Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 30 сентября 2013 г.)
Наука: Филология
Секция: Литература народов стран зарубежья
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
СИСТЕМА ОБРАЗОВ РОМАНА ДЖ. ХЕЛЛЕРА «ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА В СТАРОСТИ» КАК ВЫРАЖЕНИЕ ЦЕННОСТНОЙ ПАРАДИГМЫ АВТОРА
Шмелёва Валентина Валерьевна
аспирант кафедры истории зарубежных литератур Московского государственного областного университета, г. Москва
SYSTEM OF IMAGES OF THE NOVEL OF J. HELLER "PORTRAIT OF THE ARTIST AS AN OLD MAN" AS EXPRESSION OF THE VALUABLE PARADIGM OF THE AUTHOR
Shmeleva Valentina Valerievna
graduate student of the Chair of History of Foreign Literature Moscow State Region University, Moscow
АННОТАЦИЯ
Проблематика поздних романов Дж. Хеллера является отражением сознания человека эпохи постмодернизма, отягощенного опытом XX века, познавшего издержки информационных бурь и научного прогресса. Финальный роман писателя «Портрет художника в старости», написанный в духе постмодернистской поэтики, актуализирует проблему поиска самоидентичности. Анализ особенностей художественных образов романа дает возможность определить авторское отношение к современной культуре.
ABSTRACT
The problems of later novels by J. Heller is a reflection of consciousness of the person of an era of the postmodernism who burdened by experience of the XX century and learned expenses of information storms and scientific progress. The final novel of the writer "Portrait of the Artist as an Old Man" written in the spirit of post-modernist poetics, staticizes a problem of search of self-identity. The analysis of features of artistic images of the novel gives the chance to define the author's relation to modern culture.
Ключевые слова: Дж. Хеллер; постмодернизм; художественный образ; персонаж; ценностная парадигма
Keywords: J. Heller; postmodernism; artistic image; character;, valuable paradigm
В центре повествования романа Хеллера «Портрет художника в старости» личность пожилого писателя Юджина Порху, сутью которой является духовная деятельность самосозидания и стремление к самопознанию. Структура романа Дж Хеллера направлена на раскрытие внутреннего мира его героев, но вместе с тем ощущается ослабление сюжетной канвы повествования и превалирование описательной рефлексии переживаний героя.
Роман Хеллера «Портрет художника в старости» не является автобиографическим, однако в романе есть немало совпадений с судьбой автора: например, «последний роман Порху был опубликован «восемнадцать месяцев назад, когда автору пошел уже семьдесят четвертый год». (Хеллер умер в возрасте 76 лет). Хеллер сознательно включает в описание быта героя черты, присущие самому автору. Так, в одном интервью Хеллер заявил: « I keep a small sheath of three-by-five cards in my billfold. If I think of a good sentence, I’ll write it down» (Я держу небольшой футляр с тремя-пятью карточками в бумажнике. Если придумываю предложение, то я его записываю) [3, с. 3]. Лирический герой романа Порху хранит свои идеи в желтой папке: «Многолетний опыт научил нашего автора не выбрасывать ни одной написанной страницы, пусть самой беспомощной, пока он не пройдется по ней вторично и не уберет в папку или в память компьютера». Также судьба Порху является как бы зеркальным отражением жизни самого Хеллера. Тот факт, что оба стареющих писателя некогда были в зените славы, а сейчас остались не у дел, сближают автора и лирического героя.
Как ни сильно автобиографическое начало в герое, Юджин Порху — это, разумеется, не автопортрет Хеллера: авторское начало в герое — лишь одна из составляющих образа Юджина. Хеллер смотрит на своего героя отстраненно, как на представителя поколения, к которому принадлежит он сам. Юджин Порху в романе Хеллера оказывается системой амплуа, позволяющей сыграть «пьесу жизни». Однако, судя по размышлениям Хеллера, сюжет «пьесы» далеко не всегда соотносится с собственной жизнью писателя. Авторское «я», реконструируемое в романе, не вербализованный автопортрет, равный себе «в любой временной точке нарратива, а создаваемая в акте письма и всегда незавершенная в тексте «проекция», проработанная до жизнеподобия «тень» автора» [1, c. 96].
В романе наблюдается усиление личностного начала и высокий уровень интимности повествования, писатель обнажает свои истинные эмоциональные, ценностные и мировоззренческие ориентиры. Порой автор отказывается от художественной условности и напрямую выступает от собственного лица.
Персонажи романа более определены, независимы от воли автора и не находятся в диссонансе с современностью, они помогают автору и герою определить ценностные ориентиры писателя в познании мира и себя.
В параллель судьбе Порху – судьба другого героя, его жены Полли. Хеллер не дает ее подробного описания внешности, а лишь контуром рисует этот персонаж (впрочем, как и главного героя романа), углубляясь в психологическую составляющую образа. «Полли была добрая, обязательная и робкая женщина и больше всего на свете хотела избежать во втором своем замужестве ненужных разногласий и разладов. Перешагнув за пятьдесят и приобретя привлекательную полноту фигуры, к чему склонны многие из нас, входящие в золотые предзакатные годы, она никогда не задумывалась над тем, куда денется, если и этот, второй брак потерпит крушение и завершится разводом» [2, c. 80]. Примечательно, что автор дает имя жене раньше, чем мы узнаем имя главного героя романа. Судьбы жены и мужа не содержат явного противопоставления. Это два пожилых человека, смирившиеся со страстями бурной молодости и сменившие городскую суету на уединение и покой. Однако, в отличие от главного героя, Полли не вступает в конфликт с действительностью, а принимает реальность как таковую.
Полли мучительно переживает неудачи своего мужа, и вместе с ним радуется, когда рождаются новые замыслы и идеи. «Полли давно научилась даже в самых откровенных разговорах не высказывать своего мнения иначе, как соглашаться с мужем, если тот затрагивает больную тему, и никогда не высказывала его за исключением тех нередких случаев, когда забывала молчать» [2, c. 18]. Жена осознает, что является единственной поддержкой для писателя, ее кротость примирила буйный нрав Порху, а забота и любовь создали благоприятную атмосферу, в которой пожилой писатель может создавать свои тексты. Порху искренне любит жену, доверяет ей и делится самыми сокровенными желаниями.
Интересен тот факт, что после отчаянных попыток Порху создать роман под названием «Сексуальная жизнь моей жены», Полли решается написать свою версию. Эту злую шутку Хеллер намеренно испытывает на герое, в очередной раз сталкивая его с действительностью. Естественно, что Порху взорвался и не поверил в истинные намерения своей жены, которая, в свою очередь, лишь подтрунивала: «Мы даже можем издать их вместе» [2, c. 189]. Даже убеждения редактора Пола не заставили Порху поменять свое отношение к мимолетному желанию Полли: «Я подумал, что семейная жизнь — неплохой материал для романа. Особенно твоя. Стареющий писатель и его жена, повествование строится попеременно: то от его лица, то от ее. Меняется точка зрения, сталкиваются взгляды… Не находишь?» [2, c. 252].
Подобное развитие сюжета связан с популярностью в США феминистской критики, когда проблемы писательства рассматриваются сквозь призму идентификации женской прозы. Хеллер подвергает художественному осмыслению гендерную теорию художественного творчества и полагает, что смена гендерной парадигмы не обогащает современный текст, но сопровождается некоторыми психологическими курьезами. Так, Полли заявляет: «Чем я хуже других баб, которые пишут? Во всяком случае, попытаюсь» [2, c. 146]. В противовес образу главного героя, Поли не терзает чувство беспомощности и ненужности. Ее попытка стать писателем наперекор мнению мужа подтверждает, что Полли — антипод писателя, человек, осознающий и принимающий реальность как таковую.
Семейные отношения представлены в романе небольшими зарисовками о жизни богов. В очередной попытке Порху создать новое произведение, он рисует ироническую пародию на бытовую драму, где Гера — ревнивая жена, а Зевс — неверный муж. При этом, вымышленные персонажи сочетают в себе идеал жены и мужа. В попытке самопознания, Порху создает пародию на себя и свою жену. Естественно, аналогия прочитывается не сразу. Однако самоирония, присущая Хеллеру и в других его произведениях, в заключительной книге писателя также акцентирована.
Для понимания образа главного героя интересен еще один персонаж — редактор Пол. Старый приятель Пол выступает в романе в роли «голоса общественности». Порху направляется за советом к редактору каждый раз, когда считает, что нашел нужную идею. Пол, в свою очередь, намекает на плохой сюжет нового романа. Именно он советует Порху заняться романом под названием «Портрет художника в старости». Кроме того, Пол — современник Порху, или, в терминологии психологов, «член одной когорты», который понимает, с каким трудностями герою приходится сталкиваться в современной действительности. Пол, в отличие от писателя Порху, сталкивается с социальной проблемой «ненужности», в конце романа он заявляет, что уходит на пенсию. Эта новость стала потрясением для Порху.
Произведения современных американских писателей расширяют онтологию созданных ими текстов. Персонаж художественного текста оказывается в поиске идентичности среди подобных ему литературных образов. Персонажи романа более независимы от воли автора, они помогают автору и герою определить ценностные ориентиры, такие как роль семьи и ценность семейных отношений, значимость в профессиональной области, собственная состоятельность и независимость, принятие зрелости как этапа передачи знаний и опыта.
Персонажи, присутствующие в эпизодах-отрывках Порху, помогают автору являются средством авторского самопознания. Условно персонажи можно разделить на несколько групп: мифологические (Зевс, Гера, Прометей, Афродита и др.), библейские (Исаак, Сара, Авраам), образы классической литературы — Том Сойер, Грегг Замза, Стивен Дедал.
Мифологические персонажи, олицетворяют творцов мира, обремененные своими обязанностями. Боги, по сути, есть художественное воплощение «реальных» образов жизни героя-писателя. Они тоже «старые», уставшие от жизни, жаждущие покоя и , иногда, небольших интриг.
Библейские образы воплощены в персонаже Исааке. Порху ведет повествование от лица жертвы. Эпизод с жертвоприношением символизирует диалектическую, сомневающуюся природу автора. «Отец, скажи — ты знал, что овен будет там? Ну, когда мы пошли в гору и ты собирался принести меня в жертву сожжением?» [2, с. 135]
Образы классических произведений объединяет один критерий — все они молодые юноши. В противовес старости и унынию эти образы воплощают жизненную энергию, силу и способность творить. Однако эти персонажи несут дополнительную смысловую нагрузку. Так, персонаж по имени Эрвин из эпизода «Желтая птица», повествующего о гибели канарейки, впервые в жизни сталкивается со смертью. Порху, мысли которого также постоянно витают вокруг концепта смерти, изображает своего героя, обманувшего смерть. «Через много лет Эрвин вспомнил желтую канарейку и назвал случившееся своим первым соприкосновением со смертью. И первой выгодной сделкой. И первым удачным обманом. Он так легко сплутовал, что решил смошенничать еще раз, когда потребуют обстоятельства» [2, c. 252]. Грегг Замза, обратившись тараканом, сталкивается с «реальным» миром с его злобой, коррупцией, несправедливостью и бессердечием.
Порху представляет собой некий уникальный микрокосм, творящий свой собственный мир. Он рассказывает историю своей жизни с опорой на всевозможные культурные аналогии, чтобы привлечь читателя своим сопереживанием. Зная культурный образ, на который опирается герой, читатель становится ближе к герою и лучше может понять его мысли и поступки.
Пародийный характер творимых Порху произведений акцентирует внимание на субъективистском прочтении классики, одной из версий развития классического сюжета с опорой на злободневные вопросы.
В противоречие с децентрацией субъекта, характерной для интертекстуальности, главный герой Порху несет в себе мощное человеческое начало, что обусловлено антропологическим подходом автора к литературной реальности. Субъективный писательский мир определяется не только степенью таланта, но интеллектуальный опытом, гендерной принадлежностью, социальными связями. В современном произведении они создают условия для образования интертекстуальности и гипертекстуальности, основанных на психологическом подходе, позволяющим преодолеть механистичность воздействия интертекста с помощью знаковых образов, культурных кодов. Порху выступает как значимый образ в противовес деструктивности постсовременного сознания. Хеллер показывает растерянность своего героя перед будущим и желание найти какую-либо духовную основу, преодолеть эмпиризм своего бытия, воплотить свою личность в реальной действительности.
Список литературы:
1.Кучина Т.Г. Автопортрет в интертексте// Вестник Российского государственного университета им. И. Канта, — 2008. — № 8. — С. 96—100.
2.Хеллер Дж. Портрет художника в старости: Роман / Пер. с англ. Г.П. Злобина / Дж. Хеллер. М.: ООО «Издательство ACT», 2002.
3.Plimpton G. "Joseph Heller, The Art of Fiction № 51" Interview with Joseph Heller, 1988.
дипломов
Оставить комментарий