Поздравляем с Днем студента!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXX Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 10 мая 2023 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мамбетова К.М. ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО ГАЗИЗЫ АХМЕТОВНЫ ЖУБАНОВОЙ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. LXX междунар. науч.-практ. конф. № 5(59). – Новосибирск: СибАК, 2023. – С. 11-14.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО ГАЗИЗЫ АХМЕТОВНЫ ЖУБАНОВОЙ

Мамбетова Камилла Муратовна

руководитель отдела по изучению наследия Ахмета и Газизы Жубановых при ЦГМ РК, ст. преподаватель КНК им. Курмангазы,

Республика Казахстан, г. Алматы

Фортепианное творчество Газизы Ахметовны Жубановой представлено разными жанрами. Это и пьесы для детей и юношества, циклы прелюдий и фортепианных миниатюр, две сонаты и монументальный, величественный Концерт для фортепиано с оркестром. В одной статье не представляется возможным рассмотреть подробно каждое из вышеперечисленных сочинений, но хотелось бы сделать краткий обзор произведений из сборника «Избранные фортепианные сочинения», куда входят «Четыре прелюдии», «Три прелюдии «EVA», цикл пьес «Миражи», Соната № 1 в трёх частях, а также Соната-Фантазия № 2.

Эти фортепианные миниатюры и масштабные полотна составляют важную часть фортепианного репертуара не только учащихся и студентов, но и концертирующих исполнителей, чем и обусловлена актуальность данной статьи. Интересно отметить, что Г.А. Жубанова стала первым казахским композитором, обратившимся к жанру фортепианной прелюдии. Ещё во время учёбы в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, где она обучалась в классе известного композитора Ю.А. Шапорина, Г.А. Жубанова написала цикл из четырех прелюдий. Их создание датируется 1950 годом, когда ей было около 23 лет. Показательно, что уже в те годы прослеживается ясная тенденция к синтезу национальных истоков с традициями и веяниями западно-европейской и русской композиторских школ. Так, тематизм ранних прелюдий очень ярко высвечивает интонации народной музыки, вместе с тем уже тогда в этих небольших пьесах проявляется сложный гармонический язык и богатая фортепианная фактура.

Все прелюдии очень контрастны друг другу. Лирическая, задумчивая первая прелюдия сменяется бравурной прелюдией номер два, за ней следует взволнованная, виртуозная третья прелюдия и цикл завершается страстной прелюдией номер четыре. Во всех прелюдиях также ощущается влияние романтической музыкальной традиции, в особенности творчества А.Н. Скрябина. Цикл "Четыре прелюдии" достаточно быстро приобрел заслуженную популярность и часто исполняется на конкурсах как юными исполнителями, так и взрослыми музыкантами.

Не менее интересен цикл "Три прелюдии "EVA", который Г.А. Жубанова посвятила Заслуженной артистке КазССР, профессору, пианистке Еве Бенедиктовне Коган. Несмотря на общую жанровую основу, эти три прелюдии значительно отличаются от первых четырех, и представляют собой отдельный самостоятельный цикл. Все пьесы построены на зашифрованной монограмме из трёх нот – «ми фа ля», латинские буквы E, F, A, то есть имя «Ева». Эта интонация преобразуется, варьируется, в каждой пьесе представляя свой неповторимый образ. Так, в первой прелюдии чередование этих трёх нот в левой руке похоже на «далёкий настойчивый зов», который то возрастает, то вновь стихает. В медленной прелюдии номер два появляется надрывная, печальная мелодия, построенная на мотиве из трёх нот. Кульминация цикла – прелюдия № 3, где эта первоначальная интонация достигает высшей точки своего развития, декларируется, контрастные образы сменяют друг друга. Интересно сравнение Д.А. Мамбетовой этой прелюдии с циклом "Ночной Гаспар" М. Равеля, а именно с пьесой под названием «Скарбо». Причудливый, неуловимый, пугающий образ присутствует и в этой прелюдии, которая после яркой кульминации завершается мотивом из трёх нот, мелодия обрывается на самом краю клавиатуры в нижнем регистре, как бы достигая своего звукового предела.

Программный цикл фортепианных миниатюр «Миражи» сразу увлекает слушателя в атмосферу созерцательности, сказочности музыкальных образов. Первая прелюдия (Larghetto) звучит таинственно, загадочно, несколько пластов фортепианной фактуры создают оркестровое звучание. Вторая шутливая пьеса близка по характеру прелюдии № 2 из цикла «Четыре прелюдии», здесь также господствует жизнерадостный, игривый характер. Выразительная третья пьеса снова погружает в атмосферу размышлений, чарующая мелодия обволакивает своим звучанием, сопровождаемая неустойчивыми созвучиями в левой руке. Завершает цикл последняя пьеса, она врывается страстным вихрем, пронизывая спокойное, меланхоличное настроение предыдущей миниатюры и заканчивается кульминационным завершением.

