Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 06 ноября 2017 г.)

Наука: Филология

Секция: Русская литература

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Никогосян А.А. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТРАДИЦИЙ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА В ЛИРИКЕ О.Э. МАНДЕЛЬШТАМА // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4(3). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 34-41.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТРАДИЦИЙ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА В ЛИРИКЕ О.Э. МАНДЕЛЬШТАМА

Никогосян Анна Араиковна

помощник ректора, секретарь Совета ректоров вузов Республики Башкортостан, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы»,

РФ, г. Уфа

Одной из особенностей эпохи серебряного века является обращенность к опыту мировой культуры и его переосмысление. В основе эстетизма рубежа XIX-XX веков лежала идея о том, что мир искусства первичен, а жизнь вторична. Эстетизм утверждает, что жизнь подражает искусству, искусство же – зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь. Новое освещение получает выражение «красота спасет мир». Античность, возрождение, романтизм – вот те эпохи, в которых В. Брюсов, Д. Мережковский, О. Мандельштам и другие поэты находят отдохновенье. Искусство понимается как накопитель и сохранитель прекрасного.

О.Э. Мандельштам (1891-1938), знаменитый поэт серебряного века, в «Письме о русской поэзии» (1922), признавая влияние великих писателей-классиков XIX века на лирику поэтов серебряного века, позже писал: «Не было бы Ахматовой, не будь Толстого с "Анной Карениной", Тургенева с "Дворянским гнездом", Достоевского и Лескова» [3]. Мандельштам и его современники в том числе, обращались и к творчеству М.Ю. Лермонтова (1814-1841).

Действительно, значение М.Ю. Лермонтова не только для русской, но и для мировой литературы, сложно переоценить. Б.М. Эйхенбаум (1886-1959) – выдающийся исследователь русской литературы в своей монографии «О поэзии» пишет: «Становится все яснее, что историческая роль Лермонтова огромна и что без ее глубокого и принципиального осмысления многое в дальнейшем процессе должно остаться непонятным» [6, с. 103].

Так, и Мандельштам в литературных заметках и мемуарах писал о роли наследия Лермонтова в годы его творческого становления. В «Шуме времени» (очерк «Книжный шкап») он вспоминал: «У Лермонтова переплет был зелено-голубой и какой-то военный, недаром он был гусар. Никогда он не казался мне братом или родственником Пушкина» [5, с. 32]. Развитие сопоставления Лермонтова и Пушкина присутствует и в статье «Кое-что о грузинском искусстве» (1922), где Мандельштам сравнивает поэтов в их отношении к Кавказу: «Я бы сказал, что в русской поэзии есть свой грузинский миф, впервые провозглашенный Пушкиным… и разработанный Лермонтовым в целую мифологию с мифом о Тамаре в центре» [2]. 

В настоящее время наблюдается возобновление интереса к творческому наследию Осипа Эмильевича Мандельштама со стороны не только литературоведов и литературных критиков, но и музыкантов и кинорежиссеров, что позволило обнаружить неполноту изученности и недооцененность лирики поэта его современниками и советскими исследователями. Наследию Мандельштама посвящено много работ отечественных и зарубежных исследователей, таких как В.М. Жирмунский, М.Л. Гаспаров, А.К. Жолковский, Л.Г. Кихней, Ю.И. Левин, А.В. Ливри, И.З. Сурат, И.М. Семенко и др. При этом в восприятии читателей ОсипМандельштам  продолжает оставаться «поэтом не для всех» [3, с. 59].

Характерной особенностью творчества Мандельштама является обращение к широкой культурной традиции: от античности до современной поэту эпохи. Художественное своеобразие произведений Осипа Мандельштама обусловлено эстетикой акмеизма, а также детскими впечатлениями и особенностями воспитания будущего поэта, рожденного в европейском городе (Варшаве), воспитанного «по-европейски», «по-дворянски» и выросшего еще в имперском Петербурге. Все эти условия формирования его личности пришли в глубокое противоречие с суровой советской действительностью. И, несмотря на то, что акмеизм, в отличие от символизма, декларировал возвращение к реальной жизни, на практике главным предметом изображения поэтов-акмеистов являлись произведения искусства разных эпох и культур. Так, Мандельштам, как один из основоположников этого литературного течения серебряного века, в своей теоретической работе «Утро акмеизма» (1912) пишет о том, что главным предметом изображения поэтов-акмеистов должны выступать произведения искусства.

Повторимся, в русской поэзии уходящей прекрасной поры (XIX века) Мандельштам чувствовал духовное родство с романтиками А.С. Пушкиным, Ф.И. Тютчевым и М.Ю. Лермонтовым.

Формы введения реминисценций у Мандельштама различные:

- названия стихотворений (Лермонтов «1 января 1831» – Мандельштам «1 января 1924»);

- введение трансформированной цитаты (Лермонтов: «И звезда с звездою говорит» [1, 153] – Мандельштам «И ни одна звезда не говорит» [4, 95]; Лермонтов: «И снился мне сияющий огнями / Вечерний пир в родимой стороне» [1, 228] – Мандельштам «И мнится мне: весь в музыке и пене, / Железный мир так нищенски дрожит» [4, 95];

- использование художественных образов, трансформация мотивов (век, вечность: Лермонтов: «Веков протекших великаны» [1, 111] – Мандельштам: «век-властелин», «умиранье века» [4, 109]).

К вопросу о реминисценциях в творчестве Мандельштама из произведений Лермонтова обращались многие исследователи: Г.Б. Струве, Д.И. Черашняя («Строгий отчет О. Мандельштама за Лермонтова М.»), С.И. Воложин, Л.М. Видгоф («Но люблю мою Курву-Москву»). Э.А. Обухов, К.Ф. Тарановский, В.В. Мусатов и т.д. Однако исследователи рассматривают либо отдельные стихотворения, либо отдельные мотивы.

Целью данной работы является определение особенностей интерпретации традиций Лермонтова в лирике О.Э. Мандельштама.

Итак, обозначая своих кумиров в стихотворении «Дайте Тютчеву стрекозу» (1932), поэт называет и Лермонтова: «А еще над нами волен / Лермонтов, мучитель наш» [4, с. 61]. Заметим, имя Лермонтова Мандельштамом подчеркнуто особо. До слов «а еще» лирический герой более пассивен и отдален от читателя, в условной же третьей части произведения Мандельштам, используя местоимение «мы», указывает на свою причастность ко всему русскому писательскому сообществу, объединенному силой таланта гения-мучителя Михаила Лермонтова. Необходимо отметить, что отождествление гения, творца и мучителя в данном стихотворении происходит не впервые. В произведениях Мандельштама творческий акт, как правило, представлен неким мучительным процессом: рождение гениального всегда сопровождается муками, неимоверными усилиями творца.

Вспомним, например, стихотворение Мандельштама «Ода Бетховену» (1914): «И я не мог твоей, мучитель, / Чрезмерной радости понять ˂…> Кто может, ярче пламенея, / Усилье воли освятить?» [4, с. 82]. Аналогичное явление наблюдается и в стихотворении «Рояль» (1931): «Звуколюбец, душемутитель, / Мирабо фортепьянных прав» [4, с. 253]. Чем гениальнее художник, тем более мучительно рождение и воздействие на читателя его произведений. Гений в музыке для Мандельштама – это Бетховен, а в русской литературе – Лермонтов, чье имя вновь появляется в «Стихах о неизвестном солдате» (1937): «И за Лермонтова Михаила / Я отдам тебе строгий отчет» [4, с. 256]. Мандельштам, который на протяжении своей недолгой жизни вел беседу с искусством прошлого, как бы подводит итог и диалогу с Лермонтовым, отчитавшись не только перед своими современниками, но и перед будущими поколениями за гениального поэта XIX века и всю русскую литературу в целом. Следующие строки «Стихов о неизвестном солдате» перекликаются с лермонтовским «Демоном»: «Как мне с этой воздушной могилой / Без руля и крыла управлять» [4, с. 256]. У Лермонтова: «Без руля и без ветрил, / Тихо плавают в тумане / Хоры стройные светил…» [1, с. 542].

Мандельштам, как и Лермонтов, чувствует себя потерянным для своего времени, мечущимся и скитающимся художником, не понятым толпой.

В литературной критике и эссеистике серебряного века сложился своеобразный миф о демоне Лермонтова, который явился прообразом некоего таинственного «я» Мандельштама («В самом себе, как змей, таясь…», 1910): «В самом себе, как змей, таясь, / Вокруг себя, как плющ, виясь, – / Я подымаюсь над собою: / Себя хочу, к себе лечу, / Крылами темными плещу» [4, с. 85].

Название «1 января 1924» (1924, 1937) стихотворения Мандельштама отсылает нас к лермонтовскому «1 января 1831», или «1831-го января» (1831). Оба поэта раздумывают о вечности, веках-великанах, быстротечности времени. У Лермонтова: «И вновь стоят передо мною / Веков протекших великаны…» [1, с. 334]. У Мандельштама: «Два сонных яблока у века-властелина / И глиняный прекрасный рот…» [4, с. 62]. Несмотря на величие, властность, которыми оказывается наделено время и в том, и в другом стихотворении, оно все же предстает перед читателем быстротечным, чем-то еле уловимым, мимолетным, а у Мандельштама еще и уподобляется умирающему старику: «О, глиняная жизнь! О, умиранье века! / Боюсь, лишь тот поймет тебя, / В ком беспомощная улыбка человека, / Который потерял себя» [4, с. 62]. У Лермонтова: «Страшуся поглядеть назад» [1, с. 334]. Нужно отметить, что стихотворение написано Мандельштамом в год, предшествующий его смерти. Лирический герой поэта полностью разделяет мироощущение лирического героя разочарованного в жизни романтика Лермонтова. Оба героя чувствуют себя потерянными. Причем, герой Мандельштама потерян не только как человек, но и как творец, поэт, который ищет потерянное слово, ведь искусство оказывается для поэтов, в особенности, искусство прошлого для Мандельштама, тем единственным якорем, той путеводной звездой, которая помогает жить, существовать, примириться с реальностью, буквально не сойти с ума. Чувство глубокой тоски, тревоги здесь связано с роковой Москвой, с городом, который так никогда и не принял, не смог стать пристанищем для скитающейся души поэта.

На реминисценциях строится также одно из самых сложных произведений Мандельштама ‒ «Грифельная ода» (1923, 1937). Здесь две значимые и очевидные реминисценции – из стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» (1843) и оды Державина «На тленность», написанной грифелем на доске, из чего возникает название стихотворения Мандельштама, где мы находим образы, «кивающие» на оду Державина – «иконоборческая доска», «грифель», «горящий мел», которых кормит «ночь-коршунница», символизирующая трагическое сознание. Но цикл стихов соткан из образов, связанных с «кремнем»: «кремень с водой», «кремня и воздуха язык», «крепь», «кремней селенье», «кремнистый путь». Последнее является реминисценцией из Лермонтова, открывающей и замыкающей в кольцо композиционный строй произведения: «Звезда с звездой – могучий стык, / Кремнистый путь из старой песни…» [4, с. 38]. У Лермонтова: «Сквозь туман кремнистый путь блестит; / Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, / И звезда с звездою говорит» [1, с. 107]. Также в это кольцо заключены «записи», твердые и «мгновенные», т.е. человеческая память, «стыка», сближение миров. Мандельштам говорит о возможной связи между эпохами посредством поэзии, искусства и памяти о предшественниках: ведь когда-то начертанное на державинской доске все же вечно для лирического героя. И поэтому во второй строфе используется местоимение множественного числа «мы» (игра местоименными формами характерна для лирики Мандельштама), а далее оно заменяется местоимением единственного числа «я», которое у поэта имеет характер двойственности: «Кто я? Не каменщик прямой, / Не кровельщик, не корабельщик, – / Двурушник я с двойной душой, / Я ночи друг, я дня застрельщик [4, с. 39].

И снова путь перед лирическим героем и Мандельштама, и Лермонтова «лежит кремнистый», нелегкий, а вокруг – ночь: у Мандельштама – зловещая «ночь-коршунница», у Лермонтова же «тихая ночь», в стихотворении ощущается светлая тоска, надежда на «свободу и покой», и у Мандельштама: «Кремня и воздуха язык, / С прослойкой тьмы, с прослойкой света…» [4, с. 39].

В стихотворении «Концерт на вокзале» (1921), как и в прозаической книге «Шум времени» (1923) (очерк «Музыка в Павловске»), Мандельштам тоскует об ускользающих «глухих» 90-х годах. Именно поэтому он использует реминисценции из русской поэзии навсегда уходящего XIX века (М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу», 1841; «Сон», 1841).

Таблица 1.

Реминисценции в стихотворении О.Э. Мандельштама «Концерт на вокзале»

Лермонтов «Выхожу один я на дорогу»: «И звезда с звездою говорит» [1 , с. 157].

Мандельштам «Концерт на вокзале»: «И ни одна звезда не говорит» [4, с. 95].

Лермонтов «Сон»: «И снился мне сияющий огнями / Вечерний пир в родимой стороне» [1, с. 228].

«И мнится мне: весь в музыке и пене, / Железный мир так нищенски дрожит» [4, с. 95].

 

Эти произведения связывают воспоминания о былых, лучших временах, чувство последнего вдоха свободы, ощущение того, что жизнь уже не станет прежней, души поэтов надломлены навсегда. Этот эффект достигается с помощью использования лексики, подчеркивающей конец происходящего, безвозвратный уход времени: «в последний раз» звучит музыка, «уносится вагон», «опоздал». Следует отметить, что реминисценции в «Концерте на вокзале» представлены в форме не только вышеназванных цитат из стихотворений, но цитируется и название стихотворения Лермонтова «Сон»: «Я опоздал, мне страшно, это сон…» [4, с. 95]. Но если сон Лермонтова заключается в приятных воспоминаниях, то сон Мандельштама являет собой нечто страшное, неожиданно и неминуемо надвигающееся.

В «Шуме времени» Мандельштам пишет: «…между мной и веком провал, ров, наполненный шумящим временем» [5, с. 67]. Поэт чувствовал свою оторванность от современности (хотя, как известно, отношение Мандельштама к современности менялось на протяжении всей жизни). И отрыв этот представляет собой шум, музыку времени. Однако, чувствуя при этом родство с деятелями искусства всех времен, в статье «Утро акмеизма» Мандельштам пишет о взаимосвязи искусства и мироощущения творца, называя последнее всего лишь средством создания произведения. Так, стихотворение «Жил Александр Герцевич» (1931) явилось проявлением смирения с окружающей действительностью, своего рода молитвой, что подтверждается реминисценцией из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» (1839): «В минуту жизни трудную, / Теснится ль в сердце грусть, / Одну молитву чудную / Твержу я наизусть [1, с. 31]. У Мандельштама: «Одну сонату вечную / Играл он наизусть... [4, с. 163].

Подобно тому, как в стихотворении «Бах» Мандельштам отождествляет «образа» и музыку великого композитора, в этом стихотворении поэт приравнивает «молитву» к «сонате». И снова появляется образ темной ночи, символизирующей тревогу, приближение плохих вестей, но среди «хаоса иудейского» для Мандельштама находится единственный выход – и снова это искусство, музыка.

Реминисценции из стихотворения Лермонтова «Спор» (1841) мы видим и в стихотворении Мандельштама «Эта ночь непоправима…» (1916): «У ворот Иерусалима / Солнце черное взошло» [4, с. 223]. У Лермонтова: «Вот – у ног Ерусалима ˂…> Мертвая страна…» [1, с. 339].

В своем очерке «Тенишевское училище» Мандельштам пишет: «Литературный фонд ˂училища> по природе своей был поминальным учрежденьем: он чтил» [5, с. 240]. И, видимо, привычка чтить память известных поэтов в определенные даты у Мандельштама осталась со времен обучения. Так, написание многих стихотворений, каким-либо образом связанных со знаменитыми деятелями литературы и искусства, приходится на памятные даты. И вышеназванное стихотворение было приурочено к 75-летию знаменитой дуэли Лермонтова и публикации «Спора». Кроме того, именно в 1916 г. при Мандельштаме в последний раз были изданы стихи Лермонтова.

Итак, с традициями М.Ю. Лермонтова Мандельштама связывают, главным образом, мотивы поэзии, противостояния поэта и толпы (Лермонтов «Поэт», 1838 – Мандельштам книга «Шум времени», 1923, стихотворение «Чарли Чаплин», 1937); быстротечности времени, глубокой тоски (Лермонтов «Выхожу один я на дорогу», 1841, «Сон», 1841 – Мандельштам «Концерт на вокзале», 1921, «Грифельная ода»); восприятия творческого акта как молитвы, замены религии (Лермонтов «Молитва», 1839 – Мандельштам «Жил Александр Герцевич», 1931); раздумий о вечности (Лермонтов «1 января 1831» – Мандельштам «1 января 1924»).

Переживаниям лирического героя Мандельштама находится аналогия в творчестве М.Ю. Лермонтова, благодаря чему духовная жизнь героя эстетизируется и противопоставляется обыденному течению жизни. Обращение Мандельштама к творчеству Лермонтова обусловлено все усиливающимся пессимизмом первого, разочарованием в жизни, в романтическом идеале Лермонтова, во всем его окружающем. Однако отношение к этому романтическому идеалу у Лермонтова двойственное: он разочарован в нем, ощущает недостижимость, но при этом тянется к прошлому, видя единственный выход в искусстве.

Нужно отметить, что реминисценции в лирике Мандельштама всегда представлены в сложном переплетении: источники отсылок могут быть множественными (различные авторы, виды искусства и т.д.). Реминисценции, восходящие к традициям М.Ю. Лермонтова тесно связаны с отсылками в лирике Мандельштама к стихотворениям А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Данте, к образам музыки как вида искусства и т.д.

 

Список литературы:

  1. Лермонтов М.Л. Русская мелодия. Поэзия. Драматургия. Проза/ Сост., вступ. ст. И.П. Щеблыкина. ‒ М.: Парад, 2007. ‒ 663 с.
  2. Мандельштам О.Э. Кое-что о грузинском искусстве. URL: http://rvb.ru/mandelstam/01text/vol_2/03prose/2_179.htm (дата обращения: 18.06.2017)
  3. Мандельштам О.Э. Письмо о русской поэзии. URL: http://rvb.ru/mandelstam/dvuhtomnik/01text/vol_2/01prose/0654.htm (дата обращения: 16.06.2017).
  4. Мандельштам О.Э. Стихотворения // Мандельштам О.Э. Собрание сочинений под ред. проф. Г.П. Струве и Б.А. Филиппова: В 4-х т. Т.1. – М.: «ТЕРРА» ‒ «TERRA», 1991. – 598 с.
  5. Мандельштам О.Э. Шум времени // Мандельштам О.Э. Собрание сочинений под ред. проф. Г.П. Струве и Б.А. Филиппова: В 4-х т. Т.2. – М.: «ТЕРРА» ‒ «TERRA», 1991. – 724 с.
  6. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. – Л.: Советский писатель, 1969. – 554 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.