Статья опубликована в рамках: LXXI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 12 июня 2023 г.)
Наука: Филология
Секция: Русский язык. Языки народов Российской Федерации
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПЕСНИ ОБ ЭТАПАХ КОЛХОЗНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛИЗМА В СССР НА ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР КАЛМЫКОВ
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается вопросы строительства колохозов в Калмыцкой АССР в 1930-1940г.г. и их вляние на песенное творчество калмыков.
ABSTRACT
This article discusses the construction of collective farms in the Kalmyk ASSR in 1930-1940 and their influence on the songwriting of the Kalmyks.
Ключевые слова: Колхоз, СССР, калмыки, песни.
Keywords: Collective farm, USSR, Kalmyks, songs.
20 столетие - век великих потрясений и глобальных изменений в жизни простых людей Российской Империи. После падения царского режима, и установления власти Рабочих и крестьян, молодое Советское государство становилось на свой путь развития. Благодаря установлению нового политического строя, на всей территории Россия свою поступательную политику вел Совет Народных комиссаров. В ходе различных общественно-политический измений: продразверстка, продналог, индустриализация. В СССР начался масштабный бум колхозного и совхозного социалистичекого строительства. Не обошла , и эта участь провинициальные города и села нашей необьятной Родины. Среди многих окраин Советского союза была и Калмыкия.
Так ученый Д.Чугаев в свой книге Очерки истории Калмыцкой АССР : Вопросы колхозного строительства глубоко волновали крестьянство, особенно его бедняцкие слои. На проходивших в сентябре 1928 г. улусных съездах Советов делегаты горячо обсуждали различные вопросы коллективизации, вскрывали многочисленные недостатки и слабости в колхозном строительстве, просили материальной и организационной помощи создающимся и уже созданным колхозам.Под влиянием усиливающегося интереса крестьянства к колхозам обком ВКП(б) и облисполком вплотную начали подготовку коллективизации сельского хозяйства в Калмыкии, подготовив специальное постановление . В развитие этого постановления обком партии направил 27 октября всем улусным комитетам циркулярное письмо, в котором предлагал безотлагательно приступить к обследованию всех имеющихся в улусах артелей, коммун и товариществ, выявить их организационную структуру и социальный состав, степень обеспеченности кредитами, сельхозинвентарем, земельными угодьями, промышленными товарами, фуражом и т. д. Обком предлагал создавать новые коллективные объединения различных форм, укрепляя их лучшими партийцами, а также по возможности объединять в более крупные коллективы уже имеющиеся мелкие коллективные объединения.
Обследованием в области было выявлено 154 коллективных объединения различных форм, куда входило около 2500 крестьянских хозяйств, т. е. 8,5% всех крестьянских хозяйств области.
Исторический опыт наглядно свидетельствовал, что при помощи Советской власти и русского рабочего класса трудящиеся Калмыкии, руководимые областной партийной организацией, прочно встали на путь некапиталистического развития, на путь строительства основ социализма. Особое значение в создании фундамента социализма в Калмыкии сыграл первый пятилетний план. Этот комплексный подход нашел отражение в директивах по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства и культуры, принятых XV съездом партии.
Рисунок 1. "Колхозники коневодческого колхоза им. Куйбышева читают улусную газету "Сарпинский колхозник", 1939 г"
Эти масштабные реформы в жизни Калмыцкой АССР по своему размаху отражались в произведениях устного народного творчества калмыцкого народа. Рабочие и солдаты, учителя и врачи, колхозники становились героями “Новой” социалистической реальности. Так уже к 1940 году , в рамках подготовки научно-популярного издания “Хальмг фольклор” , который был подготовлен к 500-летию калмыцкого героического эпоса “Джангар”. В ней отразались жанры поэтического творчества бедняков: сказки о гелюнгах, где критиковались буддийские священослужители, а также народные песни в которых осуждался образ кулачества, богачей, помещиков, купцов и других различных “ неблагонадежных” и антисоциальных ,чуждых “элементов” , которые умышленно вредят строительству социализма в СССР.
Но в то же время , простой рабочий класс с течением времени и существования всей новой жизни после наступления Великой Социалистической Октябрьской революции , на протяжении 70 лет создавал и сохранял произведения устного и песенного характера: прославляющих партию, народное хозяйство и государственый строй.
Так пенсионерка Амбекова Бовуш Пюрвеевна, рассказывает о том, что в 1967 году на праздновании 50-й годовщины Революции , принимала участие на конкурсе знатоков народного фольклора исполнила песню собственного сочинения “Советин йосн” (“Советская власть”) :
Цер цевр хувцтань
Цегән сәәхн чирәтә,
Чеежнь сарул сурһульта-ла
Советин үрдүд өснә,
Кишг насн күмни җирһл
Көөрк аав Ленин өглә
Күцл бийдн Коммунизм тосхк
Кезә чигн мана зүркнд
Серлңг сәәхн җирһтәлә
Советин эрдм буслна
Сар күргәд ракет-ала
Советин баһчуд уралан
Таалта сәәхн җирһтәлә
Төвкнүн Советин өлгәтә
Тәвдгч җилин эңг-яла
Темдгтә сәәнәр тосыя
В свою очередь, ветеран труда Козаева Пюрвяш Бовшевна 1928 г.р. из п.Шарнут Сарпинского района Республики Калмыкия, поет калмыцкую народную песню “Дөрвн зүсн мал” , о знатных животноводах и строительстве колхозов в Калмыцкой республике в 1930-1940 г.г. прошлого века.
Дөрвн зүсн мал
Дөрвн зүсн малнь
Дүүрч Шорван бүтәнә
Дүүвр олн улснь
Дурар колхоздан көдлнә
Адргин өвснә сәәнднь
Адун мальнь идшлнә
Арһмҗдан һавшун көвүднь
Арднь орҗ хәрүлнә
Хөн үкр малнь,
Хошар йовҗ бәәрлнә
Хамг олн эздүднь
Хошар йовҗ көдлнә
Дүрклич,дүрклич колхозм,
Дурар әмтиг ниицүлич!
Далан усншң мелмлзҗ
Даңгин тосар буслич!
Подводя итоги нашего исследования можно понять , что различные факторы условий проживания малых народов в СССР , способствовали небывалому росту произведений устного народного искусства. Этот позыв как и рабочих, так и крестьян в калмыцкой глубинке, был вызван не социалистической пропагандой, а шел из глубины тяжелого и угнетенного образа жизни калмыков-степняков, желающих жить в достатке и благополучии.
Cписок литературы:
- Д.Чугаев Очерки истории Калмыцкой АССР , Эпоха Социализма . г.Элиста 1970г.
- Информант Амбекова Бовуш Пюрвеевна 1926 г.р.ветеран труда, заслуженный работник культуры Калмыцкой АССР
- Информант Козаева Пюрвяш Бовшевна 1928 г.р, ветеран труда
дипломов
Оставить комментарий