Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: II-III Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 04 октября 2017 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Иванова А.В. РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ СТУДЕНТОВ В ФОРТЕПИАННОМ КЛАССЕ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. II-III междунар. науч.-практ. конф. № 2-3(2). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 10-16.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ СТУДЕНТОВ В ФОРТЕПИАННОМ КЛАССЕ

Иванова Алла Владимировна

канд. пед. наук, доц. Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева,

РФ, г. Чебоксары

THE DEVELOPMENT OF PERFORMANCE SKILLS OF STUDENTS IN PIANO CLASS

Alla Ivanova

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Chuvash state pedagogical University I. Y. Yakovlev,

Russia, Cheboksary

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена раскрытию содержательных аспектов и специфики работы по развитию технических навыков студентов-пианистов на основе освоения аккордов и арпеджио. Изложены основные теоретические сведения, последовательно рассмотрены ключевые правила, проанализированы трудности, возникающие при исполнении арпеджио, аккордов и даны практические рекомендации по работе над ними.

 

ABSTRACT

The article is devoted to the substantial aspects and the specifics of the development of technical skills of students-pianists based on the development of chords and arpeggios. Set out the basic theoretical information, consistently reviewed key rules and analyzed the difficulties encountered in the execution of arpeggios, chords, and practical recommendations for working on them.

 

Ключевые слова: совершенствование исполнительской техники пианиста; развитие технических навыков; аккорды и арпеджио.

Keywords: improving performance skills as a pianist; the development of technical skills; chords and arpeggios.

 

Значимость развития исполнительской техники неоспорима для каждого музыканта. Вопросам формирования исполнительской техники посвящены работы многих известных пианистов и ведущих фортепианных педагогов Г. Г. Нейгауза, Г. М. Когана, С. И. Савшинского, А. Д. Алексеева, Г. М. Цыпина и др. Как отмечают исследователи, работа над развитием технической оснащенности исполнителя-пианиста занимает важное место в общем комплексе развития личности музыканта. Исполнительская техника – понятие многогранное. Ее развитие предполагает не только формирование специальных игровых умений и навыков, но и координацию слухомоторных действий и движений, которые активно участвуют в воспроизведении музыкального материала и передачи художественного замысла автора.

Каждое исполнение музыкального произведения требует от пианиста определенного уровня развития исполнительской техники. Без целенаправленной работы над техникой невозможно достигнуть каких-либо практических результатов в искусстве игры на фортепиано. Расширение и закрепление технического арсенала исполнителя требует постоянных и настойчивых занятий, в ходе которых не только совершенствуются игровые навыки, но и формируются точность и согласованность движений, свобода исполнительского аппарата.

Анализ учебной деятельности студентов факультета художественного и музыкального образования показал, что многие пианисты, пройдя начальные этапы обучения, имеют пробелы технического развития, проблемы, связанные с пианистическим аппаратом и исполнительскими навыками игры. Эффективным средством развития фортепианной техники, как свидетельствует многолетний опыт педагогов кафедры музыкальных инструментов, является изучение гамм, аккордов, арпеджио, различных упражнений и этюдов.

Учебными программами дисциплин «Основной музыкальный инструмент» и «Фортепиано» работа над техникой предусмотрена в качестве обязательной составляющей образовательного процесса в фортепианном классе. Результаты этой работы студенты-пианисты демонстрируют на контрольных мероприятиях по технике, исполняя этюды, разные виды гаммовых последовательностей, хроматическую гамму, аккорды, короткие и ломанные арпеджио, длинные арпеджио тонического трезвучия и его обращений, доминантового септаккорда и его обращений, уменьшенного септаккорда.

Важными компонентами исполнительской техники, которыми необходимо овладеть каждому студенту-пианисту являются аккорды и арпеджио. Их освоение не только развивает технические навыки, улучшает координацию, способствует более полному восприятию клавиатуры, но и совершенствует гармонический слух исполнителя. Аккорды создают неповторимую гармонию в музыке, которая становится увлекательной и приобретает свой особый характер.

В отличие от гамм, в которых звуки следуют один за другим подряд, в аккордах звуки размещаются по ступеням звукоряда с пропуском одной или двух ступеней. На фортепиано аккорды берутся одновременным нажатием трех и более клавиш. Освоение навыков исполнения аккордов на фортепиано происходит с применением тонического трезвучия и его обращений (Т53, Т6, Т64).

Изучение аккордов, как правило, начинают с игры трехзвучных созвучий. Аппликатуру трехзвучных аккордов достаточно легко понять. В данных аккордах крайние звуки берутся первым и пятым пальцами. Средний звук исполняет второй или третий палец, в зависимости от того, сколько клавиш-ступеней пропущено между той, на которой находится пятый палец и средним звуком: сколько клавиш пропущено, столько пальцев и пропускается. Четвертый палец в исполнении трехзвучных аккордов не участвует.

Четырехзвучные трезвучия и их обращения начинают изучать по мере роста руки. Ведущие педагоги отмечают важность освоения широких аккордов для формирования игрового аппарата пианиста и рекомендуют приступать к их исполнению не дожидаясь времени, когда рука начнет свободно брать октаву. Игра широких аккордов активно стимулирует развитие руки, ее растяжку. Вместе с тем, практика показывает, что в период довузовского обучения многие студенты-пианисты, работая над техникой, четырехзвучные аккорды не играли.

Структура четырехзвучного трезвучия и его обращений достаточно проста для понимания. Четырехзвучным он получается благодаря октавному удвоению нижнего звука аккорда.

Согласно аппликатурным правилам исполнения четырехзвучных аккордов, в каждом аккорде первый, второй, пятый пальцы играют всегда. Применение третьего или четвертого пальца зависит от их положения по отношению к клавише, на которой находится пятый палец. Если расстояние составляет: кварту от пятого пальца, применяется третий палец; терцию, то играет четвёртый палец; большую терцию с чёрной клавишей, то она приравнивается кварте и используется третий палец.

Последовательность четырехзвучных аккордов играется на 2 октавы. Перед студентом-пианистом стоит задача достигнуть исполнения каждого следующего аккорда без предварительных лишних «поисковых» движений пальцев. Применение правильной аппликатуры позволит добиться точности звучания аккорда и исключить случайное взятие неаккордовых звуков.

Положение пальцев и рук при игре аккордов несколько отличается от порядка проигрывания гаммовой последовательности или мелодической линии. Пианисту следует брать аккорды высокими, с естественным изгибом (не прямыми) пальцами в сочетании с гибким запястьем. При взятии аккорда рука должна устойчиво опираться на крепкие пальцы, надежно удерживающие форму аккорда. Прочувствовать форму аккорда помогает неоднократное повторение созвучия в медленном темпе.

Исполняя аккорды, необходимо добиваться полной одновременности звучания всех звуков. Решению этой задачи способствуют хороший слуховой контроль и активизация тактильных ощущений пальцев.

При нажатии на клавиши надо обязательно использовать вес руки, а не только силу пальцев. Соблюдение этого условия особенно помогает студентам при исполнении аккордов на форте. Полнозвучные аккорды играются «от плеча», с ощущением отталкивания от клавиатуры.

При исполнении аккорда важно следить за естественностью положения плеч и свободой рук. Кисть руки должна брать аккорд без напряжения и после каждого взятия созвучия освобождаться. Кисть, по меткому выражению А. Д. Алексеева, должна «дышать». Педагог подчеркивал, что освобождение руки не должно выражаться в снятии ее с клавиатуры, а лишь в ослаблении давления пальцев на клавиши, которое внешне может быть даже незаметным. Вначале за этим надо последить специально, впоследствии вырабатывается соответствующая привычка [1, с. 144].

Арпеджио является особым приемом исполнения аккордов на фортепиано, при котором звуки аккорда следуют последовательно, один за другим. Поэтому освоение аккордов и арпеджио, как правило, происходит параллельно.

Аппликатура в коротких и ломанных арпеджио, а так же длинных арпеджио тонического трезвучия и его обращений, начинающихся с белых клавиш, полностью совпадает с аппликатурой аккордов. Длинные арпеджио уменьшенного септаккорда, доминантового септаккорда и его обращений от белых клавиш исполняют все пальцы поочередно, без пропусков, начиная с первого в правой руке и с пятого в левой. В любых длинных арпеджио от черных клавиш в правой руке 1 палец ставится на первую белую клавишу после основной черной, а в левой руке – на последнюю.

Соблюдение аппликатурных правил является одним из показателей качества освоения гамм, аккордов и арпеджио. Автоматизированные аппликатурные навыки позволяют студентам сосредоточить свое внимание на правильности игровых движений, четкости пальцевого удара, ровности звучания.

Исполнителю необходимо добиваться звуковой ровности. Она не должна нарушаться при подкладывании первых пальцев. Первый палец надо заранее подводить под ладонь, чтобы в нужный момент он был на месте. Тогда подкладывание пройдет плавно, незаметно, и звуковая ровность не будет нарушена.

В арпеджио подкладывать и переносить пальцы труднее, в чем в гамме, так как расстояние между исполняемыми нотами в них шире и составляет кварту или терцию. В длинных арпеджио процесс подкладывания и переноса пальцев происходит в разных руках в разное время и на разных нотах. В тот момент, когда правая рука подкладывает 1 палец, левая занята подготовкой к переносу, и наоборот. Студентам следует при восходящем движении арпеджио больше контролировать аппликатуру левой руки, следя за правильным последовательным переносом то 3, то 4 пальцев над 1, а при нисходящем движении держать под наблюдением аппликатуру правой руки.

Еще одна задача, которая стоит перед студентами – добиваться плавности звуковедения в арпеджио. Для этого надо исключить «подпрыгивание» рук и правильно разворачивать кисть, слегка отводя для этого локоть от корпуса. При игре правой рукой нужно следить за тем, чтобы локоть при игре вверх шел впереди кисти, как бы ведя кисть за собой. В левой руке та же задача встает перед исполнителем при нисходящем движении. Кисть должна держаться ровно, не вилять и не болтаться. Локоть, не следует прижимать к корпусу. Умеренные наклоны корпуса в сторону движения помогут игре в крайних регистрах.

При исполнении арпеджио необходимо контролировать и качество звука. Звук должен быть достаточно полным, глубоким и вместе с тем мягким. Следует избегать как поверхностного прикосновения пальцев к клавишам, так и давящего толкания пальцев, в результате чего появляется невыразительный звук и нарушается единство звуковой линии. Рука должна опираться на пальцы, а ее вес при движении переходить с одного пальца на другой. При этом важно сохранять кисть свободной и эластичной, а пальцы – активными и цепкими.

Большое значение имеет и одновременность воспроизведения звуков обеими руками. Известно, что у многих людей правая рука развита больше, чем левая. Поэтому студентам весьма полезно поиграть арпеджио так, чтобы левая рука звучала громче.

Достигнув правильного и аккуратного исполнения арпеджио в медленном темпе, можно переходить к подвижным темпам. При чрезмерном убыстрении у студентов часто теряется контроль над ровностью и четкостью, пальцы начинают «слипаться» и «заваливаться». Бесспорно, не следует увлекаться быстротой исполнения арпеджио в ущерб звуковой и метроритмической ровности.

Увеличивая темп, студентам нужно научиться заранее быстро готовить играющие пальцы и мгновенно убирать отыгравшие. Чем быстрее темп, тем ближе к клавишам должны быть пальцы. При смене позиции, то есть при подкладывании 1 пальца, поворот кисти должен быть сведен к минимуму. Перенос через 1 палец надо готовить заранее: когда играет 1 палец, 3 или 4 палец должны уже находиться на следующей клавише. Говоря об исполнении арпеджио, А. Д. Алексеев подчеркивал, что в быстром темпе обычно нецелесообразно добиваться связанности при подкладывании 1 пальца, а следует использовать плавный перенос руки, при этом важно, чтобы при опускании 1 пальца на клавишу не возникало акцента [1, с. 141].

Сохранению метроритмической ровности арпеджио при увеличении темпа движения поможет игра квартолями, при которой легким пальцевым акцентом отмечается каждая первая нота из четырех. Подчеркивать первую ноту в квартоли надо очень легко, как бы про себя. Акценты в коротких и ломанных арпеджио рекомендуется делать с помощью бокового движения руки, за счет небольшого вращения предплечья. Примечательно, что акценты в длинных арпеджио тонического трезвучия будут совпадать с основным тоном только в начале арпеджио, на вершине восходящего движения и в конце.

Самым естественным динамическим планом при игре гамм и арпеджио на четыре октавы будет crescendo при восходящем движении и diminuendo при нисходящем. При этом важно подготовить и услышать кульминационную точку – вершину арпеджио, прочувствовать выразительность каждого регистра. Нисходящее движение следует заканчивать очень определенно, как бы ставя точку. Так гамма или арпеджио приобретает завершенный вид. Полезным будет исполнение арпеджио с другим распределением динамики: при восходящем движении сделать diminuendo от forte к piano, а нисходящее движение, сделав crescendo, закончить на forte.

Непременным условием, как при игре гамм, так и при исполнении арпеджио, является – слуховой контроль. Пианист должен постоянно контролировать и, при необходимости, корректировать качество звука, следить за ритмической и звуковой ровностью, сохранять темп на протяжении всего исполнения арпеджио или последовательности аккордов. Очень важно избегать звуковых ям (когда какой-либо звук пропадает из-за недостаточной активности того или иного пальца) и внезапных акцентов (особенно часто это бывает при подкладывании первого пальца).

Опыт подготовки педагогов-музыкантов на факультете художественного и музыкального образования показал, что систематическая работа над гаммами, аккордами и арпеджио повышает эффективность исполнительской деятельности пианиста и способствует раскрытию его творческого потенциала. Изучение различных видов техники способно принести огромную пользу для технического и музыкального развития того, кто обучается фортепианной игре. Данная работа позволяет выработать пальцевую четкость, ровность, беглость, развить слуховой контроль и овладеть основными формулами исполнительской техники.

 

Список литературы:

  1. Алексеев, А. Д. Методика обучения игре на фортепиано : учеб. пособие / А. Д. Алексеев. – М. : Музыка, 1971. – 279 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.