Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVIII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 11 мая 2022 г.)

Наука: Филология

Секция: Русский язык. Языки народов Российской Федерации

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Хань С. УПОТРЕБЛЕНИЕ МЕЖДОМЕТИЯ ДЛЯ ВЫРАЖЕНИЯ ИНТЕНЦИИ ПОБУЖДЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ СТИХОТВОРЕНИЙ В.В. МАЯКОВСКОГО) // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. LVIII междунар. науч.-практ. конф. № 5(49). – Новосибирск: СибАК, 2022. – С. 15-18.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

УПОТРЕБЛЕНИЕ МЕЖДОМЕТИЯ ДЛЯ ВЫРАЖЕНИЯ ИНТЕНЦИИ ПОБУЖДЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ СТИХОТВОРЕНИЙ В.В. МАЯКОВСКОГО)

Хань Сяо

аспирант филологических наук, Казанский федеральный университет,

РФ, г. Казань

THE USE OF INTERJECTIONS TO EXPRESS THE INTENTION TO INDUCE (BASED ON MAYAKOVSKY'S POEMS)

 

Han Xiao

postgraduate student of philological sciences Kazan Federal University,

Russia, Kazan

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению императивных междометий как наиболее частых средств выражения директивных речевых актов. Проанализированы дифференцирования разных видов междометий в поэтических текстах В.В. Маяковского.

ABSTRACT

The article is devoted to the study of imperative interjections as the most particular means of expressing the directive speech acts. The differentiation of different types of interjections in Mayakovsky's poetic texts is analyzed.

 

Ключевые слова: императивное междометие, директивный речевой акт, В.В. Маяковский.

Keywords: imperative interjection, directive speech act, V. Mayakovsky.

 

Междометия – неизменяемые слова, которые служат для «выражения чувств и волевых побуждений» [1, с. 225]. Императивные междометия часто используются для выражения интенции приказа в русском языке.

А.А. Шахматов в своей работе пишет: «Повелительное наклонение выражается другими частями речи при субъекте во 2-м лице единственного числа, между прочим, и междометиями: но! Тпру! Брысь! (брысьте!), также заимствованными: стоп! Марш!» [4, с. 483].

На основании суждения Шахматова В.В. Виноградов выдвинул класс междометий – «слова, которыми выражаются волевые изъявления, побуждения. Это своеобразная группа междометных императивов. Например: Вон! Прочь! Долой! (полное выражение «отстранения», по определению Востокова); ну! Нуте! (побуждение), полно – полноте! (убеждение); на – нате! (предложение); брысь – брысьте! Стоп! Но! Цыц! Т-с-с! (запрещение) и т.д.» [2, с. 592].

Директивный речевой акт определяется как выражение волеизъявления говорящего, направленное на каузацию деятельности адресата. Директивами являются требование, приказ, команда, указание и др.

В. В. Маяковским часто используются данные императивные междометия в поэтических текстах:

1) собственные междометия:

на! нате! (побуждать адресата брать что-то): «На, – сказал он бабе, – скороходы-сапоги, к Врангелю зашла бы!» («Рассказ про то, как…», 1920) [3, с. 95]; «Пожалуйста! Нате(«Пятый Интернационал», 1922) [3, с. 1072];

эй! (обратить внимание адресата на кого-то): «Эй, стальногрудые! Крепкие, эй («150 000 000», 1919–1920) [3, с. 1028]; «Чтоб душу врасплох не смяли, чтоб мозг не опрокинули твой – эй-ка!» («IV Интернационал», 1922) [3, с. 1065];

2) заимствованные междометия из других языков:

стоп! (приказать адресату прекратить действие): «Стоп!» («Севастополь – Ялта», 1924) [3, с. 258];

марш! (приказать адресату двигаться): «Плечо к плечу! / Марш («Марш комсомольца», 1923) [3, с. 173];

3) междометия, образованные от наречий:

вон!: «Все / из квартир / на площади / вон («Война и мир», 1915–1916) [3, с. 996]; «Мы не позволим! / К черту! / Вон! / Довольно! / Долой!» («Костоломы и мясники», 1928) [3, с. 768];

прочь!: «Только завод позовет – руку прочь, враг!» («Барабанная песня», 1923) [3, с. 148];

долой!: «Долой мещанство и предрассудок!» («Любовь», 1926) [3, с. 416]; «Долой салонов жилье!» («Счастье искусств», 1928) [3, с. 792] и др.

В этих конструкциях междометия употреблены в роли эквивалентов глагола уйти. Интересно отметить, что такие выражения обычно носят грубой характер. И в этих случаях по социальному статусу говорящий часто выше слушающего, т.е. направляется «сверху вниз», например от начальника к подчиненному, от старшего к младшему и т.п.

Отметим, что при выражении побуждения к действию или речи поэтом употребляются императивные междометия ну! нуте!, которые часто дополняются частицей -ка. Например:

«Заложил бы

                        динамиту

                                          – ну-ка,

                                         дрызнь!»

 («Юбилейное», 1924) [3, с. 250];

«А ну,

            не размякнете!

                                       Нуте-ка

 («Дачный случай», 1928) [3, с.703].

Императивное междометие может выступать формой целого предложения с восклицательной интонацией: «Марш! / Чтоб время / сзади / ядрами рвалось» («Сергею Есенину», 1926) [3, с. 388], а может вступать в грамматические связи с другими словами: «За спину ведра – и марш бодро!» («Канцелярские привычки», 1926) [3, с. 430].

Императивное междометие может быть включено в название стихотворения, например: «Прочь руки от Китая!». В этом стихотворении междометие прочь использовано 8 раз; его можно назвать основным структурным средством в данном тексте, регулярно повторяющимся (в виде рефрена) и выделенным графически (в каждом повторе междометие находится в конце строки):

«Громче, китайцы:

 – Прочь

Руки от Китая!» [3, с. 271].

Итак, в стихотворных произведениях В.В. Маяковского встречаются разные разряды императивных междометий типа На/ Нате! Прочь! Марш! и т.п., которые прямо выражают намерения говорящего. Проанализированные строчки показывают, что основная роль императивных междометий в стихах В.В. Маяковского – передача динамики действия, также они служат выражению экспрессии и в значительной степени усиливают категоричность побуждения.

 

Список литературы:

  1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М. : Сов. Энциклопедия, 1969. – 608 с.
  2. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). – М., 1972. – С. 592.
  3. Маяковский В.В. Большое собрание стихотворений и поэм в одном томе. – М. : Эксмо, 2018. – 1312 с.
  4. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. – Л., 1941. – С. 483.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.