Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVI-LVII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 11 апреля 2022 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Театральное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Василевич А.А. ФОРМООБРАЗУЮЩАЯ СРЕДА СОВРЕМЕННОЙ БЕЛОРУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. LVI-LVII междунар. науч.-практ. конф. № 3-4(48). – Новосибирск: СибАК, 2022. – С. 18-23.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФОРМООБРАЗУЮЩАЯ СРЕДА СОВРЕМЕННОЙ БЕЛОРУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ

Василевич Анастасия Александровна

аспирант Белорусской государственной академии искусств, руководитель Центра белорусской драматургии,

Республика Беларусь, г. Минск

АННОТАЦИЯ

В статье определяется формообразующая среда современной белорусской драматургии. Белорусские драматурги постоянно расширяют свой инструментарий, предлагая новые формы пьес. Активное влияние на развитие современной белорусской драматургии оказали драматургические мастер-классы и лаборатории под кураторством зарубежных коллег, в особенности российских.

 

Ключевые слова: современная драматургия, белорусская драматургия, новая драма, драматургический мастер-класс, драматургическая лаборатория.

 

Современная драматургия, в особенности «новая драма» – реакция на кризис идентичности [4]. В белорусской драматургии он проявился определенным образом. Отечественная действительность такова, что это был не только постсоветский кризис, а куда более глубокий, ведь Беларусь много раз утрачивала свою независимость. В 1980-1990-е годы белорусские драматурги снова принялись исследовать национальную идентичность, стремясь проанализировать окружающую их реальность.

Часть авторов обратилась к историческому прошлому, проводя параллели с настоящим: «Колокола Витебска» о Витебском восстании (1978 г.), «Колыбель четырех волшебниц» о Первой русской революции (1981 г.), «Мать Урагана» о Кричевском восстании (1981 г.) В. Короткевича; «Доктор Русель» о белорусском революционере Н. Судзиловском (1985 г.), «Звон не молитва» о дохристианском прошлом Беларуси (1989 г.) И. Чигринова; «Пророк для Отечества» о первопечатнике Ф. Скорине А. Петрашкевича (1990 г.), историческая драма «Князь Витовт» о борьбе князей за власть (1998 г.) А. Дударева и др. Переосмысливая далекую историю, эти драматурги с надеждой заявляли о новом национальном возрождении.

Другие авторы обратились к настоящему в попытке зафиксировать современность – пьесы «Голова» И. Сидорука, «Ку-ку» и «Лабиринт» Н. Ореховского, «Султан Брунея» А. Делендика. Пьес такого типа было меньше, однако именно их можно считать истоком белорусской «новой драмы» [6]. В них уже прослеживалась тенденция к дискретной структуре текста, остросоциальным темам, абсурдистской фиксации реальности и кризисному мироощущению героя.

Все эти тексты были актуальны и востребованы. В Республиканском театре белорусской драматургии были поставлены «Ку-ку» Н. Ореховского (1992 г.)  и «Голова» И. Сидорука (1992 г.); в Могилевском областном драматическом театре – «Султан Брунея» А. Делендика (1998 г.); в Национальном академическом драматическом театре им. Я. Купалы – «Звон не молитва» (1988 г.); в Белорусском государственном театре юного зрителя – «Колыбель четырех волшебниц» (1982 г.). Государственные и народные театры активно ставили отечественную драматургию, в которой поднимались вопросы национальной идентичности и экзистенциального выбора.

В начале 2000-х определенная часть современной национальной драматургии в Беларуси начала восприниматься со скепсисом. Многие исследователи писали, что молодые белорусские драматурги предлагают эксперимент ради эксперимента, а их пьесы – «желание вычурностью, придуманным постмодернизмом выделиться» [6, с. 83]. Правда, время показало, что данные формальные эксперименты продемонстрировали «собственную внутреннюю необходимость» [7, с. 138]. Сейчас можно заметить, что деконструкция классической формы пьесы, обращение к ризомной структуре, расширение языкового инструментария, остросоциальная проблематика, дегероизация оказались характерными признаками «новой драмы», которая стала востребована современным белорусским театром.

Тогда же выходом в театральное пространство для молодых отечественных драматургов были зарубежные фестивали и конкурсы, в основном российские. В России уже в начале 1990-х возникла «новая волна» драматургии (Н. Коляда, О. Мухина, Л. Петрушевская и др.), и именно драма представляла собой то, что можно было найти и в других формах постсоветской культуры, но нигде так концентрировано [4]. Русскоязычный контекст помог новым белорусским драматургам заявить о себе. Авторы стали посылать тексты на российские драматургические конкурсы, и, к удивлению белорусского театрального сообщества, занимать призовые места и входить в шорт-листы. С 2002 года в Екатеринбурге проводится конкурс молодой драматургии «Евразия», основанный Н. Колядой, и уже в 2004 году пьесы белорусских авторов были отмечены специалистами: «Серпантин» П. Пряжко и «Я пришел» Н. Халезина – удостоены специального приза, а драма «Три Жизели» А. Курейчика вошла в список победителей. Чуть позже «Евразия» открыла других белорусских драматургов – Д. Богославского и К. Стешика [2].

Белорусская «новая драма» тесно связана с постсоветским пространством. Она вобрала в себя в том числе модернистские и постмодернистские поиски русских авторов (В. Сорокин, Д. Хармс, В. Ерофеев), «чернуху» позднесоветского кинематографа (фильмы «Маленькая Вера», «Меня зовут Арлекино», «Асса» и т.д.), нельзя отрицать ее связь с одноименной «новой драмой» конца XIX – начала XX вв. (Г. Ибсен, А. Стриндберг, А. Чехов и др.). В Беларуси в это время развивалась драматургия, близкая к символистской (Ф. Алехнович, Я. Купала и др.) – современная белорусская «новая драма» в каком-то смысле продолжает эту традицию, прерванную официальной советской драматургией.

Значительное влияние на развитие белорусской «новой драмы» оказал фестиваль молодой драматургии «Любимовка». Лабораторию под таким названием основали в Москве задолго до появления «новой драмы» в России. Пьесы белорусских драматургов попадали в шорт-листы этого конкурса, как и в шорт-листы конкурсов «Новая драма» (Москва), «Ремарка» (возник в Петрозаводске, проводится в разных городах) и др.

«Любимовка» известна своей программой мастер-классов, которые доступны участникам. Воркшопы проводят зарубежные драматурги, в том числе, из английского театра Royal Court, который является «точкой сборки» современной драматургии.  Именно там были поставлены пьесы «молодых рассерженных людей» – «Оглянись во гневе» Дж. Особорна, «Вкус меда» Ш. Делани, «Комната» и «День Рождения» Г. Пинтера. «Royal Court» провел несколько театральных мастер-классов по данной методике в России, а в 2012 году и вовсе инициировал проект «Брайтон Бич» в США, в рамках которого белорусский «новодрамник» П. Пряжко, как один из участников, написал пьесу на основе материалов, собранных в русскоязычном районе Нью-Йорка – деятельность «Royal Court» косвенно повлияла на белорусскую «новую драму».

С 1980-х этот театр стал популяризировать документальную пьесу, созданную методикой «verbatim» – интервьюированием героев. Техника обрела популярность в России, и в 2013 году, российская драматург Л. Мульменко провела мастер-класс по технике «вербатим» на базе Центра белорусской драматургии. Встреча позволила белорусским драматургом лучше понять специфику документальных пьес и вдохновила Д. Богославского и режиссера А. Марченко создать спектакль «Мабыць?», посвященный национальной идентичности.

Центр белорусской драматургии является важной структурой, повлиявшей на развитие белорусской драматургии. Он был создан в 2007 году при Белорусском государственном институте проблем культуры, функционировал малоэффективно и вскоре был передан Республиканскому театру белорусской драматургии и получила новое название [2]. Этой организации удалось наладить работу мастер-классов и лабораторий, институционализировать сценические чтения как форму театрального процесса.

На базе Центра уже восемь лет проходят выездные Международные драматургические лаборатории с зарубежными кураторами. В разные годы творческий процесс возглавляли известные драматурги П. Арье (Украина), М. Дурненков (Россия), Я. Пулинович (Россия), М. Угаров (Россия), Е. Исаева (Россия). Все они предлагали различную методику создания пьес, акцентируя внимание на идейной и формальной составляющей современной драматургии. Куратор формирует пары, которые пишут пьесы; каждая пара состоит из режиссера и драматурга. На протяжении пяти дней у авторов есть возможность полностью определить концепцию пьесы, присутствуя на драматургических мастер-классах и личных аудиенциях с куратором.

Одной из самых ценных лабораторий для развития белорусской драматургии оказалась сессия с М. Угаровым – основателем московского «Театра.doc». На ней драматурги переосмыслили драматургический функционал, получили новый инструментарий, связанный с социальным и документальным театром.

Однако международная лаборатория не единственная в Центре. С 2018 по 2020 год работала лаборатория для начинающих драматургов «Открывачка», курирует которую Д. Богославский. По итогам лаборатории было написано и презентовано более десяти пьес, а текст «Все нормально» В. Хмель уже вошел в шорт-лист фестиваля «Любимовка» и стал прецедентом для создания антологии современной белорусской драматургии «Все нормально. Ее версия» [1]. Работа уже состоявшегося драматурга Д. Богославского с молодыми авторами происходит планомерно и длится около трех месяцев, во время которых авторы не только придумывают сюжеты пьес, но и определяют их формальную составляющую.

Именно в Центре белорусской драматургии в 2012 году провел мастер-класс И. Вырыпаев – один из самых ярких представителей русской «новой драмы». Он акцентировал внимание на форме пьес, заявляя перформативность драматургии. Белорусские авторы услышали, что «драматургический текст в спектакле является его самостоятельной частью, а в некоторых случаях и действующим лицом» [3, с. 17].

С 2016 года платформой, которая позволяла репрезентировать новейшую драматургию в Беларуси, стал Конкурс-фестиваль современной белорусской драматургии «WriteBox». Он позволил белорусским авторам предложить экспериментальные тексты и ощутить себя причастными к драматургическому сообществу. Данный конкурс открыл новые имена (А. Иванюшенко, Е. Чекатовская, А. Полубинский), активно поддерживает именитых отечественных авторов. Более того, данный фестиваль создает отечественную конкурентоспособную среду, и в дальнейшем, может стать локальным аналогом зарубежных драматургических фестивалей. В рамках «WriteBox» также проводятся различные драматургические мастер-классы, например, белорусские драматурги смогли поучаствовать в воркшопах театроведа П. Руднева (Россия) и драматурга М. Курочкина (Россия).

Формально схожим оказывается Республиканский фестиваль национальной драматургии имени В.И. Дунина-Марцинкевича в Бобруйске, однако лабораторная программа данного форума несет ознакомительный характер и направлена больше на зрителей и молодых режиссеров, нежели авторов пьес. При этом фестиваль мог бы стать площадкой для многочисленных драматургических семинаров и мастер-классов, однако этого не происходит.

Можно заметить, что для проведения воркшопов в основном приглашаются российские коллеги – это обусловлено языковым и культурным фактором. Однако белорусские драматурги участвуют также в мастер-классах европейских драматургов. Зачастую они приурочены к различным фестивалям (Международный форум театральных искусств «ТЕАРТ», Молодежный театральный форум «M@rt.контакт» и т.д.), презентациям драматургических сборников.

Белорусские драматурги применяют различные техники при создании пьес и активно экспериментируют с формами. Долгое время «нетипичные» тексты современных авторов оставались нелегитимными, однако драматурги продолжали исследовать методы создания пьес и предлагать новые способы репрезентации драматургического текста. Их поискам способствовали мастер-классы зарубежных коллег, в частности российских, которые помогали перенять опыт и освоить новый инструментарий.

 

Список литературы:

  1. Антология современной белорусской драматургии. Все нормально. Ее версия / под общ. ред. Т. Артимович, Е. Мальчевской и К. Князевой. – Вильнюс: Логвинов, 2019. – 230 с.
  2. Арцімовіч, Т. У. Новая драма ў інтэрпрэтацыі маладой беларускай рэжысуры: дыпл. работа / Т. У. Арцімовіч; кір. – Л. Г. Клімовіч. – Мінск, 2013. – 107 с.
  3. Белякова, В. И. Экспериментальность в современном театральном пространстве Беларуси: дипл. работа / В. И. Белякова; рук. – К. Н. Дубовская. – Минск, 2013. – 72 с.
  4. Липовецкий, М., Боймерс, Б. Перформансы насилия: литературные и театральные эксперименты новой драмы / М. Липовецкий, Б. Боймерс. – М.: Новое литературное обозрение, 2012. – 376 с.
  5. Марчук, Г. В. Современные мотивы в драме и театре / Г. В. Марчук // Сучасны беларускі тэатр: здабыткі, праблемы, перспектывы: матэрыялы Рэспубліканскай навукова-практычнай канферэнцыі / Бел. дзярж. акад. маст; рэдкал.: Р. Б. Смольскі (гал. рэд.) [і інш.]. – Мінск, 2008. – С. 81–84.
  6. Смольская, К.Р. Асаблівасці засваення нацыянальнай драматургіі ў тэатральным мастацтве Беларусі канца XX – пачатку XXI стагоддзя: аўтарэф. дыс… канд. мастацтвазнаўства: 17.00.01 / К.Р. Смольская; НАН Беларусі, Цэнтр даследаванняў беларускай культуры, мовы і літаратуры.  – Мінск, 2012. – 26 с.
  7. Сонди, П. Петер Сонди о кризисе драмы / П. Сонди // Практики интерпретации. – 2020. – Т.5. – № 1. – С. 128–141.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий