Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 апреля 2014 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Теория и история искусства

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Михальчук В.В. ПУТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДОГО ХУДОЖНИКА В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЕ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXV междунар. науч.-практ. конф. № 4(35). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

ПУТИ  САМОРЕАЛИЗАЦИИ  МОЛОДОГО  ХУДОЖНИКА  В  СОВРЕМЕННОЙ  УКРАИНЕ

Михальчук  Вадим  Владимирович

канд.  искусствоведения,  доцент  кафедры  искусствоведения  и  экспертизы  Национальной  академии  руководящих  кадров  культуры  и  искусств,  Украина,  г.  Киев

E-mail:  DesignNAU@ukr.net

 

WAYS  OF  SELF-REALIZATION  OF  YOUNG  ARTIST  IN  MODERN  UKRAINE

Mikhalchuk  Vadim

PhD.  in  Art  History,  docent  of  the  chair  of  art  criticism  and  expert  work  of  National  Academy  of  Management  Personnel  of  Culture  and  Arts,  Ukraine,  Kiev

 

АННОТАЦИЯ

Цель  статьи  —  актуализовать  проблему  поиска  путей  для  реализации  творческого  потенциала  талантливых  молодых  художников  в  поле  арт-бизнеса  современной  Украины.

ABSTRACT

The  purpose  of  the  article  —  to  actualize  the  problem  of  finding  of  the  ways  to  realize  the  creative  potential  of  talented  young  artists  in  art  business  of  modern  Ukraine.

 

Ключевые  слова:  галерейное  дело;  арт-бизнес;  художник;  меценат.

Keywords:  gallery  activity;  art-business;  artist;  maecenas. 

 

Молодой  художник  любой  эпохи  всегда  входил  в  мир  искусства  и,  тем  более,  в  мир  арт-бизнеса  через  тернии.  Не  потому,  что  бизнес  в  художественной  сфере  —  это  те  самые  «звезды»  и  предел  мечтаний,  к  которым  всегда  путь  пролегает  через  тернии.  А  в  силу  специфики  творческой  личности,  чаще  всего  не  предрасположенной  к  прагматичным  шагам,  для  осуществления  которых  требуется  определенный  процесс  «переформатирования»  мышления,  некой  «перезагрузки»  сознания  художника.  Поэтому  всегда  процессом  продвижения  начинающего  художника,  популяризацией  его  идей,  манеры,  стиля,  формированием  его  имени  в  богемных  кругах  руководил  тот,  кто  мог  быть  промежуточным  звеном  между  неприспособленным  к  бренному  миру  Творцом  и  волнами  финансового  «девятикружия»  —  ведь  действительно  реальность  для  художника  часто  становится  истинным  дантовым  адом. 

В  ренессансной  Европе  эту  благую  функцию  «моста»  из  мира  грез  в  реальность  выполняли  меценаты  [1].  Италия  знала  сады  Медичи,  в  которых  путевку  в  жизнь  получили  многие  создатели  сокровищницы  европейского  искусства,  включая  Микеланджело.  Наряду  с  Медичи  меценатствовали,  не  забывая  о  личной  выгоде,  Борджиа  и  Орсини,  не  говоря  уже  о  папах,  каждый  из  которых  внес  свою  лепту  в  расцвет  искусств  Италии.  Особенно  отличился,  конечно,  «самый  ренессансный»  папа,  Юлий  II. 

Севернее  Альп  дорогу  в  карьеру  художникам  мостили  Франциск  І  (во  Франции),  Филипп  IV  (в  Испании)  и  Рудольф  ІІ  (Пражский  художественный  центр,  положивший  начало  Рудольфинуму).  Они  не  жалели  средств,  чтобы  окружить  себя  знаменитейшими  мастерами,  каждого  из  которых  иногда  уговаривали  приехать  ко  двору  по  несколько  лет,  деньги  на  эту  затею  лились  из  казны  рекой.  Именно  они  способствовали  и  миграции  творческих  сил  по  Европе  [5],  ее  обогащению  новыми  веяниями,  распространению  новшеств  в  художественной  жизни  держав.  С  появлением  многих  академий  в  Европе  начать  творческую  карьеру  стало  намного  легче  —  Италия,  Франция,  Россия  показали  пример  того,  как  должно  формироваться  художественное  образование. 

Если  итальянские  меценаты  Ренессанса  привечали  преимущественно  уже  известных  художников,  и  дворы  просвещенных  монархов  Европы  соревновались  между  собой  за  обладание  ими  (исключение  составляли,  например,  сады  Медичи,  откуда  вышли  в  свет  никому  еще  не  известные  Микеланджело,  Торриджано,  другие,  в  будущем  известнейшие  мастера),  то  уже,  например,  ХІХ  в.  подходил  к  творческому  потенциалу  иначе,  несколько  более  рискованно.  Маршаны  Парижа  скупали  полотна  у  начинающих,  живущих  еще  впроголодь  художников,  чувствуя  их  потенциал,  видя  будущее,  пророчествуя  фурор.  Импрессионисты  стали,  пожалуй,  лучшим  примером  процесса  взаимодействия  художника  и  его  «менеджера»,  человека,  который  «продвигает»  на  арт-арену  новое  имя.  Именно  так  становились  известными  мастера  Франции  рубежа  ХІХ  и  ХХ  вв.,  Париж  породил  многих  известных  своим  уникальным  чутьем  маршанов.  Заря  арт-бизнеса,  пожалуй,  по-настоящему  занялась  именно  тогда,  в  эпоху  импрессионизма,  под  небом  Монмартра. 

Многим  начинающим  русским  художникам,  еще  полунищим  в  силу  неизвестности  и  непредприимчивости  дал  путевку  в  жизнь  П.  Третьяков.  История  коллекционирования  не  мыслима  без  главы,  посвященной  ему.  Человек  с  уникальным  чутьем,  рафинированным  вкусом,  он  был  в  состоянии  не  только  создать  беспрецедентную  коллекцию,  но  и  сотворить  вокруг  себя  беспримерную  творческую  атмосферу.  История  коллекционирования  не  знает  лакун,  любая  эпоха  в  арт-календаре  имеет  страницы,  посвященные  формированию  музеев  и  частных  коллекций.  Но  в  данном  случае  речь  не  просто  о  создании  коллекции  или  музейного  собрания,  а  о  рождении  особого  микроклимата,  в  котором  ингредиентами  были  не  только  произведение  искусства,  коллекционер  и  публика,  созерцающая  шедевр,  но  и  сам  художник,  являвшийся  непосредственным  участником  процесса.  Поэтому  та  творческая  атмосфера,  которая  царила  на  Монмартре  или  в  третьяковской  России,  не  имеет  аналогов  в  иные  эпохи. 

Сегодняшний  молодой  художник  прежде  чем  выйти  на  свой  Монмартр  в  в  поисках  Третьякова  ХХІ  века,  проходит  закалку  в  «кузнице  кадров»  художественной  «муштры».  Именно  эта  ступень,  профессиональное  образование,  и  становится  поныне  первой,  фундаментальной  в  становлении  художника.  Украинское  высшее  художественное  образование  имеет  несколько  основных  центров,  которые  можно  назвать  «кузницей  кадров»  сегодняшней  творческой  элиты  Украины.  Alma  Mater  украинского  искусства  —  Национальная  академия  изобразительного  искусства  и  архитектуры,  изрядно  потрепанная  ветрами  перемен,  посеченная  шрапнелью,  стонущая  от  невосполнимых  утрат.  Ушли  в  небытие  многие  «мастодонты»  художественной  классической  арены.  Мастерские  сиротеют  без  классиков.  Но  НАИИиА  по-прежнему  упрямо  удерживает  планку  требований  к  молодежи,  как  и  ранее,  в  надежде  составить  авангард  искусства,  стремящийся,  прежде  всего,  сюда.  Еще  несколько  киевских  вузов,  имеющих  под  своей  крышей  художественные  кафедры  или  факультеты,  академическую  школу  дать  могут  лишь  с  «натяжкой».  Какие-то  дают  неплохую  «ремесленную»  выучку,  но  при  слабой  теоретической  базе.  Иные  —  наоборот:  готовят  достаточно  сильных  теоретиков,  но  практическая  база  хромает  на  обе  ноги.  Хороший  уровень  полготовки  художников,  как  живописцев  или  графиков,  так  и  скульпторов,  «прикладников»  и  реставраторов,  имеют  харьковские  и  львовские  вузы.  Остальные  учебные  заведения  могут  лишь  с  большим  трудом  найти  аргументы  своей  попытке  стать  рядом  с  перечисленными  в  рейтинге  художественных  вузов  страны.  Одесса,  Луганск  —  центры,  где  сосредоточено  весьма  ограниченное  количество  вузов,  в  которые  идут  будущие  художники. 

Получив  «закваску»  в  стенах  образовательных  учреждений,  художник  выходит  в  жизнь  с  оголенным  ощущением  своей  самостоятельности  и  зачастую  —  невостребованности.  Многим  приходится  едва  ли  не  «переквалифицироваться  в  управдомы»,  чтобы  как-то  выжить  в  условиях  жесткой  конкуренции  и  современного  рынка,  отнюдь  не  имеющего  искусство  среди  приоритетов  [6].  Но  некоторым  везет  попасть  в  поле  зрения  тех,  кто  в  состоянии  совместить  приятное  с  полезным,  владея  наукой  продавать  искусство.  Вернее,  сейчас  это  уже  именуют  искусством  продавать  искусство.  Меценатов,  коллекционеров,  арт-менеджеров,  специалистов  в  области  арт-бизнеса  в  Украине  сегодня  не  так  уж  и  мало,  хотя,  увы,  все  они  пришли  в  эту  сферу  деятельности  различными  путями,  поскольку  профессиональной  подготовки  таких  специалистов  в  стране  на  сегодня  пока  нет  [6].  Сегодняшняя  Украина  довольно  богата  площадками,  на  которых  может  реализовать  себя  молодой  художник.  Организовать  его  вхождение  в  круг  света  арт-бизнеса  не  так  легко.  Это  зачастую  закрытый  мир,  в  закулисье  коего  попасть  непросто,  недешево  и  небыстро.  С  каждым  днем  возникает  все  больше  проектов,  организаций,  деятельность  которых  и  направлена  на  то,  чтобы  помочь  молодым  мастерам  проявить  себя  и  вписать  свое  имя  на  страницы  истории  современного  искусства.  Среди  них  —  «Мистецький  Арсенал»  («Художественный  Арсенал»),  имеющий  огромные  выставочные  пространства,  организовывающий  выставки,  фестивали,  конкурсы  современного  искусства,  способствующие  популяризации  новых  имен.  Деятельность  его  музея,  фонда,  ряда  проектов  под  его  эгидой  направлена  именно  на  популяризацию  украинского  искусства,  его  интеграцию  в  арт-пространство  зарубежья.  Та  же  цель  стоит  перед  Институтом  проблем  современного  искусства  Национальной  Академии  Искусств  Украины,  который  является  единственным  сегодня  в  стране  научно-исследовательским  учреждением,  деятельность  которого  сфокусирована  именно  на  современном  искусстве  во  всех  его  проявлениях  и  которое  успешно  совмещает  исследовательскую  работу  с  выставочными  проектами,  успеху  которых  может  позавидовать  и  Европа.  Музей  современного  искусства,  выставочные  залы  Национального  союза  художников  Украины,  Национального  фонда  культуры  Украины,  галереи  Киева  —  площадки,  на  которых  молодые  художники  делают  первые  шаги  в  арт-мир.  Последние  несколько  лет  активизировалась  аукционная  жизнь  страны  [2],  в  том  числе  и  аукционы  работ  молодых  художников,  для  которых  иногда  этот  путь  —  единственный  шанс  стать  замеченными  и  узнанными.  К  сожалению,  специалистов  в  области  аукционного  дела  Украина  тоже  пока  получает  лишь  из  талантливых  самоучек,  но  они  есть,  и  их  количество  все  увеличивается,  несмотря  на  экономические  сложности  сегодняшних  дней.  Исходя  из  потребностей  сегодняшней  художественной  Украины  одна  из  наиболее  насущных  проблем  для  творческой  элиты  страны,  требующая  актуализации,  —  потребность  в  профессиональных  галеристах  и  аукционистах,  с  учетом  активизации  аукционного  дела  в  стране,  стремительного  развития  галерейной  деятельности  и  роста  интереса  стран  мира  к  молодому  украинскому  искусству.

 

Список  литературы:

  1. Колосова  Н.  Благодійництво  і  меценатство  та  соціокультурні  передумови  їх  запровадження  в  Україні:  Історичний  аспект  //  Вісн.  Держ.  Академії  керівних  кадрів  культури  і  мистецтва.  —  2003.  —  №  1.  —  С.  130—137.
  2. Михальчук  В.  Галерейна  справа  в  системі  художньої  культури  України.  Автореф.  дис...  на  здобуття  наук.ст.  кад.мистецтвознав.  К.:  НАКККіМ,  2012.  —  26  с.
  3. Официальный  сайт  Института  проблем  современного  искусства.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.mari.kiev.ua/index.html 
  4. Официальный  сайт  Национального  культурно-художественного  и  творческого  комплекса  «Мистецький  Арсенал».  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://artarsenal.in.ua/ 
  5. Романенкова  Ю.  Причины  миграции  творческих  сил  в  Европе  в  эпоху  маньеризма.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.portalus.ru/modules/culture/rus_readme.php?archive&id=1275852533&start_from&subaction=showfull&ucat 
  6. Романенкова  Ю.  Искусство  как  процесс  и  арт-бизнес  как  его  следствии/Зб.  наук.пр.  за  результатами  ІІ  Міжнародної  Інтернет-конференції  [Мистецька  спадщина  Поділля  у  контексті  полікультурного  європейського  простору],  (Кам’янець-Подільський,  2012).  —  С.  114—118.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.