Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 30 сентября 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Герасимчук О.Д. НЕМЕЦКАЯ ПОЛИФОНИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ: НАЧАЛО ИСТОРИИ, ОСНОВНЫЕ СОБРАНИЯ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 9(28). – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

НЕМЕЦКАЯ  ПОЛИФОНИЧЕСКАЯ  ПЕСНЯ:  НАЧАЛО  ИСТОРИИ,  ОСНОВНЫЕ  СОБРАНИЯ

Герасимчук  Оксана  Дмитриевна

аспирантка  кафедры  истории  музыки  Новосибирской  государственной  консерватории  (академии)  имени  М.И.  ГлинкигНовосибирск

E-mail: 

 

A  GERMAN  POLYPHONIC  SONG:  THE  HISTORY  ORIGIN,  MAIN  COLLECTIONS

Oksana  Gerasimchuk

postgraduate  of  Musicology  Department  of  Novosibirsk  State  Conservatory  (Academy)  named  after  M.I.  GlinkaNovosibirsk

 

АННОТАЦИЯ

Цель  статьи  определена  стремлением  проследить  факторы  развития  светской  вокальной  полифонии  в  Германии  и  обозначить  ее  основную  источниковую  базу  в  опоре  на  методологические  подходы  типологии  песенных  собраний  немецкого  музыкознания.  В  результате  обозначаются  три  основных  типа  собраний:  рукописные  и  печатные,  дифференцированные  на  коллективные  собрания  антологического  типа  и  авторские  собрания  монографического  типа,  делаются  выводы  о  достаточности  исторических  свидетельств  широкого  распространения  полифонической  песни  в  Германии  XV—XVI  веков.

ABSTRACT

The  aim  of  the  article  is  determined  by  an  ambition  to  trace  the  factors  of  the  secular  vocal  polyphony  development  in  Germany  and  to  define  its  main  source  base  relying  on  methodological  approaches  of  song  collections’  typology  of  German  musicology.  As  a  result  there  are  elicited  three  main  types  of  collections:  handwritten  and  printed,  differentiated  to  collective  collections  of  an  anthological  type  and  author’s  collections  of  a  monographic  type.  The  conclusion  is  drawn  about  sufficiency  of  historical  evidence  about  the  polyphonic  song  prevalence  in  Germany  of  XV—XVI  centuries. 

 

Ключевые  слова:  полифоническая  песня;  Германия;  Ренессанс;  песенное  собрание.

Keywords:  polyphonic  song;  Germany;  Renaissance;  song  collection. 

 

В  немецкой  культуре  письменно  зафиксированное  светское  многоголосие  впервые  отмечается  в  конце  XIV  —  начале  XV  веков.  Наиболее  крупными  фигурами  в  истории  ранних  многоголосных  песен  Германии  явились  Освальд  фон  Волькенштайн  (1377—1445)  и  Зальцбургский  Монах  (XIV  в.,  упоминается  ок.  1400).  Судя  по  сохранившемуся  материалу,  количество  их  многоголосных  песен  постепенно  возрастало.  Из  87  светских  и  48  религиозных  песен  Зальцбургского  Монаха  6  созданы  как  многоголосные,  а  «последний  миннезингер»  Волькенштайн  из  130  духовных  и  светских  песен  оставил  39  многоголосных,  причём,  бóльшая  их  часть  представляет  собой  контрафактуры  французских  образцов  XIV  века  (баллады,  вирелё  и  рондо).  Таким  образом,  по  сравнению  с  другими  европейскими  музыкальными  культурами,  немецкая  полифоническая  песня  исторически  возникает  относительно  поздно.  Культура  одноголосной  песни  в  Германии  —  миннезанг,  а  также  майстерзанг,  буквальных  аналогов  которого  нет  ни  в  одной  европейской  стране,  —  оказалась  значительно  растянута  во  времени  (до  XVIII  века).  Первые  образцы  контрапунктических  песен  Волькенштайна  —  многоголосных  версий  миннезингерских  песен  —  появились  тогда,  когда  во  Франции  и  Италии  уже  сложились  мощные  традиции  светской  полифонии.  Наиболее  ранним  источником  немецкого  многоголосия,  к  сожалению,  утраченным,  был  Энгельбергский  кодекс  (Engelberg  Codex),  созданный  монахами  Вальтером  Мирером  и  Бартоломеусом  Фридовером  в  период  с  1360  по  1400  годы:  «Многоголосие  в  Германии  не  спешило  развиваться,  да  и  Германия,  в  отличие  от  Франции,  не  спешила  развиваться  как  объединенная  нация.  К  XIII  столетию  Франция  имела  уже  свой  центр  торговли  и  культуры,  в  котором  складывалась  благодатная  почва  для  развития  и  процветания  органума  (Нотр-Дам)  и  мотета  Ars  Antiqua.  Германия  же  не  имела  в  это  время  ни  коммерческого  или  культурного  центра,  ни  собственного  музыкального  жанра»  [7].  Цель  настоящей  работы  определилась  стремлением  проследить  факторы  развития  светской  вокальной  полифонии  в  Германии  и  обозначить  ее  основную  источниковую  базу  в  опоре  на  методологические  подходы  типологии  песенных  собраний  немецкого  музыкознания.

Широкое  распространение  многоголосной  светской  песни  отмечается  во  второй  половине  XV—XVI  столетиях.  Стремительный  подъем  бытовых  песенных  жанров  связан  с  ростом  городов,  укреплением  в  них  бюргерства.  Активному  развитию  городской  жизни  с  ее  самобытной  культурой  сопутствует  основание  многочисленных  певческих  обществ  (Sängergesellschaften)  и  бюргерских  союзов  (Bürgersbunden)  [см.  об  этом:  6].  Вольные  и  имперские  города  —  Страсбург,  Франкфурт-на-Майне,  Бремен,  Гамбург,  Любек  —  перенимают  у  рыцарских  замков  культурную  инициативу,  становясь  важнейшими  очагами  художественной  жизни  Германии.  Песни  охотно  исполняются  в  самой  широкой  среде,  что  отражает  неподдельный  интерес  к  музицированию  разных  слоев  общества.  В  1498—1499  годах  засвидетельствовано,  что  даже  монахи-францисканцы  «писали  стихи  и  создавали  позорные  песни  <…>  и  должны  были  обучать  людей  пению»  [10,  с.  27].

Начиная  с  XV  века,  увеличивается  приток  в  германские  земли  иностранных  музыкантов,  как  стабильно  работающих  в  профессиональных  капеллах,  так  и  «гастролеров»,  выступающих  на  рынках;  тем  самым  интенсифицируются  контакты  с  инонациональными  традициями  светской  полифонической  песни.  Так,  например,  в  Германии  работал  швейцарец  Людвиг  Зенфль  (ок.1486  —  ок.  1542/1543),  вошедший  в  историю  как  самый  яркий  представитель  нидерландско-немецкой  плеяды  авторов  церковных  и  светских  песенных  композиций.  Богемец  Грегор  Пешин  (ок.  1500  —  после  1547),  уроженец  Праги,  получивший  музыкальное  образование  в  будапештской  придворной  капелле,  в  1527—1539  годах  был  органистом  придворной  капеллы  епископа  Зальцбургского;  в  1539  году  он  переехал  в  Нойбург-на-Донау  на  службу  к  пфальцграфу  Оттхайнриху,  вместе  с  которым  впоследствии  перебрался  в  Гейдельберг.  Генрих  Финк  (ок.  1444/1445  —  1527)  в  1510  году  навсегда  покинул  свою  родную  Польшу  и  после  долгих  переговоров  был  назначен  певчим  в  герцогской  капелле  в  Штутгарте  (5  ноября  1510).

Значение  практического  музицирования  стремительно  возрастало  в  существовавших  в  это  время  шестнадцати  университетах,  где,  аналогично  корпорациям  ремесленников,  активная  творческая  деятельность  была  свойственна  студентам  или  бывшим  студентам.  Вклад  школяров  в  историю  городской  песни  широко  известен,  начиная  еще  с  вагантов.  Своеобразный  стиль  их  песен  в  эпоху  гуманистических  воззрений  нередко  вызывал  насмешки,  в  особенности  язык  и  неприхотливый  строй  студенческой  серенады,  в  которой  выражалось  преклонение  перед  Дёрте  (собирательный  женский  образ):  «Старой  многоголосной  лейпцигской  студенческой  серенадной  музыкой  является  песня  O  we  gern  und  doch  entbern  [«О  как  охотно  жаждать  и  все  же  быть  лишенным».  —  О.Г.]  для  дисканта,  тенора  и  баса  (главная  мелодия  в  теноре),  с  неприличной  последующей  Tanzlied  в  устах  девочки,  которая  заканчивается  словами:  “Он  едет  туда,  в  Швабию”»  [10,  с.  26—27].  Студенты  также  принимали  участие  в  хороводах,  танцах  и  факельных  шествиях  ремесленных  цехов,  где  обязательно  звучала  музыка.  Наряду  с  обычными  бюргерскими  пирушками,  неизбежно  сопровождавшимися  пением  Tafellieder  (застольные  песни),  в  канун  дня  Св.  Иоанна  велись  общие  хороводы  под  открытым  небом  [см.  об  этом:  2].

Одной  из  основных  сфер  бытования  многоголосных  песен  были  также  богатые  королевские  и  княжеские  дворы,  имевшие  целые  капеллы.  В  их  репертуар  входили  практически  все  известные  песенные  жанры.  Особое  значение  имели  придворные  капеллы  императора  Максимилиана  I  в  Вене  (где  работали  Пауль  Хофхаймер,  Хенрик  Изаак  и  Людвиг  Зенфль),  герцога  Вильгельма  IV  Баварского  в  Мюнхене  (здесь  служил  Зенфль  после  смерти  Максимилиана  I),  мюнхенская  капелла  герцога  Баварии  Альберта  V,  которую  много  лет  возглавлял  Орландо  ди  Лассо,  капелла  Людвига  V  в  Гейдельберге,  где  работали  Георг  Форстер  (хорист)  и  Эразм  Лапицида  (придворный  музыкант).

Таким  образом,  на  протяжении  XV—XVI  веков  развивалось  повсеместное  музицирование  на  разных  профессиональных  уровнях  и  во  всех  слоях  общества,  что  способствовало  росту  и  стремительному  распространению  песенного  фонда.  Для  этого  времени  характерно  «всеобщее  увлечение  песенным  творчеством,  в  котором  принимают  участие  и  профессионалы,  и  любители  музыки,  владеющие  техникой  многоголосного  письма  и  правилами  композиции.  Отсюда  и  разный  уровень  песен:  в  художественном  отношении  далеко  не  все  песни  безукоризненны,  немало  достаточно  примитивных  образцов,  в  которых  независимо  от  контекста  используются  одни  и  те  же  выразительные  приёмы»  [4,  с.  144].  Однако  уже  к  концу  XVI  века  можно  говорить  о  значительном  развитии  художественной  полифонической  культуры  в  Германии,  об  утверждении  новой  образности  и  новых  интонаций  в  сфере  песенных  многоголосных  композиций.

Свидетельством  и,  одновременно,  фактором  масштабного  распространения  немецкой  многоголосной  песни  является  постоянное  нарастание  форм  и  объемов  тиражирования  сочинений:  «Время  1450—1550  гг.  —  так  называемая  Старонемецкая  музыкальная  эпоха  —  совпадает  с  эпохой  «Немецкого  ренессанса»  —  внезапного,  хотя  и  запоздалого  по  сравнению  с  Италией,  расцвета  национальной  культуры.  Это  эпоха  расцвета  немецкой  живописи  от  Конрада  Витца  и  Стефана  Лохнера  до  Матиаса  Г.  Грюневальда  и  Альбрехта  Дюрера,  пришедшаяся  на  время  жизни  одного  —  единственного  поколения,  представители  которого  родились  около  1470  года  и  лишь  один-два  из  них  пережили  1540-е;  а  также  развития  книгопечатания  и  искусства  книжной  гравюры  (уже  к  концу  XV  века  в  Германии,  Швейцарии  и  Нидерландах  действовали  более  восьмидесяти  типографий)»  [3с.  77].  Первоначально  (с  конца  ХV  века)  немецкие  песни  —  Lieder,  —  наряду  с  устной  передачей,  быстро  распространялись  посредством  публикаций  в  так  называемых  «летучих  листках»  (Flugschriften;  в  них  публиковались  слова  особо  популярных  или  старых  песен  с  указанием,  на  какой  мотив  их  надлежит  распевать  [9,  с.  55]).  В  дальнейшем,  с  появлением  книго-  и  нотопечатания,  немецкие  песни  в  изобилии  выпускались  крупнейшими  типографиями.  Первые  немецкие  нотные  публикации  появляются  в  конце  XV—XVI  веков,  а  крупнейшими  издателями  светских  песен  были  Иоганн  Отт  (Нюрнгберг),  Петер  Шеффер  (Майнц),  Эргард  Иеглин  (Аугсбург).  Сохранившийся  в  выпущенных  ими  собраниях  обширный  материал  позволяет  составить  достаточно  полное  представление  о  песенной  культуре  Германии  того  времени.

В  немногочисленной  отечественной  исследовательской  литературе,  в  той  или  иной  степени  касающейся  германской  музыкальной  культуры  эпохи  Ренессанса,  наряду  с  краткой  характеристикой  жанра  немецкой  песни,  акцент  делается  на  перечислении  песенных  сборников.  Подавляющее  большинство  упоминаемых  песенников  (Liederbücher)  являются  рукописными,  на  чем,  кстати,  внимание  авторов  не  всегда  останавливается.  В  немецкой  же  музыковедческой  литературе,  напротив,  точно  обозначен  рукописный  или  печатный  характер  всех  песенных  сборников,  появившихся  в  период  с  1450  по  1619  годы  [9].  Данный  подход  позволяет  количественно  и  качественно  соотнести  типы  появлявшихся  в  одно  время  собраний  песен.

В  число  самых  ранних  по  времени  создания  рукописных  песенников  входят  Лохаймский  (1450—1454;  содержит  47  песен,  в  том  числе  инструментальные  обработки,  из  них  35  одноголосных,  2  двухголосных,  7  трехголосных),  Шедельский  (ок.  1460;  составлен  Гартманом  Шеделем  (1440-1514);  включает  74  немецких,  19  французских,  1  итальянскую  песню  и  17  песенных  текстов)  и  Глогауэрский  (ок.  1480;  содержит  63  немецкие  светские  песни,  1  итальянскую  и  1  славянскую,  3  кводлибета,  59  песенных  ненотированных  текстов,  танцы  и  пьесы  с  немецкими  названиями).  Кроме  того,  к  тому  же  периоду  относят  появление  Ростокского  песенника  (точно  не  датирован),  Аугсбургской  книги  песен  (1454),  Книги  песен  Клары  Хетцлерин  (1472)  и  др.  Временнóй  диапазон  рукописных  песенников  весьма  широк  и  охватывает  продолжительный  период  с  1450  по  1592  годы.  По  содержанию  манускрипты  эклектичны  и  нередко  включают  в  себя  не  только  песенный  материал.  Часто  подобные  собрания  репрезентируют  культуру  как  полифонической  песни,  так  и  монодийной  народной,  а  также  неких  «песен  вечеринок  светского  общества»  (Gesellschaftslieder)  [9,  c.  55—66].  Второй  из  трех  Берлинских  манускриптов  (1568,  1574,  1575),  наряду  со  студенческими  и  протестантскими  песнями,  включает  песни-насмешки  (Spottlieder)  и  шпрухи.

Иногда  песенники  содержали  только  тексты,  как,  например,  Книга  песен  Клары  Хетцлерин,  иногда  и  мелодии,  «из  которых  мы  видим,  что  в  XV  веке  и  в  светской  песне,  вместе  с  сольным  пением,  встречается  и  трио,  а  с  начала  XVI  и  квартет;  это  прямое  последствие  того  подъема  светской  вокальной  и  инструментальной  музыки,  какой  совершился  в  это  время,  главным  образом,  при  дворах  немецких  князей»  [1,  с.  443].  Во  второй  половине  XVI  века  также  появляются  неозаглавленные  рукописи  с  материалом  дворянского,  бюргерского,  а  также  иностранного  происхождения.  «Манускрипты  немецкой  светской  полифонии  XV—XVI  столетий  обычно  имели  пестрое,  компилятивное  содержание,  в  котором  немецкие  песни  и  тексты  смешивались  с  латинскими  священными  и  французскими  светскими  композициями.  Только  во  втором  десятилетии  XVI  столетия,  с  появлением  самых  ранних  напечатанных  песенных  книг,  многоголосные  немецкие  песни  стали  публиковаться  отдельно.  В  течение  XV  столетия  почти  все  песенные  источники  содержали  очень  малое  количество  немецких  песен  и  включали  большое  количество  контрафактур  французской  и  итальянской  музыки  (как  в  манускрипте  Освальда  фон  Волькенштайна)  или  смешивались  с  множеством  европейских  композиций»  [8].  Таким  образом,  очевидно,  что  пестрое  содержание  песенников  (кстати,  как  и  более  поздних  изданий)  определяется  вкусами  составителей  и  фактором  случайности  при  совмещении  текстов  различных  жанров  и  типов.  Однако  все  рукописные  песенные  собрания  имеют  огромное  значение  для  выделения  и  определения  материала  и  являются  ценным  источником  для  атрибуции  мелодических  первоисточников,  положенных  в  основу  полифонических  композиций  (cantus  firmus’ов).

Наибольший  интерес  представляют  печатные  издания,  которые  выходят  на  протяжении  всего  XVI  столетия,  отражая  значительный  спрос  на  них  и,  следовательно,  широкое  распространение  многоголосного  пения  в  быту.  Наряду  с  собраниями  народных  песен,  издаются  их  обработки  для  многоголосного  исполнения.

Печатная  передача  песен  начинается  в  первые  годы  XVI  века  и  документирует,  прежде  всего,  придворный  репертуар  (песенники  Э.  Иеглина,  1512;  П.  Шёффера,  1513;  А.  фон  Айха,  1519).  В  XVI—XVII  столетиях  более  чем  в  200  немецких  городах  существовало  нотопечатание.  Центром  ранних  песенных  публикаций  был  Нюрнберг  (известные  издательства  Иеронима  Формшнайдера  (первый  издатель  песен  Зенфля)  и  Иоганна  Петриуса,  а  также  наиболее  плодовитое  товарищество  Иоханна  Берга  и  Ульриха  Нойбера).  К  преемникам  Формшнайдера  относят  таких  издателей,  как  Иоганн  и  Андреас  Айхорн  из  Франкфурта-на-Одере  (работали  в  1556—1615),  Андреас  Хантцш  из  Мюльхаузена  (работал  в  1583—1599),  Иоганн  Швертель  и  Маттеус  Велак  из  Виттенберга.  В  Виттенберге  работал  также  Георг  Рау,  чья  деятельность  занимает  особое  положение  в  истории  германских  музыкальных  изданий,  поскольку  он  первым  стал  публиковать  «методическую  литературу»,  напечатав  более  60  учебников  для  начинающих  и  трудов  по  музыкальной  теории.  На  юге  Германии  к  главным  издательствам  относятся  дома  Адама  Берга  в  Мюнхене  (работал  в  1564—1629)  и  Зигмунда  Фейерабенда  во  Франкфурте.

Существенны  также  несколько  более  поздние  многочисленные  издания  с  бюргерским  репертуаром;  важнейшие  публикации  представляют  собой  пять  книг  собрания  Георга  Форстера,  собрание  Иоганна  Отта.  Здесь  идет  речь  о  придворно-бюргерской  домашней  музыке,  когда  музыкальные  требования  и  степень  трудности  не  соответствовали  возможностям  профессиональных  певцов,  а  были  рассчитаны  на  «друга  и  любителя  благородной  музыки»  (из  предисловия  к  I  книге  собрания  Г.  Форстера  [5,  кол.  1274]).

С  расцветом  практики  изданий,  особенно  в  южной  Германии  (Аугсбург,  Нюрнберг),  наметилось  два  пути  в  составлении  собраний:

1.  коллективные  собрания  антологического  типа,  аналогичные  первым  собраниям  фротолл  в  Италии,  шансон  во  Франции,  например,  продукция  типографий  Оттавиано  Петруччи,  Андреа  Антиго,  Пьера  Аттеньяна.  Подобные  книги  (например,  Frische  teutsche  LiedleinEin  Ausszug  guter  alter  und  newer  teutscher  Liedlein,  einer  rechten  teutschen  Art  («Свежие  немецкие  песенки:  Собрание  хороших  старых  и  новых  немецких  песенок,  в  подлинно  немецкой  манере»)  Георга  Форстера,  Hundert  und  fünfftzehen  guter  newer  Liedlein  («Сто  и  пятнадцать  хороших  новых  песенок»)  Иоганна  Отта)  содержали  большой  объем  песен,  как  авторизованных,  так  и  анонимных.  Как  правило,  в  таких  изданиях,  наряду  с  известными,  фигурировали  малоизвестные  композиторы,  а  то  и  вовсе  дилетанты,  творчество  которых  представляли  лишь  несколько  образцов.  В  связи  с  этим  материал  многих  песенников  постоянно  пересекается;

2.  авторские  собрания  монографического  типа  (например,  том  четырех-  и  пятиголосных  песен  Генриха  Финка  Schöne  ausserlesene  Lieder  («Прекрасные  избранные  песни»),  Kurtzweilige  teutsche  Lieder,  nach  Art  der  Neapolitanen  oder  welschen  Villanellen  («Занимательные  немецкие  песни  по  образцу  неаполитанских  вилланелл»)  Якоба  Реньяра,  два  песенных  сборника  Ханса  Лео  Хасслера  и  многие  другие).

Большое  число  авторских  имен,  встречающихся  в  напечатанных  сборниках,  широкая  география  их  распространения,  заинтересованность  издателей  в  подобной  продукции,  —  все  это  является  свидетельством  огромной  популярности  и  масштабного  распространения  полифонической  песни  в  ренессансной  Германии.

 

Список  литературы:

1.Кох  М.,  Фогт  Ф.  История  немецкой  литературы  от  древнейших  времён  до  настоящего  времени.  СПб.,  1901  —  802  с.

2.Реутин  М.Ю.  Народная  культура  Германии.  М.,  1996.  —  96  с.

3.Себастьян  Вирдунг.  Трактат  о  музыке  (1511  г.)  /  Перевод  с  нем.  М.  Толстобровой.  СПб.:  Earlymusic  Publishing  House,  2004.  —  148  с. 

4.Симакова  Н.А.  Вокальные  жанры  эпохи  Возрождения.  М.,  1985.  —  360  с.

5.Blume  F.  Lied  //  Die  Musik  in  Geschichte  und  Gegenwart:  Allgemeine  Enzyklopedie  der  Musik.  Weimar,  1996.  —  Sachteil  5.  —  Sp.  1259—1277.

6.Brunner  H.  Meistergesang  //  The  New  Grove  Dictionary  of  Music  and  Musicians  /  Ed.  by:  Stanley  Sadie.  Macmillan  Publishers  Limited,  2001.

7.Kmetz  J.  Art  music:  Germany  /  To  1648  //  The  New  Grove  Dictionary  of  Music  and  Musicians  /  Ed.  by:  Stanley  Sadie.  Macmillan  Publishers  Limited,  2001.

8.Morgan  W.K.,  Hamm  C.,  Call  J.,  Fallows  D.,  Krummel  D.  W.  Liederbuch  //  The  New  Grove  Dictionary  of  Music  and  Musicians  /  Ed.  by:  Stanley  Sadie.  Macmillan  Publishers  Limited,  2001.

9. Suppan  W.  Deutschen  Liedleben  zwischen  Renaissance  und  Barock:  Die  Schichtung  des  deutschen  Liedgutes  in  der  zweiten  Hälfte  des  16.  Jahrhunderts.  Tutzing,  1973.  —  236  p.

10.Wustmann  R.  Musikgeschichte  Leipzigs.  Leipzig,1926.  —  Bd.  1:  Bis  zur  Mitte  des  17.  Jahrhunderts.  —  507  p.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.