Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 06 ноября 2017 г.)
Наука: Филология
Секция: Русская литература
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
КОНЦЕПЦИЯ ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ ПРИЛЕПИНА (НА ПРИМЕРЕ РОМАНОВ «САНЬКЯ», «ПАТОЛОГИИ», «ГРЕХ»)
АННОТАЦИЯ
Детство как временной отрезок жизни человека и как вневременная категория всегда было особенно значимо для русской классической литературы, преемницей которой выступает новейшая российская проза. Современные прозаики, то соглашаясь с выводами авторов-классиков, то полемизируя с ними, вновь и вновь обращаются к их взглядам, черпают идеи в их литературном наследии. Так, сквозь призму детской тематики можно взглянуть не только на художественный мир конкретного автора, но и на «перекличку» эпох, и на диалог современников друг с другом.
В данной статье предпринята попытка рассмотрения концепции детства в творчестве Захара Прилепина, поднят вопрос об эволюции прилепинского персонажа от детства к юности, рассмотрены основные художественные средства создания детских характеров.
ABSTRACT
Childhood as a time span of human life and as a timeless category has always been particularly significant for the Russian classical literature, the successor of which stands the modern Russian prose. Modern writers, while agreeing with the conclusions of the authors of the classics, arguing with them, again and again their views, get their has ideas in their literary heritage. So, through the prism of children you can look not only at the artistic world of a particular author, but on the "roll call" eras and the dialogue of contemporaries with each other.
In this article attempt of consideration of the concept of childhood in the works of Zakhar Prilepin, raised the question of the evolution of the generalized prilepinskoe character from childhood to adolescence, the basic artistic means of creating child characters.
Ключевые слова: детство, концепция, грех, современники, художественные обороты, детский образ, взросление, игра, семья, родители.
Keywords: childhood, concept, sin, contemporaries, and artistic momentum, the image of children, growing up, play, family, parents.
Захар Прилепин (Евгений Николаевич Прилепин) — один из наиболее известных современных прозаиков, с творчеством которого знакомы не только российские, но и зарубежные читатели. Широкую известность писателю принёс его роман «Санькя» (2006), посвящённый наболевшим проблемам современной России и росту революционных настроений в молодёжной среде. И читателей, и критиков в первую очередь заинтересовала остросоциальная тематика романа.
В 2007-м, объединив некоторые из своих ранних рассказов и добавив к ним новые, писатель издал цикл рассказов «Грех», который он сам предпочёл назвать «романом в рассказах». Цикл объединяется образом лирического героя — авторского альтер эго, показанного в разные моменты жизни: от ранней юности до зрелых лет. Сборник пронизывает ощущение приятия жизни, яркое проживание каждой ее минуты и в то же время осознание ее быстротечности и хрупкости, в связи с чем герой «в цикле все время балансирует на грани»: испытывает любовь на грани смерти (в новелле «Какой случится день недели»), родственность на грани наваждения (в «Грехе»), дружбу на грани ненависти и т.д.
Детство — одна из сквозных тем творчества Захара Прилепина, встречающаяся в большинстве его произведений, посвящены ли они нравственным исканиям личности, молодёжным движениям, суровым будням военного времени или проблемам современной семьи.
Неизменный интерес автора к детской теме подтверждается как образной системой произведений, так и многочисленными сюжетными линиями, непосредственно связанными с персонажами-детьми. Тема детства в прилепинском творчестве раскрывается писателем на психологическом, социальном и философском уровнях. Психологический подход актуализируется, когда автор обращается к детским годам жизни своего героя, а также ведёт рассказ оего детях. Прилепин привлекает внимание читателей к изменениям в психологии ребёнка, к особенностям его поведения в семье и детском коллективе. Писатель не идеализирует детский мир: он неоднороден и иерархичен, как и любая другая социальная группа, в нем есть и свои «гении», и свои «злодеи». Объединяют детей лишь умение мечтать и неискоренимое желание поскорее стать взрослыми. При этом писатель демонстрирует, что многие характерные особенности детского мира заданы вектором развития взрослого общества,ведь дети часто копируют модели поведения взрослых, подчас перенимая не лучшие их качества.
О внимании Прилепина к данной проблеме говорит и такой формальный показатель, как высокая частота употребления относящихся к теме детства слов. Так, в романе «Патологии» существительное «детство» (во всех падежных формах) встречается 11 раз, «ребёнок» - 21 раз, «дети» - 12 раз, «детский» - 15, «дитя» и «чадо» дважды.В «Саньке» «детство» употреблено 16 раз, «ребёнок» - 20, «дети» — 30, «детский» — 13, а устаревшая форма «дитя» - 5.В «Патологии» слово «детство» используется 6 раз, «ребёнок» - 21, «дети» — 77, «детский» - 27, «дитя» трижды и «чадо» один раз. Сопоставляя частотность, легко заметить, что во всех трёх романах мы сталкиваемся с цифрами одного порядка. Это свидетельствует об усилении писательского интереса к детской теме.
Захар Прилепин в своих произведениях ставит острые социальные вопросы, отображает типичные проблемы российского общества [1:167].
Автор часто делает персонажами своих произведений детей из неблагополучных семей, из бедных слоёв общества. Дети, брошенные на произвол судьбы, до момента своего взросления вызывают у окружающих сопереживание и жалость, а став взрослыми — отторжение и смешанный с отвращением страх. В своих романах, повестях, рассказах, драматизируя события вплоть до придания им сюрреалистической абсурдности, Прилепин предупреждает читателей об опасности, таящейся в неразрешённых социальных проблемах; пишет о детях, для которых завтрашний день может не наступить.
В произведениях Захара Прилепина присутствует и широкий, философский взгляд на ребёнка как на будущее человечества.Он утверждает, что именно дети — основа мира: залог его спасения или предвестие краха. Обобщённый взгляд на проблемы детей - их страдания, вызванные небрежением со стороны взрослых; их неосознанную жестокость как отражение окружающего зла и насилия; их одиночество, отсутствие ощущения родства и близости -приводит к постановке острого вопроса об оппозиции двух миров: мира взрослых и детей. Вместо того чтобы тесно взаимодействовать друг с другом, эти миры порой лишены и намека на понимание и согласие, что, в свою очередь, ведёт к неразрешимым проблемам. Рассматривая тему детства в широком ключе, писатель уже не касается психологии конкретных детских персонажей и не замыкается в пределах социальной проблематики, но описывает детство как философему, важнейший феномен культуры [1:145].
Одну из основных проблем детского мира автор видит в неравноправных и недостаточно доверительных отношениях взрослых и детей. Первые, даже испытывая к детям любовь и нежность, склонны считать ребёнка своей собственностью. Не способные представить себя на месте ребёнка, взрослые не могут полностью понять его чувств и эмоций, из-за чего дети в обществе нередко оказываются страдающей стороной, людьми без прав. Особенно усугубляются проблемы детей в условиях войн и социальных катаклизмов. Они не столько представители определённого возраста, сколько неразумные существа, «изуродованные аморальностью мира», которые в силу обстоятельств так и не стали взрослыми. Центральными действующими лицами романов «Патологии» и «Санькя» писатель делает молодых людей. Формально взрослые, эти вчерашние мальчишки сохраняют в себе множество детских черт [3].
Детство большинства прилепинских персонажей связано с постсоветским временем и пространством, т.е. обусловлено российской культурно-исторической и социальной средой. Распад Советского Союза, трудности нестабильной жизни, лишившиеся работы родители — вот совокупность обстоятельств, в которых росли многие прилепинские герои, что и предопределило отчасти их политические взгляды и взрослые поступки. Прилепин показывает, как психологию человека обуславливает та или иная историческая эпоха и его место в социуме; как совокупность социальных факторов влияет на конкретный характер. Именно в детстве писатель ищет истоки человеческого характера. В большинстве своих произведений он обращается к эпизодам из давнего прошлого своих персонажей, которые сформировали их в личностном плане.
В то же время, детство в художественном мире писателя - это не только определённый хронологический период, одинаковый для всех представителей одного возраста, живущих в одной и той же стране, но ещё и обобщённая идея утраченного рая, «золотого века» человечества, по-своему преломляемая в сознании каждого из живущих в настоящем. У прилепинских героев всегда есть своя личная история: опоэтизированные воспоминания о ранних годах жизни, связанные с историей семьи, с тесным кругом близких им людей. Это радостные первые годы жизни, проведённые главным героем романа «Патологии» Егором Ташевским с любимым отцом. Это окрашенные нежностью деревенские будни маленького Саши Тишина из романа «Санькя». Отрицательные персонажи к детям относятся равнодушно или даже жестоко. Например, озлобленные блюстители порядка из романа «Санькя» не только самих оппозиционеров, но и их детей склонны воспринимать как часть чуждого им, враждебного мира: «Жена сказала, что вид у этой подлоты был такой, что минута - и ее саму бы с дитём выкинули» [8:202].
В романе «Санькя» писатель подводит читателей к обобщённому, широкому осмыслению проблемы детства. В рассуждениях философски настроенного деревенского долгожителя, у которого находят приют «союзники», звучит тревога за детей всего мира, связанная с отсутствием веры в человеческую личность.
Характерно, что положительных героев Прилепина неизменно отличает нежная любовь к детям. Даже когда поступки тех или иных героев могут быть восприняты читателями неоднозначно, истинная красота их внутреннего мира открывается при соприкосновении с детством. Трепетно относится к малышам Санька из одноименного романа, на протяжении всей книги демонстрирующий приятие детства - идеала чистоты души и помыслов: «Самыми забавными были дети. Саша любил смотреть на малышей»"; «И куда-то спрятался от своих мыслей. Разглядывать кого-то стал. (...) Особенно ребёнка: тот глазел умилительно, полуторогодовалый, наверное. Очень хороший» [8:202] и т.д. Автор вводит в текст романа ряд эпизодов, не относящихся непосредственно к его основному действию, чтобы по-новому показать читателю своего героя: симпатия Саньки к детям выявляет - в противовес внешней агрессии — созидательные стороны его характера. Любуется сыном своей двоюродной сестры Захарка из рассказа «Грех», «с душой отвлекаясь на голоногого пацана, трёхлетнего Родика» [6:167]. Усыновляет ребёнка Егор Ташевский из «Патологий», с чего для него начинается новый отсчёт времени.
Не только Егор Ташевский, но и многие другие персонажи «Патологий» обладают чертами, сближающими их с детьми. Неоднократно в тексте романа сравнивается с ребёнком возлюбленная главного героя, Дарья: «По утрам Даша спала беспокойно, словно грудной ребёнокперед кормлением»; «Какой же она ребёнок, Господи...»; «Я стал называть ее Малышом. Так называл меня отец»; «Может быть, это было ее не до конца осмысленной забавой — потягивать меня за нервы (так ребёнок оттягивает струны у гитары)» [7:266]. В сознании Ташевского Дарья — не просто близкий человек, но дитя, особенно нуждающееся в защите и опеке.Примечательно, что при изображении героини автор использует преимущественно уменьшительно-ласкательные формы существительных и прилагательных, типичные для описания детей: «Поджав под себя ножки, грудками на диване, Даша потягивалась, распластывая ладошки с белеющими от утреннего блаженства пальчиками. Совершенно голенькая. Какой же она ребёнок, Господи, какая у меня девочка, сучка, лапа» [7:267]. «Поясничка»,«животик», «кроватка», «джинсики», «маечка», «квартирка» - кажется, что не только черты, присущие героине, но и предметы, окружающие ее, в сознании центрального персонажа уменьшились в размерах, став столь же изящными и тонкими, трогательными и беззащитными, как его возлюбленная.
Детский образ в художественном мире писателя неоднозначен. Чаще всего - в романах «Патологии», «Санькя», рассказах «Грех» — ребёнок рассматривается автором как носитель самых светлых человеческих качеств, ангелоподобное существо. В то же время, дети содержат в себе загадку, требующую разрешения. Дети как никто другой зависимы от окружения, так как сами еще путаются в категориях добра и зла, а потому могут уподобиться не только ангелам, но и бесам.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что современное общество с его властью техники, диктатом материального, социальной и идейной нетерпимостью как никогда ранее нуждается в важнейших духовно-нравственных опорах. Рассматривая тему детства (на сложном материале современности с ее актуальными проблемами - утратой человеческого взаимопонимания, распадом семьи, забвением моральных истин), писатели XXI века заставляют нас оглянуться вокруг и задуматься над происходящим. Они вновь обращают нас к «очеловеченным идеям», которые всегда были основополагающими для русской литературы. И тогда художественный текст обретает тот «свет духовный, озаряющий душу, просвещающий сердце, направляющий ум, подсказывающий ему дорогу жизни» [3:238].
Список литературы:
- Гусева Е. В. Концепция детства в творчестве З. Прилепина: дис. ... канд. филол. наук. М., 2014. - 222 с.
- Гусева Е. В. Своеобразие мира детства в романе З. Прилепина «Санькя» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. No 7 (25): в 2 ч. Ч. I. C. 51–56.
- Вайль П., Генис А. Уроки изящной словесности. М.: Независимая газета, 1991 // Lib.Ru: библиотека Максима Мошкова. URL: http://lib.ru/ PROZA/WAJLGENIS/literatura.txt (датаобращения: 07.08.2017).
- Достоевский, Ф.М. Собр.соч. в 15 т. Т.9. - M., 1891. - С.287.
- Прилепин З. Восьмерка. Маленькие повести. М.: Астрель, 2012. - 352 с.
- Прилепин, З. Грех: роман в рассказах / З. Прилепин. – М.: Вагриус, 2015. – 256 с.
- Прилепин, З. Патологии: роман : [18+] / Захар Прилепин. - Москва : АСТ : Ред. Елены Шубиной, печ. 2016. - 349 с.
- Прилепин, З. Санькя: Роман [Текст] / З. Прилепин. – М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2015. – 368 с.
дипломов
Оставить комментарий