Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 30 сентября 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ременникова Ю.С., Заярнюк А.Н. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КОМПОЗИЦИИ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 9(28). – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ОСНОВНЫЕ  ПРИЗНАКИ  ДЕКОРАТИВНОЙ  ЖИВОПИСИ  В  СИСТЕМЕ  ПРЕПОДАВАНИЯ  КОМПОЗИЦИИ

Ременникова  Юлия  Сергеевна

старший  преподаватель  кафедры  изобразительного  искусства  Бирского  филиала  Башкирского  государственного  университета,  г.  Бирск

Заярнюк  Александр  Николаевич

доцент  кафедры  изобразительного  искусства  Бирского  филиала  Башкирского  государственного  университета,  г.  Бирск

E-mail: 

 

KEY  FEATURES  OF  DECORATIVE  PAINTING  IN  THE  TEACHING  OF  COMPOSITION

Remennikov  Juliya

senior  Lecturer,  Department  of  Fine  Arts  Birsk  branch  of  the  Bashkir  State  University,  g.  Birsk

Zayarnyuk  Alexander

associate  Professor  of  Fine  Arts  Birsk  branch  of  the  Bashkir  State  University,  g.  Birsk

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  сделана  попытка  обобщить  опыт  педагогов-художников  в  области  композиции  и  выделить  существенные  признаки  и  особенности  декоративности  в  живописи. 

ABSTRACT

The  article  is  an  attempt  to  summarize  the  experience  of  teachers-artists  in  the  field  of  composition  and  highlight  the  essential  features  and  characteristics  of  decorative  painting.

 

Ключевые  слова:  декоративная  живопись,  композиция,  изобразительное  искусство.

Keywords:  decorative  painting,  composition,  visual  art.

 

В  системе  изобразительного  искусства  полноценной  считается  такая  жи­вописная  композиция,  в  которой  объединяются  содержатель­ное  и  декоративное  начало.  Ярким  примером  декоративности  в  живописи  являются  росписи  крит­ских  дворцов,  храмов.  Древняя  декоративная  жи­вопись  напоминает  орнамент,  ее  формы  стилизованы  и  канонизированы,  она  расположена  в  ряд  и  подчинена  ритмам  и  структурным  направлениям  —  вертикали,  диагонали  и  горизонтали. 

Родственно  декоративной  живописи  искусство  примитивистов.  Красота  картин  примитивистов  до­стигнута  ценой  отказа  от  подражания  на­туре.  Природные  формы  отража­ются  в  этой  живописи  в  преобразо­ванном  виде,  средствами  условно-плоского  пространства. 

Классическим  примером  декоративной  живописи  являются  приемы,  используемые  в  иконе,  фреске,  мозаике  и  витраже  выраженные  конструктивной  организацией  цвета,  формы  и  пространства  [1]. 

Декоративная  живопись  —  способ  изображения  реальной  действительности  путем  выявления  выразительности  средствами  колорита  и  пластическими  приемами,  свя­занными  с  обобщенностью,  стилизацией,  орна­ментацией,  с  соблю­дением  меры  ус­ловности  изображения,  отказом  от  второ­степенных  подробностей,  превращая  поверхность  картины  в  цветовое  пятно  —  символ  или  знак. 

Композиция  декоративной  живописи  может  строиться,  следуя  разнообразным  закономерностям,  над  ко­торыми  работали  художники-педагоги  Ю.  Герчук,  К.  Даглдиян,  Ю.  Жегин,  Л.  Молчанов,  Р.  Па­ранюшкин,  Н.  Ростовцев,  Е.  Шорохов  и  др.  Каждый  автор  относит  к  композиции  различные  правила,  приемы  и  признаки  на  которых  строится  художественная  смысловая  идея.  Г.  Панксенов  в  своей  книге  «Живопись  форма,  цвет,  изобра­жение»  выделяет  формальные  средства  композиции:  пропор­ции  и  формат,  композиционный  масштаб,  метрометрические  построения,  контраст,  нюанс  и  феномен  цвета,  которые  в  свою  очередь  основываются  на  психологии  зрительного  восприятия.  Р.  Паранюшкин  к  приемам  и  средствам  композиции  относит  группировку,  членение,  формат,  масштаб  и  пропорции,  ритм  и  метр,  композиционные  оси,  цвет,  фактуру.  Ю.  Герчук  добавил  бы  ко  всему  этому  вертикаль,  горизонталь,  симметрию,  покой,  движение.

Опираясь  на  весь  предыдущий  опыт,  выде­лим  основные  признаки  декоративности  в  живописной  композиции:  узорчатость  (цвето­вые  и  тоновые  соотношения),  условное  построение  простран­ства  (взаимодействие  ритмов,  контрастов),  орнаментальность,  стилизация. 

Узорчатость  в  декоративной  живописи  композиции  воспринимается  как  соотношение  форм  светлых  и  темных  пятен.  Особую  роль  здесь  при­обретает  выразительность  силуэта,  графическая  красота  контуров  и  линий  фигур.  Важным  элементом  красочной  поверхности  чистого  цвета  в  декоративной  живописи  является  фактура,  которая  может  передавать  бесконечное  разнообразие  выразительных  качеств  визуального  мира,  проецируемого  в  плоскость  картины.  Важно  грамотно  определить  цветовой  строй  живописного  изображения,  так  как  коло­ристические  решения  художественных  произведений  часто  связаны  с  тради­циями,  с  сохранением  национальных  архетипов. 

Следующий  признак  декоративности  —  условность,  способ  художественного  обобщения,  предпола­гающий  повышенную  эмоциональность  образа  и  рассчитанный  на  такой  же  эмоционально-экспрессивный  зрительный  отклик.  Цель  художественной  условности  –  передать  в  выразительных  формах  существенное,  выявить  смысл,  передав  ему  наиболее  экспрессивное  звучание. 

Ни  одна  композиция  не  обходится  без  художественного  пространства.  Восприятие  пространственной  глубины  изображения  —  многогранный  психический  процесс,  поэтому  различен  язык  «пространственности».  Художники,  стремясь  к  смысловой  ясности  работы,  вспоминают  о  выразительной  силе  обратной  перспективы,  о  выразительности  пространства  у  мастеров  народного  искусства.  В  декоративной  живописи  приоритетным  является  условно-«плоское»  пространство  византийского,  древнерусского  и  восточного  искусства  —  это  сфера  «малой  глубины»  пространства  картины.  Подобный  способ  пространства  в  декоративной  живописи  рассматривается  не  как  оптическая  иллюзия  трехмерности,  а  как  выразительное  соотношение  цветовых  масс  на  плоскости.  Такое  пространство  может  быть  выражено  условными  способа­ми.  Пространственные  со­отношения  реальной  натуры  могут  полно­стью  отсутствовать.  Изображение  натюрморта,  например,  может  разворачиваться  не  в  глубину,  а  вверх,  в  этом  случае  дальние  планы  помещают  над  ближними.

В  основе  декоративной  живописи  лежит  конструкция.  Конструкция  —  художественная  организация  построения  формы  произведения,  её  каркас.  Конструкция  создается  с  помощью  диагональных,  вертикальных,  горизонтальных,  дугообразных  структур,  определяя  только  композиционную  схему  произведения,  которая  должна  обрести  содержательность. 

Достижение  выразительности,  узорчатости  в  декоратив­ной  живописной  работе  связано:  с  тоновым  и  цветовым  контра­стами,  контрастами  величин,  (высокого  с  низким,  большого  с  маленьким,  толстого  с  тонким),  фактур,  материалов,  объема  и  плоскости;  ритмической  организацией  форм,  ли­ний,  темных  и  светлых  пятен;  с  деформацией  —  изменением  пространства  предметов  и  окружения  в  изобразительном  искусстве  живописи.

Декора­тивную  живопись  можно  сравнить  с  орнаментом,  где  необ­ходимость  свя­зи  элементов  очевидна,  не  только  там,  где  есть  по­втор  мотивов,  но  и  в  пятновом  узоре  свободно  заполняющем  плоскость.

Стилизация  —  процесс  подчинения  изобразительной  формы  внешним  условиям,  обобщение  цветового  пятна,  формы,  пространства.  Максимальное  обобщение  формы  и  её  окружения  способны  превратить  предметы  в  символы.  Стилизация  позволяет  менять  форму  разлагая  ее  на  отдельные  составляющие,  а  затем  конструируя  из  них  новые  образования.  Важно  найти  правильное  цветовое  и  тоно­вое  соотношение  фигур  и  фона  композиции,  так  как  именно  они  важны  при  стилизации. 

Каждое  из  перечисленных  выразительных  элементов  в  деко­ративной  композиции  имеет  своеобразие. 

Декоративное  живописное  изображение  в  процессе  построения  выразительной  композиции  может  иметь  следующие  особенности:

1.  Изменение  пропорций  между  предметами  или  внутри  одного  предмета,  нарушение  пространственной  перспективы,  или  полное  её  отсутствие. 

2.  Преобразование  формы  через  усиление  наиболее  характерного  (переработка,  преломление),  совмещение  обобщенных  и  детализированных  образов,  потому  что  один  объект  лучше  выделяется,  контрастируя  с  другим.

3.  Частично  или  полностью  отказ  от  объемной  формы  предметов  (сочетание  объема  и  плоскости,  или  плоское  силуэтное  изображение).  Один  и  тот  же  объект  может  изображаться  под  разным  ракурсом.

4.  Поиск  новых  колористических  гамм:  выявление  декоративно-экспрессионистических  возможностей  цвета,  использование  активных  сочетаний  основных  цветов,  выявление  фактур,  локальных  цветовых  пятен,  присутствие  черного  или  цветного  контура. 

5.  Орнаментация  плоскости,  приближение  к  плоскостному  решению  пространства,  все  части,  детали,  линии  объекта  сплетаются  в  единый  орнаментальный  узор.

6.  Аналитический  подход  или  творческая  интерпретация  натуры,  т.  е.  способ  изображения  предметов,  разложением  его  на  простейшие  объемы,  показывая  внутреннюю  структуру  предмета  [4,  с.  34].

Чувство  декоративного  в  практической  работе  по  живописи  определяется  грамотным  распределением  по  поверхности  живописного  изображения  больших  и  малых  пятен,  их  светотеневой  и  цветовой  завязкой,  умелым  использованием  орнаментальных  мотивов  и  ритмов,  украшающих  изображение  плоскости.  Так  с  помощью  выразительных  средств  живописи  появляется  эстетический  знак  закодированного  человеческого  чувства  и  реального  объекта  изображения,  несмотря  на  условность,  декоративная  живопись  повествует  о  природе,  о  людях,  об  истории,  в  ней  зашифрован  смысл,  и  живые  образы. 

 

Список  литературы:

1.Герчук  Ю.Я.  Основы  художественной  грамоты:  Язык  и  смысл  изобразительного  искусства:  Учебное  пособие.  М.:  Учебная  литература,  1998.  —  208  с.

2.Миронова  Л.Н.  Цвет  в  изобразительном  искусстве:  Пособие  для  учителей.  —  2-е  изд.  /  Л.Н.  Миронова.  Мн.:  Беларусь,  2003.  —  151  с.

3.Новиков  А.М.  Методология  художественной  деятельности.  М.:  «Эгвес»,  2008.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://bib.convdocs.org/v6585/?download=1.  (дата  обращения:  23.  04.  2012).

4.Ременникова  Ю.С.  Декоративная  композиция  на  примере  живописи  Республики  Башкортостан:  Учебно-методическое  пособие  по  спецкурсу  /  Ю.С.  Ременникова.  Уфа:  Вагант,  2010.  —  118  с.:  ил.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# Катя 16.02.2015 00:00
Просто потрясающий материал!Большое спасибо)

Оставить комментарий

Уважаемые коллеги, издательство СибАК с 30 марта по 5 апреля работает в обычном режиме