Статья опубликована в рамках: XXXIX Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 20 августа 2014 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Хореографическое искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сундуй Д.М. ВЛИЯНИЕ ТУВИНСКИХ НАРОДНЫХ ИГР НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТУВИНСКИХ ОБРЯДОВО-ИГРОВЫХ ТАНЦЕВ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXIX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ВЛИЯНИЕ  ТУВИНСКИХ  НАРОДНЫХ  ИГР  НА  ВОЗНИКНОВЕНИЕ  ТУВИНСКИХ  ОБРЯДОВО-ИГРОВЫХ  ТАНЦЕВ

Сундуй  Джульетта  Маадыр-ооловна

мл.  научный  сотрудник  МНЦ  «Хоомей»,  РФ,  Республики  Тува,  г.  Кызыл

E-mail: 

 

INFLUENCE  OF  TUVINIAN  FOLK  GAMES  ON  APPEARANCE  OF  TUVINIAN  CEREMONIAL  GAME  DANCES 

Giulietta  Sunduy

Junior  research  scientist  of  International  Research  Center  “Khoomei”,  Russia,  Republic  of  Tuva,  Kyzyl

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  анализируется  влияние  тувинских  народных  игр  на  возникновение  тувинских  обрядово-игровых  танцев.  Тувинские  обрядово-игровые  танцы  берут  свое  начало  от  таких  социально-бытовых  условий  жизни,  как  охота,  стрижка  овец,  установка  юрты,  изготовление  войлока  (дук  салыр),  полив  земли  (тараа  сугарар),  сенокос  и  т.  д.  Тувинские  народные  игры  оказали  немалое  влияние  на  возникновение  обрядово-игровых  танцев,  таких  как  «Аът  чарыжы»  (скачки),  «Ак  ыяш»  (белая  палочка),  «Тевек»  (почекушки),  «Аскак-кадай»,  «Девиг»,  «Ча  адыкчылары»  (лучники),  «Чылгычылар»  (табунщики),  «Ойтулааш»,  «Сайзанак»  и  др. 

ABSTRACT

Influence  of  Tuvinian  folk  games  on  the  appearance  of  Tuvinian  ceremonial  game  dances  is  analyzed  in  the  article.  Tuvinian  ceremonial  game  dances  originate  from  such  social  and  living  conditions  as  hunting,  sheep  shearing,  putting  up  a  yurt,  felt  making  (duk  salyr),  watering  (taraa  sugarar),  haymaking  etc.  Tuvinian  folk  games  made  a  massive  impact  on  appearance  of  ceremonial  game  dances  such  as  “At  charyzhy”  (racing),  “Ak  yyash”  (white  stick),  “Tevek”  (pochekushki),  “Askak-kaday”,  “Devig”,  “Cha  adykchylary”  (archers),  “Chylgychylar”  (horse  wranglers),  “Oytulaash”,  “Sayzanak”  and  others. 

 

Ключевые  слова:  обрядово-игровые  танцы  тувинского  народа;  тувинский  танец;  тувинские  игровые  танцы. 

Keywords:  ceremonial  game  dances  of  Tuvinian  people;  Tuvinian  dance;  Tuvinian  game  dances. 

 

Тувинские  обрядово-игровые  танцы  берут  свое  начало  от  таких  социально-бытовых  условий  жизни,  как  охота,  стрижка  овец,  установка  юрты,  изготовление  войлока  (дук  салыр),  полив  земли  (тараа  сугарар),  сенокос  и  т.  д.  На  основе  многих  танцевальных  элементов  в  народных  играх  созданы  обрядово-игровые  танцы,  например:  «Ак  ыяш»  (белая  палочка),  «Тевек»  (почекушки),  «Аскак-кадай»  (хромая  старушка),  «Девиг»  и  «Хуреш»  (танец  орла),  «Ойтулааш»,  «Сайзанак»,  «Ээргииштер»  (веретено)  и  др.  Танцы  также  связаны  и  с  тувинскими  сказками,  богатыми  мудростью  народной  педагогики  (угаадыг),  которая  воспитывала  высокий  дух  и  объясняет  причинно-следственные  связи. 

А.  Абайдулин  пишет,  что  у  тувинцев  был  мужской  танец,  его  версию  можно  прочитать  в  статье  [1]:  «Точно  так  же,  как  монголы,  тувинцы  слушали  вечерами  в  юрте  серийные  сказки.  Монголы  создали  на  основе  этих  движений  танец,  который  исполняется  сидя  и  начинался  покачиванием  плечами  и  руками.  Вечерами  тувинцы  любили  слушать  серийные  сказки.  Юрта  полна  народу.  В  наступившей  тишине  сказитель  —  высокий  старик  Сат,  лесничий  из  местечка  Адар-Тош  Дзун-Хемчикского  кожууна,  начинает  сказку,  сколько  динамики,  танцевальных  движений.  То  он  покачивался  в  такт  мелодии,  то  вскакивает  на  ноги  и  приплясывает.  Можно  ли  назвать  движения  старика  Сата  танцем?  Почему  бы  и  нет,  если  у  него  движения  танцевальные.  У  монголов  на  основе  этих  движений  создан  танец,  танцуют  только  руки  и  плечи,  ноги  полностью  отсутствуют,  т.  е.  танцуют  сидя». 

И.  Самбу  в  своей  книге  «Тувинские  народные  игры»  выделяет  четыре  основные  группы  тувинских  игр  [6,  с.  15]:  1.  Массовые  народные  игры:  баг  кагары  (выбивание  ремня),  баг  адары  (стрельба  из  лука  в  ремень),  кара  адары  (стрельба  из  лука  в  мишень),  аът  чарыжы  (конные  состязания),  хуреш  (национальная  борьба),  маргылдаа  оюннар  (игровые  состязания);  2.  Настольные  семейно-бытовые  игры:  шыдыраа  (шахматы),  буга  шыдыраа  (бычьи  шахматы),  тугул  шыдыраа  (телячьи  шахматы),  хорул  ойну  (игра  в  хорул),  даалы,  панчык,  кажык  (игра  в  кости),  дорт  берге  (четыре  трудные  испытания,  игра  на  счастье),  чыттырып  кагары  (игра  в  кости),  дужуруп  кагары,  аът  тудары  (ловля  коня),  кажык-биле  бодалажыр  (игра  в  кости,  «устный  счёт»),  кажык-биле  аът  чарыжы  (скачки),  кажык  адары  (стрельба  в  кости);  3.  Молодёжные  игры:  хойнун  ыры  (хоровод),  ак  ыяш  (белая  палочка),  согур  аза  (слепой  чёрт),  ок  чугуртуру  (передача  стрелы),  чинчи  чажырар  (прятать  бусинку),  тевек  (почекушки),  мынгырты  (качели),  чунгу  (катание),  адыр  бут  (соревнования  на  ходулях),  кууйлу  (игра  с  палкой),  лапту  (коллективная  игра  с  мячом);  4.  Детские  игры,  игры  взрослых  с  детьми:  сайзанак  (игра  с  камнями),  ужар  ушпас  (летит,  не  летит),  чаштыр  (прятки),  бодалга  (устный  счёт),  звуковые  и  подражательные  игры,  игры  на  пальцах,  игры  взрослых  с  детьми.  На  основе  этих  игр  созданы  танцы:  «Стрельба  из  лука»,  «Табунщики»,  «Девиг»  (танец  орла),  «Ак  ыяш»  (белая  палочка),  «Тевек»  (почекушки). 

В  основном  эти  игры  проводились  как  состязания  или  соревнования,  и  проигравшие  исполняли  специальные  задания.  В  эти  задания  входили  исполнения  роли,  например:  вой  волка,  лай  собаки,  подражание  звукам  разных  животных:  овца,  козла,  коровы.  Не  сумевшим  исполнить  эти  задания  давали  более  легкие,  например,  показать  образ  одного  общего  знакомого.  А  остальные  угадывали  и  восклицают:  «Ой,  боже  мой,  это  же  заикающийся  Дамба,  надо  же!  А  это  дурак  Санчай.  Ой,  какой  бедный,  неужели  старик  Ак-оол,  точная  копия,  как  так  он  смотрел,  с  таким  пронзительным  взглядом»  [7,  с.  30].  Это  означает,  что  зачатки  актерского  таланта,  пародистов  существовали  уже  тогда. 

А.К.  Кужугет  в  своей  книге  «Духовная  культура  тувинцев.  Структура  и  трансформация»  делит  тувинские  обряды  и  праздники  на  три  основные  группы  [2]:  календарные  обряды  и  праздники;  семейные  обряды  и  праздники;  религиозные  обряды  и  праздники.  I.  Обряды  освящения  конкретных  объектов  природы:  1)  оран  танды  дагыыры,  оран  делегей  дагыыры  —  освящение  Вселенной;  2)  тайга  дагыыры  —  освящение  тайги;  3)  дээр  дагыыры  —  освящение  неба.  II.  Освящение  гор  и  возвышенностей:  1)  оваа  дагыыры  —  тувинский  летний  праздник  освящения  жертвенника  оваа;  2)  даг  дагыыры  —  освящение  родовой  горы;  3)  арт  дагыыры  —  освящение  перевала.  III.  Освящение  водных  источников:  1)  суг  бажы  дагыыры  —  освящение  начала  реки,  ее  истока;  2)  буга  бажы  дагыыры  —  освящение  начала  канала;  3)  хол  бажы  дагыыры  —  освящение  озера,  начала  оросительного  канала;  4)  аржаан  дагыыры  —  освящение  минеральных  источников  (целебной  воды).  IV.  Освящение  деревьев:  1)  хам  ыяш  дагыыры  —  освящение  дерева-шамана  (хвойное  дерево  со  спутанными  в  виде  шара  ветвями);  2)  тел  ыяш  дагыыры  —  освящение  дерева-близнеца  (отмеченные  природой  деревья  лиственничной  и  хвойной  породы,  растущие  как  бы  из  одного  корня).  II.  Семейные  обряды  и  праздники:  1)  от  дагыыры  —  освящение  домашнего  очага;  2)  куда  —  свадьба;  3)  ойтулааш  —  молодёжный  праздник.  III.  Религиозные  обряды  и  праздники:  1)  шаманское  камлание;  2)  майдыр  эргилдези  —  ламаистский  мистерий  «цам».  На  основе  этих  обрядов  созданы  танцы,  например,  «Освящение  реки»  и  т.  д. 

Г.А.  Курбатский  пишет  [3]:  «Дук  дою»  —  праздник  шерсти  и  войлока:  «дук  салыр»  (сбивание  шерсти)  и  «дук  ээрер»  (прядение  шерсти).  У  тувинцев-скотоводов  стрижка,  обработка  шерсти  и  катание  войлока  являлись  важнейшими  хозяйственными  занятиями.  Битье  шерсти  —  трудная,  мужская  работа.  «Дук  дою»  —  древнейший  производственный  праздник,  непосредственно  связанный  с  трудовым  процессом.  Он  сопровождается  беседами,  шутками  и  подношением  угощений:  ягодные  сладости,  молочные,  мучные  и  мясные  продукты.  На  основе  этого  народно-бытового  праздника  создан  танец  «Праздник  на  чайлаге»,  «Ээргииштер»  (веретено). 

Игра  «Сайзанак»Пожалуй,  самой  древней  считается  игра  «Сайзанак»  [4,  с.  210—212].  Возникла  игра  само  собой,  как  потребность  детей  в  подражании  взрослым,  играют  саму  жизнь,  быт,  одним  словом,  как  современное  театрализованное  представление.  Атрибутом  были  камни,  иногда  дети  лепят  на  песке  юртоподобную  утварь,  и  героями  становятся  сами  дети.  Дети  чабанов  до  сих  пор  играют  в  эту  игру.  Потом  уже  к  1960—70  гг.  атрибутом  игры  становятся  самодельные  куклы  или  фигурные  камни.  Они  как  бы  режиссировали,  управляли  игровыми  ситуациями.  В  вечернее  время  дети  играли  жестами  рук  в  тени  на  фоне  горящей  лампадки  [7,  с.  31]. 

Игра  «Хромая  старушка»Игровые  танцы  были  известны  ещё  в  начале  прошлого  столетия.  К.Ч.  Сагды  подробно  описывает  популярную  игру  под  названием  “Аскак  кадай”  (хромая  старушка)  [5,  с.  45].  В  1960—1970  гг.  на  основе  этой  игры  были  постановки  и  показаны  на  смотрах  художественной  самодеятельности. 

Игра  «Аскак  кадай»  построена  на  слове,  движениях,  и  музыке.  Прочитав  о  сюжете  игры,  можно  подумать,  что  сюжет  для  постановки  танца  прост.  Но  в  1992  г.  на  смотре  художественной  самодеятельности  под  сопровождение  тувинского  национального  оркестра  (фонограмма)  удачно  показан  на  основе  прыжковых  движений  танец  «Хромая  старушка»  танцевальным  коллективом  п.  Хову-Аксы  Чеди-Хольского  района  (хореограф  Э.  Нордуп-оол). 

Молодёжная  игра  «Ойтулааш»В  1930  г.  в  Туве  из  массовых  молодёжных  развлечений  можно  назвать  молодёжное  гуляние  («Ойтулааш»),  где  проводились  состязания  в  красноречии,  пении  и  различных  играх.

«Ойтулааш»  —  красивое  молодёжное  конное  гуляние  с  песнями,  частушками,  скачками,  где  проводятся  игры,  песни,  иногда  читаются  сказки  около  костра. 

В  назначенный  час  в  условленном  месте  собирались  участники  празднества,  разжигали  костры,  пели  песни,  соревновались  в  смекалке  и  остроумии,  играли  на  дудках  и  варганах.  Обязательной  частью  «Ойтулааша»  были  игры:  чинчи  чажырар  (спрятать  бусинки),  аржыыл  кагар  (игра  с  платком),  ок  чугуртур  (пускать  стрелку).

В  данное  время  молодёжная  игра  «Ойтулааш»  снова  возвращается  как  театрализованное  представление,  в  котором  присутствует  и  частушки  вместе  с  танцами,  в  2014  ,  ее  первые  проводили  в  самом  центре  города  Кызыла  на  площади  арата.

Подвижные  игры,  таким  образом,  способствовали  возникновению  тувинских  обрядово-игровых  танцев.  Данный  процесс  был  проиллюстрирован  в  этой  статье  на  ряде  примеров,  детализация  которых  может  стать  темой  дальнейших  публикаций.

 

Список  литературы:

  1. Абайдулин  А.  Тувинская  хореография  —  истоки  и  перспективы  //  Тувинская  правда.  1980.  12  февраля.
  2. Кужугет  А.К.  Духовная  культура  тувинцев  //  Структура  и  трансформация.  Кемерово:  2006.
  3. Курбатский  Г.А.  Тувинские  праздники.  Кызыл,  1973. 
  4. Ондар  О.Ч.  Психология  игр  тывинского  этноса  "Сайзанак"  как  развитие  детского  творчества  /  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http:  //lib.sportedu.ru/2simguery.idc  (дата  обращения:  10.01.2013).
  5. Сагды  К.Ч.  Люди  тувинского  театра.  Кызыл,  1973.  —  45  с.
  6. Самбу  И.  Тувинские  народные  игры.  Кызыл,  1978.  —  15  с.
  7. Сундуй  Д.М.  Тергиин  хомусчу  Салчак  Александр  Мургутеевич.  Кызыл,  2014.  —  30  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# Алефтина 22.11.2018 02:23
Спасибо большое

Оставить комментарий