Соната № 1 отличается виртуозностью и богатством музыкальных образов, развернутой фактурой, разнообразием композиторских приемов. В первой части волевой характер главной темы противопоставляется лирической побочной партии, по своему изложению близкой к вокальной мелодии. Эти два образа контрастируют, переплетаются, видоизменяются и дополняют друг друга. Вторая часть также полна контрастов, так, если начало погружает в атмосферу печали и обречённости, то средняя часть вносит ощущение непрерывного движения, слышны интонации народного кюя. «Урбанистическая» третья часть сразу же захватывает массивным звучанием диссонирующих акцентированных аккордов, кажется, что звучность фортепиано достигает своего предела. После яростного начала вновь вступает интонация кюя, здесь господствует взволнованный и тревожный образ, прерываемый шквалом накладывающихся друг на друга созвучий.

Неожиданно звучит средняя часть, она полна проникновенной лиричности, хрупкая, извилистая мелодия развертывается, очаровывая своей красотой, в подголосках слышны вопрошающие интонации. После небольшого замедления возвращается мотив народного кюя, противопоставляемый аккордовым тремоло. Затем слышны нисходящие гулкие арпеджио в нижнем регистре, после чего возвращается механистическое повторение аккордов начала третьей части. В коде слышны жалобные интонации среднего эпизода, затем они вновь отступают, растворяясь в масштабном аккордовом звучании, и третья часть заканчивается на три forte. Противопоставление в ней двух образов – огненных, полных всепоглощающей силы созвучий и лирической спокойной средней части позволяет нам провести аналогию о борьбе хрупкого человеческого начала и безэмоциональной, машиноподбной стихии. Все эти составляющие позволяют назвать Сонату #1 очень контрастной, яркой, фортепианное изложение богато различными тембрами и красками, что делает ее близкой по звучанию оркестровой партитуре.

Богатство тематического материала, разнообразие и глубина творческих идей, оркестровость звучания отличают и Сонату-Фантазию № 2 Г.А. Жубановой. Ее образы полны внутренних противоречий, она ещё более контрастна, чем Соната № 1. Чередование различных тем, резкие смены темпов подчёркивают эту «надрывность», сочетание бушующих и созерцательных образов. Народные интонации и домбровые наигрыши соединяются с острым звучанием сменяющих друг друга гармоний, в каждом эпизоде слышен свой неповторимый колорит, фантазийное начало и общая драматургия вводят слушателя в состояние нарастающего напряжения. Все мотивы постепенно развертываются, достигая высшей точки своего развития в коде.

Перед последним аккордовым проведением вновь слышна напевная, повествовательная мелодия, как лирическое отступление перед последующей эмоциональной бурей. Наконец, соната заканчивается стремительной кульминацией, вновь слышны гулкие басы в нижнем регистре на пределе фортепианной клавиатуры. Интересно примечание редактора сборника Д.А. Мамбетовой, указывающее, что три последние шестнадцатые могут исполняться как на три forte, так и на два piano, и это делает возможным различные интерпретации окончания Сонаты-Фантазии Г.А. Жубановой.

Представленные сочинения составляют значительную часть репертуара пианистов. Они исполняются на международных конкурсах, их с удовольствием играют исполнители не только нашей страны, но и ближнего и дальнего зарубежья. В 2022 году состоялся Первый Международный конкурс имени Г.А. Жубановой «GAZIZA», где также исполнялись названные сочинения и пьесы из цикла «Двенадцать пьес для детей и юношества». В юбилейный год композитора в Астане дважды прозвучал монументальный и величественный Концерт для фортепиано с оркестром в исполнении внучки композитора, пианистки, композитора, Члена Союза композиторов Казахстана Карины Измаиловой. Благодаря сочетанию национальных традиций, высочайшего мастерства и таланта, богатству музыкального материала фортепианные сочинения Г.А. Жубановой представляют огромный интерес для исполнителей, а их всестороннее изучение и анализ являются необходимым шагом к осмыслению творчества выдающегося композитора.

 

Список литературы:

  1. Жубанова Г.А. Мир мой – Музыка – Алматы: Білім, 2008. – 336 стр.
  2. Мамбетова Д.А. «Три прелюдии «EVA» как яркий пример позднего творчества Г.А. Жубановой»// Сборник статей «Мир мой – Музыка!», Газизе Жубановой посвящается» – 2017. – Астана. – выпуск III. – С 5– 9
  3. Мамбетова Д.А. «Соната-Фантазия для фортепиано Г.А. Жубановой, как пример взаимосвязи современного мышления и национальных традиций»// Сборник статей «Мир мой – Музыка!», Газизе Жубановой посвящается» – выпуск II. – 2016. – Астана. –  С. 20–24
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий