Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 12 июня 2023 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Загуляева В.С. ПОСТАНОВКА ИГРОВОГО АППАРАТА НАЧИНАЮЩЕГО ВИОЛОНЧЕЛИСТА // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. LXXI междунар. науч.-практ. конф. № 6(60). – Новосибирск: СибАК, 2023. – С. 21-25.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПОСТАНОВКА ИГРОВОГО АППАРАТА НАЧИНАЮЩЕГО ВИОЛОНЧЕЛИСТА

Загуляева Виктория Сергеевна

преподаватель кафедры «Камерный ансамбль и концертмейстерское мастерство», ГОУ ВПО «ПГИИ им. А.Г. Рубинштейна»,

Приднестровье, Молдова, г. Тирасполь

АННОТАЦИЯ

В статье представлены методы постановки игрового аппарата начинающего виолончелиста. Обобщены обширные сведения из теоретической и методической литературы, которые нашли подтверждение в собственной исполнительской и педагогической практике автора.

 

Ключевые слова: постановка рук виолончелиста, положение инструмента, звукоизвлечение.

 

Условный термин «постановка» в современном понимании приобретает весьма широкое значение, так как вбирает в себя исходное положение рук (способы держания) и внешнее проявление двигательного процесса (физиология постановки).

Естественная постановка – это результат наиболее рационального приспособления данного организма к условиям игры, выражающимся в специфических особенностях инструмента (величина, форма) и в способах звукоизвлечения и интонирования.

Поскольку каждому организму присущи те или иные типовые черты строения плечевого пояса и рук, то, естественно, эти черты проявляют себя во внешней форме приспособления к условиям игры, то есть составляют типовую форму постановки.

В процессе игры организм может полностью использовать заложенные в нём природные данные в том случае, когда постановка удобна для свободного проявления двигательного процесса согласно условиям игры. В таком случае обеспечивается наименьшая затрата мускульных усилий, с чем близко связаны лёгкость и виртуозность исполнения.

Физические данные (строение плечевого пояса, рук) можно разделить на два основных типа:

а) низкий плечевой пояс (покатые плечи);

б) высокий плечевой пояс (ровные плечи),

а также:

а) строение рук с локтем, который в висячем положении руки почти всегда касается туловища;

б) строение руки с локтем, в висячем положении руки значительно отдалённым от туловища.

Посадка и расположение инструмента

Как и во всякой работе, выполняемой сидя, посадка должна содействовать непринуждённому, устойчивому положению тела и свободному выполнению требуемых движений. Садиться следует примерно на половину сидения, не опираясь на спинку стула. Ноги устанавливаются на полу всей ступнёй. Для удобства игры на струне «до» правое колено слегка опускается.

Расположение инструмента зависит от формы шпиля.

Прямой шпиль.

Виолончель получает три точки опоры: шпиль – нижняя точка, корпус в районе диафрагмы – верхняя, левое колено – средняя точка. Основная из них – на шпиле. Инструмент устанавливается по отношению к играющему под наклоном к себе, что облегчает выполнение сложных действий обеих рук на каждой струне: ведение смычка правой рукой на участке между грифом и подставкой и игру левой рукой в любой части грифа.

Длина выдвинутого шпиля зависит от роста играющего.

Головка виолончели находится на уровне левой щеки. Расстояние между головкой и щекой выбирается в зависимости от строения плечевого пояса и рук; положение инструмента должно способствовать раскрепощённости игровых движений. Он повёрнут несколько вправо для удобства ведения смычка на крайних струнах.

Изогнутый шпиль.

Инструмент устанавливается в более горизонтальном положении, при этом создаётся новая точка опоры – правое колено, а верхняя в районе диафрагмы, освобождается. Что создаёт непринуждённость положения корпуса и способствует улучшению дыхания. Кроме того, такое положение виолончели облегчает движение левой руки по всему грифу и ведение смычка на всех струнах. При изогнутом шпиле в большей  степени используется давление веса руки и смычка, а следовательно – уменьшается затрата усилий. Длина и угол изгиба шпиля подбираются экспериментальным путём.

Постановка левой руки

Полусогнутые пальцы подушечками устанавливаются на струне. Большой палец, не мешая свободе кисти, располагается под шейкой грифа либо между 1-м и 2-м пальцами, либо против первого несколько левым боком. Положение грифа и струн вызывает необходимость некоторого поворота предплечья и кисти в сторону головки инструмента. Это приводит к наклону пальцев по отношению к струне, угол которого не должен мешать выполнению вибрато.

Локоть в нижних позициях значительно согнут и свободно держится на весу на средней высоте, чтобы не затруднять действия пальцев. В верхних позициях локоть разгибается и приподнимается, рука вытягивается, большой палец выносится на гриф (ставка).

Угол наклона пальцев увеличивается в верхних позициях.

Постановка правой руки

Эталоном держания смычка может служить способ, описанный К. Давыдовым в его «Школе для виолончели». Большой палец устанавливается в углу, образуемом колодкой с тростью. Сверху на трости против большого устанавливается средний палец, охватывая трость и касаясь концом волоса у металлического ободка колодки. Рядом с ним располагаются безымянный и мизинец, также охватывая трость. Эти три пальца располагаются достаточно глубоко, перпендикулярно к колодке или с небольшим наклоном вправо. Указательный палец слегка охватывает трость в месте сгиба между средней и ногтевой фалангами.

Внешняя форма держания смычка полностью зависит от конституции руки, поэтому возможны индивидуальные варианты в расположении пальцев на трости.

Методы осуществления

Процесс осуществления постановки рук у обучающихся игре на виолончели весьма сложен в силу необходимости координировать действия рук, наделённых различными функциями.

Для наиболее успешного преодоления трудностей постановочного периода занятия целесообразно строить на принципах постепенности и последовательности, продвигаясь от простого к сложному, осваивая новое на базе хорошо усвоенного.

Поскольку залогом успешной игры на смычковом инструменте служит, прежде всего, раскрепощённость движения игрового аппарата, то первой стадией работы над постановкой рук является освоение весового ощущения всей руки и её частей. Как известно, точное весовое ощущение автоматически настраивает группы мышц на рациональное взаимодействие, взаимозаменяемость и продуктивную затрату усилий. Для выработки такого ощущения практикуется комплекс движений без инструмента.

Следующая стадия – освоение веса (тяжести) инструмента. Затем- постепенное запоминание ощущения точек соприкосновения с инструментом левой руки и положения инструмента по отношению к корпусу, а также положения частей рук к инструменту.

После этого можно приступать к поочерёдной постановке пальцев на одной струне в нижней позиции, причём особое значение придаётся постановке мизинца как самого короткого пальца, так как его положение определяет расположение всех остальных пальцев, а также кисти и всей руки в целом.

Для закрепления навыков пальцев левой руки рекомендуется использовать в начале беззвучные упражнения, способствующие запоминанию позиции на каждой струне в отдельности. Упражнения должны предусматривать нарастание трудностей в пределах одной позиции ( на виолончели- малая терция).

Следующий этап – соединение упражнений на двух соседних струнах в одно, как подготовка к изучению гамм.

Озвучивать действия левой руки вначале рекомендуется приёмом пиццикато как наиболее доступным способом звукоизвлечения, который уже  на первых  уроках позволяет применять мелодические упражнения, повышающие заинтересованность ученика.

Параллельно с левой рукой осуществляется и постановка правой. Рекомендуется сначала освоить непринуждённое, но достаточно цепкое удерживание более лёгкого, чем смычок, предмета (например карандаша), уточнив расположение пальцев. После этого можно переходить к освоению веса и держания смычка. Ощущение веса смычка в сочетании с ощущением веса руки автоматически настраивает руку на оптимальную затрату усилий, а следовательно – создаёт условия для раскрепощённого движения.

Теперь необходимо освоить положение смычка на струне в нужной точке, нужном направлении и с нужным наклоном.

Следующая ступень в осуществлении постановки – ведение смычка по открытой струне (для облегчения по одной из средних) сначала средней частью, с последующим расширением диапазона к концу и к колодке. Затем осваивается сознательное изменение скорости ведения, а также изменение плоскости движения с переходом на другую струну (соседнюю).

Существенным фактором в процессе ведения смычка является условное подразделение его на части – верхняя и нижняя половины, верхняя, средняя и нижняя части, равные трети длины смычка; у конца, у колодки.

Далее отрабатывается атака звука – осмысленное распределение скорости в начале движения в сочетании с силой давления смычка на струну, а также контроль (зрительный в контакте со слуховым) за направлением движения смычка, его наклоном и точкой приложения к струне.

С первых шагов освоения ведения смычка по струне очень важно заложить и постоянно развивать у ученика понятие о тембре звука (чистота тона) в связи с чистотой интонирования, настойчиво активизируя его слуховой контроль.

Приступая к одновременному участию в игре обеих рук, необходимо направить внимание ученика на координацию движений пальцев левой руки с движениями смычка, учитывая при этом ведущую функцию правой руки в игровом процессе. В сущности, ритмические движения смычка должны осуществляться по струне предварительно прижатым интонирующим пальцем, в чём и выражается совпадение пальцев с действиями смычка.

В процессе осуществления постановки целесообразно с первых уроков воспитывать у ученика слуховую активность и умение сосредотачиваться на достижении раскрепощённых движений.

 

Список литературы:

  1. Давыдов К. Ю. Школы игры на виолончели (Ред. Козолупов С. И Гинзбург Л.). Москва – Ленинград 1946.
  2.  Сапожников Р. Е. Обучение начинающего виолончелиста. М.1978
  3. Сапожников Р. Е. Первоначальное обучение виолончелиста. М. 1962
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий