Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 апреля 2014 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Теория и история искусства

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Савина Е.А. ОБРАЗ РУССКОЙ УСАДЬБЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Л.В. ТУРЖАНСКОГО // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXV междунар. науч.-практ. конф. № 4(35). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

ОБРАЗ  РУССКОЙ  УСАДЬБЫ  В  ТВОРЧЕСТВЕ  Л.В.  ТУРЖАНСКОГО

Савина  Екатерина  Алексеевна

соискатель  кафедры  русского  искусства  Санкт-Петербургского  государственного  академического  института  живописи,  скульптуры  и  архитектуры  им.  И.Е.  Репина,  РФ,  г.  Санкт-Петербург

E-mailsavina-e-a@yandex.ru

 

THE  IMAGE  OF  RUSSIAN  ESTATE  IN  THE  ART  OF  L.V.  TURZHANSKY

Savina  Ekaterina

external  doctorate  student  of  Russian  art  department  of  Repin  State  Academic  Institute  of  Painting,  Sculpture  and  Architecture,  Russia,  Saint-Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

В  контексте  особой  популярности  темы  усадьбы  среди  мастеров  «Союза  русских  художников»  в  статье  рассматривается  живописное  наследие  Л.В.  Туржанского.  Выявлены  наиболее  значимые  усадебные  образы  мастера,  произведен  анализ  избранных  картин.

ABSTRACT

In  the  context  of  the  particular  interest  to  the  theme  of  estate  painting  among  the  masters  of  the  «Union  of  Russian  Artists»,  the  article  takes  into  consideration  painterly  heritage  of  L.V.  Turzhansky.  The  most  impressive  estate  images  of  the  master  are  pointed  out,  chosen  canvases  are  analysed.

 

Ключевые  слова:  Л.В.  Туржанский;  усадебный  пейзаж;  усадебный  интерьер.

Keywords:  L.V.  Turzhansky;  estate  landscape;  estate  interior.

 

В  последнее  время  в  нашей  стране  особенно  остро  стоит  вопрос  о  сохранении  культурного  наследия.  При  этом  важное  место  отводится  русским  усадьбам  —  национальному  достоянию  России.  С  каждым  годом  их  становится  все  меньше,  на  глазах  рушатся  и  погибают  уникальные  памятники  старины.  Многие  усадьбы  уже  стали  музеями  и  заповедниками,  другие  —  переданы  в  частные  руки,  однако  большая  их  часть  по-прежнему  нуждается  в  восстановлении.  Одним  из  источников  реконструкции  не  только  внешнего  облика,  но  и  внутреннего  мира  русских  усадеб,  помимо  документальных  свидетельств,  могут  стать  полотна  художников-современников  переломных  эпох.

На  рубеже  XIX—XX  вв.  тема  усадьбы  получила  широкое  распространение  среди  мастеров  «Союза  русских  художников».  И  если  в  связи  с  творчеством  С.Ю.  Жуковского,  С.А.  Виноградова,  А.В.  Средина  о  ней  говорилось  довольно  часто,  то  о  картинах  Л.В.  Туржанского  этого  сказать  нельзя.  В  недавнем  прошлом  художника  отмечали  скорее  как  продолжателя  традиций  реалистической  пейзажной  живописи  «Товарищества  передвижных  художественных  выставок»,  чем  как  новатора  в  кругу  и  за  рамками  «Союза  русских  художников».  О  нем  написано  крайне  мало  искусствоведческих  работ  [1;  2;  3;  4].  Монографии,  вышедшие  в  свет  в  1960—80-е  гг.,  представляют  собой  небольшие  альбомы,  которые  содержат  суждения  авторов,  соответствующие  идеологии  той  поры,  воспоминания  современников  и  далеко  не  полные  перечни  работ  художника.  Все  эти  публикации  появились  в  годы,  когда  о  феномене  русской  усадьбы  не  было  принято  говорить  вслух.  Безусловно,  живописное  наследие  Л.В.  Туржанского  требует  тщательного  пересмотра  и  изучения.  Полотна  этого  самобытного  мастера  стоит  рассмотреть  и  в  русле  усадебной  тематики. 

Конечно,  многие  из  них  не  являются  прямым  обращением  к  уходящей  навсегда  старине  —  исчезающим  «дворянским  гнездам»  (в  отличие  от  творческой  практики  С.Ю.  Жуковского,  С.А.  Виноградова).  В  первую  очередь  Л.В.  Туржанский  запомнился  критикам  тем,  что  соединил  пейзаж  с  анималистическим  жанром.  Его  милые  сельские  пейзажи  с  приземистыми  деревянными  имениями,  оживленные  присутствием  кур,  коз,  телят  и  лошадей,  по  сей  день  хранят  в  себе  образ  России.  «Коровин  говорил  о  нем:  он  так  пишет  землю,  что  бери  лопату  и  копай»  [1,  с.  42].  Художник  также  создавал  портреты,  бытовые  композиции,  работал  в  качестве  театрального  декоратора.

Однако  в  творчестве  Л.В.  Туржанского  есть  и  усадебные  дома  —  картины,  рожденные  строем  чувств  того  времени.  «Белый  дом»  (1910),  «Осень.  Дача»  (1912),  «Уголок  дворца»  (1912),  «Последние  дни»  (1915)  —  исполнены  с  ощущением  щемящей  утраты.  Рассмотрим  эти  и  другие  полотна  в  хронологическом  порядке. 

«Белый  дом»  (1910,  Челябинская  областная  картинная  галерея)  —  строение  не  отличает  какой-либо  ярко  выраженный  архитектурный  стиль.  Двухэтажный  усадебный  дом  скорее  выдержан  в  духе  уютного  «дворянского  гнезда».  Наглухо  забиты  его  нижние  окна,  словно  траурная  лента  перевязывает  их  уходящая  вниз  по  диагонали  поперечная  планка-полоса.  Безлюдна  терраса  второго  этажа,  пустынны  ее  темные  окна.  Усадьба  не  подает  признаков  жизни,  только  белобокая  сорока  залетела  в  этот  тихий  уголок.  Вместе  с  тем,  красочное  решение  полотна  отнюдь  не  придает  ему  трагичность.  На  фоне  голубого  неба  с  проплывающими  грядами  светлых  облаков  эффектно  выделяется  яркий  белый  дом.  Его  полукруглый  фронтон  подчеркивает  мягко  изгибающаяся  перед  крыльцом  дорога.  Небольшое  строение,  занимающее  всю  правую  часть  полотна,  окружают  зеленые  и  желтые  кустарники  и  деревья,  отбрасывающие  тени  на  охристую  дорогу.

«Уголок  дворца»  (1912,  Владимиpо-Суздальский  историко-аpхитектурный  и  художественный  музей-заповедник)  —  композиция  выстроена  фронтально,  белый  дом  и  примыкающая  к  нему  слева  крытая  галерея,  образуют  сплошную  стену  на  полотне.  От  первого  плана  их  слегка  отделяет  сплошь  покрытая  зеленью  полоса  земли,  по  цвету  перекликающаяся  с  надстроенным  чердаком.  На  фронтоне  различима  декоративная  лепка,  над  занавешенными  окнами  первого  этажа  видны  венки,  выделяется  арочный  портал,  украшающий  небольшой  дворец.  Распростершиеся  слева  ветви  сухого  дерева  созвучны  изящному  рисунку  лепки.  Галерея,  обвитая  листьями  винограда,  привлекает  внимание  необычным  темно-лиловым  цветом.  Соседство  белого,  голубого,  зеленого  и  фиолетового  —  не  совсем  обычно  для  художника.  Его  авторство  скорее  подтверждают  мягкие  формы  нарядного  дворца,  а  также  пастозная  вибрирующая  манера  письма. 

«Осень.  Дача»  (1912,  Новосибирская  областная  картинная  галерея)  —  два  небольших  деревца  на  первом  плане  полотна,  две  лавочки,  за  ними  —  вход  в  белый  дом,  обозначенный  темно-красными  листьями  винограда.  Среди  них  виднеется  всего  одно  окошко  и  двери.  Выделяется  густая  насыщенная  зелень  по  сторонам  низенького  дома,  местами  проглядывает  сквозь  нее  небо.  Художник  красочно  разрабатывает  избранный  мотив,  а  любимый  им  объемный  корпусный  мазок  придает  всему  ощущение  некой  запущенности. 

«У  околицы»  (1912,  Нижегородский  художественный  музей)  —  скорее  природный  мотив,  нежели  деревянная  усадьба  интересует  художника  в  этом  полотне.  Показан  уголок  деревянного  дома  с  арочным  окошком,  низенький  плетень,  дорога  перед  ним  и  стройный  конь,  пасущийся  неподалеку.  Различимы  белые  стволы  берез,  ветхое  строение  справа  вдали.  Красочное  решение  полотна  построено  на  коричневатых,  рыжеватых,  охристых  тонах,  передающих  ощущение  теплого  солнечного  дня.  Творческое  кредо  Л.В.  Туржанского  полностью  выражается  и  в  этой  его  работе:  «нужно  вырубать  кусок  жизни  мгновенно  и  правдиво»  [2,  с.  21].

«Апрельское  солнце»  (1913,  Омский  областной  музей  изобразительных  искусств  им.  М.А.  Врубеля)  —  показан  тот  же  фрагмент  деревенского  дома,  небольшое  окошко,  белые  стволы  деревьев,  протяженная  дорога,  только  вместо  коня  —  трое  ребят,  сидящих  перед  ней.  Более  тонко  разработан  колорит  полотна:  интересны  соотношения  охристой  земли,  дороги,  словно  льющейся  по  полотну  молочной  рекой,  коричневатого  забора  и  голубого  неба.  Горизонтальный  формат  холста  придает  еще  большую  выразительность  изображенному  мотиву.  Вся  работа  делится  на  пять  параллельных  друг  другу,  разнообразных  по  цвету  полос.  Вспоминается  еще  одно  высказывание  любимого  учителя  художника:  «Туржанский.  Я  завидую  ему,  —  восклицал  Коровин.  —  Какое  у  него  чувство  поэзии  в  живописи,  какой  интересный  колорит!  Приглядывайтесь  к  Туржанскому,  учитесь  у  него»  [2,  с.  12].

«Осень.  Солнце»  (1914,  Чувашский  государственный  художественный  музей)  —  снова  «протяженный»  природный  мотив.  Художник  часто  использует  этот  композиционный  прием:  ограничивает  полотно  по  сторонам  (фрагментами  домов,  забором),  а  в  свободном  пространстве,  в  данном  случае  —  между  раскрытой  дверью  дома  и  изгородью  имения  показан  приусадебный  участок.  Темная  зелень,  бурая  и  коричневатая  листва  деревьев,  куры,  выискивающие  пропитание  в  рыхлой  земле.  Яркие  мазки  белого  цвета  выделяют  их  оперение  на  темной  почве,  так  же  обозначена  дверь.  Колористические  акценты  умело  переключают  внимание  зрителей  с  одной  детали  на  другую.

«Последние  дни»  (1915,  ГРМ)  —  изображена  немного  покосившаяся  и  на  половину  окон  первого  этажа  ушедшая  в  землю  усадьба.  Распахнуты  ее  двери,  зияют  черным  цветом  насквозь  открытые  или  разбитые  окошки...  Освещенная  наискось  лестница  убегает  внутрь  дома.  Фасад  строения  отражает  ветви  деревьев  и  сам  будто  является  частью  природы.  Спешат  укрыться  за  окном  первого  этажа  суетливые  куры.  Напряженный,  динамичный,  красный  цвет  крыши  дома,  менее  яркий  на  его  стенах,  драматизирует  все  изображенное  на  полотне.  Обитаема  усадьба  или  нет?  Долго  ли  осталось  ей  так  стоять?

«Теплый  вечер»  (1912,  Частное  собрание)  —  ощущение  зыбкого  равновесия  придает  полотну  чуть  покосившийся  деревянный  усадебный  фасад,  изображенный  художником  под  углом  старый  дом.  Несколько  с  другого  ракурса,  он  показан  на  полотне  «Весна»  (1917,  Таганрогский  художественный  музей).  В  тонких  градациях  коричневого  цвета  исполнены  бревенчатые  стены  дома,  дощатый  забор,  деревянный  плетень.  Несмотря  на  забитый  вход,  созвучие  ярких  цветов  —  лазоревого  неба,  карминового  фронтона  дома,  охристой  земли  перед  ним,  дают  ощущение  радости. 

«Песнь  весны»  (1921,  Частное  собрание)  —  Л.В.  Туржанским  передано  несколько  иное  состояние  ранней  весны,  чем  на  полотнах  С.Ю.  Жуковского.  Снег  растаял,  но  нет  еще  того  яркого  солнца,  молодой  зелени,  звонкого  неба.  В  коричневато-охристых  сдержанных  тонах  на  переднем  плане  полотна  представлена  чаша  иссякшего  фонтана,  за  ней  —  плотный  ряд  стволов  деревьев  и  лишь  вдали  —  двухэтажный  усадебный  дом.  Приметен  его  белый  фасад,  полукруглый  фронтон,  зеленая  крыша.  Вновь  забиты  окна  на  первом  этаже,  однако  есть  предположение,  что  изображен  дом  художника  в  Екатеринбурге  или  его  мастерская  в  Малом  Истоке.  Картина  сохранилась  и  на  открытках  —  среди  серии  фотографий,  запечатлевших  город  до  1917  года.  Сравнительный  анализ  полотен  позволяет  предположить,  что  изображен  тот  же  самый  дом,  что  и  на  упомянутом  выше  полотне  «Белый  дом»  (1910).

В  1920-е  гг.  Л.В.  Туржанский  создает  ряд  интерьеров,  написанных  в  особняке  бывшего  владельца  Прилепского  конного  завода  (Тверская  губерния)  —  Я.И.  Бутовича.  Пожалуй,  нет  в  них  ощущения  грусти  и  горечи,  в  ярких  красках  бьется  новая  жизнь.  «Интерьер.  Красный  ковер»  (1921,  Частное  собрание)  —  показана  обстановка  богатого  особняка,  анфилада  комнат.  Горят  золотом  рамы,  пышет  красным  цветом  мягкое  кресло,  извиваются  спинки  стульев,  а  на  полу  лежит  красочный  ковер.  Что  бы  не  происходило  вокруг,  вещи  доживают  в  интерьере  свой  век.

Усадебные  полотна  Л.В.  Туржанского  —  красочные  пестротканые  холсты,  всегда  написаны  в  свободной  пастозной,  обычной  для  автора  манере  (как  отметили  бы  современные  исследователи  —  в  формате  3D).  Но,  увы,  в  основном  художником  изображены  те  дома,  которые  уже  не  подают  признаков  жизни.

В  силу  своего  дарования  и  особой  расположенности  к  пейзажу  Урала,  Л.В.  Тужанский  лишь  слегка  коснулся  темы  усадьбы.  Однако  и  эти  его  малочисленные  картины  представляют  собой  особый  интерес  для  историков  отечественного  искусства,  исследователей  бытования  русской  усадьбы. 

 

Список  литературы:

  1. Глобачева  С.  Л.В.  Туржанский.  Л.:  Художник  РСФСР,  1960.  —  96  с.
  2. Леонард  Викторович  Туржанский  /  Авт.  Н.И.  Станкевич.  Сост.  И.Л.  Туржанская.  Л.:  Художник  РСФСР,  1982.  —  160  с. 
  3. Леонард  Викторович  Туржанский  /  Каталог  выставки  к  девяностолетию  со  дня  рождения  1875—1945.  Государственный  художественный  музей  БССР.  Сост.  Т.А.  Карпович.  Минск:  Полымя,  1965.  —  40  с. 
  4. Петровичев  П.И.  и  Туржанский  Л.В.  /  Ред.  И.  Куратова,  вст.  ст.  В.  Лобанов.  М.:  Изд-во  Академии  художеств  СССР,  1960.  —  62  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.