Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX-X Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 14 мая 2018 г.)

Наука: Филология

Секция: Русская литература

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ли М. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖЕНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РАССКАЗАХ И. БУНИНА ИЗ ЦИКЛА «ТЁМНЫЕ АЛЛЕИ» // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. IX-X междунар. науч.-практ. конф. № 4-5(8). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 29-32.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖЕНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РАССКАЗАХ И. БУНИНА ИЗ ЦИКЛА «ТЁМНЫЕ АЛЛЕИ»

Ли Минхуэй

студент магистратуры Даляньского университета иностранных языков (КНР)

РФ, г. Москва

ARTICLE IMAGE OF FEMALE PSYCHOLOGY IN THE COLLECTION OF STORIES “DARK ALLEY” OF I. BUNIN

 

Li Minghui

student from Dalian University of Foreign Languages (China),

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена художественному изображению женской психологии в рассказах И. Бунина «Кавказ» и «Чистый понедельник». Выявляются художественные приёмы, используемые И. Буниным для раскрытия женских характеров. Образы героинь рассматриваются с точки зрения их оценки автором.

ABSTRACT

The article investigates the image of female psychology in the story “Caucasus” and “Pure mondy” of I. Bunin. Identify women character through I. Bunin’s artistic method. Images of heroines are considered from the view of the author.

 

Ключевые слова: И.А. Бунин; художественный образ; женская психология; характер; «Тёмные аллеи».

Keywords: I.A. Bunin;artistic image;female psychology; woman character; dark alley.

 

Женские образы занимают важное место в русской литературе, многие великие русские писатели и поэты создали в своих произ­ведениях замечательные, поистине "вечные" женские характеры. В клас­сической русской литературе именно через женские образы раскры­ваются такие важные темы, как тема любви, тема материнства, тема Родины, тема поиска идеала, совершенства, гармонии, а также многие другие.

Можно утверждать, что в русской литературе сложилась богатая традиция изображения женских характеров. И, что самое главное, эта традиция не прервалась в русской литературе 20-го века, а была воспринята и развита многими писателями и поэтами. Одним из славных продолжателей этой традиции стал И. Бунин - первый русский писатель, получивший Нобелевскую премию в области литературы «за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в худо­жественной прозе типичный русский характер» [5, с. 65]. Он является и признанным мастером художественного слова и тонкий знаток человеческой, в том числе, и женской души, создавший в своих произ­ведениях целую галерею прекрасных женских образов, вошедших в сокровищницу русской литературы. Статья посвящена определению того, в чем заключается главное своеобразие художественного раскрытия женской психологии в рассказах И. Бунина «Кавказ» и «Чистый понедельник».

В основе сюжета рассказа «Кавказ» лежат отношения внутри любовного треугольника. Бунин описывает историю тайной любви замужней женщины и мужчины, от лица которого и ведётся повест­вование. С самого начала создается однозначное впечатление, что героиня нисколько не любит мужа и даже не питает к нему уважения. Кроме того, образ мужа в глазах читателя складывается исключительно из слов героини, и это образ «жестокого», «самолюбивого» ревнивца, способного на всё, ради защиты чести «мужа и офицера» [2, с. 174]. Страх, который все время звучит в словах женщины, передаётся и любовнику-рассказчику. Об этом свидетельствуют описание его образа жизни во время приездов на свидания в Москву: «…я воровски остановился в незаметных номерах в переулке возле Арбата и жил томительно, затворником…» [там же] и состояния перед бегством с любовницей на Кавказ: «всё внутри замирало от тревоги и холода» [там же]. Далее чувство нарастающей напряженности передается в сцене ожидания в купе: «опустил оконную занавеску…, на замок запер дверь» [там же], «…второй звонок – я похолодел от страха», «третий звонок оглушил меня» [2, с. 175].

При этом важно отметить, что муж никак не проявляет свой «деспотичный» характер. И, как становится ясно, источником страха в душе любовника являются именно слова и рассказы женщины. Кроме того, постоянно вызывая жалость к себе, к своей невыносимой жизни («…ложилась на тахту, закрывала лицо газовым шарфом и плакала: ещё две, три недели – и опять Москва» [2, с. 176]), она уничтожает зачатки мук совести у любовника, о наличии которых говорит его мысленный взор, рисующий трогательную сцену расставания мужа с женой («хозяйственно вошёл вместе с нею, оглянулся, - хорошо ли устроил её носильщик, - и снял перчатку, снял картуз, целуясь с ней, крестя её» [2, с. 175]). В конце концов именно женщина выглядит главной виновницей самоубийства мужа в конце рассказа. Примечательно, что краткое, нарочито сухое сообщение о трагедии предваряется цветистым описанием красоты Кавказа и сентиментальной сценой умиления героини тявкающими под окном чекалками. Такой приём контраста работает на то, чтобы обнаружить фальшивость натуры героини, высветить её притворную сентиментальность на фоне подлинного бессердечия.

Таким образом, налицо демонизация женского образа, что наблюдается не только в рассказе «Кавказ», но и в рассказе «Чистый понедельник», но в более мягкой форме. «Чистый понедельник» сам Бунин считал лучшим рассказом цикла «Тёмные аллеи». Он писал: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать "Чистый понедельник"» [3, с. 391]. Главные герои рассказа – молодые женщина и мужчина, которые наслаждаются жизнью. Их отношения как будто идут к своему логическому завершению, но вдруг героиня разрывает их и уходит в монастырь.

В связи с необычной развязкой особенно интересен именно образ героини – молодой, состоятельной женщины, сочетающей в себе восточный тип красоты и духовную русскую православную натуру. Пожалуй, главная её черта – загадочность, которая создается автором при помощи вопросительных слов и неопределённых местоимений (зачем-то, почему-то, что-то), то и дело повторяющихся в речи рассказчика и его внутреннего восклицания: «Странная любовь!». «Странность» всё время сквозит и в поведении героини: она любит окружать себя красивыми вещами, чревоугодничать, но, вместе с тем, кажется какой-то удивительно отстраненной от всего, что её окружает: «Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом» [4, с. 337]. Она происходит из знатного купеческого рода, но кажется отчужденной от своего сословия. Она читает все подряд – Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера (европейские модернисты), роман символиста Брюсова «Огненный ангел», слушает Шаляпина, внимает лекциям Андрея Белого, однако её отношение к прочитанному, увиденному и услышанному похоже на равнодушие.

Создаётся впечатление, что эта женщина в какой-то мере принадлежит к числу «лишних» людей в том смысле, в котором к ним традиционно причисляют Евгения Онегина. Но, в отличие от героя пушкинского романа, она в расцвете молодости вдруг решает круто изменить свою жизнь - принять постриг, что достаточно редко для эпохи декаданса начала ХХ века и говорит об её смелости и силе характера. Таким образом, любовь (странная и со стороны героини) не смогла помочь ей обрести духовную гармонию.

Каждый рассказ книги «Тёмные аллеи» — жемчужина бунинской прозы. Любовь у Бунина глубоко и художественно убедительно осмысли­вается прежде всего как психологическое явление. Поэтому писатель Г.В. Адамович так говорит о нем: «Бунин у нас, в нашей литературе — последний бесспорный, несомненный представитель эпохи, которую мы не напрасно называем классической, как бы ни был растянут и зыбок смысл этого слова»[1, с. 79]. В «Тёмные аллеи» мы не находим описания непреодолимого влечения двух людей, которое закончилось бы свадьбой и счастливой семейной жизнью. Жить до старости и умереть в один день — для Бунина это вовсе не идеал счастья, скорее, напротив. Таким образом, Бунин как бы останавливает время на высшем взлете чувств. Любовь достигает своей кульминации, но она не знает падения.

И. Бунин мастерски раскрывает особенности женского характера, наделяя его многими важными для его авторского миропонимания чертами. Можно без преувеличения сказать, что сборник рассказов «Тёмные аллеи» стал для И. Бунина воплощением всех многолетних размышлений писателя об отношениях между мужчинами и женщинами, о любви и счастье. Не все женщины в рассказах сборника находят свое счастье, для многих жизнь складывается достаточно тяжело и даже траги­чески, но мы всегда находим у И. Бунина глубокие, многогранные и сильные женские характеры, тонко чувствующие и понимающие. Любовь для И. Бунина может быть очень разной, и счастливой, и несчастливой, но всегда остается главной ценностью в жизни человека, и даже трагическая любовь, по мнению писателя, облагораживает человека и способна значительно повлиять на него, пробудив от спячки бесчувствен­ности. Именно поэтому женские образы так важны для И. Бунина, именно в женской психологии и в женских характерах воплощается его идеал бытия, одухотворенного любовью, и он с большим мастерством воплощает это в своих произведениях, в том числе в сборнике рассказов «Тёмные аллеи».

 

Список литературы:

  1. Адамович Г.В. Одиночество и свобода. – М.: Алетейя, 2002. – С. 79.
  2. Бунин И.А. Кавказ // Бунин И.А. Повести: рассказы. – М.: Русанова, 1994. – С. 174‑177 .
  3. Бунин И.А. Чистый понедельник // Бунин И.А. Повести: рассказы. — М.: Русанова, 1994. – С. 336‑349 .
  4. Электронный каталог Знак Якост [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ukrlib.com.ua (Дата обращения: 16.09.16).
  5. Уртминцева М.Г. Словарь русской литературы. М.: «Три богатыря» и «Братья славяне», 1997. – С. 65.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий