Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXI-LXII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 07 сентября 2022 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гратова А.В. РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПОВ ФОРТЕПИАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ – ПИАНИСТОВ. (ОПЫТ СРАВНЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПИАНИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. ШОПЕНА, Р. ШУМАНА, Ф. ЛИСТА) // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. LXI-LXII междунар. науч.-практ. конф. № 8-9(52). – Новосибирск: СибАК, 2022. – С. 10-16.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПОВ ФОРТЕПИАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ – ПИАНИСТОВ. (ОПЫТ СРАВНЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПИАНИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. ШОПЕНА, Р. ШУМАНА, Ф. ЛИСТА)

Гратова Александра Валерьевна

студент, кафедра «Фортепиано», Приднестровский государственный институт искусств им. А.Г. Рубинштейна»,

Приднестровская Молдавская Республика, г. Тирасполь

DEVELOPMENT OF PRINCIPLES OF PIANO PERFORMING ART (EXPERIENCE IN COMPARING THE DEVELOPMENT OF PIANISM IN THE WORKS OF F. CHOPIN, R. SCHUMANN, F. LISZT)

 

Alexandra Gratova

Student, department "Piano", Pridnestrovian State Institute of Arts A.G. Rubinstein,

Transnistria, Tiraspol

 

АННОТАЦИЯ

Развитие музыкальных, исполнительских особенностей в творчестве композиторов-пианистов на примере творчества Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа. Вклад композиторов в развитие фортепианного исполнительства.

ABSTRACT

The development of musical and performing features in the work of composers -pianists on the example of the work of F. Chopin, R. Schumann, F. Liszt.

The contribution of composers to the development of piano performance.

 

Ключевые слова: развитие, исполнительство, пианизм, особенности, история музыкального искусства.

Keywords: development, performance, pianism, features, history of musical art.

 

История фортепианного исполнительского искусства имеет долгий исторический путь развития. Это касается как развития самого инструмента (от клавесина до фортепиано), так и его исполнительских и музыкальных возможностей.

Изучая историю исполнительского искусства от эпохи барокко, развития полифонической музыки, импровизационных приёмов, циклических форм в развитии фортепианных жанров обращает на себя внимание потребность музыкантов глубже раскрыть возможности данного вида инструментальной музыки.

Изучая формирование и развитие фортепианной музыки в контексте мировой музыкальной культуры, очевидным является фактор творческого поиска. Индивидуальная трактовка жанров, музыкальных средств выразительности, гармонии, формы, принципов развития, в области музыкального исполнительского искусства явились прогрессивными как для своего времени, так и в будущем.

Объектом исследования являются некоторые особенности творчества композиторов – пианистов эпохи романтизма – Роберта Шумана, Фридерика Шопена и Ференца Листа. Каждый из этих выдающихся музыкантов обладал талантом композитора и исполнителя, соединив в своем творчестве развитие жанров, музыкального языка, средств музыкальной выразительности, повышение уровня фортепианного исполнительства.

Современный музыкальный язык для определенного времени, как понятие имеет свои проявления: в стилях, темах, жанрах, принципах развития.

Эта особенность эволюции касается всех сторон развития как музыкального мышления в целом, так и способов развития музыкальной мысли.

Индивидуальные способности, проявления в творчестве отражаются в выборе жанра, характере музыкального произведения, тематизма и совершенном профессионализме.

«Искусство может сделаться предметом научного изучения только тогда, когда оно будет рассматриваться как одна из жизненных функций общества…» [3, с. 10].

Большое количество музыковедческой литературы посвящено различным аспектам развития музыкального мышления в разные исторические эпохи, анализу музыкальных произведений и отдельных элементов, процессу формирования и развития музыкальных особенностей, жанров, жанровых составляющих.

Музыковедческие работы охватывают широкую палитру музыкального анализа. Это могут быть общие принципы изучения музыкального языка, либо специфичный анализ, отражающий более детальные конструктивные стороны развития того или иного музыкального явления.

Фортепианное творчество в разных художественных направлениях особенно ярко демонстрирует процессы эволюции музыкально-исполнительских приемов и возможностей в творчестве композиторов-пианистов.

Как показатель творческого поиска, новаторских тенденций, проявляющихся как в отдельных элементах, так и в жанровых трактовках, в творчестве композиторов-исполнителей наиболее ярко представлены произведения для фортепиано в различных жанрах.

Музыка I половины XIX века отличается демократизацией жанров. Одной из причин стало новое отражение в искусстве внутренних душевных переживаний, внутреннего мира героя, общения человека с природой. Больше внимания обращает на себя проявление различных сторон лирических переживаний героя от светлой лирики до драматической. Это было связано с появлением нового направления в искусстве – романтизма.

Творчество гениального польского композитора-романтика Фридерика Шопена представлено, в основном, в фортепианных жанрах. В своей музыке композитор отразил и любовь к родине, и переживания, связанные с личной жизнью музыканта.

Наиболее приемлемыми жанрами для своих откровенных музыкальных высказываний для композитора стали: мазурки, вальсы, ноктюрны, прелюдии, этюды.

Своеобразие преломлений каждого элемента музыкально-выразительных средств в творчестве Шопена коснулось формы, оригинальности трактовки различных сторон музыкального выражения, вариационных принципов.

Композитор обогатил мелодический язык, гармонию, применил богатые ладовые выражения, используя в своем творчестве лады народной музыки.

Жанр мазурки композитор использует как возможность реализации творческой исповеди через жанрово-бытовой характер. Например, мазурка Си- бемоль мажор ор.7 №1 является не чем иным как попытка соединить элемент бальной мазурки с проявлением народно – бытовой игры.

Принципы варьирования в произведениях Шопена являются одной из характерных черт стиля композитора. Варьирование свойственно многим жанрам для раскрытия палитры той или иной темы. Примерами могут служить Ноктюрны: Ми-бемоль мажор ор.9 № 2; си-бемоль минор ор. 9№ 1; ор.27 №1 до # минор; мазурки: ля минор ор.7 № 2, ор. 68 № 2, соль минор ор.24 № 1 и др.

Неисчерпаемые творческие возможности открываются в максимальном обогащении фактуры фортепиано, раскрывают широкие исполнительские грани инструмента.

Шопен явился создателем новых фортепианных жанров в миниатюре и крупной форме. К ним относятся: прелюдии, баллады, скерцо, экспромты.

Прелюдии Шопен трактует как самостоятельный жанр, в отличие от И.С. Баха, создающего микроциклы прелюдии и фуги в цикле Хорошо темперированный клавир.

Жанр Скерцо в творчестве Шопена становится отдельным жанром драматического содержания, а баллада трактуется как инструментальное, а не вокальное произведение, развивающее возможности, средства развития и методы фортепианной музыки.

Обогащение композитором этюдного жанра художественными принципами складывается как новый тип этюда. Здесь сохраняется определенная неизменность технических исполнительских задач.

«Это были первые художественные этюды, прочно вошедшие в концертный репертуар и получившие повсеместное распространение. Помимо своей чисто музыкальной ценности они заслуживают внимания и как школа высшего пианистического мастерства, где сконцентрированы основные элементы шопеновской виртуозности». [4 ч.2, с.222].

«Шопен сыграл выдающуюся роль в развитии фортепианной фактуры.

В его сочинениях, преимущественно лирических, с «небывалой поэтичностью раскрылась «певучая душа» инструмента – тончайшие, чисто фортепианные «обертоновые краски», выявившиеся благодаря использованию педали» [4 ч.2, с.216].

Роберт Шуман, стоявший у истоков романтизма, является композитором, нашедшим оригинальные решения в развитии и реализации музыкальных замыслов.

Музыкальные решения коснулись области эволюции исполнительства и многих музыкальных задач.

«Гибкие переходы, свобода рисунка, отсутствие застывших формул (в частности, каденционных) сообщают мелодике Шумана эмоциональную непосредственность. Часто мелодия звучит в средних голосах и сливается с гармонией и фактурой. Именно в текучести кроется большая психологическая выразительность» [4].

Роберту Шуману присуще оригинальное применение различных принципов варьирования, которые он использует довольно разнообразно. Известные фортепианные циклы «Abegg», «Карнавал», «Бабочки», «Симфонические этюды» свидетельствуют об индивидуальном понимании варьирования, которое связывает замысел, метод в одно целое. Шуман применяет интонационную взаимосвязь при образной самостоятельности каждой пьесы и целостности фортепианного цикла. Такой принцип проявился во многих произведениях, в том числе в «Этюдах в форме вариаций», известных как «Симфонические этюды» ор.13. В цикле пьес «Карнавал» ор.9 композитор применил принцип варьирования на 4-х звуках ASCH в различном порядке и назвал цикл «миниатюрными сценами на 4-х нотах», зашифровав длительностями «бревис», равных двум целым длительностям нот, которые применялись в Средневековье, в трёх «Сфинксах» (3 варианта сочетания указанных букв – нот).

«Шумановский» принцип варьирования в его произведениях был необычайно новаторским, прогрессивным, раскрывающим новые горизонты в области гармонии, формы, фактуры, исполнительских возможностей принципов развития музыкального материала.

Ференц Лист – выдающийся композитор-романтик, виртуоз, чьи достижения в области фортепианного исполнительства превзошли и затмили его современников.

Музыкант, одарённость которого отразилась на совершенствовании фортепианного исполнительского мастерства, обогащения музыкальных жанров импровизаторскими решениями в развитии музыкального замысла. Кроме того, впервые фортепиано трактуется как оркестр с его тембровыми и виртуозными возможностями.

Оригинальный взгляд на фортепиано с широчайшими импровизационными предпочтениями значительно расширяет показ и раскрытие музыкального замысла.

Талант, необычность музыкального мышления Ференца Листа позволили создать такой инструментальный жанр как рапсодия. В 19 рапсодиях, написанных композитором для фортепиано, проявилась инструментально-тембровая особенность, ритмическая свобода исполнения, граничащая с импровизационностью, идущая от эпического жанра, смело реализовывается средствами инструмента, в котором Лист находил неисчерпаемые возможности.

В своих творческих решениях Лист проявляет необычность воплощения в разных жанрах. Это приводит к новому прочтению таких жанров как соната. Соната си минор - это попытка «сжать» цикл в одночастность. Произведению Лист пытался придать программное толкование, но отказ от подробной программы не умалило достоинств и новаторских принципов развития тематического материала, мастерски воплощенного в новой трактовке сонатного цикла.

«В связи с необычной исполнительской манерой Лист создает острое staccato, притом в быстрейшем темпе. В связи с этими особенностями игры сформировались аппликатурные принципы Листа. Особенно важна разработка им приема распределения звуковых последований между двумя руками. Именно этим путем Лист нередко достигал той силы, быстроты и блеска, которые так поражали современников» [3 ч. 2, с.236].

Подводя итоги, следует обратить внимание, что развитие фортепианного искусства, исполнительства в эпоху романтизма на разных этапах развития этого ярчайшего художественного направления, шло путем усложнения музыкального языка, своеобразной трактовки жанров, исполнительских приёмов, новаторских принципов развития музыкальной мысли, создания новых приёмов исполнительства.

«…Шопен оказал воздействие на судьбы всей музыкальной литературы...Широчайшие перспективы для творческой работы целых поколений композиторов открыли замечательные достижения шопеновского пианизма… мелодизация пассажей, синтез различных видов фортепианной техники [2, с. 229].

«…велико значение Листа для музыкальной культуры… Он стал основоположником венгерской школы творчества, исполнительства и педагогики». [3 ч.2, с. 251]

«Исполнительская деятельность Листа дала толчок музыкально-просветительскому движению, способствовала распространению завоеваний романтического пианизма и утверждению нового взгляда на фортепиано как на универсальный инструмент, соперник оркестра. Фортепианно-педагогическая деятельность Листа сыграла выдающуюся роль в борьбе с отсталыми методическими воззрениями и в развитии передовых принципов обучения» [3 ч. 2, с. 251].

 

Список литературы:

  1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс книги первая и вторая. Музыка. Ленинградское отделение, 1971.
  2. Алексеев А. Д. История фортепианного искусства. − Ч.1, 2. − М.: Музыка, 1988.
  3. Выготский Л. С. – 3 изд.– М.: Искусство, 1986.
  4. Галацкая В. С. Музыкальная литература зарубежных стран. − Вып. 3. − М.: Музыка, 2004.
  5. Стручалина Э. А. Романтическая гармония. − Ростов-на-Дону, 2010.
  6. https://www.belcanto.ru/liszt_pianomusic.html (дата обращения: 08.08.2022)
  7. https://www.belcanto.ru/schumann_pianomusic.html (дата обращения: 09.08.2022)
  8. https://www.belcanto.ru/chopin.html (дата обращения: 09.08.2022)
  9. https://www.belcanto.ru/schumann_pianomusic.html (дата обращения: 10.08.2022)
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом