Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIX Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 20 августа 2014 г.)

Наука: Филология

Секция: Литература народов стран зарубежья

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Коноплюк Н.В. РАЗВИТИЕ ФОРМЫ АНГЛИЙСКОГО СОНЕТА В XVIII—XX ВЕКАХ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXIX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

РАЗВИТИЕ  ФОРМЫ  АНГЛИЙСКОГО  СОНЕТА  В  XVIII—XX  ВЕКАХ

Коноплюк  Наталья  Владимировна

канд.  филол.  наук,  доцент  кафедры  ТМПИ  Тольяттинского  государственного  университета,  РФ,  г.  Тольятти

E-mail:  n.konoplyuk@mail.ru

 

ENGLISH  SONNET  FORM  DEVELOPMENT  IN  THE  18—20TH  CENTURIES

Konoplyuk  Natalia

candidate  of  Philological  Sciences,  associate  professor  of  the  Сhair  of  Theory  and  Methodology  of  Teaching  Foreign  Languages  and  Cultures

Togliatti  State  University,  Russia,  Togliatti

 

АННОТАЦИЯ

Статья  рассматривает  основные  этапы  развития  сонетной  формы  на  протяжении  XVIII—XX  веков:  снижение  интереса  к  жанру  в  XVIII  веке,  многообразие  экспериментов  над  итальянской  формой  в  поэзии  романтиков,  возрождение  циклов  сонетов  во  второй  половине  XIX  века,  эксперименты  над  рифмой  и  формой  в  XX  веке. 

ABSTRACT

The  article  renders  the  major  stages  in  sonnet  form  development  during  the  18—20th  centuries:  lack  of  interest  for  the  genre  in  the  18th  century,  elaborate  experiments  with  the  Italian  form  in  romantic  poetry,  revival  of  the  sonnet  sequence  in  the  second  half  of  the  19th  century,  experiments  with  rhyme  and  form  in  the  20th  century.

 

Ключевые  слова:  сонет;  итальянская  (петраркистская)  форма;  английская  (шекспировская)  форма;  белый  стих;  тонический  стих;  бедная  рифма. 

Keywords:  sonnet;  Italian  (Petrarchan)  form;  English  (Shakespearian)  form;  blank  verse;  tonic  verse;  half  rhyme.

 

Период  расцвета  английского  сонета  приходится  на  XVI—XVII  века.  В  этот  период  жанр  не  только  пустил  корни  в  английской  литературе,  но  и  сформировал  прочные  национальные  традиции,  которые  поставили  его  лучшие  образцы  в  один  ряд  с  шедеврами  сонета,  рожденными  в  недрах  литератур  других  стран.  Английские  поэты  с  одной  стороны,  достаточно  успешно  адаптировали  к  своему  языку  каноническую  итальянскую  сонетную  форму,  а  с  другой  стороны,  создали  свою  национальную  форму,  жизнеспособность  которой  была  неоднократно  доказана  многими  поэтами,  и  в  первую  очередь,  Уильямом  Шекспиром  в  его  знаменитом  цикле  «Сонеты».

Однако  к  концу  XVII  века  сонет  начал  постепенно  исчезать  с  литературной  сцены  Великобритании.  Так,  в  1687  году  поэт  Филип  Айерс  в  предисловии  к  своей  книге  извиняется  за  использование  этого  жанра,  говоря,  что  никто  из  великих  поэтов  (Уоллер,  Каули,  Драйден)  до  него  не  «опускался».  А  к  1715  г.  этот  жанр  был  забыт  на  столько,  что  в  комментариях  к  произведениям  Эдмунда  Спенсера  критик  Д.  Хьюджес  посчитал  необходимым  объяснить  своим  современникам  значение  слова  «сонет».  «Словарь  английского  языка»  (1755)  Сэмюэла  Джонсона,  указывал  к  тому  же,  что  форма  сонета  «не  особенно  подходит  к  английскому  языку  и  не  использовалась  никем  из  значительных  поэтов  после  Мильтона»  [3].  В  этом  контексте  представляет  интерес  и  его  определение  слова  «сонетист»  —  «незначительный  поэт,  с  презрительным  оттенком»  [3]. 

Таким  образом,  XVIII  век  принес  в  Англию  новые  взгляды  и  вкусы,  и  сонет  утратил  былую  популярность.  Среди  произведений  того  времени  количество  сонетов  ничтожно  мало.  Можно  упомянуть  отдельные  образцы  формы  у  Б.  Стиллингфлита,  Д.Х.  Драммонда,  Д.Б.  Уайта,  Т.  Эдвардса,  У.  Мейсона,  Т.  Грея,  Р.  Бернса  и  у  некоторых  других,  использовавших,  в  основном,  его  итальянскую  форму.

Настоящее  возрождение  сонета  началось  с  сонетов  Уильяма  Вордсворта,  сделавшего  его  поистине  универсальным  жанром.  Гражданский  и  религиозный  сонет,  сонет,  в  котором  пейзажные  зарисовки  служат  поводом  для  размышлений  или  отражают  настроение  лирического  героя  (сонет-размышление  и  сонет-настроение),  сонеты  о  поэтах  и  поэзии,  сонеты  «на  случай»,  сонеты,  посвященные  выдающимся  личностям,  —  вот  далеко  не  полный  список  тем,  которые  стали  типичными  для  романтического  сонета  благодаря  Вордсворту.

Вордсворт  определил  и  моду  на  итальянскую  форму  сонета,  которая  после  него  господствовала  в  поэзии  на  протяжении  всего  XIX  века  [2,  с.  19—21].  Среди  сонетов  самого  Вордсворта  встречаются  как  канонические  образцы,  так  и  многообразные  вариации.  В  значительной  части  его  приблизительно  500  сонетов  катрены  рифмуются  по  схеме  abba  acca.  Встречаются  и  сонеты  с  изменением  порядка  рифм  во  втором  катрене:  abba  baab  или  abba  abab. 

Английский  тип  не  пользовался  у  романтиков  особой  популярностью.  Он  встречается  в  нескольких  сонетах  С.Т.  Кольриджа,  П.Б.  Шелли,  Р.  Саути,  Д.  Клэра,  С.В.  Ле  Грайса.  По-видимому,  многообразие  тем,  к  которым  романтики  обращались  в  своих  произведениях,  предопределило  и  многообразие  используемых  ими  сонетных  форм.  Лишь  некоторые  авторы  придерживались  только  одной  избранной  ими  формы  и  оставались  верными  ей  на  протяжении  всего  творчества.  Чаще  же  они  находились  в  постоянном  поиске,  пробуя  разнообразные  формы  и  модели. 

Типичное  для  романтизма  «расшатывание»  формы  не  могло  не  затронуть  и  жанр  сонета.  С.Т.  Кольридж  часто  смешивал  английский  и  итальянский  его  типы  или  использовал  так  называемый  «перевернутый»  сонет:  ababab  cdcd  cdcd.  Его  сын  Х.  Кольридж,  признаваемый  одним  из  лучших  английских  сонетистов,  часто  вводил  в  октаву  дополнительные  рифмы,  например  abba  acca.  Аналогичную  схему  имеет  и  знаменитый  «Сонет  к  Шильону»  Д.Г.  Байрона.  П.Б.  Шелли  часто  делил  сонет  на  секстет,  катрен  и  два  куплета:  ababab  cdcd  dd  cc  (“England  in  1819”)  или  ababab  cdcd  dcdc  (“Lift  no  the  Painted  Veil...”).  Сонеты  Д.  Китса  ‘On  Sonnet”  и  «What  the  Thrush  Said»  настолько  далеки  от  традиционной  формы,  что  единственное  правило,  которое  поэт  в  них  не  нарушил  —  количество  строк.  Среди  английских  сонетов  Д.  Клэра  встречаются  формы,  возникшие  под  явным  влиянием  итальянских  образцов  перевернутого  сонета:  ababab  cdcd  efef.  А  сонет  “To  the  Evening  Star”  У.  Блейка  вообще  написан  безрифменным  белым  стихом.

Интересные  данные  приводит  Ю.В.  Воробьев,  обнаруживший  среди  сонетов  английских  поэтов  XVIII—XIX  веков  49  вариантов,  которые  он  делит  на  четыре  основных  типа:  1)  «модель  петраркистского  сонета  с  вариациями  в  секстете;  2)  модель  Сарри  (шекспировская);  3)  различные  комбинации  двух  первых  моделей;  4)  самостоятельные  варианты,  не  попадающие  ни  под  одну  из  предыдущих  моделей».  По  его  данным,  синтактико-семантической  законченностью  обладают  только  30  %  строф,  входящих  по  канону  в  состав  сонета,  на  основании  чего  он  делает  вывод  о  том,  что  «каноническая  синтактико-семантическая  структура  сонета  в  английской  поэзии  XVIII  и  XIX  вв.  была  разрушена.  Сонет  из  классически  строгого  произведения  превратился  в  небольшое  лирическое  стихотворение  с  частично  фиксированными  параметрами  (линейный  объем,  метр,  схема  рифмовки)»  [2,  с.  175]. 

Во  второй  половине  XIX  века  возрожденный  сонет  оставался  излюбленным  жанром  поэтов-викторианцев.  Характерным  для  этого  периода  стало  возвращение  к  истокам  жанра,  выразившееся  в  популяризации  сонетных  циклов,  объединенных  одной  темой.  Под  влиянием  моды  на  итальянское  искусство,  распространившейся  в  английской  литературе  второй  половины  XIX  века,  викторианцы  отдавали  предпочтение  итальянскому  образцу,  модифицированному  Мильтоном. 

В  формальном  отношении  сонеты  этого  периода  можно  разделить  на  две  приблизительно  равные  группы.  Во-первых,  произведения,  построенные  по  классической  схеме  (например,  сонеты  Э.  Баррет  Браунинг,  Д.Г.  Россетти,  А.Ч.  Суинберна,  О.  Уайлда,  Р.  Браунинга).  Во-вторых,  те,  которые  имеют  какие-либо  отклонения  в  схеме  рифмовки,  в  большинстве  случаев  вызванные  влиянием  английской  формы:  октава  строилась  по  английской  (или  близкой  к  ней  схеме),  а  секстет  —  по  итальянской,  например  abba  cddc  eef  ggf  у  А.Х.  Клау  или  abab  cdcd  ceceff  у  Т.  Худа.  Таким  образом,  здесь  обнаруживается  тенденция  к  популяризации  новой  схемы  октавы  на  четыре  пары  рифм  —  схемы,  встречающейся  практически  у  всех  поэтов  этого  периода.

Необычные  формы  сравнительно  с  эпохой  Романтизма  встречаются  в  это  время  гораздо  реже.  В  качестве  примеров  здесь  можно  отметить  экспериментальные  стихотворения  Т.  Харди  (abab  cc  dede  ff  gg)  и  У.  Морриса  (abab  cdee  deee).  Особое  место  занимают  сонеты  Д.М.  Хопкинса,  уникальность  которых  в  том,  что  в  них  поэт  вместо  силлабо-тоники  использует  чисто  тонический  стих.  Уникальна  и  тематика  его  так  называемых  «скорбных»  сонетов,  в  центре  внимания  которых  —  человек,  его  чувство  трагического  одиночества,  богооставленности.  Однако  это  отчаянье  не  столь  абсолютно,  как,  например,  у  Д.  Донна,  для  Хопкинса  человек  отнюдь  не  жалкий  червь,  а  «бессмертный  алмаз»,  и  эта  уверенность  сообщает  его  сонетам  некоторый  оптимизм.

Поэты  XX  столетия  продолжали  экспериментировать  с  формой  сонета,  в  то  же  время,  не  разрушая  ее  ключевые  признаки.  Так,  Уильям  Батлер  Йейтс,  используя  как  вариации  итальянской  формы  с  дополнительными  парами  рифм  («Леда  и  Лебедь»  —  abab  cdcd  efgefg),  так  и  английскую  форму  («Меру»  —  abab  cdcd  efef  gg),  активно  использует  бедные  рифмы,  нетипичные  для  его  предшественников.

Экспериментальными  по  теме  и  традиционными  по  форме  (различные  вариации  итальянской  формы)  выглядят  сонеты  на  военную  тему  Уилфреда  Оуэна  и  Уистена  Хью  Одена.  При  этом  Одену  принадлежит  авторство  не  только  отдельных  сонетов,  но  и  нескольких  циклов,  например  “A  Voyage”  и  “Sonnets  from  China”  (1939),  “The  Quest”  (1941).  Однако  наиболее  известен  он  своим  нерифмованным  сонетом  «Секретный  агент»  (The  Secret  Agent,  1926).

В  конце  XX  века  традиции  Йетса  получили  развитие  в  творчестве  его  земляка,  тоже  Нобелевского  лауреата,  Шеймаса  Хини.  В  целом  же,  исследователи  современного  сонета  отмечают,  что  для  наших  современников  характерно  значительное  расширение  рамок  «твердой  формы».  Нарушаются  практически  все  нормы,  поэты  экспериментируют  с  размером,  схемами  рифмовки,  рифмой  (и  ее  отсутствием),  и  даже  с  количеством  строк,  что,  несомненно,  ведет  к  многочисленным  дискуссиям  относительно  правомерности  отнесения  их  к  жанру  сонета  и  требует  отдельного  рассмотрения  каждого  случая.  И  тем  не  менее,  живой  интерес  к  жанру,  чья  история  на  английском  языке  насчитывает  уже  пять  столетий,  не  оставляет  сомнений  в  его  дальнейших  перспективах.

 

Список  литературы:

  1. Воробьев  Ю.В.  Некоторые  особенности  строфики  в  английской  поэзии  XVIII  и  XIX  веков:  Дис…  канд.  филолог.  наук.  М.,  1968.
  2. Коноплюк  Н.В.  Своеобразие  художественной  природы  сонетного  цикла  (на  примере  цикла  Джорджа  Мередита  «Современная  любовь»):  Дис…  канд.  филолог.  наук.  Самара,  2005. 
  3. Johnson  S.A.  (1755)  Dictionary  of  the  English  Language  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://johnsonsdictionaryonline.com/?p=17210.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.