Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 19 февраля 2014 г.)

Наука: Филология

Секция: Русская литература

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Прокофьева А.Г. ОРЕНБУРГСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТА НАЧАЛА ХIХ ВЕКА А.П. КРЮКОВА // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 33. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ОРЕНБУРГСКИЕ  МОТИВЫ  В  ТВОРЧЕСТВЕ  ПОЭТА  НАЧАЛА  ХIХ  ВЕКА  А.П.  КРЮКОВА

Прокофьева  Алла  Георгиевна

д-р  пед.  наук,  профессор,  профессор  кафедры  литературы  и  методики  преподавания  литературы  Оренбургского  государственного  педагогического  университета,  РФ,  г.  Оренбург

E-mail:  allaprokof@rambler.ru

 

ORENBURG'S  MOTIVES  IN  THE  WORKS  OF  THE  POET  OF  BEGINNING  OF  THE  XIX  CENTURY  A.P.  KRYUKOV

Alla  Prokofyeva

doctor  of  Pedagogy,  Professor,  Professor  of  Department  of  Literature  and  methods  of  teaching  literature  of  Orenburg  State  Pedagogical  University

 

АННОТАЦИЯ

На  основании  анализа  биографических  связей  А.П.  Крюкова  с  Оренбургским  краем  прослеживается  использование  оренбургских  впечатлений  поэта  в  его  лирических  и  прозаических  произведениях,  выявляется  место  и  роль  оренбургских  мотивов  в  творчестве  писателя.

ABSTRACT

Using  Orenburg  impressions  of  the  poet  in  his  lyrical  prose  and  can  be  traced  the  basis  of  analysis  of  biographical  connections  A.P.  Kryukov  with  the  Orenburg  edge  and  place  and  role  of  Orenburg's  motives  in  the  writer  is  revealed.

 

Ключевые  слова:  оренбургский  текст,  родные  места;  киргиз-кайсаки  (кочевники);  защита  русских  границ;  тема  пленника;  меновой  двор;  Пугачевское  восстание;  оренбургские  крепости.

Keywords:  Orenburg's  text;  native  places;  kirghiz-kaysaks  (nomads);  protection  of  russian  borders;  theme  of  prisoner;  exchange  yard;  Pugachev's  rebellion;  Orenburg's  fortresses.

 

Александр  Павлович  Крюков  прожил  недолгую  жизнь  (1803—1833),  но  успел  внести  определенный  вклад  в  развитие  русской  литературы  как  поэт  и  прозаик.  Обилие  «оренбургского  текста»  в  его  творчестве  объясняется  биографическими  и  творческими  связями  Крюкова  с  Оренбургским  краем.

О  жизни  и  литературной  деятельности  Крюкова  известно  немногое.  Сотрудник  Пушкинского  Дома,  известный  литературовед  В.Э.  Вацуро  разыскал  формулярный  список  Крюкова-чиновника  1825  г.  [1],  что  помогло  выяснить  жизненные  вехи  поэта.  Родился  он  в  Илецкой  Защите  Оренбургской  губернии  в  дворянской  семье.  С  1817  по  1826  гг.  служил  чертёжником,  горным  чиновником  в  Илецкой  соляной  конторе.  Об  участии  в  прокладывании  дороги  на  Новоилецкой  линии  и  набеге  на  строителей  ее  киргиз-кайсаков  рассказал  в  автобиографическом  очерке  «Киргизский  набег».  В  Илецкой  Защите  Крюков  занялся  литературным  творчеством.  Его  стихи  заинтересовали  Н.А.  Литвинова,  литератора  и  натуралиста  из  окружения  И.А.  Второва  (1772—1844),  уроженца  с.  Ласкаревка  Бузулукского  уезда  Оренбургской  губернии,  одного  из  культурных  деятелей  русской  провинции,  мемуариста.  Видимо,  благодаря  рекомендации  И.А.  Второва,  знакомого  с  А.С.  Пушкиным,  И.А.  Крыловым,  А.  Дельвигом,  некоторые  стихи  Крюкова,  в  том  числе  и  «К  Н.А.  Л(итвинову)»,  попали  на  страницы  журнала  «Благонамеренный».  В  биографической  хронике  Второвых,  написанной  историком  М.  Де-Пуле,  сообщается  об  одном  из  приятелей  Второва  —  Г.Н.  Струкове,  занимавшем  пост  управляющего  Илецкого  соляного  правления:  «Будучи  человеком  образованным,  Струков  любил  окружать  себя  людьми  не  только  образованными,  но  и  литературными.  При  нем  находился  некий  Литвинов  (Никанор  Алексеевич),  натуралист,  философ  и  поэт,  большой  приятель  Второва,  очень  бойко  владевший  пером»  [2,  c.  106].

С  1822  г.  произведения  А.  Крюкова  появляются  в  таких  изданиях,  как  «Сын  отечества»,  «Московский  телеграф»,  «Вестник  Европы»  и  др.  Стихи  принесли  начинающему  поэту  не  только  известность,  но  и  неприятности:  сатирические  произведения  вызвали  недовольство  его  начальника,  обвинившего  автора  в  служебной  некомпетентности.  Отзвуки  этих  событий  явно  слышны  в  стихотворении  «Воспоминание  о  Родине»,  полном  как  иронии,  так  и  печали:

Родимый  край,  страна  отцов!

Как  быстро  дни  мои  мелькали,

Когда,  не  ведая  печали, 

Я  рос  в  кругу  твоих  глупцов...

 

Вдруг  —  бог  мой!  —  одного  из  них,

Не  знаю  как,  задел  мой  стих!

Мгновенно  поднялась  тревога  -

И  оглушен  был  бранью  я!..

 

Печальный  гость  чужих  земель,

Покинул  я  приют  родимый,

Почтенных  предков  колыбель...  [4,  с.  52—54] 

 

Талант  сатирика  проявился  впоследствии  и  в  эпиграммах  Крюкова,  ценимых  его  современниками;  так  известен  факт,  когда  ему  приписывалась  эпиграмма  Пушкина  на  М.А.  Дондукова-Корсакова. 

В  1826  г.  Крюкову  пришлось  покинуть  Илецкую  Защиту:  он  уехал  сначала  в  Оренбург,  где  стал  столоначальником  в  оренбургской  таможне,  а  в  начале  1827  г.  переехал  в  Петербург  и  поступил  на  службу  в  департамент  внешней  торговли,  что  не  помешало  занятиям  литературным  творчеством  и  обращению  к  оренбургским  воспоминаниям.  Поэт  поддерживал  дружеские  отношения  с  литераторами  А.А.  Башиловым,  В.Н.  Олиным  (отец  последнего,возможно,  был  управляющим  оренбургскими  деревнями  Державина),  сблизился  с  кружком  Дельвига,  что  позволило  ему  публиковать  свои  произведения  в  «Северных  цветах»,  а  затем  и  в  «Литературной  газете»  Пушкина.  Некоторые  из  них  («Киргизский  набег»,  «Киргизцы»)  созданы  на  оренбургском  материале. 

Живя  ещё  в  Оренбуржье,  поэт  написал  очерк  «Оренбургский  меновой  двор»,  напечатанный  в  «Отечественных  записках»  П.П.  Свиньина,  с  которым  Крюков  познакомился  в  1824  г.,  когда  П.П.  Свиньин,  «дедушка  русских  журналов»,  путешествовал  по  Уралу  и  побывал  в  Оренбурге  и  Илецкой  Защите.

Очерк  «Оренбургский  меновой  двор»  насыщен  конкретными  деталями  и  фактами:  дано  описание  огромного  каменного  здания,  имеющего  фигуру  продолговатого  четырехугольника,  бастионов,  ворот  Российских,  обращенных  в  сторону  Оренбурга,  и  Киргизских,  от  которых  начинается  путь  в  Хиву  и  «Бухарию»,  в  степи;  указано  точное  количество  лавок  —  152  и  комнат  —  104  —  для  жительства  русских  и  азиатских  купцов,  назван  доход:  в  1826  г.  «променено  киргизцам  товаров  и  скота»  на  452  000  рублей.  Художественно  ярко  рисует  автор  пёструю  картину  «оренбургской  ярмонки»:  «Весь  небольшой  меновой  двор  наполняется  тогда  тяжело  навьюченными  верблюдами,  табунами  русских  лошадей,  стадами  киргизских  баранов  и  множеством  диких  наездников,  которые  со  свойственною  им  свободою  рыщут  в  самой  тесноте  суетливой  толпы.  Здесь  можно  видеть  и  важных  бухарцев,  и  упрямых  хивинцев,  и  проворных  касимовских  и  казанских  татар,  и  мещеряков,  и  башкирцев  <...>  случается  иногда  встречать  здесь  богатых  купцов  Индии,  и  счастливых  жителей  цветущего  Кашемира...»  [5,  c.  57].

Как  патриот  своего  края,  Крюков  оценивает  значимость  Оренбурга  в  качестве  пограничного  города  и  торгового  центра,  подчеркивая  роль  его  первого  губернатора  И.И.  Неплюева,  «птенца  гнезда  Петрова»,  определившего  «место,  где  сей  государственный  человек  предполагал  сосредоточить  торговлю  нашу  с  народами  Средней  Азии,  приучить  беспокойных  киргизцев  к  новым  для  них  потребностям  общежития  и  приготовить  тем  средства  к  положению  границ  необузданному  их  своеволию»  [5,  c.  56].

Мотивы  киргиз-кайсацких  набегов,  пленения  русских  звучат  и  в  лирических  произведениях  А.П.  Крюкова.  Но  особенно  ярко  тема  плена,  образ  пленницы  даны  в  элегической  поэме-балладе  «Каратай».  Поэт  обращается  к  привычным  оппозициям  свобода-плен,  плен-любовь,  родина-плен,  но  предлагает  их  особый  поворот:  киргиз-кайсак  Каратай  оказывается  в  плену  (любви)  у  своей  пленницы  —  русской  девы  («но  теперь,  когда  тобою  пленена  душа  моя»),  пленница  же  не  может  любить  того,  кто  отнял  у  неё  свободу  и  лишил  родины:

Ты  слезами  ж  укротила

Душу  гордую  мою,

Но  безвестно  сожаленье,

Дева  русская,  тебе;

Ты  являешь  лишь  презренье

К  Каратаевой  судьбе!

Ты  на  родину  стремишься

Грустной  мыслию  своей...  [6,  c.  56]

 

Балладу  «Каратай»  В.Э.  Вацуро  рассматривал  как  попытку  байронической  интерпретации  казахских  фольклорных  и  этнологических  мотивов.

Ряд  стихотворений  Крюкова  был  помещен  в  рукописном  альманахе  (три  тетради  1835—1838  гг.)  семьи  Майковых  «Подснежник»,  хранящемся  в  рукописном  фонде  Пушкинского  Дома.  Дети  из  семьи  Майковых  известны  в  литературе:  Аполлон  Майков  —  поэт,  Валериан  Майков  —  критик,  Владимир  Майков  —  прозаик,  Леонид  Майков  —  историк  литературы;  в  альманахе  помещались  произведения  их  матери  —  Евгении  Петровны  Майковой  и  близких  друзей  —  В.Г.  Бенедиктова,  П.  Ершова,  И.  Бороздны,  И.  Карелина,  В.  Солоницына,  рисунки  П.П.  Свиньина.

После  одного  из  крюковских  стихотворений,  включенных  в  тетрадь  за  1835  год,  была  помещена  следующая  заметка:  «Александр  Павлович  Крюков,  молодой  человек  с  весьма  сильным  талантом,  рано  похищенный  смертью  у  русской  литературы,  в  которой  он  мог  бы  занимать  очень  видное  место.  Его  сочинения  в  стихах  и  прозе,  рассеяны  по  разным  журналам  и  альманахам;  многие  остались  ненапечатанными.  Редактор  «Подснежника»  был  с  ним  очень  дружен,  наследовал  все  его  бумаги.  Жизнь  Крюкова  может  служить  резким  примером  того,  до  чего  страсти  могут  довести  человека  пылкого  и  чувствительного.  Мы  постараемся  сообщить  когда-нибудь  нашим  читателям  его  биографию,  даже  поместим  несколько  выписок  из  его  любопытного  дневника»  [3].  К  сожалению,  продолжения  этой  заметки  не  последовало.

А.  Крюков  часто  подписывал  свои  произведения  «К.  Илецкая  Защита»,  «А.К.».  Подпись  инициалами,  а  не  полным  именем  под  «Рассказом  моей  бабушки»  (в  «Невском  альманахе»  на  1832  год)  привела  к  тому,  что  это  произведение  об  эпохе  Пугачевского  восстания,  послужившее  Пушкину  одним  из  сюжетных  источников,  долгое  время  (вплоть  до  середины  ХХ  в.)  приписывалось  прозаику  Александру  Корниловичу.

«Рассказ  моей  бабушки»  —  оренбургская  повесть.  В  ней  Крюковым  показано  Пугачевское  восстание  на  примере  захвата  восставшими  одной  из  оренбургских  крепостей  —  Нижнеозёрной:  автор  рисует  деревеньку,  огороженную  тыном  с  двумя-тремя  старыми  чугунными  пушками,  охраняемую  солдатами-инвалидами  под  руководством  коменданта-капитана,  расправу  с  этим  небольшим  войском  пугачевцев  и  отношение  их  к  мирным  жителям  крепости.  Главная  героиня  —  Настя,  дочь  коменданта  крепости  капитана  Шпагина,  погибшего  от  рук  пугачевцев,  —  прячется  у  мельничихи,  защищавшей  её  от  притязаний  пугачевца  Хлопуши.  Освобождает  крепость  и  героиню  войско,  посланное  «матушкой-государыней»,  в  котором  находится  и  жених  Насти  офицер  Бравин.  То,  что  это  произведение  Крюкова  стало  источником  (в  сюжетном  плане,  в  деталях)  для  романа  А.С.  Пушкина,  отмечал  сам  поэт  в  одном  из  неоконченных  предисловий  к  «Капитанской  дочке»:  «Анекдот,  служащий  основанием  повести,  нами  издаваемой,  известен  в  Оренбургском  краю.  Читателю  легко  будет  распознать  нить  истинного  происшествия,  проведенную  сквозь  вымыслы  романические...  Несколько  лет  тому  назад  в  одном  из  наших  алманахов  напечатан  был...»  [7,  c.  99].  Но  авторство  Крюкова  было  доказано  лишь  в  середине  ХХ  в.  Н.И.  Фокиным  и  П.  Брангом.

Таким  образом,  покинув  родину,  поэт  не  забывал  о  ней.  «Оренбургские»  мотивы  слышны  во  многих  произведениях  Крюкова,  по  сути  они  пронизывают  его  творчество,  оттеняя  его  экзотическими  красками.  Ранняя  смерть  не  дала  развиться  поэтическому  таланту  Крюкова.  Когда  7  февраля  1833  года  после  недолгой  болезни  Крюков  умер,  то  многие  газеты  Петербурга  поместили  некрологи,  в  которых  отмечался  «необыкновенный  талант»  поэта.        

 

Список  литературы:

1.Вацуро  В.  Александр  Крюков  и  его  стихи  //  Прометей.  Т  14.  М.,  1987.  —  С.  252—261.

2.Де-Пуле  М.  Отец  и  сын  //  Русский  вестник,  —  1875.  —  №  7.  —  С.  106—107.

3.ИРЛИ.  Ф.  168  (Майковых),  №  16493,  л.  44.

4.Крюков  А.П.  Воспоминание  о  Родине  //  Оренбургский  край  в  произведениях  русских  писателей  /  Прокофьева  А.Г.,  Пузанева  Т.Н.  Оренбург,  1991.  —  С.  52—54.

5.Крюков  А.П.  Оренбургский  меновой  двор  //  Оренбургский  край  в  произведениях  русских  писателей  /  Прокофьева  А.Г.,  Пузанева  Т.Н.  Оренбург,  1991.  —  С.  56—60.

6.Крюков  А.П.  Каратай  //  Вечный  берег:  Два  века  поэзии  Оренбуржья:  Избранная  лирика.  Калуга:  Золотая  аллея,  1994.  —  С.  53—59.

7.Пушкин  А.С.  Капитанская  дочка.  Л.,  1984.  —  320  c.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.