуа «цзин», амплуа «дань» делает акцент на изображении естественной красоты женщины. Молодые женщины, изображаемые в данном амплуа, применяют косметику в небольшом количестве, подобный макияж называют «очаровательным макияжем» либо «чистым лицом». Макияж амплуа «дань» прост и выполнен в соответствии с тем, как женщины наносили макияж в древние времена, используя румяна, чтобы слегка подкрасить брови, веки, губы и щеки поверх основного цвета лица актера, сохраняя естественную красоту внешности персонажа. С модернизацией техники грима и использованием сценического освещения,  грим амплуа «дань»  усложнился, хотя по-прежнему основывался на отражении естественной красоты женщин. Тем самым достигался контраст внешности персонажа амплуа «дань» с его темной, злобной   и коварной сущностью.

Используя цвета и узоры для создания образа персонажа, создатели опер раскрывают его индивидуальность и разграничивают персонажей-протагонистов и персонажей-антагонистов.

Система использования сценических костюмов и украшений персонажей различных амплуа также является важным элементом в создании образов инфернальных персонажей. Костюмы и аксессуары в пекинской опере призваны помочь в передаче информации о персонажах и их характерах, в то же время дизайн костюмов и аксессуаров должен подходить для игры на сцене. Основными отличительными особенностями персонажей-антагонистов опер по тематике «Путешествие на Запад» и «Возвышения в ранг духов» являются их сила и грубый характер. Данные персонажи хорошо владеют боевыми искусствами и именуются «уцзин» (мужской военный персонаж с раскрашенным лицом). Они одеты в свободный длинный халат с красочным узором, матерчатые сапоги на толстой подошве и шапку, украшенную красочной вышивкой и помпонами ярких цветов. Данный костюм подчеркивает фигуру, увеличивает рост, а также является удобным для актера и позволяет ему выполнять большое количество акробатических движений, демонстрирующих мощную энергию и силу персонажа. Длинный халат, надеваемый актером, обычно расстегнут и развевается вслед за его движениями: таким образом изображается разнузданность и жестокость персонажа.

В отличие от вычурных и ярких костюмов амплуа «цзин», костюмы амплуа «дань» проще и обыденней, так как персонажи данного амплуа, за исключением персонажей, хорошо владеющих боевыми искусствами, являются обычными женщинами разных возрастов. В операх по тематике «Путешествие на Запад» и «Возвышения в ранг духов» демоны-женщины скрывают свою настоящую личность и перевоплощаются в молодых и красивых женщин. Эти персонажи также имеют комплекс костюмов и аксессуаров: на верхнюю часть тела надевается двубортная куртка, а на нижнюю часть тела – короткая юбка и длинные широкие брюки. Цвета костюмов и аксессуаров могут слегка меняться в зависимости от социального положения персонажей. Гун Хэдэ отмечает, что «желтый цвет является цветом императора; среди остальных цветов особо ценится красный, фиолетовый же используется в качестве дополнения к красному; синий и зеленый цвета используются для обозначения низкого статуса» [1, с. 270]. В пекинской опере «Колокольчик кражи души» демон-женщина – это красивая «простая» девушка, облаченная в короткую синюю куртку и длинную юбку, что указывает на ее социальное положение простолюдинки, а в опере «Ненависть Лутая» демон-лиса изображается в виде императорской наложницы в красной куртке, что говорит о ней, как о знатной даме. Для усиления эффекта от представления некоторых особых мифологических персонажей для них создаются специальные костюмы и аксессуары. В книге Ян Ляньци «Дворцовый театр Чэнъин эпохи поздней династии Цин» есть информация о том, что в период императора Цяньлуна (1711–1799) «было создано множество специальных костюмов для исполнения различных опер и усиления их художественного эффекта» [9, с. 203], в том числе были созданы костюмы и головные уборы, специально используемые для изображения персонажей-демонов. Правильный выбор и использование костюмов, а также выразительность наносимого макияжа могут помочь актерам в формировании образов самых разных персонажей, а эстетически искушенному зрителю – легче принять замысел исполнителей оперы.

Различия в формах исполнения также отражены в амплуа пекинской оперы. В «Исследовании эстетики оперных амплуа» Лэн Синь пишет о том, что «амплуа «цзин» должно передавать черты характера персонажей в отчетливой форме, полностью используя потенциал персонажа, в то время как амплуа «дань» отличается ... выражением сдержанности женских персонажей и их эмоций» [2, с. 125–126]. Существует довольно много различий в пении и сценических движениях исполнителей двух характеризуемых амплуа. В исполнении пекинской оперы у каждого амплуа есть своя система сценических движений, которые по технике можно разделить на несколько категорий: техники жестов, выражающих эмоции взглядов, движения тела, движения ног при ходьбе.

Для того, чтобы показать отличительные черты характера персонажей амплуа «цзин» и их силу, требования к масштабу, скорости и силе движений при исполнении данного амплуа значительно выше по сравнению с иными амплуа. В опере «Цзиньцяньбао» демон-леопард выходит на сцену, высоко поднимая ноги и шагая с ощущением силы в своих движениях.  Когда демон обращен лицом к зрителям в короткой паузе во время его «застывания в картинной позе» (данный прием используется для того, чтобы полнее раскрыть образ персонажа), он обводит аудиторию острым взглядом, обеими руками отводит в стороны края длинного халата, его спина выпрямляется: таким образом демонстрируется жестокий и властный нрав персонажа.

В отличие от требований к движениям в амплуа «цзин», движения персонажей амплуа «дань» требуют подчеркивания красоты и сдержанности женского персонажа: масштаб ее движений должен быть небольшим, движения тела должны быть медленными и мягкими, показывая красоту и изящество фигуры персонажа. Шаги демона-женщины в пекинской опере «Колокольчик кражи души» мелкие и легкие, внешность персонажа обманчиво нежна и красива, что придает очарование коварной молодой женщине.

Важной частью исполнения оперы является техника пения, к которой в китайской опере предъявляются высокие требования. Для амплуа «цзин» пекинской оперы характерен «дацань» (грудной, естественный голос, который используется во время говорения либо пения), в амплуа «дань» же часто используется «сяоцань» (фальцет, который отличается от грудного голоса тем, что голосовые связки не полностью сомкнуты и в них сохраняется вибрация, с помощью которой и создается звук). Чжан Цзайфэн отмечает, что «пение фальцетом в пекинской опере создает нежный и красивый звуковой эффект», а «пение грудным голосом создает «широкий», громкий звуковой эффект» [6, с. 41]. Таким образом, способы звукоизвлечения актеров различных амплуа совпадают с чертами характера, присущими образам персонажей данных амплуа. Использование техники грудного голоса для ролей амплуа «цзин» с его «широким», громким тембром в сочетании со сценическим искусством и движениями актера позволяет легко отразить характерные черты жестокого характера демона; использование техники фальцета для ролей амплуа «дань» с его нежным и красивым тембром позволяет легко отразить сдержанный, притворно мягкий характер демонов женского пола. Способы пения и характер движения при исполнении актерами ролей амплуа «цзин» и «дань» подчиняются правилам исполнения соответствующих амплуа, при этом в них используются различные тембры голоса и эстетически различные движения для передачи черт характера мужских и женских персонажей.

Таким образом, исполнительское искусство пекинской оперы подчиняется стандартам и правилам, и все стандартные особенности данной системы исполнения ярко проявляются в сценических «амплуа». Амплуа являются типизацией образов персонажей, а костюмы, грим и сценическое исполнение актеров придают данным амплуа их индивидуальность. Инфернальные персонажи (демоны, злые духи) в операх на фантастическую тематику делятся по половому признаку на 2 типа амплуа – «цзин» и «дань», а канонические средства художественного выражения пекинской оперы (грим, костюм, сценические движения, манера вокального исполнения) помогают воплотить наиболее важные черты характера персонажей.

 

Список литературы:

  1. Гун Хэдэ. Исследование в области сценического искусства. – Пекин: Китайский театр, 1987. –  408 с. (на китайском языке)
  2. Лэн Синь. Исследование эстетики оперных амплуа: дис. ... канд. искусствоведения. – Пекин: Китайская академия искусств, 2015. –  153 с. (на китайском языке)
  3. Сюй Дацзюнь. История взаимоотношений между романом и оперой в Древнем Китае. – Пекин: Народная литература, 2010. – 579 с. (на китайском языке)
  4. Тао Цзюньци. Начальное исследование репертуара пекинской оперы. – Пекин: Китайский театр, 1963. – 536 с. (на китайском языке)
  5. Хуан Дяньци. Сборник образцов масок-гримов актеров традиционной китайской оперы. – Пекин: Китайский театр, 1994. – 218 с. (на китайском языке)
  6. Чжан Цзайфэн. Как хорошо спеть пекинскую оперу. – Чанша: Литература и искусство провинции Хунань, 2014. – 387 с. (на китайском языке)
  7. Чжан Цзинцю. Исследование опер по тематике «Путешествие на Запад» эпохи династии Цин. – Пекин: Интеллектуальная собственность, 2012. – 567 с. (на китайском языке)
  8. Чжао Юнци. История китайской культуры изображения. Том: маски-гримы пекинской оперы. – Пекин: Китайская съемка, 2019. – 462 с. (на китайском языке)
  9. Ян Ляньци. Дворцовый театр Чэнъин эпохи поздней династии Цин. – Пекин: Китайский театр, 2012. – 252 с. (на китайском языке)
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий