Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LX Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 11 июля 2022 г.)

Наука: Филология

Секция: Литература народов стран зарубежья

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ализаде А.А. ТИШИНА ПОСРЕДИ ВИХРЯ (ЗАМЕТКИ К ПРОБЛЕМЕ «ГРАНИ УНИВЕРСАЛЬНОГО ХУДОЖНИКА» В РОМАНЕ САЛМАНА РУШДИ «ПРОЩАЛЬНЫЙ ВЗДОХ МАВРА») // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. LX междунар. науч.-практ. конф. № 7(51). – Новосибирск: СибАК, 2022.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТИШИНА ПОСРЕДИ ВИХРЯ (ЗАМЕТКИ К ПРОБЛЕМЕ «ГРАНИ УНИВЕРСАЛЬНОГО ХУДОЖНИКА» В РОМАНЕ САЛМАНА РУШДИ «ПРОЩАЛЬНЫЙ ВЗДОХ МАВРА»)

Ализаде Афер Азер

д-р философии по филологии, доц., Азербайджанская государственная академия художеств,

Азербайджан, г. Баку

SILENCE IN THE TOURBILON (NOTES  ON THE PROBLEM "EDGES OF UNIVERSAL ARTIST" IN NOVEL "THE MOOR'S LAST SİGH" BY SALMAN RUSHDIE)

 

Alizadeh Afer Azer

PhD in Philology, Associate professor of the Azerbaijan State Academy of Fine Arts,

Azerbaijan, Baku

 

АННОТАЦИЯ

Данная дискуссионная статья публикуется в качестве приглашения к дальнейшему обсуждению современной западноевропейской культуры (независимо от национальной принадлежности ее носителей). Может представлять интерес для специалистов, изучающих современное западноевропейское мышление. При этом следует учитывать, что в рамках короткого текста автор статьи абстрагируется от критического подхода к рассматриваемому материалу, методологического принципа фальсификации, оставляя это для дальнейших исследований.

Настоящая статья посвящена анализу романа С. Рушди «Прощальный вздох Мавра» с главным героем художником. Писатель в нем ставит такие проблемы, как назначение изобразительного искусства, живопись и эпоха, мировоззрение и образ жизни художника, уважение и признание его таланта. Автор статьи выдвигает обоснование того, что, особенно с большой эмоционально-художественной силой и глубиной он раскрывает проблему соотношения таланта и одержимости, творческого всесилия и  бессилия, гениального дара и воспаленного сознания. Концепция безумия у Рушди – это протест несовершенству жизни. Образ экспрессивного, неуравновешенного художника из одной реальности переносящегося в другую, иллюзорную реальность, требует отдельного рассмотрения. Рушди обнаруживает в своих героях-художниках исключительную сосредоточенность на живописи, необузданность, стихийность, пылкость. Их кисть обретает уверенность только вкупе с художническими видениями и истериями. Неудержимая натура эксцентричного художника проникает в глубинные пласты жизни через краски. Так он погружается в божественную стихию – таинство сотворения полотен.

ABSTRACT

This article for discussion is published as an invitation to further dwelling upon modern Western-European culture (irrespective of the nationality of its bearers). It may be interesting for the specialists who study modern Western European way of thinking. Altogether one should remember that restricted by the short form of an article the author is abstracted from a critical approach to the material under study, the methodological principle of falsification, leaving them to further investigations.

This article is dedicated to the analysis of the novel by S. Rushdie "The Moor's Last Sigh" with the artist as main character. The writer raises such problems as the purpose of fine art, painting and the era, the worldview and lifestyle of the artist, respect and recognition of his talent. The author of the article puts forward the statement that the writer reveals the problem of the relationship between talent and obsession, creative omnipotence and disability, a gift of genius and inflamed consciousness with particular emotional and artistic power and depth. Rushdie's concept of insanity is a protest against the imperfection of life. The image of an expressive, unbalanced artist moving from one reality to another, illusory reality, requires separate consideration. Rushdie discovers in his heroes-artists an exceptional concentration on painting, unrestraint, spontaneity, ardor. The artist’s pencil gains confidence only being united with artistic visions and hysteria. The irrepressible nature of an eccentric artist penetrates into the deep layers of life by means of paints. In such way artist plunges into the divine element – the mystery of the creation of pictures.

 

Ключевые слова: талант; одержимость; живопись; богема; неустойчивая психика; безумие; уязвимость.  

Keywords: talent; obsession; painting; Bohemia; unstable psyche; madness; vulnerability.

 

Английский писатель индийского происхождения Салман Рушди в романе «Прощальный вздох Мавра» (1995) поднимает вопросы общеэстетического, общефилософского характера, приглашает читателя к размышлениям на такие темы, как смысл бытия, талант и одержимость, любовь и власть, цена успеха и непризнанность. Он пытается раскрыть замысел художника и постижение им мира через живопись.  

«Прощальный вздох Мавра» – предсмертное завещание все глубже погружавшегося в уныние и уходящего в себя Мораиша Зогойби, прозванного Мавром полукровки. Это исповедь, прощальный вздох по утраченному прошлому, в котором ему одновременно дорого и безразлично многое; это элегия по прежнему Бомбею, в котором его восхищает близость с прошлым, волшебное ощущение того, что многовековая история человечества и сам человек находятся так близко. Это сага о его матери, о ее мужестве, стойкости и таланте.

Жизнь Ауроры де Гамы сопряжена с неизбежными духовными поисками и мучительными противоречиями. Творческая натура будущей художницы проявляется еще в детстве. С малых лет предоставленная самой себе она обнаруживает в себе способность мыслить сквозь краски. Будучи девочкой, в этюдниках она не рисует подобно детям своего возраста – даже в самых ранних ее набросках чувствуется зрелая рука опытной художницы. Через живопись Аурора проникает в глубинные пласты жизни. Отсюда и ее самобытность, склонность к сложным ассоциациям, художнически-своеобразное восприятие действительности, загадочное толкование тайн сознания и подсознания. Единственная наследница богатых предков из Кочина, торговцев специями, с гордостью называет себя «богемным отродьем», в жилах которого вместо крови течет красный перец чили и прочие пряности [1, с. 10]. Аурора – личность примечательная. С ее авторитетом  считаются не только в художественных кругах; став заметной общественной фигурой, она поддерживает тесные отношения со многими видными политическими деятелями. «Ближайшая из близких» Джавахарлала Неру после резолюции Конгресса с требованием ухода англичан становится национальной героиней и легендой Индии [1, с. 144]. В богемном кругу она собирает под свое крыло интеллектуально-художественную элиту своей страны, видных индийских мастеров кисти, писателей и актеров кино, свободных от предрассудков и обуреваемых жаждой творить. Салон «Элефанта» становится центром притяжения. Только через призму такого культурного обмена Аурора начинает постигать, видеть и понимать больше. Каждая ее картина, в которой представлены существенные грани ее собственной жизни, – частная, художническая, общественная, становится событием и вызывает ажиотаж среди ценителей искусства. Ее «Скандал», огромное полотно, имеющее своим источником семейные события, постигшие клана де Гама, украшает Национальную галерею современного искусства в Нью-Дели. «На склонах гор, служащих фоном для закрученной спиралью толпы, можно видеть враждующие кланы Лобу и Менезишей; Менезишы изображены со змеиными головами и хвостами, а Лобу, разумеется, в виде волков. На переднем плане видны улицы и набережные Кочина, кишащие людьми из всех растревоженных скандалом общин: здесь и рыбы-католики, и псы-протестанты, и евреи дельфтской голубизны, подобные фигурам на китайских плитках. Махараджа, британский резидент, прочие облеченные властью лица принимают петиции; от них требуют решительных действий» [1, с. 127].

Удержать внимание чуткого зрителя одной образностью невозможно, оттого и картины Ауроры, мастера повествовательной техники, отражающие муки и смятения тяготеют к воображаемым мирам, не признающим иных законов, кроме всесилия  художника и его значительной индивидуальности. Необузданность плоти сливается с необузданностью духа и становится составной частью ее творческой индивидуальности. Дерзкая художница с гротескным преувеличением переносит на холст насилие, извращенность человеческого рода, массовое бескультурье, утраты, боль. Но она не вкладывает в полотно зла и кощунственных умыслов. Для нее, как для верующего человека, крайне важны и почитаемы религиозные святыни. Герои Ауроры напоминают своего создателя – они и духовны, и эмоционально неустойчивы, и сильны, и хрупки.

На полотнах Ауроры «…сами люди были составлены из отбросов, были коллажами из всего, в чем город уже не нуждался – из оторванных пуговиц, сломанных автомобильных дворников, обрывков ткани, обгоревших книг, засвеченной фотопленки. Они бродили, выискивая себе, что подвернется; роясь в огромных кучах частей человеческого тела, подбирали себе недостающие конечности, и тут было не до разборчивости, что есть, то есть, и многие довольствовались, скажем, двумя левыми ступнями или, отчаявшись найти ягодицы, ставили себе на их место пухлые отрезанные женские груди. Мавр стал обитателем невидимого мира, мира духов, мира несуществующих людей, и Аурора последовала за ним туда, сделав невидимое видимым силой своей художнической воли» [1, с. 379].

К. Ясперс в статье «Психиатрический опыт и духовность шизофреника» указывает на истерию, шизофреническую экзистенцию, метафизические переживания, бытующие в сознании художника [2, с. 23-25]. Настоящее произведение искусства – это порождение воспаленного сознания. В состоянии душевной болезни художник создает произведения, которые обладают большей силой воздействия. Гениальность невозможна без истерии и видений. Именно они создают почву для выявления у человека отдельных выдающихся возможностей. Создавая полотно, художник стремится постичь идеальную сущность каждой вещи.

Отдельное явление в искусстве – цикл полотен Ауроры под названием «Мавр». В «Прощальный вздох Мавра», в последнее полотно этой серии, дальновидная художница вкладывает пророчество о собственной смерти, и тем самым подводит итог своим художественным изысканиям. Она словно чувствует, что картина призвана стать апогеем ее таланта. В период создания картины она переживает личное горе, поэтому вкладывает всю глубину безысходной печали в противоречивый образ Мавра. Однако сам образ Мавра у художницы претерпевает  изменения. Если на ранних полотнах он был символическим выразителем плюрализма, сочетания разных культур (индийской, португальской и еврейской), то на поздних полотнах окончательно теряет свою миссию объединителя независимых духовных сущностей. Лишившись нравственных ориентиров по жизни – материнского тепла, любимой женщины, уязвимый Мавр сознательно выбирает путь своеволия, мести и порока.

Художнику свойственно желание заглянуть за грань. Примечателен в этом плане образ Умы Сарасвати, молодого скульптора. Девушка завоевывает расположение семьи да Гама-Зогойби непосредственностью, способностью глубоко чувствовать мрамор. «Таланту все прощается. А посредственности ничего не полагается» [1, с. 316]. Но неустойчивая психика таланта берет верх и доведенная до высшей точки помешательства Ума решает счеты с жизнью. Она идет навстречу своему концу, делает это в припадке безумия и умирает молодой, не успев и сделать малой доли того, что могла бы. Безумие воспринимается у Рущди двояко. Это и тяжелейший недуг, требующий медицинского вмешательства. Однако на художественном уровне и в философском аспекте – это душевное испытание человека, которому невыносимо все обыденное и приземленное. Это спасительный выход. Поступок Умы безусловно свидетельствует о ее очевидной психической неустойчивости. Но в подсознании девушки быстротечность бытия, увядание и мгновенная смерть сливаются с новым рождением. Этим своим шагом, как ей думается, она надолго врезается в память.

Интересен в романе образ Васко Миранды, эксцентричного художника из Гоа.  Художничество для него не род занятий, это нечто большее, это содержание жизни. Художник неуемного темперамента живет очень напряженной внутренней жизнью – отдыхает в сутки не более трех часов, и в моменты бодрствования, осмысливая каждый мазок кисти, предается живописи. Источником незаурядной личности, по его словам, служит затерявшаяся во время оперативного вмешательства иголка в теле. Зорким взглядом художника Аурора распознает в нем талант, но позднее убедившись в его эфемерности, отказывается от сотрудничества. Отвергнутая любовь будит в нем потаенное темное начало, и, переехав в Андалузию, помешанный на памяти о любимой умершей женщины, живет в заточении.

Психические аномалии присутствует в характеристике почти всех образов художников в романе. В итоге такие понятия, как неуравновешенность, стихийность, повышенная нервная возбудимость, озлобленность представляют собой эмоциональное лицо творческого человека. Демонстрируя раздвоенную психику художника, Рушди выводит два типа характера. В первую категорию входят сильные, волевые люди, тяготеющие к здоровому самоутверждению, к максималистским решениям. Они легче адаптируются в любой среде.  Такова Аурора Зогойби. Во вторую категорию входят натуры рефлектирующие, нервные, с повышенной чувствительностью. Они обладают гораздо большей восприимчивостью и чаще всего страдают тяжелой душевной болезнью (Ума Сарасвати и Васко Миранда). Рушди рассматривает психические аномалии не как последствие органических нарушений, а как явление в сфере подсознания, происшедших вследствие конфликта талантливого человека с миром. Для художника, болезненно мучающегося от своей неустроенности, от своей несовместимости с обществом, слиться с толпой и стать одним из всех – значит принять мир таким, каков он есть. Но большой художник не вмещается в безличный, бесцветный, подавляющий талант мир. Как же в таких условиях сохранить свою индивидуальность? Имеет смысл вступать в борьбу с массовым бескультурьем и потребительством? Оттого и перед героями английского писателя стоит альтернатива: либо принять существующий мир с его предрассудками, приобщиться к нему, либо восстать против этого мира, а потом покинуть его. Именно здесь и возникает безумие. Таков логический итог мучительных поисков ищущей личности.

Рушди виртуозно сочетает в романе традиционную событийно-повествовательную манеру изложения с богатыми рефлексией пассажами – отступлениями. Таковы аллюзии, диалоги, монологи, обращение к фольклору, цитаты из древних и современных авторов. Произведение строится на ряде сложных ассоциаций – воспоминаний, сопоставлений рассказчика. «Сама жизнь – чем не распятие?», - задается риторическим вопросом рассказчик [1, с. 8]. «Людская извращенность сильней, чем людской героизм, чем трусость, чем искусство», - с уверенным чувством справедливости своих оценок рассуждает героиня романа [1, с. 152]. От эпизода  к эпизоду нарастает драматизм произведения. Аурора связывает судьбу с Авраамом, человеком с темным прошлым, погрязшим в аферах и преступлениях глобального масштаба. Узнав о существовании письменного обязательства по еврейским законам передать свекрови своего первенца мужского пола, отказывается при ее жизни произвести на свет ребенка. Но став матерью четверых детей, свое главное назначение в жизни она все же видит в служении живописи. В живописи она находит целительную силу. На протяжении жизни воочию видя изьяны в людях и небезупречность мира, она, мятежная натура, решается не материнством, а именно искусством возвыситься над несовершенствами жизни. Жизнь продолжает безжалостно наносить удары: смерть Ины, дочери от неизлечимой болезни; отказ Минни, другой дочери, от мирской жизни и уход в монастырь; арест Майны, младшей дочери в качестве политической заключенной; преждевременное старение сына, его уход из дома и изгнанничество. С присущей ей стойкостью принимает жестокие нападки на почве эстетики, морали и политики: ее обвиняют в отрыве от своих корней, безбожии, непристойности. Жизнь нелегка, и хрупкая художница уязвима под ее ударами. Насколько она всесильна, настолько и зависима. Талант к саморазрушению – это наложенное на нее наказание за былые грехи, неизбежная плата за исключительность. Эти вечные истины положены в основу романа Рушди.

В романе с богатым сюжетным подтекстом и фрейдистскими представлениями имеет место и мысль о порочности человека, и описание патологических влечений. Неоднозначность образа Авраама подчеркивает убеждение Рушди в том, что мнимая добродетель скрывает в себе бездны греха, и порочность служит внутренней оболочкой показной добродетели. Образ матери сопровождает Мораиша в течение отпущенного ему земного пути. Он становится его судьбой, его роком. Образ Ауроры как мистическая сила ведет его, управляет им, определяет его отношение к жизни и людям. Мораиш через силу принимает эту неотвратимую стихию: он противится воле Ауроры, отказывает позировать ей обнаженным. Однако сквозь мощь,  власть и давление матери он познает самого себя, свое предназначение и положение в жизни. Мораиш, идя дорогой страдания, маргинальности и  изгнания, покорно проходит трудную школу жизни. Он перерастает самого себя. Следуя зову природы, он хочет принять все радости и лишения жизни, которые она ему готовит. Душа Мораиша открыта всему и всем. Женщины, с которыми его сводит судьба (Дилли Ормуз и Ума Сарасвати), учат его чему-то новому, постижению неизведанных чувств и ощущений. От каждого знака судьбы остается определенный след. И все же любая его попытка добиться расположения женщины – это, в сущности, стремление приближения к идеалу в лице матери.

 

Список литературы:

  1. Рушди С. Прощальный вздох Мавра. Роман. Перевод с английского Л. Мотылева.  СПб.: Лимбус-Пресс, 1999. – 544 с.
  2. Ясперс К. Стриндберг и Ван Гог // Западноевропейская эстетика ХХ века: Сборник переводов. Выпуск 2. О духовности искусства. М.: Знание, 1991. – С. 20-27.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.