Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 12 июня 2023 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Загуляева В.С. ТЕХНИКА ЛЕВОЙ РУКИ ВИОЛОНЧЕЛИСТА // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. LXXI междунар. науч.-практ. конф. № 6(60). – Новосибирск: СибАК, 2023. – С. 12-16.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТЕХНИКА ЛЕВОЙ РУКИ ВИОЛОНЧЕЛИСТА

Загуляева Виктория Сергеевна

преподаватель кафедры «Камерный ансамбль и концертмейстерское мастерство», ГОУ ВПО «ПГИИ им. А.Г. Рубинштейна»,

Приднестровье, Молдова, г. Тирасполь

АННОТАЦИЯ

В статье представлена техника левой руки виолончелиста. Обобщены обширные сведения из теоретической и методической литературы, которые нашли подтверждение в собственной исполнительской и педагогической практике автора.

 

Ключевые слова: интонация, позиция, переходы по грифу.

 

Понятие «техника» подразумевает движение рук в процессе игры на смычковом инструменте. Особенности техники левой руки определяется её функцией, включающей в себя интонирование, вибрато, держание инструмента на весу (скрипка, альт) или поддерживание стоящего на полу (виолончель, контрабас).

Характерной особенностью техники левой руки является совмещение всей руки (от плеча во всех суставах) по всем нужным направлениям с самостоятельными движениями интонирующих пальцев (к струне и от неё), т. е. пальцы доставляются рукой в нужное время в нужную точку грифа.

Комплекс движений левой руки можно разложить (по К. Флешу) на пять основных видов:

  1. падение пальцев на гриф и их снятие;
  2. скольжение пальцев при хроматизмах и растяжениях;
  3. перебрасывание пальцев через струну;
  4. движение большого пальца вдоль шейки инструмента, а также по грифу в положении ставки;
  5. комбинированные движения кисти и предплечья при участии плеча.

Эти движения и образуемые ими звуковые сочетания составляют основы техники левой руки виолончелиста.

Пальцевая техника

Интонирование осуществляется посредством прижатия пальцами струны к грифу. Наиболее удобно и результативно это делать подушечкой, для чего палец обретает закруглённую форму.

Для наибольшей точности палец падает на струну без излишнего напряжения, с соответствующей его весу силой и упругостью.

Падение пальцев рассматривается как способ движения, требующий наименьших затрат энергии.

Желательно избегать формального постукивания пальцев о струны, так как задачей пальцев является не прибивание, а прижатие их к грифу.

Ясное представление о звуковом результате позволяет пальцу до прижатия струны автоматически настроиться на нужную форму движения (изгиб), точку прикосновения, усилие и оббьем (высота подъёма над струной) движения. При подъёме для очередного прижатия палец также автоматически прижимает необходимый изгиб и, опускаясь на струну, не изменяет его. Такой принцип работы пальцев позволяет достигать наиболее чистой интонации.

Следует избегать излишнего усилия как в пальцах, так и во всех руке, что повышает устойчивость его в точке прижатия. Степень нажима пальцев на струну зависит от необходимости их устойчивости или скольжения, поэтому при смене позиций скольжением нажим нужно ослабить, а после дожать.

Одинаковый угол падения пальцев при игре на разных струнах обеспечивается «рулевым» движением руки, выполняемым в плечевом суставе.

Своеобразна роль большого пальца в процессе интонирования. В его функции входит поддерживание шейки инструмента, через него левая рука осуществляет контакт струны со смычком (условие звукоизвлечения) и создаёт противодействие нажиму интонирующих пальцев. Успешному совмещению этих обязанностей большого пальца содействует точное весовое ощущение руки, инструмента и пальцев, позволяющее избежать «хватание» шейки инструмента и без излишнего трения перемещать руку из позиции в позицию.

Большой палец, при условии раскрепощённости движения, сам находит удобное положение, перемещаясь вдоль шейки инструмента. Вынос большого пальца на гриф называется ставкой. В этом случае большой палей как бы представляет собой искусственный порожек. При помощи ставки виолончелист приобретает лишний татрахорд. Ставка обозначается ноликом, дополненным в центре своей нижней части маленькой вертикальной чёрточкой. В таких случаях противодействие интонирующим пальцам у виолончелистов оказывает точка опоры в районе диафрагмы.

Комбинированные движения кисти, предплечья и плеча формируются в зависимости от расположения интонирующих пальцев на грифе.

Определяя игровые движения левой руки, нужно учитывать, что они практически неотделимы от техники правой, озвучивающей то, что осуществляет левая рука. Исключением является приём пиццикато в левой руке.

Аппликатура

Аппликатура (от лат. апплико – прикладываю, прижимаю) является одним из индивидуальных выразительных средств исполнительского искусства инструменталиста и подразумевает способ расположения и порядок чередования пальцев, а также обозначение этого порядка и способа в нотах.

Естественная и рациональная аппликатура способствует художественной выразительности игры, облегчает преодоление технических трудностей, укрепляет музыкальную память, развивает свободу ориентировки на грифе, помогает исполнителю при чтении с листа. От умелого выбора аппликатуры во многом зависит качество исполнения.

На смычковых инструментах можно играть в разных позициях, и интонирующие пальцы передвигаются по полутонам по всему грифу, что предоставляет исполнителю большое разнообразие аппликатурных возможностей.

Поскольку аппликатура помимо художественного средства является также техническим приёмом, то на её подбор прямое влияние оказывают степень развитости, гибкости и податливости игрового аппарата.

При выборе аппликатуры, необходимой для более полного выражения художественного содержания, нужно учитывать три основных фактора:

  1. художественное содержание (образ, настроение, стиль);
  2. возможности игрового аппарата (физические данные, техническая подвинутость);
  3. выразительные возможности инструмента (певучесть, тембровые характеристики, динамическое разнообразие).

В художественном отношении аппликатуру можно попдразделить на кантиленную (мелодическую) и виртуозную (техническую). В первом случае аппликатура связана с умеренным или медленным движением, во втором – с быстрым, стремительным. Аппликатурные приёмы, используемые в медленном движении, связаны с переходами на большие расстояния и допускают большее их число, с растяжениями, с применением различных видов скольжения. В виртуозных эпизодах нужно принимать во внимание удобство и облегчение, приносимые аппликатурой, помогающей преодолевать быструю смену переходов, скачков и растяжек.

С технической точки зрения аппликатура виолончелиста распадается на различные виды расположения пальцев:

  1. узкое расположение пальцев, образующее между 1-м и 4-м пальцами малую терцию и между средними – полутон.
  2. широкое расположение пальцев, образующее в нижних позициях между 1-м и 4-м пальцами, а в средних и верхних между 1-м и 3-м - большую терцию. В верхних и средних позициях возможен охват крайними пальцами более широких интервалов.
  3. сверхширокое расположение пальцев, при котором в нижних позициях между 1-м и 4-м пальцами, в верхних между 1-м и 3-м достигается интервал кварты, а между соседними пальцами – тон.
  4. суженное (уплотнённое) расположение пальцев, позволяющее квинту на соседних струнах взять двумя смежными пальцами.
  5. Расположение пальцев в позиции «ставки», когда большой палец выносится на гриф.

Все виды расположения пальцев в сочетании с вспомогательными (вращательными) движениями предплечья, при направляющей роли плеча, создают удобства игры, способствующие овладению всеми необходимыми приёмами художественной выразительности.

Аппликатуру, как игровой приём, нужно рассматривать в связи с игрой в одной позиции и с их сменами. Выбор аппликатуры при игре в одной позиции _ задача элементарная, достаточно легко усваивающаяся любом уровне технического развития. Аппликатура, связанная с переходами, ставит перед исполнителем решение весьма сложных проблем, так как от неё во многом зависит точность переходов.

В исполнительской практике используются разные способы смен позиции:

  1. скольжение одним и тем же пальцем;
  2. скольжение одного пальца с последующим падением на струну другого (выше или нижележащего);
  3. сужение пальцев;
  4. растяжка пальцев;

перемещение руки без скольжения пальцев с использованием звучания открытой струны.

Если переход осуществляется к ноте, стоящей на сильной, или относительно сильной, доле такта, то такая аппликатура носит название ритмической и переход сглаживается акцентом, особенно если он совпадает со сменой смычка.

В деле развития исполнительской техники существенное значение приобретает изучение единой аппликатуры на материале гамм и арпеджио. Естественно её последующее применение в художественной литературе допускает отклонения от единого образца.

Большое распространение в исполнительской практике получили системы комбинированных аппликатур. Они вбирают в себя использование всех видов расположения пальцев при интонировании диатонических и хроматических последовательностей, двойных нот, аккордов, натуральных и искусственных флажолетов.

Определяющими факторами при выборе рациональной аппликатуры являются характер исполняемой музыки (кантиленность, виртуозность и др.), возможности исполнителя и инструмента.

В нотах для смычковых инструментов аппликатура обозначается цифрами, указывающими номера интонирующих пальцев от указательного к мизинцу (1-2-3-4).

Выявление широкого художественного значения аппликатуры, её органической связи с различными сторонами игры на смычковых инструментах, является одной из важнейших задач методики обучения.

 

Список литературы:

  1. Давыдов К. Ю.    Школы игры на виолончели (Ред. Козолупов С. И Гинзбург Л.). Москва – Ленинград 1946.
  2.  Сапожников Р. Е. Обучение начинающего виолончелиста. М.1978
  3. Сапожников Р. Е. Первоначальное обучение виолончелиста. М. 1962
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий